Главная | Архив |

  Письма из деревни  
   

Александр ЯКУШЕВ, д. Екимовка

 

Агония

 

Размышления известного смолянина Валерия Ивановича Атрощенкова, о необходимости изменения политики региональной власти в сторону нужд и чаяний народа, опубликованные в журнале «Смоленск» в 2009 и в 2010 годах, приветствую. Давно заметил: национально мыслящих людей у нас маловато, они, как правило, обитают вне слоя крупного начальства, может, из-за радикализма мнений, но скорее из-за того, что побуждают к динамизму, к активной работе, к ответственности за слово сказанное и дело сделанное.
В административном болоте о прозрачности управленческих решений говорят вполслуха, там все идет своим чередом: за создание благоприятных условий развития коммерческой структуре можно получить дополнительную квартиру, авто, ... пристроить по протекции нужного человека - опять себе во благо, широковещательно, с упором на массовость явления, расписать в чем-либо точечный успех... Вариантов много. Вот и борцы с коррупцией соловьями заливаются, что вот-вот начнется очистительный процесс с привлечением этих самых ежечасно и каждодневно обкрадываемых граждан, что надо создать такую обстановку...
Да, полноте, мне за 60 с лишним лет жизни эти распевы напоминают комариное жужжание, когда фон неприятия этого явления вроде бы и создается, а вот укусов, из-за специальной мази, не бывает. В нашей Вязьме, к примеру, цены на ГСМ-близнецы-братья, можно подумать, что торгуют бензином от одной скважины и нефтеперегонного завода. А где же рыночная конкуренция, или 5 компаний развернули производство в пригороде Вязьмы, а не за тысячи километров друг от друга? Так что же антимонопольная служба не препятствует явному ценовому сговору?
О трансформации злачно-развлекательных притонов, меняющих по-хамелеонски вывески, но отнюдь не внутреннее содержание, уже все устали говорить. Эффективность решений вертикали власти в четком выполнении распоряжений правительства весьма невелика.
Одних этих примеров достаточно, чтобы гражданин задумался: не понарошку ли кампания? Или: 17 членов совета директоров газовой отрасли получают за прошедший год баснословные бонусы - на одного члена правления более 160 тысяч долларов в месяц. Видимо, ни кризис, ни бюджетные вливания, ни нищенские пенсии с детскими пособиями, ни недостаток средств на операции тем же российским детям никак не влияют на аппетиты находящихся у кормушки. Если законы с отраслевыми положениями позволяют это делать официально, так, сообразуясь с элементарной совестью и стыдливостью (о большем молчу), поправьте эти документы, вы же прилюдно отнимаете часть прибыли, принадлежащей народу, проживающему на этой территории.
Опустимся в рассуждениях на муниципальный уровень. Всем видно и ясно: убыль населения - катастрофа для России. Создание условий для полноценных многодетных семей должно стать постоянной приоритетной задачей государства. По-крестьянски рассуждаю: не будь у меня двух сынов (явно маловато) и пятерых внуков, фермерское хозяйство «Русское поле» давно бы угасло, как это случилось с 263 было возникшими в районе крестьянско-фермерскими хозяйствами. Альтернатива нынешнему сельскому кладбищенскому покою с бурно зарастающими полями может быть одна: вернуть, используя привлекательные условия, на землю людей из числа отнюдь не блаженствующих в городе - законодательно оформить с ними отношения, в коих предусмотреть не эфемерную помощь кредитами под грабительский процент и сроки уплаты, а поэтапное создание необходимой для жизни и производства инфраструктуры, чтобы люди могли работать с землей и скотом, а не «париться», урывками строя себе хижины и мало-мальски сносные дороги. И не надо думать, что уже поздно. Вопрос в другом: надо просто заставить работать чиновника в этом направлении, подключить средства массовой информации, рекламировать не вульгарное заглатывание пива и животный секс со стимуляцией, а по-настоящему здоровый производительный труд многодетной крестьянской семьи, имеющей комфортные условия проживания и отнюдь не бедствующей. Люди потянутся к земле, но вот нужно ли это всерьез нашей власти - рассуждал же предыдущий губернатор о посадках на старопахотных землях хвойных лесов, что позволило бы в недалеком будущем организовать еще более шикарные охоты на обезлюдивших территориях.
Наверное, эта идея кому-то нравилась, уже всерьез стали обсуждать, как «денежным мешкам», прикупившим тысячи гектаров землицы, избежать законодательного обременения (пока существующего) заниматься сельхозпроизводством. Впрочем, что-то не припомню случая, чтобы по истечении трех лет бездействия у нерадивого владельца изымали бывшую пашню, как того требует Закон. Отношение к этой проблеме созерцательное, как в частушке: «Мы не сеем и не пашем, а валяем дурака...» Да и у надзирающих чиновников уже давно сформировалась устойчивая позиция иронично-снисходительного отношения к захиревшей деревне. Первопричину бедственного состояния вроде как и не видят, а вот о следствии: школу закрыть, больничку или медпункт, Дом культуры или клуб - пожалуйста, разговоры в кабинетах не затихают.
По Конституции наша демократическая власть не имеет права ухудшать социальные условия проживания граждан, урезать те же права на учебу детей. Принять подобное решение - поставить жирную точку в развитии группы селений, сконцентрированных в радиусе 8-10 км от школы - можно с согласия схода здесь проживающих граждан. Случись такое - уговорили - о какой привлекательности этой местности для постоянного проживания может идти речь? О каком грядущем подъеме сельского хозяйства? Кто и где вырастит будущих землепашцев, передаст им навыки, умение и прилежание в работе с животными и матушкой-землей?
Разглагольствования об информационных технологиях, знании ПК не накормят, физического и нравственного здоровья не добавят, скорее наоборот: процент хилых в подрастающем поколении неуклонно растет, перспективы трудоустройства на селе нет. При таком реагировании на ситуацию, сложившуюся в сельских поселениях (термин с душком недодуманности, «городище» - древнее и таинственное), будущее весьма призрачно. Уже сегодня зальчик совещаний в здании Вяземской администрации вмещает третью часть всех занятых в сельхозпроизводстве района! Недалек час, вместо выращивания хлеба, мяса, льна и молока на этой территории получит прописку туриндустрия, а последние деревенские могикане, рассказывая о былом, станут подрабатывать экскурсоводами, наяву вкусив прелестей нанотехнологии с модернизацией.
Эти новшества, говорят, поднимут уровень качества жизни. Вот и Россельхозбанк дает кредиты из бюджетных средств под строительство семейных ферм вместимостью до 100 коров. Правда, за 8 лет надо погасить 20 миллионов рублей и при этом иметь двух поручителей с доходом у каждого не менее 100 тысяч рублей в месяц. Загадочно: в какой среде искать этих поручителей, по-моему, официально, даже главы нашего района и города скудновато получают, не иначе как рассчитан этот кредит опять на тех же жирных «котов перестройки», потихоньку скупивших тысячи гектаров земли в одни руки, но при этом не спешащих вкладываться в её хозяйственное обустройство.
Подумать бы о развитии отечественного сельхозмашиностроения, а то ведь половодье импортных агрегагов и деталей невысокого качества к нашей технике до минимума сокращает срок ее службы. Не найти хорошего, по ГОСТу закаленного, тракторного пальца и трака, шестерен для роторной косилки «КРН-2.1», даже шланги для гидравлики продают из голой резины без металлической оплетки... Самые востребованные колесные тракторы Союзного государства Беларусь марки «МТЗ-80» исключены из списка льготного кредитного финансирования, зеленая улица дана «Джон Диру» и прочей технике зарубежья. Да и о чем говорить, если ремень вентилятора покупаю в магазине областной сельхозтехники китайский, а электропастух - финский. О продуктах питания молчу. Слава Богу, что выращиваем на собственном подворье многое из того, что красуется на магазинной полке, промаркированное многовариантно-коварным индексом «Е».
Не скрою: неловко было выпрашивать у главы сельской администрации отсыпать песком полукилометровый участок непроезжей дороги через лес, по которой четверо малолетних детей добираются в школу за 4 километра. А чтобы одолеть последние 200 метров, необходим был приезд первого заместителя главы районной администрации. Спасибо Владимиру Владимировичу Крылову, помог. И это при том, что рядом велась отсыпка дороги к деревушке с двумя жителями за счет консолидированного бюджета.
Я не сноб, огорчает в этой ситуации другое - меркантильный расчет, когда и за дорогу общего пользования можно, грубо говоря, содрать с крестьянина деньги. Бизнесменов при должностях ныне пруд пруди... поинтересоваться же, что и по службе положено: как живете, в чем нуждается хозяйство, пригласить на семинар, совещание - все это из области сказки.
Глухота удивительная. Набившее оскомину пьянство в гипотетических размерах уже привело к ощутимой деградации часть населения. Со времен советской школы помним жуткий эпизод: большевика Лазо японцы сожгли в паровозной топке. Ныне, накушавшись самогона, выпивохи сжигают собутыльников в топках котельных - это было и у нас в с. Новом. Семь лет назад писал в «Парламентской газете», как травят односельчан самогонщики, два десятка коих проживает в радиусе 800 метров от резиденции главы сельского округа. Здесь каждый знает друг друга и адреса, где бродит вонючая брага, или разливается до «градуса» этиловый спирт. Для галочки в отчете - борьба идет! - конечно, штрафуются пойманные с поличным производители «зеленого змия». А результат? Ну-ле-вой! Это при том, что решение лежит на поверхности: штрафовать надо и главу сельской администрации: у него обоняние, зрение и слух в полном порядке, и он на 100 процентов уверен, что никто бы из якобы нелегальных спаивателей не посягнул на содержание его кошелька. Да и увидеть свою фамилию - чего нет сейчас - в листовке под названием «Они позорят село», услышать о том же поподробнее из уст учителя-лектора в клубе, было бы мерой действенной, а не от лукавого, как сейчас.
Меня всегда печалила и печалит изворотливость чиновника, уходящего от решения простых и ясных задач. То прикрывается он, как фиговым листиком, несовершенным подзаконным актом, то, не стесняясь, проводит в жизнь казуистические требования, от которых тошнит нормального человека.
От дыма августовских пожарищ чихалось и в окрестностях моей Екимовки, при этом ни от кого не слышали мы, где и что горит, и какова для нас опасность. А как не полыхать огню, если вместо пашен бурьян многолетних трав с кустарником, в коих утопают и многие дома, ветхие жильцы которых уже не в силах держать косу в руках. Безмолвная смена ненаследуемых поколений - что может быть страшнее в мирное время?

Я крестьянин с двадцатилетним стажем. Прошел путь от радужных надежд до удручающей действительности, когда огромные площади сельхозугодий «пашет» один живой «плуг» - дикий кабан. Вот об этом и нравах, приведших к сельскохозяйственному разорению - в следующем письме.







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№10(122)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич