Главная | Архив |

  На древней земле Эллады  
   

Ольга ЛИСИНОВА

 

Г р е ц и я .
Страна, знавшая лучшие времена

 

 

Белый и голубой. Два эти цвета составляют национальный флаг Греции. Эти цвета вообще здесь главные, они повсюду. Белое раскаленное солнце, мрамор, которым уложены площади, Парфенон, развалины древних Микен. И голубые просторы - глубокое до головокружения небо, невероятно прозрачное море. Такой запомнилась мне Греция, страна поразительного симбиоза древности и современности.

Нам, привыкшим к постоянным дождям, не верится, что есть земля, где их летом не бывает вовсе. Природа Греции – притом, что трава на склонах холмов и гор выжжена солнцем уже в июне - восхищает разнообразием видов и пышностью форм. Фикусы, финики, олеандры, гибискусы – все это и многое другое у нас дома растет в горшках, а там – в виде огромных деревьев. Апельсины и оливки зреют и наливаются прямо на улицах.

В Греции жарко. Свирепое солнце сделало местных жителей неторопливыми. Греки часами могут сидеть в тавернах и маленьких кафе, расположенных вдоль улиц, со стаканом фраппе – холодного кофе со льдом, и дискутировать. Сиеста длится добрых четыре часа - с 14 до 18, и на это время всякая жизнь в греческих городах полностью замирает. До вечера магазины работают всего три дня в неделю, в остальные дни торговля замирает вместе с началом сиесты.

Современные Афины – город ничем не примечательной архитектуры. Его сердцем является древний Акрополь, поражающий до глубины души всякого, кто неравнодушен к прекрасному и способен восхищаться. Этот грандиозный архитектурно-художественный ансамбль, в которых входят всемирно известные храмы Парфенон, Эрехтейон, Ареопаг, храм Афины-Ники, был создан во времена расцвета Афин. Его центром является Парфенон - один из самых величественных храмов Древней Греции, посвященный богине Афине, построенный в V веке до н. э. Древние архитекторы знали, что прямые линии на расстоянии воспринимаются слегка вогнутыми, и с помощью ряда простых приемов - колонны едва заметно сужаются кверху, угловые колонны несколько наклонены к центру, и т.д. - добились того, что издалека Парфенон выглядит идеально четким, гармоничным сооружением. По периметру внешних стен храма на высоте 12 метров непрерывной лентой тянулся знаменитый фриз Парфенона.

В византийскую эпоху, в начале VII века, Парфенон стал христианской церковью Святой Софии, а его внутреннее устройство подверглось коренной переделке. Потом Афины были захвачены турками, Акрополь стал турецкой крепостью, а Парфенон - мечетью. В XVII веке началась война между Турцией и Венецианской республикой. Перебежчик сообщил венецианцам, что в Парфеноне турки устроили пороховой склад, и те начали прицельный обстрел знаменитого сооружения. Мощным взрывом была разрушена вся центральная часть храма, кроме западной стены, и большая часть колоннады.

Сегодня скульптуры из Парфенона имеются во многих музеях мира, а основная часть фриза хранится в Британском музее. От центрального объема Парфенона осталась лишь западная стена, прорезанная в центре десятиметровой дверью. Из подлинных скульптур Парфенона в храме сохранились лишь две фигуры западного фронтона и фриз на западной стене.

Национальный Археологический музей поразил своей бедностью – коллекции древнегреческого искусства в Берлине и Париже куда богаче. Главной ценностью здесь является золото Микен, найденное археологом Генрихом Шлиманом. Он откопал развалины этого воспетого Гомером города и открыл пять гробниц правителей города, содержимое которых ослепило ученый мир. Большая часть найденных предметов была сделана специально для погребальной церемонии – золотые диадемы, покрывающие лица усопших маски, нагрудники, наплечники, пояса. Одежда усопших была покрыта бесчисленными золотыми пуговицами и другими украшениями.

Расцвет Микен приходится на поздний период бронзового века. К сожалению, целых сооружений здесь практически не сохранилось - только фундаменты и фрагменты стен, но и по ним понятно, что микенские дворцы и гробницы отличались сложностью планировки, изрядной толщиной стен, и возводились из очень массивных блоков. Сами древние греки называли эту кладку «циклопической» - даже им было трудно поверить, что гигантские глыбы, вес которых доходит до 120 тонн, могли быть уложены людьми.

Впечатленный древними сооружениями и необузданной красотой природы, поражаешься контрасту древних и современной цивилизаций: мощь, лаконичность и гармоничность одной совершенно не соответствует вялости и непритязательности другой.





 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№5 (97)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич