Главная | Архив |

  Как оформить земельный участок  
   

Андрей ПИГАЛЕВ,
начальник управления
земельных отношений
администрации г. Смоленска

 

Городские власти
в стороне не остаются...

 

В редакцию журнала «Новый Смоленск» обращаются многие смоляне с просьбой разъяснить, каков же на сегодня порядок оформления земли в собственность или аренду в городе Смоленске. Эти обращения связаны с тем, что администрация Смоленской области забрала себе полномочия по управлению не разграниченными государственными землями на территории города Смоленска, а людям все равно приходится идти в городские управления архитектуры и земельных отношений за консультациями и с предложениями по выбору участков.
Как же оформить землю? Об этом редакция попросила рассказать начальника управления земельных отношений городской администрации Андрея Анатольевича ПИГАЛЕВА.

- В январе 2007 года Смоленская областная Дума приняла закон по распоряжению земельными участками на территории города Смоленска. Согласно этому закону функции распоряжения не разграниченной землей перешли к областной администрации – к уполномоченному органу в лице департамента по имущественным и земельным отношениям. После выхода в свет этого закона администрация области приняла постановление №92 от 19 марта 2007 года об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области – городе-герое Смоленске. В этом постановлении прописан порядок работы уполномоченного органа – созданного при департаменте имущественных и земельных отношений земельного управления – оно располагается по ул. Николаева, д. 12-а.
Как мы считаем, постановлением не учтены права органа местного самоуправления по разделению функций в сфере распоряжения земельными участками на территории города. Федеральный закон №53 действительно позволяет субъекту Федерации принять такой закон и заниматься предоставлением, распоряжением земельными участками. Но процедура выбора, согласования места размещения, утверждения проекта границ и постановки на кадастровый учет – это неотъемлемая часть работы органа местного самоуправления. В результате долгих обсуждений, переговоров, бесед был достигнут компромисс в данном вопросе, и администрация Смоленской области 14 мая 2007 года подготовила изменения в вышеназванное постановление. Издано постановление губернатора №179, в котором уже поделены функции по распоряжению землей на территории города между органом местного самоуправления – администрацией Смоленска и уполномоченным органом государственной власти – департаментом имущественных и земельных отношений.
Нельзя предоставлять землю без согласования с муниципалитетом по одной простой причине: в департаменте имущественных и земельных отношений отсутствует управление архитектуры. Оно несет ответственность за размещение объектов на территории города. Ведь при ином порядке весьма вероятны ошибки, когда какой-нибудь ларек разрешат поставить чуть ли не на площади Ленина. Есть орган, который существовал при всех властях, - это архитектура.
Теперь уполномоченный орган-департамент имущественных и земельных отношений – будет направлять обращение заявителя на имя главы города для выяснения возможности размещения объекта и утверждения проекта границ земельного участка.
В этом и заключается функция созданного в департамента земельного управления – оградить людей от хождения по всем кабинетам. То есть уполномоченный орган будет заниматься этой работой: в него поступит заявление, а дальнейшее согласование с городом возьмет на себя земельное управление. Хорошо это или плохо – покажет время. Если у граждан действительно станет меньше мытарств и хождений по различного рода организациям, то цель будет достигнута.
Строительные фирмы задают администрации области справедливые вопросы по выделению в городе земли под многоэтажную жилую застройку. Анализ, проведенный земельным управлением областного департамента, дал известный и давно озвученный городскими властями вывод: свободных пятен под застройку на необремененных землях в городе действительно нет. Раньше нас упрекали, мол, город держит землю и ее не дает. Проанализировав документы, областные власти поняли, что действительно существует проблема со свободной землей. Поэтому сейчас идут по тому же пути, что и мы делали, - собираются проводить первые аукционы. Правда, пока только собираются...
Мы аукционы проводили ежемесячно. Хорошо или плохо, в полном объеме или нет собирали документы, это другой вопрос. Но аукционы шли. Строителям земля предоставлялась.
Что касается арендной платы, она, как и раньше, поступает в консолидированный бюджет Смоленской области и делится с городом пополам – 50 на 50 процентов. Функции заключения договоров аренды и их расторжения перешли к областной администрации. Деньги в размере 50 процентов поступают в наш бюджет, а за жилищное строительство – 100 процентов. Раньше департаменты финансов и имущества областной администрации нам писали письма, почему мы плохо собираем налоги. Теперь роли поменялись: уже мы предъявляем претензии, где наши деньги, их не хватает в бюджете для развития, например, той же самой социальной сферы.
В составе земельного управления областной администрации 28 человек. Костяк специалистов составили люди, которые раньше работали в городском управлении по земельным отношениям. У нас остались функция утверждения проекта границ, исковая судебная работа с неплательщиками и земельные споры. Их сейчас идет огромный поток. Люди стали юридически более грамотными и знают, куда нужно обращаться. Наше управление также осуществляет муниципальный земельный контроль, который при любых законах остается за органами местного самоуправления. То есть законное использование земли – ее целевое использование, соблюдение границ – очень важная часть работы.
Активно идет процесс по разграничению права собственности на землю. В Регистрационной палате получены свидетельства на более чем 400 участков, принадлежащих муниципалитету. Это земли под муниципальными предприятиями и учреждениями. Зачем, например, врачу разбираться в земельных правоотношениях, приводить в порядок документацию, когда в городе существует управление по земельным отношениям. Мы будем помогать организациям оформлять документы, ставить землю на учет.
Мы регистрируем за городом скверы и парки. Не для того, чтобы набрать себе больше земли, чтобы ею распоряжаться. А чтобы наши зеленые насаждения не вытеснили какими-нибудь ларьками или автостоянками. Пусть город дышит. И ни у кого теперь не возникнет каких-нибудь поползновений построить очередной магазин или павильон в зеленых зонах.

Гладко было на бумаге...

Комментарий редакции
Уменьшится ли у застройщиков при новом порядке хлопот? Избавила ли их областная администрация «захватом полномочий» от хождений по инстанциям?
Давайте попытаемся найти ответ, рассмотрев практический пример. Захотел предприниматель установить торговый павильон. Высмотрел место. Прежде, чем писать заявление в областной департамент, ему надо, теперь получается неофициально, согласовать с городскими властями выбор площадки и сделать проект границ. Иначе какой смысл писать заявление, если откажут? А готовить документы до подачи заявления городские чиновники не обязаны. Значит, появляется ниша для злоупотреблений, коррупции или бюрократических проволочек.
Представим, что после получения из областного департамента заявления городские власти дали «добро» на установку павильона, и предложенное место устроило предпринимателя. Возникает столько технических вопросов, что все равно без «походов» в управления архитектуры и земельных отношений не обойтись. Так для чего тогда нужно было создавать лишнюю инстанцию – управление областного департамента? Чтобы пересылать бумажки? Если администрация области желала усилить контроль за распоряжением землей, то существует масса его форм и без организации нового управления в и без того раздутом бюрократическом аппарате.
И будет уместным в этом комментарии напомнить, что в четвертом номере журнала «Новый Смоленск» под рубрикой «К кому идти на поклон за землей?» мы опубликовали статью «Посадка на двойную таксу». В ней шла речь о том, что администрация Смоленской области забрала себе полномочия по управлению не разграниченными государственными землями на территории города Смоленска, а по Градостроительному и Земельному кодексам многие вопросы при предоставлении земельных участков решаются исключительно органом местного самоуправления. Редакция сделала совершенно очевидный вывод: администрация области поторопилась с «захватом» полномочий по распределению не разграниченных государственных земель в областном центре. От этого непродуманного решения пострадали в первую очередь застройщики, которым при новом порядке придется бегать по мэрским и губернаторским управлениям и департаментам. Мы также высказали опасение, что недобросовестные чиновники могут запросить с заявителей двойную таксу, - исключать подобное в современном коррумпированном обществе нельзя.
После выхода статьи, в которой, как мы полагаем, сделан доскональный юридический анализ прав и обязанностей государственной власти и органов местного самоуправления по оформлению земельных участков, страсти вокруг «захвата» полномочий не только не улеглись, но еще больше обострились. Казалось, что «юридический ликбез» откроет глаза чиновникам областной администрации на допущенное ущемление прав местного самоуправления. «Отрезвил» их только иск в суд главы города-героя Смоленска В.Н. Халецкого.
Управленцы из области не стали дожидаться судебного решения и пошли на попятную. Губернатор издал постановление, в котором поделил с местным самоуправлением функции по распоряжению землей на территории города. Тем самым стороны достигли компромисса. Удивительно лишь то, что на стадии обсуждения проекта областного закона городские власти указывали на ущемление своих законных прав, но к их доводам не прислушались. Видимо, ради пиара, желания «продемонстрировать мускулы» в Желтом доме тогда пошли на конфликт. Потом, когда стало очевидным, что мэр не уступит, порядок распоряжения землей изменили.
Этот факт наглядно иллюстрирует, на наш взгляд, стиль работы В.Н. Маслова. Это вечное стремление подмять оппонента, «ломка через колено» стали чуть ли не главным кредо его административной работы. Не случайны, наверное, поэтому и заголовки интервью губернатора типа «Мы набрали силу», постоянные угрозы в адрес оппонентов, которые чаще всего даже не называются. А потом, после «фиаско», делаются неуклюжие попытки вернуть ситуацию назад…
Вот недавно областная администрация предложила городским властям подписать соглашение о дальнейшей совместной работе по предоставлению земельных участков. В нем намечалось расписать весь порядок принятия решений - от подачи заявлений до выдачи документов. Администрация города совершенно, на наш взгляд, справедливо указала на то, что этот самый порядок определен в Градостроительном и Земельном кодексах РФ и плодить новые инструкции совершенно бессмысленно...











 


 

 

 

№06 (06)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич