С 11 по 17 сентября Смоленск и Смоленскую
область захлестнула волна событий, эмоций и
впечатлений. Слишком много значимых совпадений
выпало на долю отвыкших от подобного обилия
смолян. А «стержнем», центром, с которым
совершенно неожиданно, а может и ожидаемо,
установились культурные переклички, стало
проведение Третьего Всероссийского кинофестиваля
актеров-режиссеров «Золотой Феникс».
Начнем с того, что сам фестиваль изначально был
посвящен 1150-летию города Смоленска. Каждому
неравнодушному жителю и так приятно, что
проведение мероприятия подобного размаха в
Смоленске уже стало традицией, а тут еще и такое
особое внимание к городу – посвящение ко дню
рождения. Но это лишь начало. Уже в день
открытия кинофестиваля стало понятно: сюрпризов
и городу, и горожанам, и самим участникам
фестиваля будет еще множество.
Взять хотя бы специальные призы имени наших
знаменитых земляков: «За музыку в кино» имени М.
Глинки, «За лучший сценарий» имени А.
Твардовского, «За лучшую театральную антрепризу»
имени А. Папанова, «Лучшему
художнику-постановщику» имени С. Коненкова, «За
самый веселый фильм» имени Ю. Никулина, «Лучшему
продюсеру» имени М. Тенишевой. Тут впору
гордиться, что мы родились и живем на той земле,
что подарила таких людей национальному
искусству. И, наконец, «Приз зрительских
симпатий», можно сказать, приз имени каждого
зрителя кинофестиваля.
Много теплых слов было сказано гостями и
участниками в адрес смолян на открытии
фестиваля. Чего стоит призыв поэтессы Ларисы
Рубальской: «Здесь родился мой любимый поэт
Александр Твардовский. Гордитесь вашими
земляками, они стоят того!». Или лаконичная
фраза Игоря Сукачева: «Что меня связывает со
Смоленском? Меня связывает со Смоленском все
это». А уж обращение к зрительному залу
президента кинофестиваля, Народного артиста
России В. Шиловского в образе Кутузова: «Кто
главный в этом уникальном фестивале? Дайте свет
в зал. Вы! Смоляне! Самые главные на этом
фестивале! Я благодарю вас, что вы есть! Я
счастлив! И теперь я могу открыть этот
фестиваль! Дайте мне штучку!» – надолго
запомнится всем, кто слышал его слова.
Именно в этом году у «Золотого Феникса» появился
свой гимн, автором стихов которого стал Народный
артист России С. Никоненко. Те жители города и
области, которые следят за культурной жизнью
Смоленщины, вспомнят, что Никоненко в июньские
дни празднования юбилея А. Твардовского
присутствовал на открытии бюста поэта в Починке,
где замечательно читал главу «Гармонь» из книги
про бойца. Возможно, замысел текста будущего
гимна родился у него уже тогда. А посвящением
100-летию А.Твардовского стал фильм «Три жизни
поэта» режиссера Ю. Кузавкова.
Да что говорить, каждый фильм, каждый творческий
вечер был для смолян подарком.
С. Говорухин:
«В общем-то, я романтик…»
Его приветствовали стоя все, кто собрался на
Массовом поле: родители, их дети и внуки, всего
около 500 человек. Для смоленских ценителей кино
Станислав Сергеевич Говорухин был и остается
эталоном, божеством, мэтром. Жители города сразу
дали это почувствовать, вступив в диалог с
режиссером. Вопросы были и про демонстрируемый
фильм, и про общественную и политическую
деятельность Говорухина, и даже личного
характера.
О фильме говорилось немного. «Пассажирка» снята
по любимой одноименной повести режиссера
Константина Михайловича Станюковича. Этого
писателя сегодня забыли, а когда-то читали
буквально взахлеб. Особенно те, кто бредил морем
и хотел стать моряком. Все они учились на его
произведениях. Сценарий был написан еще в 1968
году, однако снять удалось совсем недавно.
Говорухин признается, что сам был влюблен в эту
повесть. По поводу этой режиссерской работы
Говорухин легко отшучивается анекдотом: «Две
крысы грызут в фильмархиве пленку. Одна
спрашивает другую: «Ну, как?» Вторая отвечает:
«Сценарий был лучше». Режиссер рассчитывает на
скромный эффект от показа: главное, чтобы
телевизионная версия не умалила достоинств
оригинала.
История разворачивается на военном корабле в XIX
веке. Российский консул просит капитана взять на
борт пассажирку и доставить ее в Гонконг. Это
вдова американца, покончившего жизнь
самоубийством после неудачи на золотых приисках.
Вера Сергеевна Кларк вместе со своей горничной
Анной Егоровной проводит 3 недели в обществе
лучших мужчин. Не давая к тому повода, вместе с
тем, вдова становится предметом воздыханий чуть
ли не каждого из присутствующих на корабле. Но
более всего горячится мичман Владимир Алексеевич
Цветков….Скажу одно: в конце не грех и
всплакнуть: уж больно трогательно и осторожно
режиссер обнажил чувства. Фильм, судя по всему,
затронул не только наши сердца, потому что
несмотря на начинающийся дождь, большинство
смолян дождались конца.
В центре последних работ режиссера доминируют
женские судьбы. И это не случайно. «В общем-то,
я романтик!» – признался смолянам С. Говорухин и
продолжил, задумчиво, – «… альпинист, геолог,
турист…» Супергерои и детские произведения
отошли на задний план. Пришло понимание того,
что женщины устроены сложнее мужчин. Что же, как
мне кажется, женщины должны при этих словах
возгордиться: долгий путь к пониманию их натуры
теперь уже обязывает оставаться загадочными и
труднопостижимыми. Хотя бы для того, чтобы
говорухины и прочие снимали про них кино.
Посетовал Станислав Сергеевич и на очень низкий
уровень культуры, который не поднимается
последние 20 лет. Живая иллюстрация этой мысли
находилась рядом со сценой: сильно пьяные
девушки, смутно понимая, где они находятся,
пытались пройти на сцену. Станислава Сергеевича
это ужасно раздражило, поэтому пришлось привлечь
охрану. Сегодня мы можем только мечтать о том
кинематографе, который живет десятки лет.
Хороший театр и литература остались в прошлом,
на берегу двадцатилетней давности. Жесточайшая
цензура не позволяла ничего лишнего, зато это и
приносило свои плоды. Кажется, режиссер не был
бы против возвращения некоторых советских
заповедей. Вспомнил Говорухин и как в те годы на
площадях всех городов читались стихи. Режиссер
не преминул назвать родных ему поэтов:
Ахмадулину, Рождественского, Евтушенко,
Вознесенского. А чего стоили театр
«Современник», театр на Таганке, БДТ им. Г.А.
Товстоногова. Чудо рождалось в тайне и муках.
Сегодня все можно – нет ограничений. Российскому
обществу не хватает нравственных ограничений так
же, как берегов реке. Мы больше напоминаем
болото, которое родить что-то плодоносящее не в
силах. Молодое поколение, по словам режиссера,
не читает. И вот здесь Вы, Станислав Сергеевич,
обманываетесь! Мы читаем взахлеб и все подряд.
Книга воспитывает чувства. Может быть, поэтому
молодое поколение такое дисгармоничное, что
впитывает все без разбору? Мы начали
откровенничать там, где раньше ваше поколение
могло только шептаться. Видимо, это и претит
вашему духу и убеждениям?! А жаль…
Яркие события сменяли друг друга. Гордость за
Смоленск сменяло удивление от просмотра
очередного фильма. Фестивальная неделя пролетела
быстро. А церемония закрытия Третьего
Всероссийского кинофестиваля актеров-режиссеров
«Золотой Феникс» тоже прошла под знаком
посвящения не менее значимому событию –
освобождению Смоленщины от немецко-фашистских
захватчиков. Такой уж период в жизни города
наступил – праздник за праздником, юбилей за
юбилеем.
Итоги кинофестиваля удивляют и радуют. Для
участия в его работе на смоленскую землю прибыли
более 120 кинематографистов. В дни фестиваля
было показано 34 фильма, 16 из них – конкурсные.
Все показы были бесплатны. Для создания этих
фильмов было использовано более 100 тысяч метров
кинопленки. Участники и гости фестиваля раздали
более 10 тысяч автографов, а им вручили более
500 букетов цветов. В дни кинофестиваля актеры и
режиссеры побывали с творческими встречами в
городах Смоленской области: Вязьме, Рославле,
Десногорске, Духовщине, Ельне, Дорогобуже,
поселке Красный. На Площади звезд перед
кинотеатром «Современник» были открыты две
именные звезды в честь Народной артистки СССР
Л. Гурченко и в честь Народного артиста России,
кинорежиссера В. Шиловского. Мероприятия
кинофестиваля посетило около 30 тысяч зрителей.
На фестивале были более 150 журналистов. Это
всего лишь статистика. Но и она впечатляет. А
имена гостей говорят сами за себя. Почти у всех
отыскались смоленские корни, о чем
актеры-режиссеры с детской радостью сообщали
зрителям, пришедшим на церемонию закрытия.
Прощальный вечер получился ярким и
запоминающимся. Всех покорило выступление Л.
Гурченко – душевное и теплое, а потом лихое и
задорное, с танцами и приговорками. Зал
аплодировал стоя. Без лишних слов. Также стоя
аплодировали зрители прощальному фильму
нынешнего фестиваля «Брестская крепость»
режиссера А. Котта. Военные судьбы Смоленска и
Бреста похожи. И отклик, который вызвала картина
у зрителей, – еще один подарок нашему городу.
«Мы теперь единочувственники», - сказала героиня
одного из фильмов-победителей. Хорошее и очень
точное слово. В дни проведения кинофестиваля все
смоляне, все гости города стали не просто
земляками – единочувственниками.
 
|
|