Главная | Архив |

  Смоленская старина  
   

Анастасия Трифонова

 

 История
в “польской архиве”

 

Если выйти на улицу города и спросить у десяти смолян, знают ли они, где находится музей «Городская кузница», одни молча пожмут плечами, другие удивятся: «А что, есть такой?» Нечего скрывать, популярность музеев среди современной молодежи, да и немолодых людей, невысока. Человек, заглянувший в музей просто так, по зову сердца – нечастое явление. Даже те отделения музея, что находятся на центральных улицах, остаются без внимания. Что уж говорить о маленьком домике, притаившемся в одном из дворов рядом с шахматным клубом.
Здание, в котором с 1991 года находится музей «Городская кузница», – самое старое из сохранившихся гражданских зданий Смоленска. Его история начинается в то время, когда после героической обороны 1609-1611 годов Смоленск оказался в составе Речи Посполитой. Именно тогда, судя по документам 18 века, строится в центре Смоленска этот кирпичный крытый черепицей домик, где разместилась «польская архива». Это подтверждается и материалами раскопок – здание до окон было засыпано культурным слоем. В ходе реставрации здесь были обнаружены глиняные чернильницы и остатки старой черепичной кровли. Архитектура здания характерна для Западной Европы – черепичная крыша, стрельчатые своды.
В 1654 году Смоленск вернулся в состав России. Настало время возрождения и расцвета русской национальной культуры и ремесла. В 1785 году «польскую архиву» приспособили под кузницу Инженерного дома. Впоследствии инженерный дом был разрушен, а кузница сохранилась. Это добротное здание выстояло даже во время бомбежек в Великую Отечественную войну.
В старой кузнице было два горна, но сейчас здесь их нет. В музее два зала. Первый знакомит посетителей с тем, что сделал кузнец. Недаром говорили: «Кузнец – молодец». Здесь представлены самые разнообразные изделия 16-19 века: безмен, ключи, замки, ларец-теремок, серпы, гвозди, лопата, сверло по дереву, самовары, подсвечники, кольчуга, копья, конские удила, подковы. Во втором зале представлены кузнечные орудия и воссоздана рабочая обстановка кузницы. Посетители увидят имитацию кузнечного горна, щипцы, кочергу, тиски, ножницы для резки железа, наковальню, кувалду, молот, который, как говорится, «зацвел» от работы. Наковальня стоит на стуле – деревянном чурбане, нужном для амортизации, чтобы пол не треснул при особенно сильном ударе.
В музее проходят обычные и театрализованные экскурсии. Последние проводятся для детей, хотя были бы интересны и взрослым. Разве каждый догадается, что отгадкой к загадке «стоит Гаврила – черное рыло» будет подсвечник. Когда проходит представление, специальный сотрудник изображает кузнеца, дети отгадывают загадки, а победитель получает возможность стать настоящим подмастерьем. Кроме того, на отдельном столике есть специальные вещички, которые можно потрогать, что очень важно для маленьких посетителей: дверная петля, ручка для двери погреба, подсвечник.
Над дверным проемом, ведущим из одного зала в другой, висит знамя кузнечного цеха 1839 года. С одной стороны изображено непосредственно знамя, с другой – святые Косма и Дамиан, иначе говоря, Кузьма и Демьян, покровители кузнецов. Считалось, что они куют венцы новобрачным. Это подтверждают тексты некоторых песен, собранных смоленским этнографом В.Н. Добровольским.
Отделение «Городская кузница» относится к Смоленскому государственному музею-заповеднику и сегодня, в пору спада туристического интереса и спроса, не имеет отдельного кассира и работает только в режиме экскурсий. А жаль. Почувствовать настоящую рабочую атмосферу, посмотреть на кузнечные изделия, ставшие историей и даже потрогать их руками будет интересно и одиночным посетителям, всем – от мала до велика.
 

 

 

 

Благодарим за помощь в подготовке материала Л.А. Ракитскую и научного сотрудника исторического отдела Смоленского государственного музея-заповедника И.Г. Николаеву.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№9(121)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич