Главная | Архив |

  Мы - не вы!  
   

Рубрику ведут Анастасия Трифонова и Вероника Авхимович

 

О литературе и прочих искусствах

 

 

Россия всегда была самой читающей страной мира. Если есть, что читать, значит кто-то пишет достойные произведения.
Нашу рубрику в этом номере мы прямо или косвенно посвящаем литературе и искусству вообще.
Что и говорить, нынешняя весна стала для Смоленска поистине литературной. У нас прошли и городские литературные конкурсы, и презентации книг, и многое другое.
Искусство – это и способ познания мира, и способ его сотворения. Искусство несет в себе эпоху, но не как мертвую историю, а как живой, дышащий организм. Мы будем говорить об искусстве в молодежной среде – среде школьников и студентов. Именно здесь сейчас формируются будущие «творцы». Те, кто зафиксирует в произведении все, что видит вокруг и донесет черты эпохи до наших потомков.
Иногда читаешь чье-нибудь школьное творение и только удивляешься оригинальности мыслей, недетским рассуждениям, серьезному подходу к рассматриваемой проблеме, маленьким собственным находкам и открытиям ребят. Хотя некоторые люди старшего поколения считают, что молодежи как раз не хватает самостоятельности суждений и порой даже банальной грамотности. Но год за годом сами ребята опровергают подобные утверждения. Именно литература «растит» будущих специалистов: учителей, врачей, инженеров, воспитывая в каждом из читающих молодых людей достойного человека.

О маленьких и больших делах по-настоящему творческой молодежи читайте дальше.




 



Что современная молодежь может дать своей стране?

 

Администрацией Заднепровского района города Смоленска был организован и проведен конкурс сочинений среди учащихся школ, посвященный Году молодежи в Российской Федерации.
В конкурсе приняли участие учащиеся 13 школ района. Было предложено множество тем для творческих работ: «Что современная молодежь может дать своей стране», «Письмо молодежи будущего», «Молодежь в истории России. Славные страницы», «Почему молодость самая счастливая пора жизни», стихотворение, посвященное Году молодежи.
В течение месяца (со 2 февраля по 2 марта) школьники писали свои сочинения на уровне школ. Потом пришла очередь выделить лауреатов и победителей конкурса. Если раньше работы проверялись учителями школ-участниц, то теперь налажено сотрудничество с филологическим факультетом СмолГУ. Конечно, и темы для сочинений предлагаются более серьезные, чем раньше. Оценку работ выполняли преподаватели филологического факультета Смоленского государственного университета кандидаты филологических наук Ковалева В.С. и Максимов А.В. Критерии оценки были следующие: соответствие теме; глубина, полнота раскрытия темы; оригинальность жанра (эссе, страничка дневника, литературный этюд, размышления по поводу… и т.д.); композиционная стройность, логичность, последовательность; богатство лексики, выразительность средств; опора на литературные источники.
12 марта 2009 года была поставлена последняя точка в проведении конкурса. В этот день состоялась торжественная конференция по итогам мероприятия. Проводилась она в СмолГУ на филологическом факультете. Учащимся рассказали об учебе на факультете, дисциплинах, которые изучают, всевозможных мероприятиях университета, в которых участвуют как студенты, так и преподаватели вуза. И, наконец, были названы имена победителей. В этом году награждение прошло в двух номинациях: «Проза» и «Поэзия». Среди победивших - Железовская Виктория (МОУ СОШ №32), Сысоев Илья (МОУ СОШ №22), Минкин Артем (МОУ СОШ №30), Меркулова Анастасия (ВСШ №1), Горбатенков Николай (МОУ СОШ №18), Солонин Евгений (МОУ СОШ №10), Спиридонова Полина (МОУ СОШ №22).
Абсолютно все участники конкурса, а также их учителя русского языка и литературы были награждены грамотами и книгами русских и зарубежных классиков.
Интересно, что повзрослевшие участники конкурса прошлых лет пожелали учиться на филфаке. И, действительно, поступили! Что же, литература ждет новых исследователей и созидателей.
Мы представляем вашему вниманию лучшую поэтическую и прозаические работы.
Благодарим за помощь в подготовке материала главного специалиста–инспектора по работе с детьми отдела по работе с молодежью, культуре и спорту Администрации Заднепровского района г. Смоленска Сапожникова Н.Л.

 

Николай Горбатенков

Что современная молодежь может дать своей стране?

 


Покажет Русь, что есть в ней люди,
Что есть грядущее у ней...
Н.А. Некрасов

Это очень сложный вопрос, и ответить на него не так-то просто. Ведь какая она, современная молодежь? Когда смотришь, слушаешь или читаешь средства массовой информации, первое впечатление: «Какой кошмар!» Вся молодежь у нас - сплошные наркоманы, алкоголики и бандиты. Один обокрал магазин, другой убил старушку из-за ста рублей, третий зарезал своего же одноклассника. И люди забывают, что такие Родионы Раскольниковы были всегда. Но ведь молодежь была и остается РАЗНОЙ во все времена. Просто за всеми этими ужасами, которые так любят СМИ, проходит незаметно сообщение, например, о награждении президентом в Кремле группы российских ученых, труды которых признаны во всем мире. (Кстати, мой двоюродный брат в прошлом году был у президента на приеме как лучший выпускник военных училищ страны). Или кто знает о нашей 15-летней шахматистке Алине Кашлинской, которая трижды выполнила норму международного гроссмейстера? Международная шахматная ассоциация в этом году присвоила ей это звание, а в родной стране об этом ни звука. Эту информацию мне «слил» через Интернет знакомый из Польши, увлекающийся шахматами. Следует признать, что благодаря Пекинской Олимпиаде, мы знаем немного больше о достижениях наших спортсменов, которые тоже далеко не старые люди. О том, что команда российских школьников заняла первое место в международной предметной олимпиаде, проходившей в университете Итона, было лишь коротенькое сообщение в программе «Время».
А если взять повседневную действительность, то и тут не все так страшно. Например, 20 человек моих одноклассников. Они тоже все разные. Почти у каждого из нас есть свои увлечения. Вот гордость нашего класса - отличница Света Завалищева. Я думаю, она станет замечательным учителем математики, который сумеет привить всем своим ученикам любовь к этой, казалось бы, скучной науке. А ее сестра Настя - учителем начальных классов. Ведь уже сейчас видно, как ей нравится возиться с малышами. Она у нас вожатая в подшефном втором классе. Никита Лупанов, скорее всего, с отличием закончит частную английскую школу, и эти знания ему везде пригодятся. И Илья Новиков, капитан нашей гнездовской футбольной команды, занявшей в этом году второе место в городском турнире дворовых команд, вряд ли станет наркоманом или алкоголиком. А Дима Новичков, часами дрессирующий своих двух собак и показывающий нам настоящие цирковые представления с их участием? А Саша Песков, чьи рисунки не раз выставлялись на всевозможных выставках? А Сабина Зарипова, обожающая биологию и мечтающая стать врачом? Лучший спортсмен параллели, Димка Бокач, благодаря которому мы почти всегда выигрываем во всех спортивных состязаниях школы? А я сам, в этом году заканчивающий музыкальную школу и в 13 лет добившийся первого юношеского разряда по вольной борьбе? А Марина Ходина, отличница, занимающаяся хореографией с самого раннего детства? И хотя вряд ли кто-то из нас прославится на всю страну, я думаю, все мы станем хорошими людьми. Будем врачами, учителями, шоферами, инженерами и т.д. И наш скромный добросовестный труд вольется в труд таких же других простых людей. А ведь на этом и строится мощь любого государства.
И в заключение хочу сказать, что людям старшего поколения не надо бояться и осуждать нас. Постарайтесь просто понять. Ведь если мы идем большой компанией и громко смеемся на всю улицу, это вовсе не значит, что мы замышляем вырвать сумку у проходящей мимо бабушки. Просто ярко светит солнце, просто пришла весна, просто, может быть, пришла первая любовь, просто потому, что МЫ МОЛОДЫЕ!




Артем МИНКИН

 

Послание власти
(обращение в Год молодежи)

Сегодня умерла бабушка Лида. Она прожила долгую и трудную жизнь. Вырастила троих детей, помогала воспитывать шестерых внуков и двух правнуков. К ней в деревне было особенное отношение. Она всегда могла и денег в долг дать. и накормить совсем незнакомого человека, и советом помочь.
Я помню ее с тех пор, как стал осознавать себя. Бабушка Лида часто приходила в гости к моей бабушке. У них было много общего. Родились перед войной. Помнят и голод, и оккупацию. Им рано пришлось познать, что такое физический труд. Бабушка Лида рассказывала, что уже в семь лет у нее была настоящая серьезная обязанность - собирать хворост для печи, потому что мать работала целый день в колхозе, а вечером кормила скотину и готовила ужин.
Бабушка Лида для меня всегда была человеком из мира прошлого, не совсем понятного мне в силу возраста и других условий жизни.
Я помню, как она стыдила меня, когда я ленился помогать матери. Для нее самой важной, естественной частью жизни был труд.
В молодые и зрелые годы она работала в совхозе, была одной из лучших и в посевную, и на сенокосе, и на уборке урожая. А когда ушла на пенсию, все равно продолжала откликаться на просьбу бригадира выйти в страду на помощь. А у самой в хозяйстве и корова, и птица, за которыми нужен постоянный уход. Поражаюсь, когда все успевала эта женщина. Еще в сентябре она одной из первых выкопала картошку, строила планы на зиму: и дрова надо заготовить, и с цыплятами разобраться, которых, как говорят, по осени считают. А потом слегла в одночасье. И стала буквально таять на глазах. Я видел ее незадолго до смерти (подобное я мог представить только по фильмам - словно картинка из Освенцима).
Почему я пишу об этом?! Потому что умирает моя деревня. Место, где я провожу все выходные и каникулы. Когда-то там кипела жизнь: мычали коровы на выгоне, клубилась пыль под колесами тракторов. Родители и бабушка брали меня на сенокос, куда выходила вся деревня. Было шумно и весело.
Я не понимал тогда, что, несмотря на видимость активной жизни, у деревни нет будущего, потому что уже десять лет тому назад самому молодому постоянному жителю было пятьдесят лет.
Сейчас в деревне Залужье тринадцать человек. Все они пенсионеры. А сколько таких деревень в Смоленской области?
Сколько вокруг пустых незасеянных полей, которые зарастают бурьяном? Поднимаются целые новые березовые рощи там. где раньше растили хлеб. Умирают крестьяне, сеятели и пахари.
Что же будет с нашей страной? Со Смоленщиной? Если не появятся в деревне молодые, энергичные, болеющие за дело люди?
Я обращаюсь к власти: «Деревня в опасности!» Каждый честный политик должен понимать, что необходима целая программа спасения смоленских сел. Молодежь должна захотеть жить и работать в деревне, а крестьянский труд должен быть уважаемым, чтобы человек с гордостью мог сказать: «Я крестьянин!»
Пусть в деревне звенит детский смех, а весной прилетают аисты, чтобы свить гнездо и вывести птенцов рядом с человеком.

Виктория ЖЕЛЕЗОВСКАЯ

Черты моего поколения
Достаточно ясны, просты:
И свет есть в глазах, и стремление,
И отблеск заветной мечты.

А в сердце – любовь к человечеству,
К традициям наших отцов
И верность родному Отечеству,
И памяти павших бойцов.

Достойные внуки Олеговы,
Сыны бородинских полей,
Не Чацкие и не Онегины –
Мы лучше, умней и сильней.

Мы станем таким поколением,
Что сможет примером служить
И каждым своим достижением
Ещё вас не раз удивить.

 

 

 

Наше дело должно жить

 

Что такое современное искусство? Можно ли вообще говорить о его существовании? Есть ли среди молодых российских авторов настоящие «бриллианты»? И какие произведения заслуживают внимания уже сейчас?
3 мая в Смоленске прошла презентация книги «Поэтическое вече - III» и диска «Смоленск. Все свои». Диск представляет собой «срез» современной городской культуры: здесь песни существующих и уже распавшихся групп, записи стихотворений в авторском исполнении, произведения смоленских художников и фотографов, репортажи и видеоклипы.
Один из главных генераторов воплощения этой идеи в жизнь, Вероника Никифорова, рассказывает: «За год до выхода альманаха «Поэтическое вече» мы проинформировали о нем вузы и другие «творческие точки» Смоленска. Люди предоставляли подборки своих стихов, но поскольку объём книги невелик, да и не все успели вовремя сдать материалы, мы решили выпустить к этой книге мультимедийное дополнение. Работали над этим около года. На сегодня, я считаю, это беспрецедентный проект, так как на диске представлено порядка 70 смоленских групп (это 350 треков), читают свои стихи 14 смоленских поэтов (около 80 треков). Представлены видеоклипы тех групп, которые их имеют, теле- и радиорепортажи о музыкальных и околомузыкальных событиях. Приобрести диски можно в магазине «TNT». Первоначальный тираж был невелик – 100 экземпляров. Большая часть разошлась по авторам, чьи работы представлены на диске. Однако если диск вызовет интерес, можно будет выпускать дополнительные тиражи».
Почему альманах называется именно «Поэтическое вече»?
«Название родилось практически сразу... На вече в древние времена собирались разные люди и решали самые разные вопросы, а на Поэтическом вече тоже собираются разные люди, которые в итоге представляют собой своеобразное музыкально-поэтическое единство, живой творческий организм, так что название - символизм в некоем роде. Вече - это свободное собрание, куда может прийти почти каждый и сказать то, что он думает и так, как он чувствует. Для меня и моих друзей такое название символизирует свободу творчества…», - делится с нами Илья Ильин, главный редактор альманаха.
Все легко могут узнать, что происходит на культурном фронте в Петербурге и Москве. Достаточно только заглянуть в Интернет. Но больше ни об одном российском городе нет подобной информации: ни о Смоленске, ни о Брянске, ни о Курске, ни о Краснодаре, ни о Чите. Показать развитие творчества в нашей стране, показать, что существуют талантливые люди, молодые поэты, пусть даже в чем-то не совершенные, что страна жива не только материально, но и духовно – вот задача, которую ставит перед собой и своими единомышленниками Илья.
Кстати, именно в Смоленске идея сборника получила наибольшую отдачу и наибольшее развитие. Такого воодушевления Илья не встретил ни в Питере, ни в Краснодаре, ни в Брянске.
«Я общался с академической филологической средой Петербурга и с рок-музыкантами рок-группы «Телевизор», – рассказывает Илья, - Эта группа была основана в 1984 году в Ленинграде. Основателем, автором текстов, музыки и идейным вдохновителем является Михаил Борзыкин. Творчество команды напоминает «Депеш-моуд» и мрачные, проникнутые противостоянием ко всему миру тексты. Они считают, что в сравнении с поэзией Мандельштама и Бродского все, что мы делаем, ничего не стоит. Поэзия уже есть, и ничего нового создать нельзя. При этом почему-то сами пишут стихи. И почему-то их издают. К молодому же поколению относятся очень равнодушно. Кто придёт вслед за ними? Нужно ли им это? Кто возьмёт у них из рук это знамя поэзии, философии, этнографии, художественного искусства, если они это делают для себя, для своего научного статуса, для статуса доктора филологических наук или для звания великого рок-музыканта? Спасибо им, конечно, за это. Они нам очень многое дали. Но если изначально это делалось ими для собственной выгоды, то теперь не надо со сцены говорить, что все такие честные и неподкупные. Потому что как живёт современная рок-среда Петербурга, мы очень хорошо знаем.
Юрий Шевчук сказал одну очень хорошую фразу: «Ребята, нам было трудно, а вам будет ещё труднее, потому что сейчас очень много всего». Обидно, что наши старые рокеры: «Алиса», Борзыкин, Шевчук не делают ничего для молодёжи, для развития молодых команд. А то, что выходят на большую сцену, например, группа «Пилот»… Они не стоят совершенно ничего, это просто коммерческий проект. Когда Михаил Борзыкин выходит на одну сцену с группой «Мухоморы» и «СП-Бабай», это вызывает недоумение.
Возможно, он просто нашёл свою нишу, и не собирается её оставлять. Но людям надо показать, что есть на смену молодое поколение, а мэтрам это не нужно. Михаил Борзыкин однажды сказал, что ни одна звезда не будет выдвигать вперёд того, кто сильнее, чем она. Поэтому вперёд выдвигают, мягко говоря, лучших из худших. Конечно, звёзды на их фоне кажутся еще ярче», - делится впечатлениями Илья Ильин и продолжает: «В перспективе выйдут и четвертый, и пятый сборники. Мы будем заниматься этим, пока есть материалы и пока есть те, кому это небезразлично. Сделано уже многое. Если мы сейчас сломаемся и остановимся, мы предадим свое дело. У меня самый главный принцип в жизни – всё, что мы делаем, это важнее, чем мы. Я живу по этому принципу, и мои друзья тоже. Нам может быть плохо, нам может быть грустно, мы можем уставать, но наше дело должно жить».
 

 

М у з ы к а р е ч и

 

Молодые люди обычно очень общительны. Только и слышишь вокруг... А что мы слышим из уст молодежи? Какие ошибки мы допускаем? Об этом мы сегодня побеседуем с кандидатом филологических наук, доцентом кафедры русского языка и методики его преподавания Тарасовым М.И.


- Михаил Иванович, мы сегодня хотели с вами поговорить о гигиене речи нашей молодежи. Насколько важна чистота речи для современного молодого человека?

- Конечно, чистота речи важна и для современного, и для несовременного, и для молодого, и для немолодого человека. И эта проблема очень серьезная и грустная. Я вижу тут, кстати, два таких ее аспекта. Если вы прислушаетесь к тому, как говорят жители города из не очень образованных слоев, вы обнаружите странное фонетическое изменение. У нас в речи образуется второе ударение. По-моему, филологи этого еще не поняли. Первое ударение – силовое, динамическое, на нужный слог, второе ударение – длительное. Например, говорят не «помогу», а «памааагу», «падааайди», и так далее, и так далее. Так говорят, с какими-то странными изменениями интонации, жители города. То есть у нас в России формируется, как в Англии когда-то, городской произносительный стиль, немножко сниженный, но городской, тем не менее. Нужно ли с этим бороться? Найдется ли наш собственный Бернард Шоу, который напишет «Пигмалиона» на эту тему? Думаю, что найдется. В литературе, кстати, это еще не обыграно совершенно. Поэтому наша задача: стараться обращать внимание на произносительную практику. Обычно этому не уделяют внимание в школе.
Вторая проблема – всем нам хорошо известное: чрезмерное использование абсценной лексики (прим. ред. - мата). Я уже даже решил, что жить осталось недолго – смирюсь-ка я с тем, что она как инкрустация вставляется в речь. Буду думать, что это ловко и метко, и ничего страшного не произойдет. Но есть люди, которые буквально все заменяют ею. Хорошо, плохо – все одним словом обозначается. По-моему, это не преодолеть воспитанием, это можно преодолеть только социальным развитием общества. Когда образуется слой, которому стыдно станет так говорить – этого не будет.

- А какие факторы влияют на это изменение речи? Ведь «аканье» («дааавай») присуще московскому говору?

- Вероятно, это действительно московское произношение. И, более того, это произношение возникает в среде молодежи, которая по природе творческая субстанция. Молодые люди изменяют стандарт, подхватывая какую-то случайно сложившуюся тенденцию. Мне кажется, что это новое молодежное произношение некрасиво. Это несколько бросается в уши. Так говорят юноши и девушки с Поповки, у них какая-то особая фразовая интонация с повышением тона в конце, в вопросе. Так говорят на Украине и в Белоруссии, и вот неожиданно стали у нас говорить.

- Какие вы дадите советы «по борьбе» с такой сниженной речью?
- Тут у меня два совета. Во-первых, желательно относиться к собственной речи сознательно. Достаточно один раз задуматься над тем, как говоришь, а потом найти образцы другой речи. К сожалению, совершенно невозможно услышать пластинки с записями первой половины двадцатого века. Обязательно послушать то, что раньше звучало по радио. А теперь почему-то не звучит. Там отчетливо произносился каждый звук. Надо хотя бы самого себя заставить потренироваться читать Пушкина, четко произнося каждый звук.

- Обязательно Пушкина?

- Можно и не Пушкина. Можно Блока, можно кого угодно, начиная от Саши Черного и кончая Державиным. А можно и прозаические тексты читать.
Это совет для филолога и для образованного человека вообще. А совет для жителей с окраин - смолчать, если хочется что-то сказать. Но они не знают, как это сделать в приличном обществе.

- А с какого возраста родители должны следить за правильностью речи ребенка? Существует же детское словотворчество, которое считается нормой.

- Ребенок, безусловно, продолжает речевую практику родителей. То есть, если они делают ошибки, ребенок тоже их будет делать. И тогда уже не родители, а кто-то третий будет исправлять. Если вообще будет.
Исправлять нужно с самого начала, как только заметили ошибку. Дети же учатся хорошо до пяти лет. Тогда они все воспринимают легко.
Я радуюсь, когда молодой человек говорит девушке: «Я кладу что-то на стол». Не «ложу», не «ложу», а именно «кладу». И таких молодых людей немало.


- Отличается ли, по вашему мнению, речь студентов первого курса и выпускников-пятикурсников? Если да, то чем?
- Речь студентов отличается и в огромной степени. Тут я могу сказать, что она отличается не фонетически, а именно синтаксически и чуть-чуть лексически. Студенты берут с нас, преподавателей, пример, обезьянничают немножко и научаются тому, чему я и хотел бы их научить. А именно: использовать вводные предложения: «Вероятно, я должен сказать о том-то и о том-то перед тем, как речь пойдет о том, о чем нужно». Они научаются использовать длинные предложения, сложноподчиненные, сложносочиненные. И самое главное, они регулируют собственное высказывание: «Сначала я буду о том-то говорить, потом о том-то, потом добавлю то-то и закончу тем-то».

- В школе достаточно делают для развития речи ребенка?

- У меня есть интересное наблюдение. Мне приходилось близко общаться с учениками двух типов: вальдорфской школы – они блестяще говорят, блестящие коммуниканты, у них речь льется легко и интеллигентно, как будто они только что из чеховской пьесы вынырнули; и хорошей школы, гимназии – вот они абсолютно зажаты, мысль сформулировать не могут. То есть школа, если она нацелена на воспитание речевой практики, очень многое может сделать. Правда, тут иногда страдает грамотность, фактический набор знаний, но надо выбирать. Вот так.

 

ВЕРОНИКА НИКИФОРОВА
Смоленский государственный музей-заповедник

ЖАННА-ИСКУСНИЦА

 

Эта замечательная мастерица работает в Смоленском государственном музее-заповеднике уже семь лет. Именно на ее хрупких плечах лежит весь груз работ с тканями из кладовых огромного музейного фонда.
Героиня нашей истории родилась в Рославле в 1974 году. Окончила художественно-графический факультет Смоленского педуниверситета. В настоящее время Жанна Смирнова – художник-реставратор и хранитель коллекции тканей Смоленского музея-заповедника. В глазах Жанны светится огонек любви к своему делу, а руки помнят миллионы стежков. За время работы в музее она вернула к жизни множество уникальных изделий. И они стали такими, что и не подумаешь, будто вещь была реставрирована.
Реставратору нужно иметь не только терпение и усидчивость, но и серьезную подготовку, большой багаж знаний. Жанна училась во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика Грабаря. За время учебы прошла десять стажировок, поэтапно повышая уровень своего мастерства. Сейчас художник-реставратор Ж. Смирнова имеет первую категорию.
Процесс реставрации очень сложен, ведь у каждой вещи свои особенности. Все этапы работы реставратор должен отразить в реставрационном паспорте, к которому прилагаются фотографии предмета, сделанные до реставрации, в процессе работы и после нее. Особенно важным является этап восполнения утрат. Один из интереснейших приемов – тонирование. Чтобы подобрать цвет старой ткани, необходимо использовать в первую очередь природные красители, а если нет такой возможности, то синтетические. Наша героиня подчас идет по наитию, и сама подбирает добавки «на глаз» – это обычная практика реставраторов тканей. Если предмет сложный, на работу над ним может уйти полгода и более.
В течение последних полутора лет Жанна Смирнова трудилась над восстановлением одного из главных сокровищ Смоленского кафедрального собора – плащаницы, вышитой в XVI веке в мастерских княгини Евфросиньи Старицкой. Вот как рассказывает об этом сама Жанна: «Работа была очень ответственной и кропотливой: размеры плащаницы почти 3х2 метра. Реликвии, являющейся памятником древнерусского лицевого шитья, уже 450 лет. Долгое время плащаница выставлялась без стекла, что очень неблагоприятно сказалось на ее состоянии (шелк вообще считается самой недолговечной тканью): так, на теле Иисуса и руках Богоматери были темные пятна «зацелованности». Работа проводилась при постоянных консультациях центра имени Грабаря. Вместе с московскими коллегами была разработана методика, а затем в несколько этапов происходила сама работа. Сначала была произведена очистка ткани, затем демонтаж золотного шитья, укрепление ткани, монтаж золотного шитья, заключительным же этапом стало пришивание новой реставрационной подкладки из натурального шелка. Все работы курировал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, он же принимал работу, уже будучи Патриархом Московским и всея Руси».
Похвала и благословение владыки не явились для Жанны Смирновой поводом почивать на лаврах. Ведь у нее есть заветная мечта – полностью отреставрировать музейное собрание тканей.
 

 

 


 

 

 

№6 (106)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич