Главная | Архив |

  Экономика смоленщины  
   

Виктор ДЕРЕНКОВСКИЙ

 

Заметки
о стратегическом инвестировании

 

 

Не могу согласиться с распространенным мнением, что недостаточный объём инвестиций в Смоленскую область связан с её низкой инвестиционной привлекательностью. Дело не в отсутствии инвестиционных возможностей, а в неумении показать имеющиеся возможности потенциальным инвесторам. Смоленская область – это регион с большим потенциалом, хорошо развитой транспортной инфраструктурой, с возможностями готовить квалифицированные кадры для многих отраслей промышленности и сельского хозяйства, близко расположенный к Федеральному центру и странам Западной Европы. Конечно, в Смоленской области нет залежей нефти, газа, коксующихся углей, алмазов и золота. Но в плане экономики не только добывающие отрасли способны приносить доход. И область обязана развиваться на той базе, которую она имеет.
Однако за пятнадцать лет при четырехразовой смене областной администрации ни в одной из них не было создано полноценного «инвестиционного штаба», целенаправленно и квалифицированно занимающегося привлечением стратегических инвесторов в область. Те значительные инвестиции, которые удалось привлечь (Гагарин, Сафоново, Вязьма), появились благодаря личным связям уважаемых чиновников с инвесторами. Инвестиции «приходили» и в средний, и в малый бизнес за счет банковских кредитов и личных денег предпринимателей. Остаётся надежда на пятого по счету с новейшего времени губернатора Смоленской области. Пожелаем ему наладить инвестиционную работу активнее и лучше, чем это делали его предшественники.
Под стратегическим инвестированием понимаются капиталовложения в базовые отрасли, определяющие развитие региона. Прежде всего, это вложения в создание новых индустриальных отраслей и предприятий и вложения в производство, утратившее свой потенциал в период экономической дестабилизации, например, в льнопереработку, приборостроение, металлообработку.
Неудачи со стратегическим инвестированием чаще всего происходят из-за того, что чиновники, которые начинают работать с инвесторами, принимают простых посредников – людей, жаждущих хоть какого-то участия в бизнесе, малоквалифицированных, но находчивых «брокеров» за инвесторов. Заключают с ними сделки, не поинтересовавшись, есть ли у последних деньги для воплощения задуманных проектов и каков источник этих денег, если деньги есть в наличии. Так, например, получилось с компанией «Социальная инициатива», потерпевшей финансовый крах. Последствия краха «Социальной инициативы» долго будут видны в городе Смоленске на одной из центральных улиц – улице Шевченко – зияющим «Платоновским» котлованом, огороженным металлическим забором. «Бригаду» «Социальной инициативы» можно назвать как угодно, но только не «инвесторами». Скорее, это ловкие предприниматели, неизвестно чем «околдовавшие» администрации многих городов России, в том числе, и администрацию города Смоленска, заключившую с «Социальной инициативой» опрометчивую сделку. Положение, в котором оказались обманутые «соинвесторы» и администрация города, имеет возможность повториться на следующем круге, если чиновники высокого ранга вновь не отличат по неведению или умышленно брокера от реального инвестора.
Речь поведем о земельных участках с залежами глин, пригодных для производства цемента, и о строительстве цементных заводов, на базе имеющихся залежей. Есть фирмы, заявившие желание «приобрести» эти земельные участки. Можно в восторге воскликнуть – Прекрасно! Но сделаем это чуть позже. Немного поразмыслим над назревшей ситуацией.
Брокер отличается от инвестора тем, что его цель не строительство жилых домов или промышленных предприятий и не предоставление средств на строительство чего бы то ни было. Его цель – «захватить» привлекательный «плацдарм», который впоследствии можно использовать для продажи и своего обогащения. Средств у «брокера» для инвестиций, как правило, не бывает. Поэтому, захватив, правдами и не правдами, «плацдарм», брокер начнет искать инвестора, с целью «сдать» инвестору «захваченный» участок и заработать какие-то деньги на своей предприимчивости. Но инвестор вам – не расхлябанный чиновник. Свои кровные денежки он не доверит первому встречному ловкачу, и никакой мзды у ловкача не попросит. Инвестор предпочтёт действовать с большой осторожностью. Сколько времени уйдёт у брокера на поиски инвестора, сказать трудно, но точно много. Брокеры «полезны» тем, что всегда первыми реагируют на «дефицитное», когда потенциальные инвесторы не знают и даже не подозревают об открывающихся возможностях. От захвата престижных «площадок» и участия в ликвидации дефицита зависит бизнес «брокеров». Правда, если их бизнес складывается неудачно, то от этого страдают не только брокеры, но и люди, вступившие с ними в сделку.
Дополним описание того, как действуют «брокеры» и, кроме того, поделимся ещё некоторыми мыслями. Известно, что в области, есть залежи сырья, пригодного для производства цемента. Но залежи не разведаны так, как того требует закон РФ «О недрах», т.е. это ещё не месторождение. И пока не может быть использовано в промышленных целях. При остром дефиците цемента у многих возникает желание воспользоваться сложившейся ситуацией и занять свою нишу в цементном бизнесе. Поверьте, что сегодня заявлено о строительстве 52 цементных заводов на территории Российской Федерации. В списке обозначен завод и в Глинковском районе Смоленской области. Разве такое количество цементных заводов необходимо России? Вот уж воистину разразится конкурентная стряпня. И не окажется ли снова Смоленская область с её замедленной ответной реакцией на всё происходящее вытесненной из необъявленного конкурса? Тем более, что вопрос о «введении на постоянной основе нулевой пошлины на ввоз цемента», практически решен. Это не означает, что в России, с момента снятия пошлин, не нужно больше строить цементных заводов, но это означает, что найти инвесторов на «цементный» бизнес станет во много раз труднее.
Брокеры, может быть, и не зная этого, естественно, спешат выкупить соответствующие участки земли, пока земля дёшева. Затем брокеры начнут искать инвесторов, пока не поздно, в надежде войти в производственный бизнес, предлагая в качестве «своей» доли «захваченный» земельный участок. Или брокеры попытаются продать землю по цене месторождения, если она уже находится у них в собственности. Или, на худой конец, получить с инвестора доход за посредничество, если участок не удалось оформить в собственность. На этом этапе интересы «брокеров» и интересы администрации, желающей иметь в области новые рабочие места и новое производство, начинают не совпадать, если исключить личный интерес кого-либо из чиновников. И только специалист соответствующей квалификации может определить баланс интересов. Такой специалист должен быть в административном «штабе».
Но и продать земельный участок, и найти инвестора под строительство цементного завода брокеру чрезвычайно трудно, труднее, чем «инвестиционному штабу» администрации. Брокер не знает ни промышленных объёмов залежей, ни их качества. Что брокер может сказать инвестору, чтобы пробудить у инвестора интерес к проекту? Подобный пример, кстати, уже есть. Вспомним о продаже или отводе земли в Уграно-Вяземском «урочище», где по предположению находятся промышленные залежи песка и гравия. Участок был передан, не знаю кому, в собственность или долгосрочную аренду пять или шесть лет назад. И какой итог? Интересно, когда на участке планируется начать работы? Кто теперь владеет этой землей, чья это собственность, не спрашиваю. Мне это не интересно. Интересно другое - в какой степени промышленное развитие региона зависит от собственника земли? Разве недра, находящиеся ниже почвенного слоя, принадлежат собственнику земли? По закону нет, не принадлежат.
Как же следует поступить администратору областного «инвестиционного штаба», находясь в сложной ситуации и разделяя мнение о целесообразности строительства цементного завода в вверенной области? Администратору было бы целесообразно предложить заинтересованным лицам создать акционерное общество со смешанным капиталом - частно-государственным. Создать некую Z-ет компанию. Как распределятся акции между участниками нового предприятия, для нашей статьи неважно. Но важно, чтобы в качестве уставного взноса от государства «администратор» внес «известный» участок земли, а частные лица – средства на проведение изыскательских работ и оформление отвода соответствующего участка, получение лицензии на пользование недрами, а в дальнейшем и на строительство цементного завода. Решение задач первого «шага» может занять несколько месяцев. Когда земельный участок будет оформлен как месторождение, можно сделать следующие «шаги»: составить бизнес-план и приступить к поиску инвестора. Не трудно найти инвестора или покупателя, если им предлагается принять участие в разработке месторождения, с фирмой, имеющей лицензию на разработку. Для инвестора самая сложная задача – получение разрешительной документации, и, как правило, инвесторы никогда этим не занимаются сами. Если нужно, они поручают такую работу юридическим фирмам. Инвесторы хорошо знают, что из-за административных препятствий многие замечательные проекты были загублены навсегда или их реализация откладывалась на многие годы. Наметив потенциальных инвесторов, администратор предлагает им войти в новую компанию путем приобретения небольшого пакета акций предприятия. Средства от продажи акций идут на строительство завода. Продавать инвестору 100% акций не стоит по политическим соображениям. При продаже 100% акций администрация теряет контроль над будущим строительством. А цель администратора – создать в области крупное предприятие, расширить налогооблагаемую базу, открыть новые рабочие места, а не ограничиться лишь хорошей прибылью, не достигнув поставленной цели. Хотя в определенных условиях и значительная прибыль - тоже неплохой результат. Но в этом случае остаётся угроза, что инвестор поступит как брокер - откажется от проекта и пойдет по пути спекулятивной продажи акций другой компании, чтобы заработать на проекте, не тратя денег на строительство. Важно, чтобы администрация сохраняла контроль над проектом до его завершения. Если на этапе строительства средств на его продолжение не хватает, руководство Z-ет фирмы должно подготовить к продаже следующий эквивалентный пакет акций. По окончанию строительства, на момент пуска завода, следует провести эмиссию акций и за счет этого пополнить оборотные средства предприятия.
Чиновников, когда справедливо, когда не справедливо обвиняют во взяточничестве. Не обсуждая этой мерзкой темы, скажу: когда имеется частно-государственное предприятие, чиновник без всяких нарушений имеет право купить акции такого предприятия, впрочем, как и акции любого другого коммерческого общества.
Если администратор не может сделать правильные шаги на начальном этапе, рассчитывать на успех в получении инвестиций не придётся. Специалисты знают много способов «правильного» представления проектов потенциальному инвестору, что заставляет надеяться на успех. Пора приступить к работе. Пора развеять мнение о бесперспективности и убогости региона.






 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№5 (97)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич