Как и любая маленькая
девочка, Елена Егорова мечтала стать балериной.
Она хотела танцевать. В детстве любила вертеться
и кружиться в красивых нарядах перед зеркалом.
Но мечта осуществилась не сразу. Некоторое время
Лене не разрешали заниматься танцами из-за
проблем со здоровьем. Однако в школе Елену
отобрали в группу по спортивной гимнастике. «Это
было ужасно. Я висела, как веревочка, на канате.
Не могла подтянуться ни разу. Это было очень
тяжело. Мне не хватало характера, и я не смогла
освоить гимнастику», - вспоминает сегодня то
время Елена Ивановна.
Потом родители отдали ее в танцевальный кружок
при Доме культуры профсоюзов. Из воспоминаний
маленькой девочки: «Меня водили родители. Здесь
занимались все подряд: как старшие, так и
младшие. Все мы стояли у станка и занимались
балетом». Потом в возрасте 10 лет (по словам
Елены Ивановны, уже переростком) она попала в
балетную студию при Доме работников просвещения
к И. К. Джавровой.
Окончив школу, Е.И. Егорова решила поступать в
Ленинградский институт культуры имени Крупской.
Выбор этого института был неслучаен, так как И.
Г. Ефимова, самый любимый и глубоко уважаемый
Еленой Ивановной педагог, закончила именно этот
вуз. По признанию самой Елены Ивановны,
поступить в этот вуз для нее было очень важно. К
сожалению, первая попытка была неудачна.
Провалив экзамены в Питере, Е.И. Егорова
поступила в культпросветучилище в Смоленске
(сейчас это институт искусств). Закончив училище
с красным дипломом, она поехала снова поступать
на хореографическое отделение в Ленинградский
институт культуры. Елена Ивановна сдавала только
специальность и сдала ее на «отлично». «Это была
моя мечта, и она осуществилась».
После окончания учебы по распределению Е.И.
Егорова попала в город Кириши Ленинградской
области. Здесь в течение 2 лет она работала
преподавателем в школе искусств. По
воспоминаниям Елены Ивановны, «дом культуры был
изумительный, школа искусств находилась в центре
города». Но из-за ужасной экологии ей пришлось
оставить этот город и вернуться в Смоленск.
Здесь работала в спортивной школе, потом в
институте искусств, тогда это был еще колледж.
В театр, по признанию Елены Ивановны, она попала
случайно. В 80-х годах сюда приехал режиссер
Южаков. Он решил поставить спектакль «Эффект
Вани Редькина», для которого ему был нужен
балетмейстер. Дмитрий Монахов, завмуз театра,
спросил у И.Г. Ефимовой, кого она могла бы
предложить в качестве балетмейстера. И.Г.
Ефимова без размышлений предложила кандидатуру
Е.И.Егоровой.
Елена Ивановна поставила серию эпизодов для
этого спектакля. Во время репетиции произошла
курьезная ситуация. Одна из актрис получила
травму и не могла исполнить свою роль в
премьерной постановке этого спектакля. Елена
Ивановна заменила травмированную актрису, вышла
на премьеру и станцевала партию японки с
веерами. С этого времени началось ее
сотрудничество с театром.
В 1991 году Елена Ивановна окончательно перешла
на работу в театр. В то время создавался
экспериментальный театр драмы. Бабин и Шумейко
предполагали, что это будет
музыкально-драматический театр, театр, где все
будут петь и танцевать. Нужен был балетмейстер.
Таким образом, с 1991 года Е.И. Егорова стала
балетмейстером Смоленского драматического театра
имени А.С. Грибоедова. Параллельно с работой в
театре Елена Ивановна является художественным
руководителем любительского коллектива «Молодой
балет».
В 1998 году Е.И. Егорова была удостоена медали
ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Каждый год помимо постановки танцев для
спектаклей Елена Ивановна участвует в подготовке
концертов, посвященных различным юбилейным датам
и торжествам города. Кроме того, она с большим
интересом берется за разные творческие проекты,
проводимые в нашем городе, будь то конкурс
красоты, конкурс парикмахерского искусства или
конкурс моделей.
Любимые балетмейстеры
– У меня очень хорошее отношение к работе Бориса
Эйтмана (Россия) и Иржи Келлиана (Нидерланды).
Кроме того, естественно волнует классика, балеты
Петипа и Иванова. «Сцена теней» из «Баядерки» и
«Лебединое озеро» – это шедевры, и «Жизель» - от
начала до конца для меня жемчужина.
Учителя
– Конечно, это Ирина Константиновна Джаврова и
Инна Григорьевна Ефимова. И.К. Джаврова – это
создатель смоленского отношения к балету,
человек, сплотивший вокруг себя всех любителей
классического танца. Это уникальный человек, у
которого все мы учились, а теперь продолжаем ее
дело. И.Г. Ефимова – это мой соратник, человек
для поклонения и уважения, это образец. В Питере
педагоги о-го-го. Б. Я. Брегвадзе, завкафедрой,
- очень творческий человек. Лифшиц, солист
Кировского театра, произвел на меня неизгладимое
впечатление в плане обучения балетмейстерскому
искусству.
Яркое событие
в творческой жизни
– В театре это спектакль «Кармен» Игоря
Войтулевича. Я не могу сказать, что это самая
яркая, но это самая трудная работа. Считается,
что она удалась. Она живет у нас в театре до сих
пор. Это балет со словами. Было специально
придумано, чтобы действие развивалось как в
движенческом плане, так и в текстовом. 1-ое
действие полностью состоит из танцев, во 2-ом
действии больше драматического. Спектакль
«Кармен» - это моя визитная карточка как
балетмейстера.
В «Молодом балете», как все мне говорили на
всяких конкурсах, это «Гадкий утенок». Спектакль
получил очень высокую оценку критики и жюри. Все
как-то так сложилось: и смешные и грустные
моменты, и содержание, и музыка. Здесь я решила
собрать всю музыку, которая мне очень нравится.
Самый удачный танец
– Это танец «Маски» в исполнении Димы и Лены
Казаковых. Они танцевали спиной к залу, на
затылке у них были одеты маски. Когда мы первый
раз танцевали его на сцене в театре, люди
вызывали на бис. Было невозможно не станцевать
еще раз. Для меня это было неожиданно и очень
приятно, хотя я понимала, что танец «Маски» –
необычный и хороший.
Отношение к гастрольной
деятельности
– Отличное. Мне очень нравится ездить на
гастроли. Я не могу находиться в Смоленске
больше 4 месяцев, хочется куда-нибудь поехать.
Кроме того, с детьми мы достаточно успешно ездим
на различные конкурсы. Мы участвуем в конкурсе
«Душой исполненный полет» в Питере. В
Новосибирск я ездила с Лешей Ноздрачевым на
Дельфийские игры. Помимо этого мы ездили
выступать в Москву, Ярославль, в «Орленок», а
также в Польшу, Венгрию и Италию.
Поездка в Италию
– По приглашению Русского Дома коллектив
«Молодого балета» ездил в Италию в Бользано, где
вместе с частной балетной школой дали ряд
концертов. 2 недели, которые мы там провели, -
это сплошная сказка. Это был наш первый выезд за
границу. Там была серьезная пресса. Наш концерт
обсуждали как выступление настоящих артистов.
Конкурс «Созвездие»
в Венгрии
– В Венгрии проводился конкурс «Созвездие», на
котором нам дали серебряное созвездие. На этот
конкурс собираются коллективы из разных стран,
чтобы посоревноваться и посмотреть Будапешт. В
тот год там были представлены коллективы из
Украины, Венгрии и России.
Дельфийские игры
– Дельфийские игры – это очень трудный конкурс.
Здесь соревнуются как профессионалы, так и
самодеятельные коллективы. В тот год принимали
участие артисты Новосибирского театра оперы и
балета. Леша Ноздрачев был отмечен жюри
конкурса.
с профессиональными
артистами и с маленькими
детьми
– В театре мы работаем с профессиональными
артистами и танцорами. Здесь, в театре, я
чувствую намного больше ответственности. С
детьми я могу поэкспериментировать, отложить или
переделать номер, а в театре надо быть более
собранной, профессионально жесткой. В театре мне
нравятся актерские задачи, которые я переношу на
детей. Я пытаюсь приучить детей не только
танцевать, но и играть. Движения должны
сопровождаться определенным внутренним
состоянием. Это две взаимодополняющие работы. С
одними я могу поэкспериментировать, а в театре я
выдаю результат. Все как-то переплетается, одно
без другого я вряд ли смогу.
Основные качества,
воспитываемые
у учеников
– Прежде всего, трудолюбие, которое необходимо
для достижения успехов в классическом танце. Все
эти люди трудолюбивы, неленивы, чего-то
добиваются. У них работает творческая мысль.
Очень важно, что все они несут творческое
начало.
Свободное время
– Когда наступает отпуск, люблю проводить время
на природе. Нравятся Никитинки под Пржевальским.
Необыкновенная красота, природа, озера, неземное
блаженство.
Творческие планы на будущее
– Творческие планы всегда связаны с
определенными людьми, хочется их показать с
какой-то необычной, неожиданной стороны. Кроме
того, я подбираюсь к спектаклю «Золушка». Но
здесь надо найти музыку. Брать музыку Прокофьева
– очень ответственное дело.
Отношение к неудачам
– Если я вижу, что что-то неудачно, я говорю
себе: постараюсь этого больше не делать,
постараюсь подумать. Есть очень хорошая мысль:
«Сделав глупость, не жалей, но не делай ее
снова». Я оптимист. Была неудача, ну и была.
Секрет в достижении
поставленной цели
– Надо добиваться поставленной цели, бросать
нельзя. Если тебе что-то надо, нужно добиваться
этого и делать, делать и еще раз делать.
Необходимо меньше думать «А надо ли мне это?»,
делать, и всё. Потом придут и признание, и
звания. Все это будет, если ты будешь делать.
Надо делать не ради того, чтобы тебя увидели, а
просто делать то дело, которое ты хочешь.
Ваш секрет успеха
– Трудолюбие и упорство. Надо чего-то хотеть.
Сейчас на DVD есть фильм «Секрет», в котором
четко сказано: надо чего-то хотеть и надо
работать.
|
|