Главная | Архив |

  К вершинам знаний  
   

 

 

 Смоленская школа
даёт качественное образование

 

Алексей Сергеевич Мурыгин - человек не новый в системе организации образовательного процесса. Два года он работал заместителем начальника департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политики, отвечал за молодежное направление. Последнее место работы - заместитель главы города Смоленска, куратор социальной сферы, в том числе управления образования и молодежной политики администрации города Смоленска. Поэтому вопросы образования Алексею Мурыгину близки и понятны. Теперь в ранге начальника областного департамента ему предстоит многое сделать по совершенствованию системы образования. Какие первоочередные задачи видит перед собой новый руководитель? С чего он начал свою работу?

 

 

- Конечно, как любой руководитель, начал с анализа той ситуации, которая на сегодня имеется. Прежде всего необходимо было дать качественную оценку системе образования, а она определяется результатами выпускных экзаменов в образовательных учреждениях. Результаты, которые получили наши выпускники, достаточно хорошие по сравнению с другими регионами Центрального Федерального округа и в целом Российской Федерации, да и с показателями в области за предыдущие годы.
Отсюда вывод: наша школа дает качественное образование. В этом заслуга прежде всего педагогического коллектива, работающего сегодня на Смоленщине. И департамент просто обязан обеспечить социальную защиту учителей, предоставление им в полном объеме льгот и преференций, предусмотренных учителям, особенно в сельской местности. Наш долг - обеспечить качественное наполнение учебной программы предоставлением необходимых учебных пособий и учебников. Преподаватели также повышают квалификацию, совершенствуют профессиональное мастерство.
Вторая составляющая - это материально-техническое обеспечение зданий и сооружений, в которых располагаются школы и детские сады. Не секрет, что многие образовательные учреждения находятся в постройках 50-70-х годов. Даже «свежие» здания, построенные в 90-е годы, требуют капитального ремонта. Проблема находится на контроле у губернатора Смоленской области Сергея Владимировича Антуфьева, и в этом году он принял решение о выделении дополнительных средств на капитальный ремонт и подготовку учебных заведений к новому учебному году. Было выделено около 20 млн. рублей на областные учреждения образования и около 60 млн. рублей бюджетного кредита муниципальным образованиям на подготовку к новому учебному году муниципальных общеобразовательных школ. Летом активно проводился капитальный ремонт столовых, классов, спортзалов, кровель.
Эта помощь очень своевременна, потому что материально-техническое обеспечение системы образования пока у нас на достаточно низком уровне.
- Если сравнить время, когда Вы, Алексей Сергеевич, в ранге заместителя начальника отвечали в департаменте за молодежную политику, и сегодняшний момент, - изменились ли задачи, имеются какие-нибудь различия в подходах к образовательному процессу?
- Конечно же, все меняется, ничего не стоит на месте, развиваются образовательный процесс, сама школа. Сейчас мы на пороге внедрения новых стандартов. У нас в этом году на базе нескольких школ пройдет апробация нового государственного стандарта в начальной школе. Это совершенно новый подход с новыми требованиями по компетенции учеников начальной школы - они уже должны, например, владеть компьютером. В этом стандарте особое внимание уделяется воспитательной работе в школах в рамках того же образовательного процесса.
Поэтому все развивается. Хотя если говорить о материально-техническом состоянии, оно при всех подвижках осталось неудовлетворительным. Вот я пришел в департамент в 2002 году, за эти 8 лет здания, естественно, ветшали, выделялось мало средств из муниципальных бюджетов. На косметический ремонт классов привлекались средства родителей.
Мы помним, как медленно росла экономика, а потом в 2008 году на нас, как и на всю планету, обрушился кризис. Мы благодарны губернатору, что в посткризисный период он обратил особое внимание на состояние образовательных учреждений, выделил значительные суммы на подготовку школ. Вместе с администрациями муниципальных образований мы постарались деньги эффективно использовать, чтобы закрыть наболевшие проблемы учебных заведений, устранить предписания надзорных органов, надлежащим образом подготовить помещения к новому учебному году.
- Хорошо, что губернатор закрыл одну брешь. Но такова уж, наверное, судьба начальника департамента - он обречен постоянно искать деньги. Где Вы их находите?
- Мы участвуем в федеральной целевой программе развития образования, проводим эксперимент по внедрению нового стандарта в начальной школе, как я уже говорил. Сейчас будем реализовывать на территории Смоленской области программы по развитию дистанционного образования, в том числе детей-инвалидов. Это тоже получение федеральных средств - более 32 млн. рублей. Кроме того, готовим документы по ремонту аварийных помещений, по решению вопросов комплексной безопасности образовательных учреждений - это также федеральные программы. В сметы затрат мы включаем ограждение школ, освещение территорий, организацию видеонаблюдения, вывод тревожных кнопок. В рамках обеспечения антитеррористической безопасности у нас много мероприятий за счет областного бюджета было проведено: фактически во всех помещениях установлена противопожарная сигнализация, все образовательные учреждения охраняются - либо вневедомственной охраной, либо сторожами. Конечно, этого недостаточно, необходимо ограждение территорий - заявка на федеральный уровень уже подготовлена.
Мы также по софинансированию получаем средства из федерального бюджета на осуществление мероприятий в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Уже сегодня можно говорить о том, что решены задачи, которые мы перед собой ставили на прошедшие с начала года месяцы.
Особое внимание уделяем реализации мероприятий по направлениям национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Будем приобретать современное учебное оборудование, например, интерактивные медиапроекторы. Это оборудование мобильно, очень удобно в использовании, дает определенный толчок по приданию динамичности учебному процессу, облегчению понимания детьми учебного материала.
Новый образовательный стандарт предъявляет повышенные требования не только к ученикам, но и к учителям.
- Мне представляется, что для участия в различных федеральных программах необходимо первейшее условие - наличие соответствующей базы, высокого уровня, достигнутого ранее. Надо прежде всего, на мой взгляд, опираться на свои возможности, а не стремиться любыми путями получить федеральные деньги.
- Конечно. Во-первых, любая федеральная программа предполагает софинансирование из областного бюджета. Во-вторых, учитывается имеющийся в регионе кадровый потенциал. У нас достаточно профессиональный преподавательский состав. Институт усовершенствования учителей располагает хорошей методологической базой. Это нам позволяет участвовать в различных экспериментах по апробации образовательных программ.
Мы планируем провести реорганизацию в Институте усовершенствования учителей, чтобы сделать из него Институт развития образования.
Большое внимание мы также уделяем мероприятиям по программе подготовки к 1150-летию Смоленска. Будет осуществляться строительство шести объектов, связанных с образованием. Это большая прогимназия, образовательный экологический центр «Смоленский зоопарк», оздоровительный центр круглосуточного типа «Орленок», плюс несколько корпусов будет строить Смоленский государственный университет.
Губернатором Смоленской области Сергеем Владимировичем Антуфьевым в этом году было принято решение по строительству новых образовательных учреждений. Кстати, за последних 13 лет в регионе никакого строительства по образовательному профилю не осуществлялось. Только в прошлом году началось строительство детского сада по проспекту Гагарина, у нас строится новая школа в городе Велиже. Так что наконец-то начали возводиться новые объекты!
- Смотрю, рабочая неделя у Вас весьма насыщенная. Кроме ежедневных совещаний и различных мероприятий уровня аппарата областной администрации, поездки по районам, в министерство, сотни и сотни бумаг из почты, прием сотрудников и посетителей, тысячи телефонных разговоров. Как успеваете?
- Такой ритм за многие годы стал уже привычным и даже обыденным. Для решения большого вала проблем и вопросов нужно, чтобы департамент как единое целое работал по тем направлениям, которые закреплены за отделами. Соответственно распланированы задачи каждого заместителя начальника департамента.
Времени, честно скажу, даже с учетом подетального планирования рабочего дня совершенно не хватает. Большой пласт работы - по системе образования в муниципальных районах, у нас солидная сеть областных учреждений, куда входят школы - интернаты, учреждения начального и среднего профессионального образования. Перед ними стоит проблема удовлетворения потребностей рынка труда, в том числе и в кадрах работодателей. Здесь важно все увязать воедино, организовывать совместную работу с научно-промышленным Союзом, с профсоюзами, чтобы учитывать потребности экономики Смоленской области.
По своему графику оставляю время и на решение текущих вопросов в департаменте, на согласование тех же смет по ремонтам.
Времени катастрофически не хватает, порой случаются и авралы, хотя стараюсь их как можно меньше допускать за счет более детального планирования, систематизации труда. Конечно, часто появляются вопросы, которые надо экстренно решать. Это жизнь.
Год учителя накладывает на руководство департамента ответственность перед педагогической общественностью. Поэтому стараюсь взвешенно подходить к каждому решению, предварительно обсуждать намеченные меры с коллегами.
Губернатор утвердил дополнительные меры по социальной поддержке учителей. Учреждена премия губернатора Смоленской области в сфере образования, осуществляются выплаты педагогическим работникам, удостоенным званий «Народный учитель СССР» и «Народный учитель Российской Федерации», установлена премия для 20 лучших учреждений дошкольного образования по 100 тысяч рублей каждому, по итогам конкурса «Лучшая муниципальная программа дошкольного образования».
Мы планируем провести съезд педагогов Смоленской области «Учитель в современном мире», а также научно-практическую конференцию «Учитель и время». Мероприятия направлены на поддержку учителей-лидеров как основы формирования научно-педагогических сообществ. Традиционными стали конкурсы «Преподаватель года» среди учителей начального и среднего специального образования, региональные конкурсы классных руководителей «Самый классный класный», региональные этапы всероссийских конкурсов «Лидер в образовании России» и «Учитель года», областные конкурсы «Информационные технологии в образовании» и многие другие. Эти мероприятия дают возможность отметить тех учителей, которые получили признание не только на уровне педагогической общественности, но и со стороны учеников, родителей, вообще всех жителей Смоленской области.
- Привыкли смоляне к ЕГЭ?
- Мониторинга мы не проводили. Но отношение к ЕГЭ неоднозначное, мнения разделились. Положительные моменты единого госэкзамена видятся в том, что ученик имеет право выбора по предметам. Есть обязательные экзамены для получения аттестата и есть экзамены по выбору. Есть противники тестов, мол, это лотерея, но ЕГЭ совершенствуется, и сегодня главное - находить не просто правильное решение, но и путь к правильному решению. И самый позитивный момент проведения единого государственного экзамена - выпускнику не надо в дальнейшем сдавать вступительные экзамены в вуз. Антикоррупционная составляющая ЕГЭ действительно имеет место быть. Влияние на результат экзамена исключено, хотя попытки, как мы знаем из СМИ, в других регионах случались.
Когда я работал раньше в департаменте, как раз участвовал в эксперименте по внедрению ЕГЭ. Сегодня система налажена, отработана.
- Какой Вы желаете видеть систему образования в области?
- Самое важное, чтобы образование как система не имело финансовых и кадровых проблем. У нас пока, к сожалению, система не эффективна, потому что в области много малокомплектных школ. Из немногих более 500 школ 380 являются малокомплектными, где учатся менее 50 человек. В малокомплектных школах учатся всего 15 процентов обучающихся. Тем самым понятным становится, что расходы на систему образования пока являются неэффективными.
С муниципальными властями мы прорабатываем сейчас вопрос ликвидации этой проблемы. В сельских малокомплектных школах ученики не смогут получить полноценные знания и навыки общения в коллективе. Ведь школа несет важную функцию социализации ребенка, учит его жить в коллективе, обществе.
Мы очень взвешенно подходим к вопросу, быть или не быть школе в конкретном населенном пункте. Потому что речь идет о выживании и существовании села.
Начальная школа должна быть, на мой взгляд, максимально приближена к месту проживания - быть, как говорится, в шаговой доступности. А вот дальше ребенок может учиться в школе, проживая в пришкольном интернате.
В области внедрена новая система финансирования образовательных учреждений. Они находятся в прямой зависимости по уровню финансирования от количества обучающихся. Естественно, введены поправочные коэффициенты.
Любой вопрос в системе образования требует глубокого анализа. Не случайно свою работу начальником департамента я и начал с анализа. Теперь у меня есть перечень проблем и план их решения. Естественно, в одночасье поставленные задачи не осуществляются. Но пошаговый план мы иметь обязаны. До его составления объехали все образовательные учреждения области, посмотрели, что требует ремонта. Конкретную смету расходов представили губернатору, и он принял решение о финансировании. Своевременное выделение средств, качественное выполнение ремонтных работ позволили хорошо подготовить школы области к началу нового учебного года.





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№9(121)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич