Если выйти на улицу города и спросить у десяти
смолян, знают ли они, где находится музей
«Городская кузница», одни молча пожмут плечами,
другие удивятся: «А что, есть такой?» Нечего
скрывать, популярность музеев среди современной
молодежи, да и немолодых людей, невысока.
Человек, заглянувший в музей просто так, по зову
сердца – нечастое явление. Даже те отделения
музея, что находятся на центральных улицах,
остаются без внимания. Что уж говорить о
маленьком домике, притаившемся в одном из дворов
рядом с шахматным клубом.
Здание, в котором с 1991 года находится музей
«Городская кузница», – самое старое из
сохранившихся гражданских зданий Смоленска. Его
история начинается в то время, когда после
героической обороны 1609-1611 годов Смоленск
оказался в составе Речи Посполитой. Именно
тогда, судя по документам 18 века, строится в
центре Смоленска этот кирпичный крытый черепицей
домик, где разместилась «польская архива». Это
подтверждается и материалами раскопок – здание
до окон было засыпано культурным слоем. В ходе
реставрации здесь были обнаружены глиняные
чернильницы и остатки старой черепичной кровли.
Архитектура здания характерна для Западной
Европы – черепичная крыша, стрельчатые своды.
В 1654 году Смоленск вернулся в состав России.
Настало время возрождения и расцвета русской
национальной культуры и ремесла. В 1785 году
«польскую архиву» приспособили под кузницу
Инженерного дома. Впоследствии инженерный дом
был разрушен, а кузница сохранилась. Это
добротное здание выстояло даже во время бомбежек
в Великую Отечественную войну.
В старой кузнице было два горна, но сейчас здесь
их нет. В музее два зала. Первый знакомит
посетителей с тем, что сделал кузнец. Недаром
говорили: «Кузнец – молодец». Здесь представлены
самые разнообразные изделия 16-19 века: безмен,
ключи, замки, ларец-теремок, серпы, гвозди,
лопата, сверло по дереву, самовары, подсвечники,
кольчуга, копья, конские удила, подковы. Во
втором зале представлены кузнечные орудия и
воссоздана рабочая обстановка кузницы.
Посетители увидят имитацию кузнечного горна,
щипцы, кочергу, тиски, ножницы для резки железа,
наковальню, кувалду, молот, который, как
говорится, «зацвел» от работы. Наковальня стоит
на стуле – деревянном чурбане, нужном для
амортизации, чтобы пол не треснул при особенно
сильном ударе.
В музее проходят обычные и театрализованные
экскурсии. Последние проводятся для детей, хотя
были бы интересны и взрослым. Разве каждый
догадается, что отгадкой к загадке «стоит
Гаврила – черное рыло» будет подсвечник. Когда
проходит представление, специальный сотрудник
изображает кузнеца, дети отгадывают загадки, а
победитель получает возможность стать настоящим
подмастерьем. Кроме того, на отдельном столике
есть специальные вещички, которые можно
потрогать, что очень важно для маленьких
посетителей: дверная петля, ручка для двери
погреба, подсвечник.
Над дверным проемом, ведущим из одного зала в
другой, висит знамя кузнечного цеха 1839 года. С
одной стороны изображено непосредственно знамя,
с другой – святые Косма и Дамиан, иначе говоря,
Кузьма и Демьян, покровители кузнецов.
Считалось, что они куют венцы новобрачным. Это
подтверждают тексты некоторых песен, собранных
смоленским этнографом В.Н. Добровольским.
Отделение «Городская кузница» относится к
Смоленскому государственному музею-заповеднику и
сегодня, в пору спада туристического интереса и
спроса, не имеет отдельного кассира и работает
только в режиме экскурсий. А жаль. Почувствовать
настоящую рабочую атмосферу, посмотреть на
кузнечные изделия, ставшие историей и даже
потрогать их руками будет интересно и одиночным
посетителям, всем – от мала до велика.
Благодарим за помощь в
подготовке материала Л.А. Ракитскую и научного
сотрудника исторического отдела Смоленского
государственного музея-заповедника И.Г.
Николаеву.
|
|