Главная | Архив |

  Здоровье – наше главное богатство  
   

 

На пути к реорганизации

Интервью начальника департамента Смоленской области по здравоохранению
А.А. Касьянова журналу «Смоленск»

- Андрей Анатольевич, прежде всего расскажите, пожалуйста, о системе здравоохранения области. Что она из себя представляет на сегодня?
- Систему эту можно разделить на две части: областные государственные учреждения и муниципальные. Областных на сегодня 33 и 46 – муниципальных, не считая поликлиник и ФАПов – фельдшерско-акушерских пунктов.
Наша цель и задача – распространять новые методические рекомендации, стандарты, разработанные как Министерством соцздравразвития, так и нашим департаментом, на все без исключения лечебно-профилактические учреждения Смоленской области.
Но в системе здравоохранения области нет, к сожалению, вертикали власти. Муниципальные лечебные учреждения непосредственно выходят на главу района, который назначает главных врачей, платит им заработную плату, определяет ее размер. Мы не всегда находим взаимопонимание с руководителями районов и главными врачами по самым разным вопросам. Например, по федеральным стандартам в лечебно-профилактических учреждениях Смоленской области имеется лишних более 1830 коек. Тем самым налицо неэффективное использование выделенных денежных средств на медицинское обслуживание населения.
Да, мы понимаем, что проживание на селе отличается от городских условий не только разницей в комфорте, но и расстояниями до больниц. Когда селянин прибывает в больницу, он желает обследоваться основательно, и у специалистов разных профилей. Но в таком случае надо развивать сеть амбулаторно-поликлинических учреждений – об этом главам районов постоянно говорится на совещаниях и конференциях различного уровня.
- Что греха таить, многие сельские жители живут в таких ужасных условиях, что скудное для многих горожан больничное питание селянами воспринимается как манна небесная, а койка с чистым бельем – как спальное место на курорте.
- Но это не лечение. Для поддержки малообеспеченных в системе социальной защиты есть малокомплектные дома-интернаты, где людей можно содержать, где для этого созданы соответствующие условия. А у нас при финансировании через Фонд обязательного медицинского страхования есть тариф. И средства фонда небезграничны.
- Какие еще проблемы возникают во взаимоотношениях с районами?
- Наши методические рекомендации в областных учреждениях выполняются незамедлительно и неукоснительно. А на муниципальном уровне приходится призывать, увещевать, несколько раз повторять и т.п. Те же самые закупки медикаментов для областных учреждений производятся централизованно. Мы собираем заявки, систематизируем их и делаем закупки. Чем больше их объем, тем ниже цена. Когда же в муниципальных учреждениях на суммы менее 100 тысяч рублей медикаменты закупаются без конкурса и котировки, здесь уже расходование бюджетных средств оказывается недостаточно эффективным.
Опять же остро стоит вопрос о диспансеризации. В районах наблюдается большой процент заболеваний туберкулезом и по онкологии. Область идет на то, чтобы содержать огромное количество ФАПов (около 500), где за этими больными должен осуществляться уход. Мы прекрасно понимаем, что обслуживающий 3-4 деревни или хутора фельдшер может каждую неделю этих людей смотреть, оперативно направлять заболевших в стационары. Но, по моему мнению, эта служба пока не справляется со своими задачами. Главы районов говорят: даже если в селе останется только 2 жителя, мы ФАПы закрывать не будем. А моя позиция такая: пусть ФАП работает, только эти 2 жителя не должны болеть... Заболеваемость сердечно-сосудистой системы, туберкулезом и по онкологии превышает в Смоленской области средние показатели по Российской Федерации. А это оценка труда в том числе и персонала ФАПов.
- Как с кадрами на селе?
- Это очень больной вопрос. Обеспеченность составляет 87-88 процентов. Но это за счет совместителей. А «живых людей» - 67 процентов.
Такая ситуация складывается и в соседних регионах по ЦФО. Специалисты едут за зарплатой в столицу, в Московскую область, в Калининград, где для них созданы более благоприятные условия. Хотя, казалось, там должно было хватать и доморощенных медиков. Кстати, Смоленская медицинская академия готовит кадры и для соседних регионов – Тульской, Калужской, Брянской, Орловской и Калининградской областей, едут братья-белорусы.
- Но разнорядка существовала и раньше, обучение иногородних студентов финансировалось дополнительно. Тем не менее на Смоленщине существовал даже переизбыток врачей.
- А сегодня специалистов не хватает не только на селе, но и в городе Смоленске. Еще 20 лет назад, когда я учился, остаться работать в Смоленске считалось большой удачей...
- Как бы оценили состояние материально-технической базы здравоохранения области?
- Ее удовлетворительной назвать нельзя. Многие учреждения, как, например, противотуберкулезные диспансеры, находятся в приспособленных зданиях постройки начала прошлого века. И каждый год на протяжении многих лет их пытались поддерживать, ремонтировать, сохранять. Такая же ситуация с оборудованием. Его износ составляет около 80 процентов в целом по области.
- А специализированные медицинские учреждения? Есть среди них такие, что известны в стране?
- У нас очень хорошая служба по лечению СПИДа. Это одно из немногих учреждений, которые можно показать. Губернатор Сергей Владимирович Антуфьев с первых дней пребывания в должности продемонстрировал, что относит здравоохранение к самым приоритетным отраслям. В прошлом году построена поликлиника в Починке, октрыта поликлиника в Угре, введен в эксплуатацию отремонтированный первый корпус в областной больнице. Открыты отделения сосудистой хирургии. В областной больнице действует межрегиональный центр, а в Вязьме и Рославле – межмуниципальные, центры здоровья – в Смоленске, в Сафонове и в Вязьме.
- Стало быть, смолянам можно рекомендовать не стремиться в столичные клиники, а лечиться на месте, в лечебных учреждениях Смоленской области.
- Есть такое понятие, как высокотехнологичные операции. У нас пока ограниченное количество операций проводится по травматологии. Но на следующий год запланировано открытие Федерального центра травматологии и ортопедии. Премьер-министр поставил конкретные задачи, определил срок, в течение которого необходимо завершить строительство и установить оборудование. Мы на 96 процентов уже укомплектовали центр врачами, которые до пуска центра в эксплуатацию будут трудиться на прежних рабочих местах. Уже на базе областной клинической больницы выполняются операции на тазобедренных и на коленных суставах.
Больных, которым требуется высокотехнологичная медицинская помощь по другим профилям, мы направляем в различные регионы. Ставить перед собой задачу иметь специализированные центры по всем группам болезней мы не можем – это чрезвычайно дорого и по-хозяйски нерачительно.
Со следующего года в здравоохранении начнутся серьезные реформы. Мы к ним усиленно готовимся, укрепляя материально-техническую базу. В области появится, по нашим подсчетам, шесть межмуниципальных центров – с учетом доступности, транспортной и временной привязки. То есть задачи ставятся большие.
Мы работаем над проектно-сметной документацией для ремонта, оснащения лечебно-профилактических учреждений. Губернатор оказывает нам в этом всяческую помощь.
- Принесла ли успех проведенная Вами, Андрей Анатольевич, замена руководителей в ряде крупных лечебных учреждений областного центра?
- Смоляне из средств массовой информации знают об аресте нового руководителя службы судебно-медицинской экспертизы. Но пока идет следствие, делать какие-либо выводы некрасиво. Одно скажу – там нездоровая ситуация в коллективе.
- А в самом департаменте полный порядок?
- Как оказалось, кадровый голод у нас не только в ЛПУ. Когда я пришел в департамент, не мог укомплектовать отделы людьми. Очень тяжело было подбирать профессионалов. В основном люди такого уровня в жизни себя уже нашли.
Проблемы в здравоохранении возникли не вчера.
- Вообще, удивительное дело: Сергей Антуфьев на протяжении всей своей чиновничьей карьеры помогал здравоохранению. Эту отрасль называли «коньком» политика. Теперь в ранге губернатора Сергей Владимирович опять-таки много помогает здравоохранению. Есть достижения. Но в целом проблем, как говорится, выше крыши, и общий результат, к сожалению, далек от удовлетворительного...
- Главные врачи в основном обращаются с просьбой о приобретении дорогостоящего высокотехнологичного оборудования, и губернатор идет навстречу. А поставить оборудование некуда. Надо бы сначала помещение подготовить, сделать ремонт, а потом уже покупать установки.
Одной из причин, почему я решил расстаться с главным врачом противотуберкулезного диспансера, явилось то, что тот проявил бесхозяйственность с оборудованием. Для диспансера купили компьютерный томограф, который своевременно не был установлен.
- По лекарствам одна из смоленских газет сообщила, что в области якобы много фальсификата и некачественных препаратов...
- У нас действует центр контроля качества. Лечебно-профилактические учреждения работают с ним на добровольных началах. Если главный врач желает иметь полную уверенность в качестве лекарств, то заключает с центром договор и с каждой партии выделяет препараты на проверку. Но я бы не сказал, что на сегодня в области есть проблемы по качеству лекарств. Контроль идет как со стороны лечебных учреждений, так и со стороны Росздравнадзора. Департамент также внимательно отслеживает статистику и разбирается по каждому серьезному сигналу.
- Какие задачи ставите перед собой и коллективом на ближайшие год-два?
- В этом году мы уже вступили в программу по противотуберкулезным мерам. Сейчас завершаем подготовку помещения под операционную, куда за средства федерального бюджета поставят установку. На следующий год мы планируем вступить в программу по лечению онкологических заболеваний. Мы провели конкурс на проектирование и подготовку четырех отделений, куда тоже будет поставлено высокотехнологичное оборудование. По онкологии сможем потом принимать жителей тех регионов, которые такой базы не имеют.
Вообще предстоит реорганизация системы здравоохранения. Оно будет выходить с муниципального на региональный уровень. Сейчас работаем над соответствием федеральным нормативам количества коек в стационарах, над улучшением амбулаторно-поликлинических условий, над наращиванием кадрового потенциала. В этом году медицинская академия по нашей просьбе приняла на учебу 50 процентов студентов по целевому набору. Министерство пошло навстречу нашим пожеланиям, и в следующем году, по всей видимости, процент целевого набора увеличится. Эти студенты потом согласно договорам с лечебно-профилактическими учреждениями обязаны будут 3 года отработать в них.
Губернатор поручил нам разработать систему материальной поддержки молодых специалистов. Сейчас ведем анализ нескольких предложенных вариантов и в ближайшее время представим руководству области на утверждение соответствующие документы.
- Органы здравоохранения, как известно, тоже готовятся к 1150-летию Смоленска...
- Конечно. На следующий год намечена сдача федерального центра травматологии и ортопедии, как уже отмечалось. Ведется реконструкция нового здания под кожно-венерологический диспансер – в будущем году также состоится переезд. Начнется строительство травматологического корпуса в «Красном Кресте».
Обещают нам около 3 млрд. рублей из федерального бюджета на укрепление материально-технической базы здравоохранения области. Приплюсуйте сюда суммы софинансирования из областного бюджета, и получится весьма напряженная программа освоения бюджетных средств.
Губернатор ставит перед нами задачу по повышению заработной платы медицинских работников. Уже разрабатывается новый тариф, в который будет заложен более высокий размер оплаты труда. Так что в новый год должны войти с более приличными зарплатами медикам, что позволит повысить качество кадров и укомплектовать ими все лечебно-профилактические учреждения области.
- Но пороки настолько глубоко зашли в среду медперсонала, когда без мзды никто и пальцем не пошевелит в лечении или уходе за больным, что даже значительное повышение зарплаты не избавит общество от этой т.н. бытовой коррупции. Видимо, нужны и более жесткий контроль, и целенаправленные меры со стороны департамента?
- К сожалению, имеют место факты вымогательства, когда еще до начала лечения устанавливается «такса». Такого быть не должно. Необходимо вкладывать в головы будущих медиков – еще студентов, что брать мзду не просто неприлично, но и преступно. Все зависит от воспитания и от атмосферы внутри коллектива. И в создании дружных работоспособных коллективов, подборе честных и ответственных руководителей департамент здравоохранения видит одну из главных своих задач.







В 2011 году планируется:
- Создание эффективной структуры учреждений здравоохранения области, их взаимосвязи и преемственности при оказании медицинской помощи;
- В целях обеспечения доступности медицинской помощи – создание межмуниципальных центров, в которых жители области смогут получить качественную специализированную медицинскую помощь;
- Завершение строительства ранее начатых объектов, проведение текущего и капитального ремонта учреждений здравоохранения всех уровней – это фельдшерско-акушерские пункты, межмуниципальные центры, клинические лечебные учреждения;
- Оснащение учреждений диагностическим и лечебным оборудованием в соответствии с современными требованиями;
- Проведение мероприятий по информатизации системы здравоохранения области, которая включает информатизацию деятельности медицинских учреждений, в том числе с целью ведения электронной медицинской карты, ведение листов ожидания и запись на прием к медицинскому работнику, оформление медицинской документации в электронном виде;
- Введение в действие на территории области единого номера полиса обязательного медицинского страхования в форме универсальной электронной карты.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№10(122)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич