Белый и голубой. Два эти
цвета составляют национальный флаг Греции. Эти
цвета вообще здесь главные, они повсюду. Белое
раскаленное солнце, мрамор, которым уложены
площади, Парфенон, развалины древних Микен. И
голубые просторы - глубокое до головокружения
небо, невероятно прозрачное море. Такой
запомнилась мне Греция, страна поразительного
симбиоза древности и современности.
Нам, привыкшим к постоянным дождям, не верится,
что есть земля, где их летом не бывает вовсе.
Природа Греции – притом, что трава на склонах
холмов и гор выжжена солнцем уже в июне -
восхищает разнообразием видов и пышностью форм.
Фикусы, финики, олеандры, гибискусы – все это и
многое другое у нас дома растет в горшках, а там
– в виде огромных деревьев. Апельсины и оливки
зреют и наливаются прямо на улицах.
В Греции жарко. Свирепое солнце сделало местных
жителей неторопливыми. Греки часами могут сидеть
в тавернах и маленьких кафе, расположенных вдоль
улиц, со стаканом фраппе – холодного кофе со
льдом, и дискутировать. Сиеста длится добрых
четыре часа - с 14 до 18, и на это время всякая
жизнь в греческих городах полностью замирает. До
вечера магазины работают всего три дня в неделю,
в остальные дни торговля замирает вместе с
началом сиесты.
Современные Афины – город ничем не
примечательной архитектуры. Его сердцем является
древний Акрополь, поражающий до глубины души
всякого, кто неравнодушен к прекрасному и
способен восхищаться. Этот грандиозный
архитектурно-художественный ансамбль, в которых
входят всемирно известные храмы Парфенон,
Эрехтейон, Ареопаг, храм Афины-Ники, был создан
во времена расцвета Афин. Его центром является
Парфенон - один из самых величественных храмов
Древней Греции, посвященный богине Афине,
построенный в V веке до н. э. Древние
архитекторы знали, что прямые линии на
расстоянии воспринимаются слегка вогнутыми, и с
помощью ряда простых приемов - колонны едва
заметно сужаются кверху, угловые колонны
несколько наклонены к центру, и т.д. - добились
того, что издалека Парфенон выглядит идеально
четким, гармоничным сооружением. По периметру
внешних стен храма на высоте 12 метров
непрерывной лентой тянулся знаменитый фриз
Парфенона.
В византийскую эпоху, в начале VII века,
Парфенон стал христианской церковью Святой
Софии, а его внутреннее устройство подверглось
коренной переделке. Потом Афины были захвачены
турками, Акрополь стал турецкой крепостью, а
Парфенон - мечетью. В XVII веке началась война
между Турцией и Венецианской республикой.
Перебежчик сообщил венецианцам, что в Парфеноне
турки устроили пороховой склад, и те начали
прицельный обстрел знаменитого сооружения.
Мощным взрывом была разрушена вся центральная
часть храма, кроме западной стены, и большая
часть колоннады.
Сегодня скульптуры из Парфенона имеются во
многих музеях мира, а основная часть фриза
хранится в Британском музее. От центрального
объема Парфенона осталась лишь западная стена,
прорезанная в центре десятиметровой дверью. Из
подлинных скульптур Парфенона в храме
сохранились лишь две фигуры западного фронтона и
фриз на западной стене.
Национальный Археологический музей поразил своей
бедностью – коллекции древнегреческого искусства
в Берлине и Париже куда богаче. Главной
ценностью здесь является золото Микен, найденное
археологом Генрихом Шлиманом. Он откопал
развалины этого воспетого Гомером города и
открыл пять гробниц правителей города,
содержимое которых ослепило ученый мир. Большая
часть найденных предметов была сделана
специально для погребальной церемонии – золотые
диадемы, покрывающие лица усопших маски,
нагрудники, наплечники, пояса. Одежда усопших
была покрыта бесчисленными золотыми пуговицами и
другими украшениями.
Расцвет Микен приходится на поздний период
бронзового века. К сожалению, целых сооружений
здесь практически не сохранилось - только
фундаменты и фрагменты стен, но и по ним
понятно, что микенские дворцы и гробницы
отличались сложностью планировки, изрядной
толщиной стен, и возводились из очень массивных
блоков. Сами древние греки называли эту кладку
«циклопической» - даже им было трудно поверить,
что гигантские глыбы, вес которых доходит до 120
тонн, могли быть уложены людьми.
Впечатленный древними сооружениями и
необузданной красотой природы, поражаешься
контрасту древних и современной цивилизаций:
мощь, лаконичность и гармоничность одной
совершенно не соответствует вялости и
непритязательности другой.
|
|