Главная | Архив |

  Куда ведут реформы  
 

 

По закону велосипеда

 

 

Впервые в истории смоленской городской власти нынешний градоначальник Владислав Халецкий ввел в администрации должность заместителя главы города по реформированию городского хозяйства и инвестиционной политике. Тем самым решение перспективных задач мэр перевел из «остаточного принципа» на уровень такого же пристального внимания, как все текущие вопросы жизнедеятельности города.
Плоды труда по созданию перспектив развития города смоляне должны ощутить в самое ближайшее время. Собственно говоря, они уже видят, что реформы пошли, правда, находятся в неведении, к чему эти самые реформы приведут. Отношение населения пока можно оценить как сдержанно-скептическое, потому что все мы по горло сыты всевозможными реформами (особенно последних пятнадцати лет), и большинство из них людям ничего хорошего не дали.
Но, может быть, Смоленск ждет приятное исключение? Очень хотелось бы на это надеяться хотя бы потому, что в администрации города организацию реформирования городского хозяйства поручили самому, на наш взгляд, компетентному специалисту среди всей региональной чиновничьей элиты – Александру Ивановичу Логутову. В свое время этот профессионал стоял у истоков становления советского авто гиганта КАМАЗа и возглавлял партийную организацию города автомобилестроителей, добился реальных достижений в развитии промышленности Смоленщины на посту вице-губернатора нашей области.
По просьбе редакции журнала «Новый Смоленск» А.И. Логутов рассказывает о проводимой администрацией работе по реформированию городского хозяйства и инвестиционной политике.

- Появление должности заместителя главы города по вопросам, которые принято называть перспективными, - это требование времени. Появились новые законы – Градостроительный кодекс, Жилищный кодекс – со всеми вытекающими последствиями для местного самоуправления, 131-й закон о местном самоуправлении. И поэтому глава города Владислав Николаевич Халецкий принял такое решение, что надо иметь заместителя главы, который бы занимался больше вопросами перспективы. Также было создано управление по инвестициям. Оно впервые у нас появилось в городе. И в общем-то истекший год показал, что шаг сделан в правильном направлении.
Во-первых, работа с руководителями МУПов убедила последних в том, что необходимо проводить реорганизацию. Потому что муниципальные унитарные предприятия работали на оценку «неудовлетворительно», и такое качество сегодня уже не устраивает. Во-вторых, экономические отношения, которые сложились в стране, в области и в нашем городе требуют совершенно иного подхода. Муниципальное образование в лице руководства города должно формировать конкурентную среду на рынке оказания различных услуг, в том числе коммунальных. К сожалению, муниципальные предприятия не могут конкурировать с частными компаниями, акционерными обществами. Мы анализировали ситуацию: к сожалению, МУПы не заинтересованы в конечном результате своего труда. Так это сложилось. И находясь в условиях уже неплановой экономики, они должны учитывать обстоятельства и реформироваться.
Возьмем для примера ЖКХ. Только ленивый не критиковал эту службу в нашем городе. Но имеющиеся в ней проблемы характерны не только для Смоленска, но и для любого другого сопоставимого областного центра, за исключением городов-доноров. Это говорит не о том, что везде по стране руководители работать не могут в системе ЖКХ, а о том, что многое в этой современной системе нужно менять.
Конечно, финансы дают туда, где есть программы, где есть люди, которые готовы реализовать эти программы. Если плохо сегодня, все критикуют ЖКХ, - надо реформироваться. Начинаем реформу – опять критикуют. Но оставаться в том положении, в котором были, нельзя, надо двигаться вперед. Закон велосипеда: перестал педали крутить – упал. Поэтому были приняты соответствующие документы. На конкурсной основе выбрали исполнителя по разработке концепции реформирования ЖКХ в городе Смоленске. Это Московский институт муниципальной экономики.
Но концепция – не догма. Представлена возможность проанализировать положение, в котором находится в целом городское хозяйство, экономику посмотреть в лупу. И мы получили рекомендации, в каком направлении двигаться.
К сожалению, постоянно меняется законодательная база в стране. Переносятся сроки введения в действие законов. Это отражается на работе муниципальных образований, создает определенные сложности на местном уровне. Но главное – не хватает финансовых ресурсов. Городской бюджет, к сожалению, не позволяет активно развивать за счет средств бюджета городское хозяйство, реформировать его, выполнять капитальный ремонт жилого фонда, улично-дорожной сети, содержать дворовые территории в нормальном состоянии и порядке.
Кроме концепции развития ЖКХ, мы заказали на конкурсной основе комплексную программу развития коммунальной инфраструктуры города Смоленска на 2007-2010 годы. Наличие программы позволяет (и это требование закона) определять плату за подключения организаций к действующей коммунальной системе и инженерным сетям. Кроме этого, будут определяться надбавки к тарифам.
Разработана концепция инвестиционной политики в городе Смоленске – она утверждена городским Советом. Мы участвуем в реализации национальных проектов. По решению главы города образована рабочая группа по реализации каждого направления национальных проектов. Глава также образовал координационный совет, рассматриваем актуальные вопросы, в том числе и по национальным проектам. Даем возможность презентовать себя различным банкам, не лоббируя их интересы – просто страховые компании и консалтинговые группы с нашей помощью знакомятся с потенциальными клиентами.
Мы заказали программу реконструкции улично-дорожной сети, содержания и ремонта дворовых территорий, мостов. Программа уже на выходе. Требуется 2 миллиарда 134 миллиона рублей, чтобы отремонтировать всю улично-дорожную сеть, выполнить капитальный ремонт и провести реконструкцию улиц, отремонтировать мосты, путепроводы. Выполнить эти работы можно за 4 года.
Для чего мы заказали эту программу? Если в городе есть перспективные, просчитанные специалистами программы, то имеется возможность участвовать и в областных, и в федеральных программах, привлекать федеральные и областные средства для реализации городских программ. Но все равно этих средств не хватит, и мы должны искать инвесторов в частном бизнесе.
Вот, например, нас критикуют за низкое качество воды в отдельных микрорайонах нашего города. Взять хотя бы Ленинский район. Ввели вторую очередь станции обезжелезивания на Верхнее-Ясенном водозаборе. Казалось бы, должна быть качественная вода. Но трубы-то не заменили, по которым вода поступает после станции обезжелезивания. Потому и получается, что проблему решили частично. А для замены труб требуется более 2 миллиардов рублей. Мы опять же на конкурсной основе заказали схему водоотведения в городе Смоленске. Победителем стал Санкт-Петербургский проектный институт, с которым у нас уже 40-летние связи. И по предварительным прикидкам, нам предстоит провести полную реконструкцию очистных сооружений, замену водоводов (а это более 400 километров).
Таких денег ни в городском, ни в областном бюджетах нет, да и федеральный не в состоянии столько средств выделить. Министр Минрегионразвития Владимир Яковлев как-то привел такую цифру: для модернизации ЖКХ страны необходимо около трех триллионов рублей. Если мы эту модернизацию не проведем – не заменим оборудование, трубы и т.д. – ожидать какого-то улучшения качества энергоносителей сложно. Поэтому мы идем по пути акционирования МУПов, включили в прогнозный план приватизации практически все МУПы. Инвесторы готовы прийти и работать, вкладывать средства. Но все просчитывают, смотрят и свои возможные доходы. А наша задача в этих условиях – не допустить каких-либо правонарушений в привлечении инвестиций, создавать нормальные условия для взаимовыгодного сотрудничества наших хозяйствующих субъектов и инвесторов.
В конечном итоге цель – улучшение качества оказываемых услуг. За счет тарифов качество услуг не повысишь. Даже той же воды или тепла. Требуются серьезные инвестиции. А тарифы повышаются, потому что дорожают электроэнергия, газ, металл. Правда, об этом мало говорят. Зато когда касается тарифов ЖКХ, которые растут именно из-за удорожания энергоносителей, начинаются всякие разговоры, будто ЖКХ – это болото, в которое, сколько ни вкладывай, толку нет. Еще раз повторю: за счет тарифов качество услуг не повысишь – это аксиома во всем мире. Там, где сделали серьезную реконструкцию, привлекли средства, там и качество услуг соответствующее.
А требуются миллиарды рублей, чтобы сегодня модернизировать ЖКХ города. Только по горводоканалу, как я уже отмечал, нужно более 2 миллиардов рублей. Чтобы модернизировать 64 муниципальные котельные «Теплосетей», требуются, минимум, 600 миллионов рублей: для замены котлов на энергоемкие с более высоким КПД, реализовать программы энергосбережения. А на капитальный ремонт жилищного фонда нужно изыскивать почти 5 миллиардов рублей. К сожалению, это сегодня наше самое больное место.
Хотя и продлен срок проведения конкурса муниципальными образованиями по выбору управляющих организаций для тех, кто не определился до 1 января 2007 года, проблем хватает. Одна из них – сбор денежных средств. Население города задолжало различным коммунальным структурам около 270 миллионов рублей. Это деньги, которые необходимы коммунальщикам и энергетикам.
В последнее время задают много вопросов по объединению «Жилищника» и ЖЭУ. Оно проходит в рамках прогнозного плана приватизации. Мы проанализировали возможные варианты реформирования, реорганизации этих наших МУПов, изучили опыт других городов и в общем-то пришли к такому выводу, что необходимо создать единую мощную управляющую жилищную компанию, которая будет выступать в основном как подрядчик для выполнения коммунальных услуг. От нее может уйти такая функция, как обслуживание внутридомовых сетей – например, электрических, тепловых, водоводов. А может и не уйти, если с ними заключат договоры управляющие компании многоквартирных домов. Мы предполагаем, что эта структура обязательно акционируется. Стопроцентным учредителем будет город.
Открытое акционерное общество сможет создавать дочерние предприятия – по сути управдом и бухгалтер. И они будут участвовать в конкурсе, который мы будем проводить. Муниципалитет обязан создавать равные условия для всех участников конкурса. Не обязательно может победить эта структура – открытое акционерное общество «Городская управляющая компания». Но выбранная управляющая организация будет связующим звеном между собственником и поставщиками коммунальных услуг.
Население будет знать одного своего управдома. И днем, и ночью позвонил, перерасчет сделать – к нему, нет холодной воды – к нему, качество теплой воды не отвечает требованиям – опять же к нему. А он уже будет выставлять претензии, в том числе и через суд, к тем, кто поставляет коммунальные услуги. Он с ними будет заключать договор, осуществлять взаимодействие. Но если управдом будет ненадлежащим образом выполнять свои обязательства перед жителями, те просто-напросто соберут собрание и примут решение о его освобождении. Если управдом не выполняет условия договора, несмотря на назначение на должность муниципальным образованием на конкурсной основе, просто расторгается договор, и жильцы вправе выбрать какую-то другую организацию – частную, например.
Это стимул для «Жилищника» реформированного работать лучше, качественнее. И требования к персоналу предъявлять, и переподготовку проводить, и инструментом обеспечивать нормальным. Тогда эту организацию люди будут заказывать. У них всегда есть право отказаться от имеющихся услуг и заказать другого исполнителя. Но на переходный период – я считаю, года на два – такая возможность работы. И мы идем по этому пути. По мере появления частных организаций образуется выбор коммунальных служб – это будет только приветствоваться. Где конкуренция, там качество.

От редакции: Нам представляется, что в ближайшее время город может столкнуться с очень серьезной проблемой. Многие жилые дома без капитального ремонта по 50-55 лет. И жильцы, определяясь с управляющей компанией, требуют, чтобы был проведен капитальный ремонт, чтобы они получили документы на землю. Иначе потом самим придется нести расходы на ремонт и оформление земли. А это большие затраты. Уже подаются иски в суд, поток судебных исков в конце концов может повернуть «независимые суды» к защите интересов граждан, и тогда город ждет… банкротство.

- Городской бюджет 2007 года – около 2 миллиардов рублей, а на капитальный ремонт жилищного фонда требуется 2,5 таких бюджета. Но ситуация не тупиковая. Проблема поднимается на правительственном уровне. Я недавно был по поручению главы на совещании в Калуге, которое проводило руководство Центрального федерального округа. Без помощи федерального бюджета, как отмечали участники этого совещания, сложно будет решать проблему капитальных ремонтов. Кредиты если брать – их нужно возвращать. Но из каких источников?
Конечно, мы должны деньги на капремонт предусматривать в местном бюджете. Областной бюджет нам нынче выделил на ремонт жилищного фонда 17 миллионов рублей. Но этих денег недостаточно. Будем вместе с главами администраций районов определять самые болевые точки. И работать. Другого пути нет. Но еще раз подчеркну – эта проблема стоит на уровне страны. И министр Владимир Анатольевич Яковлев об этом неоднократно говорил в своих выступлениях. Должна все-таки появиться новая программа реформирования ЖКХ. Я, честно говоря, с нетерпением жду, какие предложения попадут в отправленную премьером на доработку программу. Она и должна дать ответ на этот актуальнейший вопрос по восстановлению жилищного фонда.
 

 

 

 

 

02(02)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич