Главная | Архив |

  Встречи с интересными людьми  
   

Игорь МАРЧУКОВ,
участник Олимпийских игр 1968 года

 

На "Днепр"овских кручах

 

 

Приближающееся 45-летие плавательного бассейна «Днепр» должно, по мнению редакции журнала «Смоленск», стать для властей города и области поводом активизировать усилия по развитию плавания в регионе. По самым скромным подсчетам, каждый вложенный в этот вид спорта рубль дает, как минимум, десятикратную экономию средств на лечение и покупку лекарств.
А еще в бассейне за короткое время можно воспитать чемпионов, которые будут прославлять регион на голубых дорожках мира. Классический пример – спортивная карьера знаменитого смоленского олимпийца Игоря Марчукова – мастера спорта международного класса, неоднократного рекордсмена страны, чемпиона и призера самых престижных соревнований.
Сегодня Игорь Владимирович – гость журнала «Смоленск».

- Бассейн «Днепр» открылся 29 октября 1964 года – как раз в день моего рождения. И отец – Владимир Михайлович – привел меня в этот первый же день в бассейн. Тогда как раз создали кафедру водных видов спорта в институте физкультуры, и отец стал заведующим кафедрой. Вскоре организовали также детско-юношескую спортивную школу по плаванию.
До 1972 года я активно занимался плаванием, а с 1972 года работаю тренером. За время в спорте стал мастером международного класса, чемпионом Советского Союза, участником Олимпийских игр, серебряным и бронзовым призером Спартакиады народов СССР, победителем различных международных соревнований, в том числе Кубка Европы. Я установил 62 юношеских рекорда СССР за свою спортивную карьеру.

- Напомните, Игорь Владимирович, на какой Олимпиаде Вам посчастливилось выступать.

- В Мехико, в 1968 году, мне доверили плыть в предварительном заплыве эстафеты, а на основных стартах я, к сожалению, оставался запасным.
Плавал я брассом. Лучший результат на стометровке – 1 минута 06,2 секунды, 200 метров – 2,28.

- А что помешало выше пойти?
- Организационные вопросы, система тренировки.

- Какие у Вас, Игорь Владимирович, воспоминания о годах в спорте? Был это трудный период жизни? Сколько приходилось тренироваться? Какую отдачу давал спорт?

-Сначала это было интересно. Но когда я уже попал в сборную команду Советского Союза с двух-трехразовыми тренировками по 18 километров плюс час кросса, час занятий в зале, это был адовый труд. И так каждый день. Десять дней отдыха воспринимались как отпуск. И это из года в год. Конечно, тяжело было. Приходишь на тренировку, а в голове крутится: «Блин, когда же это все закончится?!».
С другой стороны, интересно было ездить по миру, общаться с людьми из других стран. У меня масса знакомых и друзей по всему миру. Объездил и облетал я практически весь Земной шар – в Африке только не был. Австралия, Канада, Америка, Мексика, Уругвай, все страны Европы, Китай, Япония – далеко не полный перечень.

- Если сравнить советских спортсменов и их коллег из развитых стран, ощущали ли Вы разницу в материально-технической базе спорта?

- Конечно, ощущал. У них прямо под окнами отеля размещался бассейн, существовала масса различных приспособлений. Нам удавалось оказывать им конкуренцию за счет больших объемов тренировок. Они меньше времени проводили в бассейне – у них были другая система и менталитет. Ощущался разрыв в уровне жизни и качестве питания – они были выше нас на голову.
К тому же, мы были послевоенными детьми – это наложило отпечаток на здоровье, на достатке. Когда в спорткомитетах планировали места на чемпионатах мира, этот фактор тоже учитывался. Мы в детстве были хилыми. Но психологически настраивали себя: надо проплыть, надо показать результат.

- А довольны ли Вы тем, как сложилась спортивная жизнь?

- Не совсем. У меня тренером был отец. Но он не всегда мог выезжать на сборы и сидеть там со мной месяцами. Я вынужден был тренироваться у других тренеров в бригаде. Тренировки с их установками у меня тяжело шли. Программа составлена под своего воспитанника, но она мне может не подходить: мне, например, не нужно было много времени тягать штангу в зале, может, целесообразнее было гибкость потренировать. Когда мы дома тренировались, я все выигрывал. А в бригаде победы не приходили...

- Вы считаете это результатом конкурентной борьбы? Неужели тренеры могли вредить?

- И такое бывало. Своих тащили без стеснения. У нас, например, четыре брассиста претендовали на медаль. Своих ставят, других – в сторону...

- Тем не менее вы боролись и порой побеждали. Напомню читателям, то именно Игорь Марчуков был нашим первым мастером спорта международного класса, победителем и призером крупнейших стартов во многих странах мира.

- Да, Садчикова, велосипедисты – члены сборной страны появились позже. В мою бытность я единственным из смолян попал в сборную Советского Союза.
Кстати, завоеванные мною очки позволяли Смоленщине в спартакиадном зачете выглядеть вполне пристойно. Затем уже как тренер результатами выступлений двумя спецклассами обеспечил 14 место среди всех регионов СССР. Позади остались города с 6-8 специализированными плавательными школами и с 12 бассейнами. А у нас на весь Смоленск один бассейн, и мы их обыгрываем.
Только-только набрали мы обороты, как все «обрубилось». Нет финансирования, и ничего не поделаешь...
А ведь дети хотят учиться плавать. Вода притягивает. Плавание дает здоровье. Есть стимул к самосовершенствованию. Это вам не по паркам ночами шататься. Мы же, тренеры, стараемся помочь ребятам состояться как личностям. Контролируем успеваемость, особенно среди тех, кому приходится выезжать на сборы и пропускать из-за этого уроки.
В свое время мы обучали детей 1-2 класса со всех школ города – около 2,5 тысяч детей. Обучение плаванию вели в «Днепре», а также в специальном детском бассейне «Золотая рыбка», который впоследствии непонятно кому продан.
Из этого огромного потока детворы мы отбирали самых способных к плаванию, приглашали их в ДЮСШ, открывали специализированные классы, где дети учились и 2 раза тренировались. Из моего спецкласса из 22 человек двое стали докторами наук, 4 – кандидатами наук, все бывшие воспитанники получили высшее образование. Их судьба разбросала по различным городам России, но мы поддерживаем связь, и ребята гордятся тем, что в свое время занимались плаванием, считают, что этот вид спорта сформировал их характер, сделал целеустремленными, настойчивыми, терпеливыми, заложил основу крепкого здоровья.
Плавание – тяжелый вид спорта. Но оно прививает работоспособность и очень по жизни помогает.

- В каком состоянии, на Ваш взгляд, сегодняшняя база для занятий плаванием в городе Смоленске?

- Мы работаем на начальном обучении. Как несколько лет назад завершилось финансирование массового обучения школьников плаванию, так мы в ДЮСШ по сути возмещаем ту неполученную ребятами начальную подготовку.

- Но зато без «конвейера», когда тысячи младших школьников, словно муравьи, «оккупировали» бассейны. В спортивных секциях можно более качественно поставить ребятам технику плавания.

- Когда мы школьников в массовом порядке «пропускали» через бассейн, любой выпускник 10-го класса умел плавать. Проводили мы межшкольные соревнования, и классы в полном составе выходили на старт. Статистика беспристрастно констатирует, что в те годы в открытых водоемах гораздо меньше было утопленников. Сейчас приходим в школу – 10-й класс не умеет плавать. Не удивительно, что подростки боятся идти в армию...

- Сколько тренеров на сегодня в ДЮСШ «Юность России»?

- Сейчас 8 тренеров. В каждой группе – по 15 человек. В среднем за год каждый тренер примерно 120 детей учит плавать. Да плюс у нас занимаются больные сколеозом, дети с проблемами здоровья по направлениям врачей.

- Резервов нет по увеличению числа занимающихся? Мне представляется, при одном действующем бассейне на весь город отбоя от желающих нет.

- Бассейн мы, к сожалению, арендуем. Нашей ДЮСШ выделяется определенная сумма денег на аренду, и больше ни на копейку мы истратить не можем. Если бы был у ДЮСШ собственный бассейн, мы смогли бы, конечно, принимать гораздо больше детей.
Вода с каждым годом дорожает и дорожает. Растут тарифы на тепло, электроэнергию...

- Вся надежда на скорейший ввод в эксплуатацию после капитального ремонта муниципального бассейна «Дельфин»...

- Его открытие, конечно, разгрузит «Днепр». Кстати, из Заднепровья очень много детей приезжает.
Пока группы переполнены, есть очередь на прием. Увеличить число занимающихся в группах нельзя по причине необходимости соблюдения техники безопасности.
Вот бы еще «Волну» поскорее открыли – тогда охват занимающихся плаванием окажется большим.

- Есть ли у смоленских тренеров специальная методика обучения плаванию?

- Все самые современные рекомендации у нас имеются и применяются. Тренеры все опытные, каждый имеет стаж не менее 20 лет. Так что методику мы отработали.

- А сколько времени требуется, чтобы ребенка с нуля научить плавать?

- В зависимости от развития нашего ученика, от его самочувствия и предрасположенности к плаванию. Сейчас, например, медицина по анализу крови и срезу мышечной ткани может рекомендовать, какой вид спорта для того или иного ребенка больше всего подходит. При предрасположенности к плаванию за 12 занятий в течение двух недель школьники уверенно держатся на воде. Остальные чуть позже - максимум на неделю – начинают плыть. Даже те дети, которые совершенно не способны к плаванию, после занятий в нашей школе уже не утонут...

- Отлаженные координация движений и дыхания благоприятно действуют на растущий организм ребенка.

- Он гармонично развивается. Сказываются горизонтальное положение тела и водная среда. Укрепляется позвоночник, это ведет к тому, что внутренние органы никуда не смещаются, нет патологий, как у многих призывников, не занимающихся плаванием. У пловцов на медкомиссиях при призыве в армию никогда не бывает проблем. Физическая подготовка также находится на высочайшем уровне: легко подтягиваются, без особых усилий бегают кросс и участвуют в лыжных гонках.
По моим наблюдениям, ни футбол, ни хоккей, ни любой другой из популярных видов спорта не дает такого гармоничного развития, как плавание.
Интервью вел
Владимир КОРЕНЕВ.






 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№6 (106)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич