Сцена, актеры, софиты,
декорации, театральные костюмы... – всё это и
есть ТЕАТР.
Гаснет свет. Открывается занавес. Зал замирает в
ожидании предстоящего действа. На сцене
зажигается свет. Появляются актеры.
И первое, что бросается в глаза, - это, конечно
же, костюмы. Ни один спектакль не мыслим без
театральных костюмов. Вначале зритель изучает
актеров через их визуальный образ, через их
одежду. Все мы помним русскую народную
пословицу: «Встречают по одежке, а провожают по
уму». Так и в театре. У зрителей должен
сформироваться зрительный образ предстоящего
действия. А как его сформировать? Ответ прост.
При помощи театральных костюмов и декораций.
Именно костюмы создают тот необычный колорит
спектакля, его неповторимый образ. Ведь каждый
спектакль имеет свои костюмы, костюмы, созданные
именно для него.
Театральный костюм – это целая история.
Эскизы многих костюмов помогают актерам
по-другому взглянуть на свою роль, а в некоторых
случаях они кардинально меняют рисунок игры
актера. Ведь костюм – это образ персонажа,
переданный с помощью различных кусочков материи.
Процесс создания костюма очень трудоемкий и
интересный. Сначала он придумывается художником
по костюмам, а затем шьется. И прежде чем
театральный костюм «заиграет», он должен пройти
множество этапов: от идеи до её материального
воплощения.
А теперь по порядку. Сначала в руки художника по
костюмам попадает пьеса или сценарий
предстоящего спектакля. Она внимательно
прочитывается, в голове художника появляются
какие-то наметки, соображения. Затем следует
разговор с режиссером, который рассказывает о
своем видении предстоящего спектакля, об образах
героев… Режиссер дает главную концепцию
спектакля (либо это современность, либо
прошлое).
А теперь самое интересное. Непосредственная
работа над костюмами. Слова творчество и
художник по костюмам неразделимы, так как
художник творит, он создает эскизы будущих
костюмов. А процесс их создания настолько
увлекателен, что художник может сделать десятки
набросков одного и того же костюма, пока не
увидит в нем полное воплощение собственной
мысли.
Встретившись с Анастасией Шведовой, художником
по костюмам нашего Смоленского драматического
театра имени А.С. Грибоедова, я окунулась в
сказочный мир эскизов. Эскизов настолько много,
что глаза просто разбегаются. Хочется
рассмотреть всё в деталях. Хочется увидеть всё и
сразу. Одни эскизы представлены в цвете
акварелью, другие же набросаны просто
карандашом. Рядом с одними приколоты кусочки
тканей, рядом с другими сделаны пометки…
Особенно впечатляющими были эскизы к спектаклю
«Снегурочка» по одноименной пьесе Островского.
Процесс работы над созданием этих эскизов был
настолько захватывающим, что было придумано их
огромное количество. Сам по себе спектакль
малобюджетный, и денег на костюмы было выделено
очень мало. Как рассказывают А. Шведова и О.
Фастова, технолог швейного производства, при
пошиве этих костюмов использовался весь
подручный материал, вплоть до старого трикотажа
и вещей из second hand. Все костюмы для данного
спектакля были выполнены в одной концепции, была
осуществлена стилизация под язычество. Поэтому и
выбор тканей пал на лен и трикотаж. Практически
к каждому костюму прилагался свой неповторимый
головной убор. Режиссер спектакля хотел одеть
героиню, игравшую роль Елены Прекрасной, в
тунику. Однако А. Шведова не пошла на уступки,
объяснив, что все костюмы объединены единой
концепцией, нарушив которую, нарушится вся
стройность образов. Кстати сказать, работа над
созданием этих костюмов оставила неизгладимый
след в душе и Анастасии Шведовой, и Ольги
Фастовой.
Не менее интересной была и работа по созданию
костюмов для спектакля «Герой». Как вспоминает
О. Фастова, необходимо было придумать костюм
сельской сумасшедшей. Это платье должно было
быть нарядным, но в то же время и эстетично
сниматься на сцене. Времени катастрофически не
хватало, раздумывать было некогда. И что же
делает О. Фастова? Она садится за швейную
машинку и отдается собственному воображению и
фантазии. Буквально не глядя, она настрачивает
куски тканей и трикотажа друг на друга. И в
итоге получается восхитительный костюм, который
тонко передает душевное состояние данной
героини. А секрет успеха – мысленное
перевоплощение технолога в сельскую сумасшедшую.
После того как эскизы нарисованы, они
обсуждаются с режиссером,
художником-постановщиком и технологом.
Затем наступает стадия материальной реализации
эскиза. Происходит подбор тканей. Однако и здесь
есть свои «но».
Во-первых, не все ткани смотрятся выигрышно со
сцены. Это не зависит от стоимости ткани. Бывают
случаи, что хорошие дорогие ткани теряют свое
великолепие, а простые дешевенькие ткани
смотрятся настолько потрясающе, что от них
нельзя оторвать взгляд. Так в нашем театре
произошла достаточно курьезная ситуация с одним
из платьев. В спектакле «Дневник женщины» все
актеры выступали в костюмах светлых тонов, а
главная героиня в черном. Однако на сцене всё
обстояло совсем по-иному. Как только актриса
появлялась на сцене и включалось освещение,
платье неожиданно меняло цвет: черный бархат, из
которого был пошит костюм, превращался в
вишневый. Как ни старались поменять освещение,
бархат смотрелся либо коричневым, либо вишневым,
но никак не черным.
Во-вторых, необходимо помнить и про смету, так
как в большинстве случаев создатели костюмов не
могут позволить себе буквально любые ткани и
аксессуары, ведь сметы, как правило,
«поджимают».
А теперь давайте подробнее остановимся на
обязанностях технолога швейного производства. В
то время как художник по костюмам занят
творческой концепцией костюма, технолог - ее
практической реализацией. Его задачей является
адаптировать эскизы, т. е. сконструировать
костюм с учетом индивидуальных особенностей
актера и наличия тканей. Этот процесс достаточно
сложный, так как у актера, режиссера, художника
по костюмам и технолога есть свои «нравится и не
нравится». Цель данного специалиста - свести все
эти предпочтения в одно целое.
Затем костюм переходит в финальную стадию.
Следуют многочисленные примерки, подгонка
костюмов под фигуры актеров и настоящая «борьба»
за костюм, так как достаточно редко случается
так, что актеру нравится костюм с первого
взгляда.
По единодушному мнению А. Шведовой и О.
Фастовой, интереснее всего работать над
стилизованными костюмами, особенно
историческими, ведь во время работы над ними
используется максимум фантазии и творческой
мысли. «Творчество – это когда хочется бежать на
работу. А дома думаешь о том, что сделаешь
завтра»,- говорит Ольга Фастова.
И, наконец, наш театральный костюм готов. И всё
это благодаря стараниям художника по костюмам,
технолога, швей…
Каждый костюм, как и человек, проживает свою
жизнь. От эскиза и отреза ткани до неповторимого
единственного в своем роде творения, способного
нести необыкновенную радость зрителям и
вдохновение актерам.
|
|