Главная | Архив |

  В мире Эскизов  
   

Лана Захаренкова

 

Ни один спектакль
не мыслим
без костюмов

 

 

Сцена, актеры, софиты, декорации, театральные костюмы... – всё это и есть ТЕАТР.
Гаснет свет. Открывается занавес. Зал замирает в ожидании предстоящего действа. На сцене зажигается свет. Появляются актеры.
И первое, что бросается в глаза, - это, конечно же, костюмы. Ни один спектакль не мыслим без театральных костюмов. Вначале зритель изучает актеров через их визуальный образ, через их одежду. Все мы помним русскую народную пословицу: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Так и в театре. У зрителей должен сформироваться зрительный образ предстоящего действия. А как его сформировать? Ответ прост. При помощи театральных костюмов и декораций. Именно костюмы создают тот необычный колорит спектакля, его неповторимый образ. Ведь каждый спектакль имеет свои костюмы, костюмы, созданные именно для него.
Театральный костюм – это целая история.
Эскизы многих костюмов помогают актерам по-другому взглянуть на свою роль, а в некоторых случаях они кардинально меняют рисунок игры актера. Ведь костюм – это образ персонажа, переданный с помощью различных кусочков материи.
Процесс создания костюма очень трудоемкий и интересный. Сначала он придумывается художником по костюмам, а затем шьется. И прежде чем театральный костюм «заиграет», он должен пройти множество этапов: от идеи до её материального воплощения.
А теперь по порядку. Сначала в руки художника по костюмам попадает пьеса или сценарий предстоящего спектакля. Она внимательно прочитывается, в голове художника появляются какие-то наметки, соображения. Затем следует разговор с режиссером, который рассказывает о своем видении предстоящего спектакля, об образах героев… Режиссер дает главную концепцию спектакля (либо это современность, либо прошлое).
А теперь самое интересное. Непосредственная работа над костюмами. Слова творчество и художник по костюмам неразделимы, так как художник творит, он создает эскизы будущих костюмов. А процесс их создания настолько увлекателен, что художник может сделать десятки набросков одного и того же костюма, пока не увидит в нем полное воплощение собственной мысли.
Встретившись с Анастасией Шведовой, художником по костюмам нашего Смоленского драматического театра имени А.С. Грибоедова, я окунулась в сказочный мир эскизов. Эскизов настолько много, что глаза просто разбегаются. Хочется рассмотреть всё в деталях. Хочется увидеть всё и сразу. Одни эскизы представлены в цвете акварелью, другие же набросаны просто карандашом. Рядом с одними приколоты кусочки тканей, рядом с другими сделаны пометки…
Особенно впечатляющими были эскизы к спектаклю «Снегурочка» по одноименной пьесе Островского. Процесс работы над созданием этих эскизов был настолько захватывающим, что было придумано их огромное количество. Сам по себе спектакль малобюджетный, и денег на костюмы было выделено очень мало. Как рассказывают А. Шведова и О. Фастова, технолог швейного производства, при пошиве этих костюмов использовался весь подручный материал, вплоть до старого трикотажа и вещей из second hand. Все костюмы для данного спектакля были выполнены в одной концепции, была осуществлена стилизация под язычество. Поэтому и выбор тканей пал на лен и трикотаж. Практически к каждому костюму прилагался свой неповторимый головной убор. Режиссер спектакля хотел одеть героиню, игравшую роль Елены Прекрасной, в тунику. Однако А. Шведова не пошла на уступки, объяснив, что все костюмы объединены единой концепцией, нарушив которую, нарушится вся стройность образов. Кстати сказать, работа над созданием этих костюмов оставила неизгладимый след в душе и Анастасии Шведовой, и Ольги Фастовой.
Не менее интересной была и работа по созданию костюмов для спектакля «Герой». Как вспоминает О. Фастова, необходимо было придумать костюм сельской сумасшедшей. Это платье должно было быть нарядным, но в то же время и эстетично сниматься на сцене. Времени катастрофически не хватало, раздумывать было некогда. И что же делает О. Фастова? Она садится за швейную машинку и отдается собственному воображению и фантазии. Буквально не глядя, она настрачивает куски тканей и трикотажа друг на друга. И в итоге получается восхитительный костюм, который тонко передает душевное состояние данной героини. А секрет успеха – мысленное перевоплощение технолога в сельскую сумасшедшую.
После того как эскизы нарисованы, они обсуждаются с режиссером, художником-постановщиком и технологом.
Затем наступает стадия материальной реализации эскиза. Происходит подбор тканей. Однако и здесь есть свои «но».
Во-первых, не все ткани смотрятся выигрышно со сцены. Это не зависит от стоимости ткани. Бывают случаи, что хорошие дорогие ткани теряют свое великолепие, а простые дешевенькие ткани смотрятся настолько потрясающе, что от них нельзя оторвать взгляд. Так в нашем театре произошла достаточно курьезная ситуация с одним из платьев. В спектакле «Дневник женщины» все актеры выступали в костюмах светлых тонов, а главная героиня в черном. Однако на сцене всё обстояло совсем по-иному. Как только актриса появлялась на сцене и включалось освещение, платье неожиданно меняло цвет: черный бархат, из которого был пошит костюм, превращался в вишневый. Как ни старались поменять освещение, бархат смотрелся либо коричневым, либо вишневым, но никак не черным.
Во-вторых, необходимо помнить и про смету, так как в большинстве случаев создатели костюмов не могут позволить себе буквально любые ткани и аксессуары, ведь сметы, как правило, «поджимают».
А теперь давайте подробнее остановимся на обязанностях технолога швейного производства. В то время как художник по костюмам занят творческой концепцией костюма, технолог - ее практической реализацией. Его задачей является адаптировать эскизы, т. е. сконструировать костюм с учетом индивидуальных особенностей актера и наличия тканей. Этот процесс достаточно сложный, так как у актера, режиссера, художника по костюмам и технолога есть свои «нравится и не нравится». Цель данного специалиста - свести все эти предпочтения в одно целое.
Затем костюм переходит в финальную стадию. Следуют многочисленные примерки, подгонка костюмов под фигуры актеров и настоящая «борьба» за костюм, так как достаточно редко случается так, что актеру нравится костюм с первого взгляда.
По единодушному мнению А. Шведовой и О. Фастовой, интереснее всего работать над стилизованными костюмами, особенно историческими, ведь во время работы над ними используется максимум фантазии и творческой мысли. «Творчество – это когда хочется бежать на работу. А дома думаешь о том, что сделаешь завтра»,- говорит Ольга Фастова.
И, наконец, наш театральный костюм готов. И всё это благодаря стараниям художника по костюмам, технолога, швей…
Каждый костюм, как и человек, проживает свою жизнь. От эскиза и отреза ткани до неповторимого единственного в своем роде творения, способного нести необыкновенную радость зрителям и вдохновение актерам.





 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№6 (106)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич