Главная | Архив |

  Смоленск литературный  
   

Александр МЕЛЬНИК,
лауреат премии имени М.В. Исаковского

 

«ДИТЯ ПОРЫ
ПОСЛЕВОЕННОЙ»

 

 

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН

Набатом бьет по нервам:

Красные гвоздики
Оживят гранит,
Воскрешая лики
Тех, кто здесь лежит.
Из боев не вышел,
Под огнем лежу,
В этот раз не выжил,
Об одном прошу –
Берегите память,
Время то и час,
И не важно имя,
Вспоминайте нас.
Тишина за нами,
Но не гаснет свет.
Я навеки с вами,
Хоть меня и нет.

Это стихотворение из цикла «Дитя поры послевоенной», включенного в поэтический сборник Льва Сапожникова «От сих до сих».
Удивительна почти мистически выраженная во многих стихах цикла способность авторского перевоплощения.
В полюшке заброшенном
Догорит закат,
Глупой пулей скошенный,
Я в числе солдат.
И салют армейский,
Значит, быть слезам
На могиле братской,
Смерть не по годам.

«Память», «О войне», «Разговор с участником войны», «Локальные войны», «Протест» и другие стихи цикла пронизаны жгучей болью и скорбью о павших.
Тема войны и ее жертв проходит сквозной нитью через весь цикл. Преисполнены бесконечного трагизма строки из разных стихов: «Без нас соберутся к могилам...», «Снятся могильные плиты…», «Растрескались с годами обелиски…».
Откуда у человека послевоенного года рождения такое обостренное чувство жертвенной участи, боли и страдания?

Глянь, капели звонкие –
Полно воевать,
Сердца струны тонкие
Можно надорвать.

Сын фронтовика, боевого офицера, продолжившего воинскую службу в мирное время, безусловно, рос под впечатлением еще свежих отзвуков войны в атмосфере гарнизонной жизни. Но чтобы через много лет так мощно ударил набат в его творчестве – это просто поразительно.

Волна отжившего нахлынет,
Смахнет в сторонку дрему, тишь
И звоном колокольным ахнет,
Что сам с собой заговоришь…

СТРЕМЛЕНИЕ К СВЕТУ

В поэзию Лев Николаевич Сапожников пришел уже умудренным человеком, хотя она его всю жизнь сопровождает. Поступая в Ленинградский инженерно-экономический институт, сочинение писал о поэзии Евтушенко. Отец любил стихи, и дом был ими наполнен. Потом сам в эпоху книжного дефицита не упускал любой возможности приобрести книгу со стихами.
Сочинять их стал от случая к случаю. Набралось на целую рукопись. При содействии члена Союза писателей России, лауреата ряда литературных премий Валерия Ефимовича Рудницкого выпустил первую книгу. Эта уже четвертая – с циклом стихов «Дитя поры послевоенной». Ее редактором и автором предисловия является известный поэт, лауреат литературной премии имени А.Т. Твардовского, почетный гражданин города Смоленска Юрий Васильевич Пашков.
Поддержка авторитетных в литературной среде писателей свидетельствует о зрелости его творчества. И вступление в Союз писателей России говорит о том же – о признании его равным в творческом сообществе.
С каждой новой книгой поэтический дар Льва Сапожникова раскрывается в полную силу, о чем можно судить хотя бы по стихотворению «Ответ классику», в эпиграф которого вынесены слова А.С. Пушкина: «На свете счастья нет…»:

А с жизнью в прятки не играют,
Всерьез живут и умирают,
Влюбляются, растят детей
И это выше всех идей.
Вот так живем и поживаем,
Что сеем, то и пожинаем,
И тянемся туда, где свет,
Не веря фразе – «счастья нет».

Стремление ввысь, к свету и счастью прослеживается во многих его стихах.


Иду за счастьем мимо тучи,
Меня ведет туда душа.
И поднимаюсь выше, круче,
В себе апатию круша.
И вижу смутный лик надежды
Сквозь золоченое окно,
Сквозь отголоски песен прежних,
Тех, что не слышал так давно.

Озорством и оптимизмом веет от строк:

Опять пришла весна,
Схвачу за хвост удачу,
Н а сказочном коне
Вновь к облакам взлечу.

На память приходит сказочный образ Конька-горбунка и его удачливого всадника, которому все по плечу, все по силам.
Самое светлое время жизни – детство. И туда постоянно бывает обращен взор автора, которому очень дорога та послевоенная пора, где был он несказанно счастлив.

Из волшебных детских дней
Вытку одеяло,
Запахнусь в него плотней,
Все начну сначала.
Размечтаюсь, закружусь
На местах свиданий.
В дебри детства заберусь,
В лес воспоминаний.

Там, в прошлом, согретом маминой заботой, ласковое солнышко, боярышник на военных развалинах, свет из двориков стареньких…

Не сладко было – не всего хватало,
И крепко отложилось у меня,
Как мама мои варежки латала,
Меня за это вовсе не виня.

Там, в прошлом, пионерский хор и песня про орленка.

Формировалась так порода,
Тянулся к свету юный цвет.

Там, в прошлом…

…счастье сплошь, не эпизодом, -
Подсчет мы не вели его, -
Где гордость за страну, откуда родом,
Всегда бежала впереди всего.

Автор сопоставляет прошлое время с нынешним и сокрушается по поводу отсутствия былого героизма:

И мы взываем в пустоту –
Герои где? Где личности?
Теперь пигмеи на виду –
Хозяева наличности.

Сложные противоречивые процессы происходят не только в обществе, но и в душе человека. Поэт признается в стихотворении «Сестре»:

Как трудно стало на земле
Романтикам и лирикам.
Ты знаешь, борются во мне
Герой из Грина с циником.

Он отдает предпочтение перед благополучием быта просторам природы, где в облаках гуляют стаи птиц и где сам силой поэтического вдохновения способен зажечь огни зарниц.

Купаюсь в этом счастье,
Гляжу на белый свет
И подчиняюсь власти
Природы столько лет.

ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ

Многие стихи цикла «Дитя поры послевоенной» преисполнены зрелостью суждений и афористичностью на грани философских обобщений.

Пусть от истока к устью рек
Проходим быстро, удивляясь,
Стремясь ускорить жизни бег,
На многое не откликаясь.
И пропускаем храма сень,
Где чуть поблекла позолота,
Не замечаем перемен,
Задев в движении кого-то.
И забываем мы порой,
Что все уходит в бесконечность,
У горизонта, за рекой
Вдруг обнаруживаем вечность.

Поэт размышляет о скоротечности бытия, духовном и духовности, раскаянии и покаянии.

А кто-то с зажженной свечою
Срывает с себя покрова,
О смерти подумав, о вечном,
Для Господа ищет слова.
Качается свечечек пламя
Пока на глазах пелена.
Молитва в божественном храме…
Дойдет ли до Бога она?

И хотя Лев Николаевич Сапожников считал себя всю жизнь атеистом, не отождествляет с поклонниками веры себя и как поэт, в его творчестве проявляется признание божественной сущности и высшей справедливости.

Я ад не заслужил,
А рая будет много.
Хоть атеистом слыл,
Вердикта жду от Бога.

Возможно, откровение сделано подсознательно. В поэзии говорят чувства, а не разум. И тогда это настоящая поэзия.








 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№5 (97)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич