Главная | Архив |

  Встречи с интересными людьми  
   

Лана ЗАХАРЕНКОВА

 

Балетмейстер театра

 

 

Как и любая маленькая девочка, Елена Егорова мечтала стать балериной. Она хотела танцевать. В детстве любила вертеться и кружиться в красивых нарядах перед зеркалом. Но мечта осуществилась не сразу. Некоторое время Лене не разрешали заниматься танцами из-за проблем со здоровьем. Однако в школе Елену отобрали в группу по спортивной гимнастике. «Это было ужасно. Я висела, как веревочка, на канате. Не могла подтянуться ни разу. Это было очень тяжело. Мне не хватало характера, и я не смогла освоить гимнастику», - вспоминает сегодня то время Елена Ивановна.
Потом родители отдали ее в танцевальный кружок при Доме культуры профсоюзов. Из воспоминаний маленькой девочки: «Меня водили родители. Здесь занимались все подряд: как старшие, так и младшие. Все мы стояли у станка и занимались балетом». Потом в возрасте 10 лет (по словам Елены Ивановны, уже переростком) она попала в балетную студию при Доме работников просвещения к И. К. Джавровой.
Окончив школу, Е.И. Егорова решила поступать в Ленинградский институт культуры имени Крупской. Выбор этого института был неслучаен, так как И. Г. Ефимова, самый любимый и глубоко уважаемый Еленой Ивановной педагог, закончила именно этот вуз. По признанию самой Елены Ивановны, поступить в этот вуз для нее было очень важно. К сожалению, первая попытка была неудачна. Провалив экзамены в Питере, Е.И. Егорова поступила в культпросветучилище в Смоленске (сейчас это институт искусств). Закончив училище с красным дипломом, она поехала снова поступать на хореографическое отделение в Ленинградский институт культуры. Елена Ивановна сдавала только специальность и сдала ее на «отлично». «Это была моя мечта, и она осуществилась».
После окончания учебы по распределению Е.И. Егорова попала в город Кириши Ленинградской области. Здесь в течение 2 лет она работала преподавателем в школе искусств. По воспоминаниям Елены Ивановны, «дом культуры был изумительный, школа искусств находилась в центре города». Но из-за ужасной экологии ей пришлось оставить этот город и вернуться в Смоленск. Здесь работала в спортивной школе, потом в институте искусств, тогда это был еще колледж.
В театр, по признанию Елены Ивановны, она попала случайно. В 80-х годах сюда приехал режиссер Южаков. Он решил поставить спектакль «Эффект Вани Редькина», для которого ему был нужен балетмейстер. Дмитрий Монахов, завмуз театра, спросил у И.Г. Ефимовой, кого она могла бы предложить в качестве балетмейстера. И.Г. Ефимова без размышлений предложила кандидатуру Е.И.Егоровой.
Елена Ивановна поставила серию эпизодов для этого спектакля. Во время репетиции произошла курьезная ситуация. Одна из актрис получила травму и не могла исполнить свою роль в премьерной постановке этого спектакля. Елена Ивановна заменила травмированную актрису, вышла на премьеру и станцевала партию японки с веерами. С этого времени началось ее сотрудничество с театром.
В 1991 году Елена Ивановна окончательно перешла на работу в театр. В то время создавался экспериментальный театр драмы. Бабин и Шумейко предполагали, что это будет музыкально-драматический театр, театр, где все будут петь и танцевать. Нужен был балетмейстер. Таким образом, с 1991 года Е.И. Егорова стала балетмейстером Смоленского драматического театра имени А.С. Грибоедова. Параллельно с работой в театре Елена Ивановна является художественным руководителем любительского коллектива «Молодой балет».
В 1998 году Е.И. Егорова была удостоена медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Каждый год помимо постановки танцев для спектаклей Елена Ивановна участвует в подготовке концертов, посвященных различным юбилейным датам и торжествам города. Кроме того, она с большим интересом берется за разные творческие проекты, проводимые в нашем городе, будь то конкурс красоты, конкурс парикмахерского искусства или конкурс моделей.

Любимые балетмейстеры
– У меня очень хорошее отношение к работе Бориса Эйтмана (Россия) и Иржи Келлиана (Нидерланды). Кроме того, естественно волнует классика, балеты Петипа и Иванова. «Сцена теней» из «Баядерки» и «Лебединое озеро» – это шедевры, и «Жизель» - от начала до конца для меня жемчужина.

Учителя
– Конечно, это Ирина Константиновна Джаврова и Инна Григорьевна Ефимова. И.К. Джаврова – это создатель смоленского отношения к балету, человек, сплотивший вокруг себя всех любителей классического танца. Это уникальный человек, у которого все мы учились, а теперь продолжаем ее дело. И.Г. Ефимова – это мой соратник, человек для поклонения и уважения, это образец. В Питере педагоги о-го-го. Б. Я. Брегвадзе, завкафедрой, - очень творческий человек. Лифшиц, солист Кировского театра, произвел на меня неизгладимое впечатление в плане обучения балетмейстерскому искусству.

Яркое событие
в творческой жизни
– В театре это спектакль «Кармен» Игоря Войтулевича. Я не могу сказать, что это самая яркая, но это самая трудная работа. Считается, что она удалась. Она живет у нас в театре до сих пор. Это балет со словами. Было специально придумано, чтобы действие развивалось как в движенческом плане, так и в текстовом. 1-ое действие полностью состоит из танцев, во 2-ом действии больше драматического. Спектакль «Кармен» - это моя визитная карточка как балетмейстера.
В «Молодом балете», как все мне говорили на всяких конкурсах, это «Гадкий утенок». Спектакль получил очень высокую оценку критики и жюри. Все как-то так сложилось: и смешные и грустные моменты, и содержание, и музыка. Здесь я решила собрать всю музыку, которая мне очень нравится.

Самый удачный танец
– Это танец «Маски» в исполнении Димы и Лены Казаковых. Они танцевали спиной к залу, на затылке у них были одеты маски. Когда мы первый раз танцевали его на сцене в театре, люди вызывали на бис. Было невозможно не станцевать еще раз. Для меня это было неожиданно и очень приятно, хотя я понимала, что танец «Маски» – необычный и хороший.

Отношение к гастрольной
деятельности
– Отличное. Мне очень нравится ездить на гастроли. Я не могу находиться в Смоленске больше 4 месяцев, хочется куда-нибудь поехать. Кроме того, с детьми мы достаточно успешно ездим на различные конкурсы. Мы участвуем в конкурсе «Душой исполненный полет» в Питере. В Новосибирск я ездила с Лешей Ноздрачевым на Дельфийские игры. Помимо этого мы ездили выступать в Москву, Ярославль, в «Орленок», а также в Польшу, Венгрию и Италию.

Поездка в Италию
– По приглашению Русского Дома коллектив «Молодого балета» ездил в Италию в Бользано, где вместе с частной балетной школой дали ряд концертов. 2 недели, которые мы там провели, - это сплошная сказка. Это был наш первый выезд за границу. Там была серьезная пресса. Наш концерт обсуждали как выступление настоящих артистов.


Конкурс «Созвездие»
в Венгрии
– В Венгрии проводился конкурс «Созвездие», на котором нам дали серебряное созвездие. На этот конкурс собираются коллективы из разных стран, чтобы посоревноваться и посмотреть Будапешт. В тот год там были представлены коллективы из Украины, Венгрии и России.

Дельфийские игры
– Дельфийские игры – это очень трудный конкурс. Здесь соревнуются как профессионалы, так и самодеятельные коллективы. В тот год принимали участие артисты Новосибирского театра оперы и балета. Леша Ноздрачев был отмечен жюри конкурса.

с профессиональными
артистами и с маленькими
детьми
– В театре мы работаем с профессиональными артистами и танцорами. Здесь, в театре, я чувствую намного больше ответственности. С детьми я могу поэкспериментировать, отложить или переделать номер, а в театре надо быть более собранной, профессионально жесткой. В театре мне нравятся актерские задачи, которые я переношу на детей. Я пытаюсь приучить детей не только танцевать, но и играть. Движения должны сопровождаться определенным внутренним состоянием. Это две взаимодополняющие работы. С одними я могу поэкспериментировать, а в театре я выдаю результат. Все как-то переплетается, одно без другого я вряд ли смогу.

Основные качества,
воспитываемые
у учеников
– Прежде всего, трудолюбие, которое необходимо для достижения успехов в классическом танце. Все эти люди трудолюбивы, неленивы, чего-то добиваются. У них работает творческая мысль. Очень важно, что все они несут творческое начало.

Свободное время
– Когда наступает отпуск, люблю проводить время на природе. Нравятся Никитинки под Пржевальским. Необыкновенная красота, природа, озера, неземное блаженство.

Творческие планы на будущее
– Творческие планы всегда связаны с определенными людьми, хочется их показать с какой-то необычной, неожиданной стороны. Кроме того, я подбираюсь к спектаклю «Золушка». Но здесь надо найти музыку. Брать музыку Прокофьева – очень ответственное дело.

Отношение к неудачам
– Если я вижу, что что-то неудачно, я говорю себе: постараюсь этого больше не делать, постараюсь подумать. Есть очень хорошая мысль: «Сделав глупость, не жалей, но не делай ее снова». Я оптимист. Была неудача, ну и была.

Секрет в достижении
поставленной цели
– Надо добиваться поставленной цели, бросать нельзя. Если тебе что-то надо, нужно добиваться этого и делать, делать и еще раз делать. Необходимо меньше думать «А надо ли мне это?», делать, и всё. Потом придут и признание, и звания. Все это будет, если ты будешь делать. Надо делать не ради того, чтобы тебя увидели, а просто делать то дело, которое ты хочешь.

Ваш секрет успеха
– Трудолюбие и упорство. Надо чего-то хотеть. Сейчас на DVD есть фильм «Секрет», в котором четко сказано: надо чего-то хотеть и надо работать.





 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№5 (97)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич