Главная | Архив |

  Юбилеи  
   

Лана ЗАХАРЕНКОВА

 

Человеком быть обязан!

Всю сознательную жизнь Алексей Федоров следует наказу отца

 

В детстве Алексей Федоров хотел стать моряком. Мечтал посмотреть свет. Для этого в детстве учил английский язык. Да и в школе ряд предметов преподавался на английском языке. В свое время Леша прочитал «Ромео и Джульетта» В. Шекспира в оригинале. Почти всего О. Генри также «осилил». А студентом учил в Доме офицеров в Москве французский язык. Правда, те курсы он тогда не закончил, но полученных знаний оказалось достаточно, чтобы даже сегодня, без большой разговорной практики, хорошо понимать французскую речь. В свое время Алексей Федоров прочитал в оригинале «Маленького принца» А. Экзюпери. Но и сегодня, при огромном дефиците времени, иногда позволяет себе почитать какую-нибудь французскую книжку.
Удивительно, что при таких наклонностях Алексей выбрал технический вуз – Московский энергетический институт. Учился в Москве.
Сегодня Алексей Яковлевич Федоров – директор Смоленского муниципального унитарного предприятия «Горводоканал». 16 августа ему исполнилось 50 лет.
Интервью с юбиляром мне захотелось начать с той детской мечты Федорова – стать моряком. Жаль, конечно, что она не осуществилась. Впрочем, как сказать... Если взять водное хозяйство Смоленска, то здесь он и моряк, и капитан. Но почему же выбран МЭИ – технический вуз?
- Я рос вместе с двоюродными братьями. Так получилось, что 2 старших двоюродных брата и я – погодки. Старший и средний братья работали на атомной станции. Соответственно и я пошел туда же. Кроме того, тогда это было модно, все увлекались техникой. Помимо этого, атомная станция окружена ореолом загадочности и в то же время важности. После окончания МЭИ я получил распределение в Центрэнергомонтаж, работал больше 10 лет на монтаже атомных станций. Был на Смоленской, Курской, Балаковской и на Чернобыльской АЭС. Кроме того, мы монтировали тепловые станции и трубопроводы. Потом я закончил годичные курсы испанского языка в Ленинградском университете, уехал на Кубу, работал на станции Хурагуа. Мы жили в «ядерном» городе Слюда-Нуклеар. Здесь я работал на монтаже атомной станции. Потом вернулся в Россию, пошел работать в эксплуатацию, работал в химическом цехе. Здесь занимался водоподготовкой и вопросами очистки воды. Потом работал советником директора Смоленской АЭС. Был директором дочернего предприятия концерна Росэнергоатом. Я был тогда един в двух лицах: советником директора на станции и директором завода. Потом уже приехал сюда, в Смоленск.
- Я знаю, что в этом году Вы посетили крупнейший выставочный центр, посвященный воде, в Сарагосе? Какова была цель Вашей поездки?
- Да, в июне этого года я был на выставке. В Сарагосу едет вся Европа. На территории комплекса есть многое, что могут посмотреть непрофессионалы. Например, построены павильоны, в которых детям показывают, как возникает цунами. Вообще все это нацелено на воспитание у детей понятия, что вода – это основное богатство и ее надо беречь. В Германии я видел, как на водозаборы привозят детей, им рассказывают, что воду надо ценить, она стоит денег. Ментальность русского человека – вода стоит копейки. Далеко не копейки. В этом отношении у нас есть чему поучиться у Запада. Целью поездки было познакомиться с лизинговыми компаниями и посмотреть новое оборудование.
- Девиз этой выставки: «Город без воды – это сад без цветов». Ваше отношение к данному высказыванию?
- Так оно и есть. Я с этим согласен. Город без воды – это сад без цветов.
- Я думаю, что проведение этой выставки именно в Сарагосе было неслучайным, не так ли?
- Совершенно верно. Сарагоса стоит на реке Эбро, одной из самых больших рек в Испании. Сарагосу часто называют «столицей воды». Там проводились дни Российской Федерации, Польши, Казахстана.
- Алексей Яковлевич, а какие еще интересные зарубежные командировки у Вас были?
- Работая на станции, я участвовал в партнерской проверке в США. Однако прежде чем туда попасть, надо подтвердить знание иностранного языка. Так, в Атланте, где находится Госатомэнергонадзор США, мне пришлось сдавать 7 экзаменов на английском языке. Было достаточно тяжело. Потом поехал в штат Теннеси на станцию ВаттсБар. Это была не просто партнерская проверка. Есть всемирная ассоциация организаций, эксплуатирующих атомные станции. В этой поездке принимали участие представители из разных стран. Наша группа состояла из17 американцев, коллег из Бразилии, Индии, Словении, Франции, из России был я один. Каждый занимался своим отдельным направлением. В прошлом году такая же проверка была на Смоленской АЭС.
- Какой новый опыт Вы приобрели? Что интересного почерпнули из этой поездки?
- Любой такой опыт важен. Я, например, посмотрел взаимоотношения между персоналом, а также руководителями и персоналом. Во время моей поездки в США на атомной станции произошла неприятность. Я присутствовал на совещании. Данное совещание проходило в спокойной обстановке, без крика. Никто не искал виноватого, «стрелочника». Главное было разобраться в сложившейся ситуации и найти из нее выход. У нас для меня примером руководителя является С.П. Крылов, бывший директор Смоленской АЭС.
- Я знаю, что у Вас есть деловые связи за рубежом. Если можно, несколько слов об этом.
- Представители французской компании «Виолия», приезжавшие в Россию, пригласили нас с В.В. Колпаковым на всемирный форум по воде в Вену в начале сентября. Кроме того, у нас хорошие связи с итальянцами. В принципе мы можем подписывать контракт на пилотный проект на один из участков магистральных водоводов протяженностью 20 км в городе. Сюда входит их полное сопровождение, контроль утечек, а также контроль состояния трубопровода. Однако этот проект слишком дорогой. Надо, чтобы на него выделили деньги. Сейчас у меня появилась информация из Хабаровска, где делают подобные системы. Необходимо узнать их стоимость. Ведь надо поддерживать своих производителей.
- Какое впечатления на зарубежных коллег произвело состояние дел в подведомственном Вам секторе?
- И французы, и итальянцы, приезжавшие к нам, были приятно удивлены состоянием наших дел. У нас на всех скважинах стоят приборы учета. Везде стоят частотные преобразователи. Основная наша беда – это старое оборудование и изношенные трубопроводы. Мы отремонтировали и закольцевали системы на улицах Жукова, Коммунистической и Ленина. Сейчас там нет проблем с водоснабжением.
- А какие трудности Вы отметили бы в организации Вашей работы?
- Когда я работал на атомной станции, в прессе говорилось, что в стране кадровый голод. В то время это ощущалось не так сильно. Однако сейчас мы действительно его наблюдаем. Не хватает не только хороших инженеров, но, прежде всего, специалистов рабочих профессий. Хорошего станочника сейчас найти практически невозможно. А в коммуналке, наиболее социально направленной отрасли промышленности, сейчас все «на нервах». Однако здесь все должно быть несколько по-иному. Это мое мнение. У нас есть курирующий замглавы, но он физически не может выполнить всю работу в одиночку. Я считаю, что у него должны быть нормальные помощники-профессионалы, аналитическая группа из 3 человек. Один человек не может осуществить менеджмент. У него просто не хватит времени.
- Алексей Яковлевич, а какие проблемы в работе наиболее актуальны на данный момент?
- Человек заплатил за услугу деньги. Его не интересует, как ему будут ее предоставлять. И он прав. Не стоит забывать, что вода в Смоленске плохая, жесткая, с высоким содержанием железа. Перед употреблением воду надо серьезно подготовить, очистить. Однако не стоит забывать о постоянном росте цен. За I полугодие 2008 года ГСМ подорожали в среднем на 27%, прокат металлоизделий – на 61%, услуги строителей – на 17%, на 30% выросли цены на продовольствие и товары первой необходимости. А тариф на воду, как приняли с 1 января, так и до конца года без изменений. Но радует тот факт, что несмотря на эти трудности количество жалоб на работу Горводоканала у нас сократилось в 5 раз.
- А что для Вас включает в себя понятие «вода»?
- Я люблю воду, люблю море. Для меня, наверное, это спокойствие, уверенность. Вода ведь практически не изучена. Знают только, что она аккумулирует информацию.
- Я вижу, что Вы любите море. Скажите, а Ваша детская мечта о путешествиях осуществилась?
- Да, я был во всех полушариях. Был в ЮАР. Там я ел вяленую буйволятину, изучал архитектурные особенности города Йоханнесбург.
- Как Вы любите проводить свое свободное время?
- Много читаю. Всегда увлекался историей. Сейчас читаю философскую литературу: Ницше, Макиавелли. Кроме этого, люблю книги с уклоном в антропологию. Мне интересно, кто от кого произошел. Заставляю себя также читать литературу на языках.
- А хобби у Вас есть?
- Нет, на него практически нет времени. Раньше довольно долго я занимался вольной борьбой. Но мне сломали переносицу. Это отразилось на зрении, и мне запретили заниматься тяжелыми видами спорта.
- Алексей Яковлевич, кто из людей, встреченных Вами на жизненном пути, оказал на Вас наибольшее влияние?
- Мой дед. Он родился в 1887 году. Это был жесткий человек. Он прошел I Мировую войну, был свидетелем многих событий. Даже сейчас, когда я закрываю глаза, я вспоминаю запах деда. Сам я с Урала, из края староверов, из уральского казачества. Получил довольно строгое воспитание.
- Кого из исторических персоналий Вы можете выделить?
- Мне больше всего нравится Инигде Лопес, его потом назвали Игнатий Лойола. Это основатель ордена иезуитов. Он был военным комендантом в Памплоне в столице Наварры. Когда в 1521г. французские войска осадили Наварру, один из пушечных снарядов раздробил ему ногу, а обломком стены сломало другую. Но он продолжал сражаться. Это был упертый человек, человек-кремень. Я считаю, что он заслуживает уважения.
- Хотели бы Вы переписать сценарий своей жизни?
- Жизнь, как зебра. Всякое бывало. Но в принципе меня все устраивает. Я считаю, что у меня прекрасные жена и дочь.
- Что Вы посоветовали бы нашим читателям делать, чтобы достичь поставленной цели?
- Never give up. (Никогда не сдаваться). Быть дипломатичным. А самое главное - надо иметь внутри стержень. Вот и все.
- Ваши профессиональные планы на будущее.
- Я взял на себя ряд профессиональных обязательств, которые должен выполнить. А дальше жизнь покажет. Когда моего отца спросили: «Кем вы хотели, чтобы стал ваш сын?», он ответил: «Кем он хочет быть, неважно, но человеком быть обязан». И я всю свою жизнь следую этому принципу.




 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№5 (97)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич