Главная | Архив |

  Кинофестиваль в Смоленске  
   

Анастасия Трифонова, Вероника Авхимович

 

«Единочувственники»

 

С 11 по 17 сентября Смоленск и Смоленскую область захлестнула волна событий, эмоций и впечатлений. Слишком много значимых совпадений выпало на долю отвыкших от подобного обилия смолян. А «стержнем», центром, с которым совершенно неожиданно, а может и ожидаемо, установились культурные переклички, стало проведение Третьего Всероссийского кинофестиваля актеров-режиссеров «Золотой Феникс».
Начнем с того, что сам фестиваль изначально был посвящен 1150-летию города Смоленска. Каждому неравнодушному жителю и так приятно, что проведение мероприятия подобного размаха в Смоленске уже стало традицией, а тут еще и такое особое внимание к городу – посвящение ко дню рождения. Но это лишь начало. Уже в день открытия кинофестиваля стало понятно: сюрпризов и городу, и горожанам, и самим участникам фестиваля будет еще множество.
Взять хотя бы специальные призы имени наших знаменитых земляков: «За музыку в кино» имени М. Глинки, «За лучший сценарий» имени А. Твардовского, «За лучшую театральную антрепризу» имени А. Папанова, «Лучшему художнику-постановщику» имени С. Коненкова, «За самый веселый фильм» имени Ю. Никулина, «Лучшему продюсеру» имени М. Тенишевой. Тут впору гордиться, что мы родились и живем на той земле, что подарила таких людей национальному искусству. И, наконец, «Приз зрительских симпатий», можно сказать, приз имени каждого зрителя кинофестиваля.
Много теплых слов было сказано гостями и участниками в адрес смолян на открытии фестиваля. Чего стоит призыв поэтессы Ларисы Рубальской: «Здесь родился мой любимый поэт Александр Твардовский. Гордитесь вашими земляками, они стоят того!». Или лаконичная фраза Игоря Сукачева: «Что меня связывает со Смоленском? Меня связывает со Смоленском все это». А уж обращение к зрительному залу президента кинофестиваля, Народного артиста России В. Шиловского в образе Кутузова: «Кто главный в этом уникальном фестивале? Дайте свет в зал. Вы! Смоляне! Самые главные на этом фестивале! Я благодарю вас, что вы есть! Я счастлив! И теперь я могу открыть этот фестиваль! Дайте мне штучку!» – надолго запомнится всем, кто слышал его слова.
Именно в этом году у «Золотого Феникса» появился свой гимн, автором стихов которого стал Народный артист России С. Никоненко. Те жители города и области, которые следят за культурной жизнью Смоленщины, вспомнят, что Никоненко в июньские дни празднования юбилея А. Твардовского присутствовал на открытии бюста поэта в Починке, где замечательно читал главу «Гармонь» из книги про бойца. Возможно, замысел текста будущего гимна родился у него уже тогда. А посвящением 100-летию А.Твардовского стал фильм «Три жизни поэта» режиссера Ю. Кузавкова.
Да что говорить, каждый фильм, каждый творческий вечер был для смолян подарком.

С. Говорухин:
«В общем-то, я романтик…»
Его приветствовали стоя все, кто собрался на Массовом поле: родители, их дети и внуки, всего около 500 человек. Для смоленских ценителей кино Станислав Сергеевич Говорухин был и остается эталоном, божеством, мэтром. Жители города сразу дали это почувствовать, вступив в диалог с режиссером. Вопросы были и про демонстрируемый фильм, и про общественную и политическую деятельность Говорухина, и даже личного характера.
О фильме говорилось немного. «Пассажирка» снята по любимой одноименной повести режиссера Константина Михайловича Станюковича. Этого писателя сегодня забыли, а когда-то читали буквально взахлеб. Особенно те, кто бредил морем и хотел стать моряком. Все они учились на его произведениях. Сценарий был написан еще в 1968 году, однако снять удалось совсем недавно. Говорухин признается, что сам был влюблен в эту повесть. По поводу этой режиссерской работы Говорухин легко отшучивается анекдотом: «Две крысы грызут в фильмархиве пленку. Одна спрашивает другую: «Ну, как?» Вторая отвечает: «Сценарий был лучше». Режиссер рассчитывает на скромный эффект от показа: главное, чтобы телевизионная версия не умалила достоинств оригинала.
История разворачивается на военном корабле в XIX веке. Российский консул просит капитана взять на борт пассажирку и доставить ее в Гонконг. Это вдова американца, покончившего жизнь самоубийством после неудачи на золотых приисках. Вера Сергеевна Кларк вместе со своей горничной Анной Егоровной проводит 3 недели в обществе лучших мужчин. Не давая к тому повода, вместе с тем, вдова становится предметом воздыханий чуть ли не каждого из присутствующих на корабле. Но более всего горячится мичман Владимир Алексеевич Цветков….Скажу одно: в конце не грех и всплакнуть: уж больно трогательно и осторожно режиссер обнажил чувства. Фильм, судя по всему, затронул не только наши сердца, потому что несмотря на начинающийся дождь, большинство смолян дождались конца.
В центре последних работ режиссера доминируют женские судьбы. И это не случайно. «В общем-то, я романтик!» – признался смолянам С. Говорухин и продолжил, задумчиво, – «… альпинист, геолог, турист…» Супергерои и детские произведения отошли на задний план. Пришло понимание того, что женщины устроены сложнее мужчин. Что же, как мне кажется, женщины должны при этих словах возгордиться: долгий путь к пониманию их натуры теперь уже обязывает оставаться загадочными и труднопостижимыми. Хотя бы для того, чтобы говорухины и прочие снимали про них кино.
Посетовал Станислав Сергеевич и на очень низкий уровень культуры, который не поднимается последние 20 лет. Живая иллюстрация этой мысли находилась рядом со сценой: сильно пьяные девушки, смутно понимая, где они находятся, пытались пройти на сцену. Станислава Сергеевича это ужасно раздражило, поэтому пришлось привлечь охрану. Сегодня мы можем только мечтать о том кинематографе, который живет десятки лет. Хороший театр и литература остались в прошлом, на берегу двадцатилетней давности. Жесточайшая цензура не позволяла ничего лишнего, зато это и приносило свои плоды. Кажется, режиссер не был бы против возвращения некоторых советских заповедей. Вспомнил Говорухин и как в те годы на площадях всех городов читались стихи. Режиссер не преминул назвать родных ему поэтов: Ахмадулину, Рождественского, Евтушенко, Вознесенского. А чего стоили театр «Современник», театр на Таганке, БДТ им. Г.А. Товстоногова. Чудо рождалось в тайне и муках. Сегодня все можно – нет ограничений. Российскому обществу не хватает нравственных ограничений так же, как берегов реке. Мы больше напоминаем болото, которое родить что-то плодоносящее не в силах. Молодое поколение, по словам режиссера, не читает. И вот здесь Вы, Станислав Сергеевич, обманываетесь! Мы читаем взахлеб и все подряд. Книга воспитывает чувства. Может быть, поэтому молодое поколение такое дисгармоничное, что впитывает все без разбору? Мы начали откровенничать там, где раньше ваше поколение могло только шептаться. Видимо, это и претит вашему духу и убеждениям?! А жаль…

Яркие события сменяли друг друга. Гордость за Смоленск сменяло удивление от просмотра очередного фильма. Фестивальная неделя пролетела быстро. А церемония закрытия Третьего Всероссийского кинофестиваля актеров-режиссеров «Золотой Феникс» тоже прошла под знаком посвящения не менее значимому событию – освобождению Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Такой уж период в жизни города наступил – праздник за праздником, юбилей за юбилеем.
Итоги кинофестиваля удивляют и радуют. Для участия в его работе на смоленскую землю прибыли более 120 кинематографистов. В дни фестиваля было показано 34 фильма, 16 из них – конкурсные. Все показы были бесплатны. Для создания этих фильмов было использовано более 100 тысяч метров кинопленки. Участники и гости фестиваля раздали более 10 тысяч автографов, а им вручили более 500 букетов цветов. В дни кинофестиваля актеры и режиссеры побывали с творческими встречами в городах Смоленской области: Вязьме, Рославле, Десногорске, Духовщине, Ельне, Дорогобуже, поселке Красный. На Площади звезд перед кинотеатром «Современник» были открыты две именные звезды в честь Народной артистки СССР Л. Гурченко и в честь Народного артиста России, кинорежиссера В. Шиловского. Мероприятия кинофестиваля посетило около 30 тысяч зрителей. На фестивале были более 150 журналистов. Это всего лишь статистика. Но и она впечатляет. А имена гостей говорят сами за себя. Почти у всех отыскались смоленские корни, о чем актеры-режиссеры с детской радостью сообщали зрителям, пришедшим на церемонию закрытия.
Прощальный вечер получился ярким и запоминающимся. Всех покорило выступление Л. Гурченко – душевное и теплое, а потом лихое и задорное, с танцами и приговорками. Зал аплодировал стоя. Без лишних слов. Также стоя аплодировали зрители прощальному фильму нынешнего фестиваля «Брестская крепость» режиссера А. Котта. Военные судьбы Смоленска и Бреста похожи. И отклик, который вызвала картина у зрителей, – еще один подарок нашему городу.
«Мы теперь единочувственники», - сказала героиня одного из фильмов-победителей. Хорошее и очень точное слово. В дни проведения кинофестиваля все смоляне, все гости города стали не просто земляками – единочувственниками.







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№10(122)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич