Главная | Архив |

  Заметки ветерана  
   

Виктор ПЕТРОВ

 

 ЧТО БЫЛО, ЧТО ЕСТЬ

 

Выпускные фотографии худграфа традиционно необычны. Шаржированные портреты выделяют черту характера или увлечение однокурсника. Вот фрагмент одной такой фотографии. Это пятый выпуск, 1968 год. Перед нами два преподавателя (В.А. Ласкин и А.М. Юразов) и 18 выпускников. Из них выросли заслуженные художники (проф. Л. Оборина и В. Бердников), доктор философии (Э. Миляр), доцент (Т. Фридман), директоры художественных училищ (Г. Сметанин, Г. Захаров),известные учителя (С.Комарова, Н.Проворная, И. Лысова). Жизнь разметала их по всему белому свету (Смоленск, Душанбе, Израиль, Шумячи, Украина, Рудня, Австралия, Ярцево, Подмосковье).

* * *
К столетию А.Т. Твардовского в Смоленске увидел свет сборник «Поэтические смотрины». Среди сорока авторов сборника 13 – выпускники Смоленского пединститута. Это не только филологи. Три поэтессы – мои ученицы и мои коллеги, учителя математики. Права, права одна из них, Наталья Усачева, заявляя:
Ведь я знаю, что каждый
Носит Рим свой… в себе.

* * *
«Не будем себя убаюкивать разговорами о реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Скажем прямо: сегодня реформа пока буксует». Как вы думаете, кто и когда это сказал? Вчера? Фурсенко? А вот и нет! Горбачев, в 1987 году. Реформа образования стимулируется (и симулируется!) непрерывно. И именно это, на мой взгляд, не дает нормально работать ни учителю, ни министру.

* * *
Два шестидесятилетних профессора оказались конкурентами на должность завкафедрой, причем для одного из них эта должность в новинку, а у другого стаж целых 15 лет. «Считаю, что одному поздно начинать, а второму – рано кончать», – резюмировал сложившуюся ситуацию один из членов ученого совета.

* * *
– Здесь пока картина соответствует полотну Малевича «Черный квадрат», – охарактеризовал проректор по науке положение на худграфе по обсуждаемому вопросу.

* * *
В конце 80-х мы имели неосторожность приютить изгнанного за склоки из другого вуза ветеранистого доцента Н., заявившего о готовности преподавать марксистско-ленинскую этику, которая возникла вдруг при очередной модернизации учебных планов. Вскоре начались массовые жалобы студентов на Н. и на его этику. Ректорат реагировал, чем и ввел себя в немилость. Н. приступил к любимому занятию, стал писать во все мыслимые инстанции обо всем, что сочинялось о ректорате в его многоопытной голове.
И вот собралась по письмам Н. многочисленная комиссия из Министерства просвещения и обкома КПСС. Идет ученый совет. Члены совета с удивлением анализируют зачитываемые измышления Н. Выступает шестнадцатый оратор, остроумнейший Владимир Борисович Ошеров: «Ну что мы читаем? Я очень давно знаю Н., еще как замполита конвойного полка…». И наступил, как говорится, момент истины.

* * *
– Если при пилении вы научите правильно школьников ставить ноги, – учит студентов преподаватель труда, – то дети от работы не будут замариваться.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№9(121)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич