Уже несколько лет в Смоленской области работает
Благотворительный фонд социальной помощи детям
«Расправь крылья!». Сегодня у нас в гостях – его
президент Анна Аббасова.
- Здравствуйте, Анна. Расскажите, пожалуйста, о
Вашем фонде. На решение каких задач направлена
его деятельность?
- Добрый день. Уже из названия фонда – видна
наша основная цель – социальная помощь детям,
находящимся в трудной жизненной ситуации. И
прежде всего – детям-сиротам и детям, оставшимся
без попечения родителей. В рамках этой помощи
одним из приоритетных направлений нашей
деятельности является постинтернатное
сопровождение выпускников детских домов и
школ-интернатов. Почему? Потому что мы считаем,
что это очень важный и сложный период в жизни
ребят, которому у нас в стране уделяется
неоправданно мало внимания. А ведь после выпуска
перед ними встает непростая задача –
интегрироваться в общество, начать жить
самостоятельно. И, к сожалению, справиться с
этой задачей удается далеко не всем. Собственно,
как раз для того, чтобы выпускникам это
удавалось, и реализуется в Смоленской области
наш проект «Мост в будущее».
- Проект «Мост в будущее» реализуется именно в
нашей области. Чем это вызвано?
- Постинтернатное сопровождение выпускников для
Смоленской области, как нам кажется, более
актуально, чем для многих других регионов. Есть
несколько причин. Во-первых, это особенности
интернатных учреждений в Смоленской области и их
месторасположение. Дело в том, что подавляющее
большинство учреждений для сирот в Смоленской
области расположено в сельской местности, вдали
от развитой социальной инфраструктуры. Как
результат, ребята после выпуска часто не умеют
пользоваться, например, почтой, поликлиникой,
сберкассой и даже испытывают сложности при
совершении покупок в магазинах. И в этом смысле
по объективным причинам выпускникам Смоленщины
сложнее адаптироваться к самостоятельной жизни,
чем, скажем, выпускникам города Новосибирска.
Просто потому, что Новосибирск – большой город,
где дети-сироты волей-неволей вынуждены активно
взаимодействовать с окружающим их миром. К тому
же почти все учреждения для сирот в Смоленской
области – это школы-интернаты. А это означает,
что ребята и учатся и живут в одном месте – в
своем учреждении и не ходят в обычные школы, что
ограничивает их возможности устанавливать
отношения с ребятами из семей. Все это вместе с
излишней закрытостью интернатных учреждений от
внешнего мира означает, что на практике контакты
детей с социумом сильно ограничены. Познание
мира за стенами учреждения сильно затруднено.
Во-вторых, руководство области и профильные
ведомства понимают, что необходимо
совершенствовать работу по постинтернатному
сопровождению выпускников, и готовы сотрудничать
в этом направлении с фондом. И это абсолютно
правильно, так как такое сотрудничество
позволило объединить усилия и привлечь в регион
значительные дополнительные ресурсы (как
материальные, так и интеллектуальные) и
направить их на помощь детям.
- Анна, расскажите нашим читателям, в чем
актуальность проекта «Мост в будущее»? В чем его
особенности?
- Относительно актуальности, вот лишь некоторые
цифры. В интернатных учреждениях Смоленской
области находится более тысячи воспитанников. В
среднем сто сорок человек ежегодно выходит из
школ-интернатов и начинает жить самостоятельно.
Практически все из них проходят через кризис
адаптации, и не всегда у ребят достаточно
собственных ресурсов для его преодоления. Только
треть выпускников более или менее устраивается в
жизни: получает образование, профессию,
трудоустраивается и создает семью. А остальные,
к сожалению, пополняют ряды не имеющих
профессии, безработных, правонарушителей, людей,
которые разочаровались в жизни. При этом важно
понимать, что их личной вины в этом не много.
Причина таких сложностей во многом в том, что
они не могут рассчитывать на помощь семьи,
родных – им попросту не на кого опереться. В
этом – принципиальное отличие выпускников от
семейных детей. Это и определяет необходимость
оказания им дополнительной помощи со стороны
общества.
Теперь об особенностях нашего проекта. Главное -
в системном подходе к организации сопровождения
выпускников и масштабе деятельности. На
Смоленщине фонд совместно с властями выстраивает
систему сопровождения областного масштаба.
- И что же представляет собой создаваемая
система сопровождения?
- Ключевым элементом в ней является Центр
поддержки выпускников детских интернатных
учреждений «Расправь крылья!». Центр был открыт
в декабре 2008 года. По своему характеру – это
ресурсное учреждение, в котором аккумулируются
необходимые организационные, методические,
информационные и аналитические ресурсы. И
предназначены они для выпускников, специалистов
и учреждений области. Центр выстраивает и в
дальнейшем обеспечивает работу всей системы
сопровождения. Уже сейчас она охватывает 440
выпускников и 25 учреждений.
- Центр поддержки выпускников решает важную
проблему. Расскажите подробнее, каким образом
организована помощь ребятам?
- Одним из важных направлений работы Центра
является оказание помощи непосредственно
выпускникам. Это происходит через организацию
деятельности кураторов, индивидуальное
консультирование, организацию реабилитационного
досуга, решение вопросов, связанных с жильем,
материальной помощью и трудоустройством.
Важно индивидуальное сопровождение каждого
выпускника специалистом-куратором. Рядом с
выпускником есть взрослый, который оказывает ему
поддержку и помощь в новых жизненных ситуациях и
способствует становлению его самостоятельности.
Куратор - это человек, который выстраивает
отношения с ребенком индивидуально и не по
принципу «вышестоящий – нижестоящий», «я все
знаю, а ты - нет», а действует как старший
товарищ, наставник. Он не принимает решения за
ребенка, а помогает ему принимать их
самостоятельно. Не делает что-то за него, а
помогает ему действовать самостоятельно, лишь
подстраховывая его. Куратор не прячет ребенка от
проблем и сложностей, с которыми в жизни
неизбежно сталкивается любой человек, а помогает
ему научиться решать их самостоятельно. Как
результат, ребенок при поддержке куратора
получает собственный опыт и учится быть
самостоятельным.
Сейчас в Смоленской области уже работает 25
кураторов. Что же касается того, как они
работают, то мы выделяем два этапа. Первый,
подготовительный, - в интернатом учреждении. На
этом этапе куратор готовит воспитанников к
выпуску по специально разработанному плану.
Здесь идет работа по формированию у ребят знаний
и навыков, необходимых для независимого
самостоятельного проживания.
Второй этап, основной, - в образовательном
учреждении профессионального образования.
Основная задача здесь – помочь выпускнику
преодолеть кризис адаптации. Куратор постепенно
переходит в своей работе от стратегии помощи к
стратегии активизации, что позволяет постепенно
увеличивать самостоятельность и ответственность
выпускника.
Понятно, что выпускники разные, степень их
самостоятельности разная, и поэтому характер их
поддержки тоже разный. Мы различаем интенсивное,
поддерживающее и мониторинговое сопровождение.
Они отличаются друг от друга степенью контроля
за выпускником со стороны куратора и уровнем
самостоятельности самого молодого человека.
Кроме того, в Центре работают квалифицированные
специалисты - психологи, социальные педагоги,
юрист, психотерапевт, - к которым выпускники
могут обратиться за индивидуальной
консультацией. Специалисты Центра оказывают
профессиональную помощь в принятии оптимального
решения, сохранения и повышения качества жизни.
Как правило, консультативная работа носит
характер совместной деятельности, которая
направлена на достижение определенной цели. Она
формулируется в ходе совместного анализа
затруднительной ситуации. Две трети выпускников,
участвующих в проекте, обращались за
индивидуальными консультациями. Выпускники
приходят в Центр за практической помощью по
вопросам образования, трудоустройства, жилья и
помощью в решении житейских вопросов.
Большая проблема выпускников – неумение
проводить свободное время. Поэтому одно из
направлений работы Центра – помощь в его
организации, причем приоритетным считаем
реабилитационный досуг. Сюда ребята могут придти
просто пообщаться, узнать что-то новое или
чему-то научиться. На базе Центра открыты
гостиная и клуб. Работают кружки: танцевальный,
музыкальный, художественного слова. Ребята в
рамках медиа-группы и школы журналистики издают
свою газету.
- В Смоленской области не одно сиротское
учреждение. Какую поддержку получают педагоги?
- Необходимое направление деятельности Центра –
методическое обеспечение педагогов, работающих с
сиротами, обучение их новым технологиям и
методикам постинтернатного сопровождения,
повышение их профессиональной компетентности.
Это очень актуально в настоящее время. Поддержка
оказывается не только педагогам детских домов и
школ-интернатов для сирот, но и педагогам
образовательных учреждений профессионального
образования, где учатся наши выпускники.
Все кураторы прошли обучение. В процессе
практической работы они получают методическое
сопровождение, которое оказывают специалисты
Центра через индивидуальные и групповые
консультации. Основная форма методической работы
- постоянно действующий семинар, который
проходит каждый месяц. На данный момент на базе
Центра 50 педагогов уже прошли переобучение и
овладели новыми технологиями работы с
выпускниками.
В структуре Центра создан отдел, осуществляющий
аналитическое и методическое обеспечение его
деятельности. Сформирована база данных.
Собирается статистическая информация,
характеризующая постинтернатную адаптацию
выпускников; анализируются факторы, влияющие на
ее успешность; вырабатываются рекомендации по
эффективному сопровождению.
- Очень правильное решение - заранее готовить
ребят к выходу из детского дома или
школы-интерната. Но ведь, наверное, эта задача
решалась в данных учреждениях каким-то образом и
раньше?
- Да, решалась, но, как правило, это были
теоретические занятия. На них ребятам давались
знания и навыки, которые ими не усваивались,
потому что не были им необходимы в тот момент. У
нас другой подход – нужно готовить к
самостоятельной жизни через опыт. Поэтому важно
создавать в интернатных учреждениях условия,
максимально близкие к будущей самостоятельной
жизни. В первую очередь – это условия
индивидуального (не группового) проживания на
полном самообслуживании. С этой целью мы открыли
в интернатных учреждениях шесть социальных
квартир. Это специально переоборудованное под
однокомнатную квартиру жилое помещение. Есть
кухня, гостиная-спальня, туалет. Как правило,
ребята живут в квартире по двое. Они сами
готовят, стирают, гладят, поддерживают порядок –
делают все то, что обычно в интернатном
учреждении получают в готовом виде. Срок
проживания постепенно увеличивался от нескольких
дней до нескольких недель. Кроме того, это шанс
почувствовать себя отдельно от группы,
уединиться. И это не менее важно. Основной
результат от данной работы можно сказать словами
одного из ребят: «Я узнал, как тяжело жить без
воспитателей, но я научился жить без
воспитателей».
В образовательных учреждениях профессионального
образования также реализуется проектная
деятельность. Она направлена на внедрение новых
социальных услуг для выпускников. Это
образовательные, социально-бытовые и досуговые
услуги.
Таким образом, важной задачей деятельности
Центра является выстраивание сети социальных
партнеров – необходимого элемента системы
постинтернатного сопровождения. В проекте
принимают участие 10 учреждений для сирот и 15
образовательных учреждений профессионального
образования.
- Что вы можете отметить как успехи и достижения
проекта? Чем важен этот проект для Смоленской
области?
- Мы считаем, что основной наш успех – это
увеличение числа выпускников, которые смогли
адаптироваться к новым условиям вне сиротского
учреждения, получить профессию, трудоустроиться.
Это ребята, которые смогли взять ответственность
за свою жизнь в свои руки. Научились быть
независимыми и самостоятельными. Поняли, что
успешность их жизни зависит от них самих. А их
стало значительно больше после начала реализации
проекта.
Опыт сопровождения выпускников интернатных
учреждений, осуществляемый в Смоленской области
в рамках проекта «Мост в будущее», оценен
положительно на межрегиональной
научно-практической конференции «Постинтернатное
сопровождение детей-сирот: успешные практики,
технологии, нормативное обеспечение». Она
состоялась в Смоленске 22 – 23 июня 2010 года и
была организована нами совместно с
администрацией Смоленской области. В ее работе
приняли участие более 100 представителей из 11
регионов Российской Федерации.
Для Смоленской области основной результат нашей
совместной деятельности связан с увеличением
числа успешных граждан. Особенно это значимо для
тех, кто в начале своей жизни имел значительно
меньшие стартовые возможности.
Спасибо, Анна.
 
|
|