Печатается в сокращенном
варианте
Не скрою, что причиной,
заставившей меня написать эти заметки, послужила
критика, высказанная в мой адрес губернатором
В.Н. Масловым. Желающим прочитать его
«обвинения», следует обратиться к интервью
«Губернатор о жизни, о себе и о других»,
опубликованному в газете «Смоленские новости»,
от 09.02.2006, №8/2353. После прочтения этого
материала я ощутил некоторое замешательство.
Никак не мог уяснить, о чем говорили и что
обсуждали два уважаемых человека – губернатор В.
Маслов и журналист С. Новиков. И чем вызвана
столь негативная и ничем не аргументированная
оценка моей работы в Думе со стороны
губернатора. Вскоре в печати появился ещё один
материал, тоже интервью губернатора, но в
«Смоленской газете», от 23.02.2006, №8 (171),
под заголовком «Мы работаем, а не ищем «золотой»
шанс».
Губернатор, отвечая на вопросы главного
редактора «Смоленской газеты», сказал, что
вопросы, которые были заданы, «…тяжелые,
требующие детального обсуждения». А главный
редактор газеты И. Красновский обратился к
читателям с призывом «…отнестись к публикуемому
… тексту предельно внимательно и
заинтересованно».
Читатель сам оценит, удалось ли мне, по совету
главного редактора «Смоленской газеты», «… до
тонкостей вникнуть …в логику действия областной
власти по самым насущным проблемам области».
Прежде, чем перейти к обсуждению вопросов и
ответов интервью, разрешите сделать небольшую
ремарку.
Тех, у кого мои заметки вызовут раздражение или
хуже того, возмущение, прошу заранее меня
простить. Договоримся о том, что это написано не
про вас и не для вас, господа.
В интервью «Смоленским новостям» губернатор
выразил недовольство моей депутатской работой.
Поскольку сказанное губернатором обо мне не
подтверждено никакими фактами и примерами, я
просто не хотел отвечать на заявленный «выпад».
Но пришлось, так как критику губернатора
заметила общественность. Стали поступать звонки.
Чтобы не было ни у кого повода раздувать
светские сплетни, я попросил главных редакторов
газет опубликовать мой комментарий на
губернаторскую критику. Обратился к одному
редактору, - отказ, затем ко второму, тоже
отказ. Причем оба отказа были заявлены в
неподобающей форме.
Порочить имя губернатора и критиковать его
деятельность я не собирался и не собираюсь, о
чем уже сказал выше и могу повторить. Для
критики у меня нет оснований, другое дело
полемика. По ряду позиций, высказанных
губернатором в беседах с журналистами, я
придерживаюсь иных взглядов и не могу
согласиться с частью установочных тезисов.
В 2002 году к власти на Смоленщине пришел
четвертый по счету губернатор, победив на
выборах своего предшественника А. Прохорова. Три
предыдущих, отработав каждый по одному сроку,
сошли с дистанции, не оставив после себя ни
доброй, ни худой славы. Сегодня областью
управляют четвёртый губернатор и его команда.
Если говорить правду, то можно считать, что с
губернаторами Смоленской области не везло.
Поэтому на В. Н. Маслова были и остаются особые
надежды.
В интервью с В.Н. Масловым рассмотрены многие
стороны общественной жизни Смоленского региона,
наиболее актуальные и чрезвычайно важные на
данный момент. И в том, и в другом интервью
проблемы области освещены достаточно полно, а
вот предложенные подходы к их решению, у меня по
крайней мере, вызывают сомнение, одни – по
причине своей экзотичности, другие, благодаря
изощренности интервьюеров, – по причине
риторичности и откровенного пиара.
В последнее время я не часто бывал в областной
администрации. Я не сбил ног и не натёр мозолей,
переходя из кабинета в кабинет в отчаянных
поисках, чем бы заняться полезным. На моём лице
никто не видел ни гримас озабоченности, ни
гримас восторга. Я не мучился поиском решений,
как устранить повседневные трудности жизни,
которые сами плодим, но и не видел этих мучений
и забот на встречных лицах исполнительной
власти. К чему эта «суета сует», если
«Смоленщина не входит в число регионов, где есть
какие-то проблемы в социально-политическом
плане». Если Смоленщина «стабильно развивающийся
регион…». Если на Смоленщине «… нет предложений
по масштабным экономическим проектам». И если
«…впечатление от Смоленщины у Президента очень
хорошее». Все фразы, взятые в кавычки, – цитаты
из интервью.
Меня смутили удивительно скромные желания
губернатора «…спокойно выходить на улицу, гулять
по Блонье в числе других пенсионеров и прямо
смотреть людям в глаза, ни от кого не прячась и
нигде не скрываясь». Но в этих простых
человеческих желаниях есть что-то тревожное?
Почему так странно люди делят жизнь на два
периода? Сегодня уважения достаточно, как
говорят, полная чаша, а далее… Куда это уважение
может исчезнуть? Неужели за успешную работу,
ради благополучия жителей области, ради
процветания области губернатор не получит
уважения, о котором волнуется сегодня? Только
работа может приблизить нас к желаемому
результату, добавляю я.
Главный редактор И. Красновский, на мой взгляд,
неудачно озаглавил интервью: «Мы работаем, а не
ищем «золотой» шанс». Первая часть заголовка «Мы
работаем…» ассоциируется с ироничной народной
поговоркой «…мы пахали», а продолжение заголовка
– «…, а не ищем «золотой» шанс», является не
прагматичным. Я бы назвал интервью по-другому,
например: «Мы работаем ради благополучия региона
и будем использовать любой представившийся шанс,
чтобы добиться процветания области».
Многие положения интервью являются темами
большой дискуссии. Вот, например, материал «об
инвестициях и земельном переделе».
Инвестиционные проекты всегда требуют
профессиональной работы по их оценке. Для этого
инвестор разрабатывает бизнес-план. Но схема,
обсуждаемая в интервью, так как администрация не
является инвестором, похожа на трубу с
встроенным «фильтром», который в любой момент
может стать «заглушкой». Уже давно в мировой
практике отработаны методы согласования
инвестиционных проектов. Стоит только начать с
нововведений, и любой проект - обречен.
Инвесторы - народ заносчивый и не согласятся на
придирчивый административный контроль, особенно
там, где он излишен. Но оценка полезности того
или иного инвестиционного проекта, неоспоримо,
нужна. И она может быть оформлена через
инвестиционное соглашение, подписанное
сторонами.
Зря журналист Красновский беспокоится о
«массовой неконтролируемой» скупке земли. Как
такое может происходить в регионе? В России есть
земельное законодательство, и этим
законодательством регламентируются правила
продажи земли. Выдумки с продажей земли, в обход
законодательства, называются мошенничеством.
Если журналисту Красновскому известны случаи
нарушения законодательства при продаже земли «
…в Гагаринском, Вяземском и ряде других
районов», следует обратиться в прокуратуру.
Уважаемый Виктор Николаевич, позвольте
обратиться, Вы занимаете высокий пост и
обладаете всеми необходимыми качествами, чтобы
исполнять свои служебные обязанности достойно и
добросовестно. Но, позвольте заметить,
избирательная компания давно закончилась,
Президент оказал Вам доверие и назначил
управлять областью на новый срок. Тогда зачем
этот «пиар», им изобилуют, в первую очередь,
вопросы интервьюеров и грешат соответственно
ответы. Или, как в поговорке, «какой вопрос,
таков и ответ». Интервью перенасыщены
притворными восхвалениями Ваших заслуг. Это
пиар. Об успехах следует говорить конкретно или
не говорить вообще, или найти другую форму
изъяснения. Вы отработали чуть более половины
срока. Время подводить итоги не пришло, а
текущие успехи есть, и лучше сказать о них
конкретно. Реальная оценка успеха появится ближе
к завершению срока, т. е. в 2008 году.
Неуместный пиар редко кому идёт на пользу, чаще
приносит вред. Хочу сказать господам
журналистам: чем больше будете «пиарить», тем
больше будет заметна дистанция между вашим
«похвальным» словом и реальными результатами. В
вопросах И. Красновского часто встречаются такие
выражения: «Ваши оппоненты», «Ваши
недоброжелатели», «Ваша оппозиция». Этими
высказываниями или обращениями искусственно
создается видимость активной политической борьбы
за власть, которой на самом деле нет. Зачем на
это тратить столько энергии и бюджетной бумаги?
Есть же люди, которые поддерживают губернатора,
искренне ему верят, и их немало. Сторонников
больше.
Что касается отношения губернатора к лести. В
окружении губернатора льстецов хватает, но не
будем составлять списки, потому что жители
области всех их знают. Лесть - это карьерный
принцип аппаратной работы. Без лести российский
чиновник не проработает и дня. Может быть,
губернатор не желает замечать этого или не
замечает по какой-то другой причине?
Обратите внимание на вопросы, которые задавали
корреспонденты губернатору. Многие по сути своей
льстивые, потому что предполагают «пиаровские»
ответы, и по-другому на них ответить нельзя.
Другие - исходят от «народной молвы», а
корреспонденты их только транслируют, например,
вопрос о «семейном бизнесе». Ведь журналист И.
Красновский просит даже не открыть, а
«приоткрыть» тайну, значит быть не искренним,
пусть отстанут. Любой ответ на вопрос, заданный
в такой форме, не воспринимается читателем как
правдивый и не остаётся в сознании читателя.
Вопрос задан не по-человечески, а по «холуйски».
Или вопросы о В.А. Гимарове и Олеге Лукириче. На
что такие вопросы рассчитаны? Мне, по крайней
мере, странно, что журналист их задаёт. Или это
отсутствие чувства такта у журналиста, или
умысел. Цель таких вопросов двойственна, с одной
стороны, как бы подчеркнуть демократичность и
доступность губернатора. С другой стороны –
усилить у читателей подозрение в причастности
губернатора к судьбе персон, упоминаемых в
интервью?
На вопрос С. Новикова о В. Гимарове в ответе
есть такие фразы: «У меня был разговор с
Владимиром Александровичем…», «…есть факты,
которые будут тщательно изучаться…», «У меня был
разговор с руководителем головной организации».
Что хотел услышать корреспондент, задавая такие
вопросы? Чистосердечные признания об активной
позиции губернатора в инициировании этих дел,
или он, задавая этот вопрос, хотел довести до
губернатора устойчивое мнение жителей Смоленска
по этому вопросу? Умный редактор. Это называется
«убить двух зайцев», или «ловушка» для
отвечающего.
У нас действительно разные взгляды на то, что
происходит в области с экономикой, сельским
хозяйством, инвестициями и т.д. Губернатор очень
высокого мнения о своей деятельности и о тех
результатах, которых добилась область за почти
четыре года его правления. Его мнение я не
оспариваю. Губернатор работает и ему виднее,
каких результатов он добился и что предстоит ещё
сделать.
Не знаю, откуда у губернатора такая
успокоенность, но социально-политическая
обстановка в области весьма напряженная,
недовольство людей своим материальным положением
нарастает, и это не у отдельных граждан, а у
сообществ: инвалидов, пенсионеров, студентов,
многодетных и молодых семей, военных пенсионеров
и даже у людей, имеющих работу, - тех же врачей
и учителей. Недовольство граждан можно не
замечать, можно его игнорировать, можно к нему
привыкнуть, но оно везде и во всём присутствует.
Не хотелось бы забегать вперед, но будьте
уверены, что и 131 – ФЗ станет причиной многих
проблем, это не значит, что его не следовало
принимать и исполнять, но средств на реализацию
этого закона явно недостаточно.
Перечитайте 12-й вопрос господина С. Новикова.
Он говорит: «административная реформа провалена,
о монетизации без слез вспомнить нельзя, много
других, непродуманных, непонятных решений».
Вторую часть заданного вопроса тоже не могу
опустить: «…Я смотрю на правительство – очень
много глупых лиц. Но ведь Вы вынуждены работать
с таким правительством, решать региональные
проблемы. Удаётся?» Губернатор даже не поправил
корреспондента, не указал на проявленную им
бестактность и продолжил разговор.
Одной из самых серьезных причин недовольства
людей своим положением остается отсутствие газа
не только в отдельных деревнях, но и городах и
целых районах. Газификация области проходит
очень медленно, и стоимость газификации для
населения становится всё дороже и дороже, хотя
до недавнего времени была практически
бесплатной. Область, как и прежде, остаётся
дотационной. Медленно решаются проблема с ветхим
жильём.
Я разделяю Вашу озабоченность положением дел в
сельском хозяйстве, тем более, что в области
часть районов являются чисто
сельскохозяйственными с небольшим, но
достаточным числом населения, и о них нужно
проявлять заботу не меньшую, чем об остальном
населении. Вы утверждаете, что «…не будет у нас
рентабельного сельского хозяйства. Никогда мы не
сможем выгодно продавать свою продукцию в
условиях рынка…» Есть доля правды в Вашем
утверждении, если не стремиться эту ситуацию
исправить. Но в целом, хочу не согласиться и
возразить. Сейчас государство уже сделало первый
шаг, приняв национальную программу по сельскому
хозяйству. Рано или поздно, но её результаты
должны сказаться. Основные проблемы сельского
хозяйства не в климате и земле, климат и земля
были такими же и при социализме, а в рынке и
мелкотоварном производстве. Начинать надо со
структурной перестройки хозяйственных
организаций на селе. Создание
сельскохозяйственных кооперативов способствует
быстрейшему решению проблем рынка. Преимущество
крупного хозяйства перед мелким хозяйством
доказывать никому не нужно, оно очевидно.
Если губернатор отрицает фермерство и считает,
что «коллективная форма хозяйствования на селе»
более эффективна, тогда помогайте создавать
колхозы, если в них видна единственно
эффективная форма хозяйствования на селе.
Загоняли же крестьян в колхозы силой. Нужно
попробовать и либеральные методы.
Не могу согласиться с Вами о «некудышном»
«качестве наших руководящих звеньев»: «У нас
состоялись серьезные замены кадрового ресурса».
«Если на областном уровне, особенно верхнее
звено, - более-менее отлажено, то ниже –
потенциала не хватает». О «качестве трудовых
ресурсов» и «качестве той же земли». На качество
нашей земли не следует обижаться. Другой земли у
нас нет. Нашу землю мы называем нашей матерью.
Давайте возьмем заботу о нашей общей «матери» на
себя. Сделать землю «качественной» или
плодородной - задача тех, кто на этой земле
живет и работает, включая чиновников и
руководителей высокого ранга. Вы говорите: «Как
трудно нам было сразу после прихода к власти
доказать, что просто так денег мы давать не
будем». Не вижу, в чём здесь трудность и что
здесь нужно доказывать.
Работать в убыток - крайне неразумно, но мы и не
кочевники и не можем забросить земли, веками
кормившие наших предков, и уйти на юг или уехать
за границу. Не у всех есть такая возможность.
Земля и сегодня остается нашей кормилицей и
сельскохозяйственными угодьями, мы на этой земле
живём.
На территории Смоленской области лес превышает
размеры земель сельскохозяйственного назначения.
Поэтому нет смысла высаживать лес на землях этой
категории. Уследить за лесовосстановительными
работами на лесных вырубках и землях лесного
фонда - и то проблема. Вы правильно отметили,
что мы живем «…не при социализме, а в рынке». Но
должен же кто-то отвечать за нахождение
«компромиссов» при переходе плановой экономики в
рыночную. На ком лежит эта ответственность – на
рядовом крестьянине, фермере или исполнительной
вертикали государственной власти сверху донизу?
Закон о местном самоуправлении установил
передачу полномочий управления сельским
хозяйством на региональный уровень. Вот и
обучите крестьян и фермеров хозяйствовать на
земле, подскажите, как пахать и что сеять, чтобы
получить высокую рентабельность. Те, кто думают,
что рынок должен развиваться по законам
джунглей, тысячу раз ошибаются. Государство как
раз и не должно этого допустить.
Не в этой связи, но хотелось бы услышать, какую
пользу принесла программа «Лен» для сельского
хозяйства области и подводились ли итоги этой
программы, и аналогично, о конечных или
промежуточных результатах деятельности концерна
«Росконтракт» на Смоленщине. Почему о реализации
этих двух «программ», которые проводятся в
области не первый год, общественность ничего
толком не знает?
Думаю, что в Смоленской области придется
заниматься сельским хозяйством, так как
Смоленская область расположена между 53 и 56
параллелями, в зоне нормального и рискованного
земледелия, но это не заполярные широты.
Сегодня видно, что в г. Смоленске жилищное
строительство идет заметными темпами. В районах
дело обстоит не хуже, а плохо. Есть причины
объективные, но тем, кто жилья и денег на его
покупку не имеет, от этого не легче. Думаю, что
в Смоленской администрации есть данные о
реальной потребности граждан в жилой площади,
известны и цифры объемов вводимого в строй жилья
ежегодно. По этим цифрам видно, как
удовлетворяется потребность в жилье, и за
сколько лет жилищную проблему региона можно
решить при существующих темпах строительства.
Знать динамику необходимо. Если мы не знаем
динамики, то не можем управлять процессом.
Вы открыто и смело заявляете, что не будете
«…способствовать быстрому решению вопроса с
возвратом костела католикам…» Значит, будете
затягивать решение этого вопроса по
бюрократическим основаниям. А не лучше ли решить
этот вопрос, как того требует закон, если
действительно, как Вы говорите, «с уважением
относитесь к конфессиям, традиционно
представленным на территории региона». Речь идет
не об экспансии католицизма в Смоленской
области, а о конституционном праве граждан
исповедовать ту религию, в которой они родились.
Здесь экспансии не наблюдается, и не следует
подменять одну проблему другой. Это ведь не
приезжие поляки, германцы или литовцы, не
мигранты, а граждане, проживающие в Смоленской
области России, но исповедующие католицизм.
Говорите «Но я не вижу на сегодняшний день
потребности в создании условий для активного
продвижения католицизма на Смоленщине», но Вы и
не можете увидеть и почувствовать этой
потребности, ведь Вы православный и имеете
возможность молиться в православном храме. А
католики хотят молиться в своём храме, и это их
конституционное право. К тому же все эти
католики имеют российские паспорта, и по
национальности, вероятнее всего, записаны
русскими. Россия - многоконфессиональная страна
и пусть такой остаётся, и не стоит
препятствовать людям другой, но близкой веры. По
мнению И. Красновского, меня следует отнести в
стан «радикальных поборников защиты свободы
вероисповеданий». Но это не так. Я поборник
Конституции Российской Федерации – основного
закона, и в ней по поводу вероисповедания
написано всё ясно, даже комментариев не нужно.
Моя религия – атеизм, но не воинствующий. Я
предлагаю властям области отойти от религиозной
темы и решить тему костела, как хозяйственную.
От католической «экспансии» перейдём к
«экспансии» китайской. Экономическое
сотрудничество для нашей страны важно, как с
Европой, так и с Америкой и Китаем. Но
сотрудничество с Китаем в варианте,
представленном губернатором, на мой взгляд,
нуждается во взвешенном осмыслении. Во-первых,
китайский таможенно-терминальный центр на
территории Смоленской области создается, как вы
говорите, «…для продвижения своей (китайской)
продукции как на территорию региона, центральной
части России, так и в Европу», это и есть чистая
экспансия китайских товаров, и администрация
области становится проводником этой экспансии.
Это приведет к ещё большему упадку еле
теплящейся жизни на предприятиях легкой
промышленности России и Смоленской области, в
том числе. И экономическое сотрудничество с
Китаем, несомненно, важное, не является нашим
спасением и избавлением от бед, и видеть в этом
наше будущее благополучие – мнение, близкое к
заблуждению.
Примерно лет 20 – 25 назад Китай испытывал
острый недостаток продовольствия, недоедали все,
особенно крестьяне. Сегодня ситуация другая, и
слава богу, что народ сыт и может прокормить сам
себя. Но Китай, когда решал свою
«продовольственную программу», не призывал на
помощь русских, корейских, японских крестьян или
крестьян других национальностей. Китай справился
с этой проблемой сам, изменив внутреннюю
политику и своё отношение к экономике сельского
хозяйства.
Разговор об иностранных рабочих - результат
недостатка квалифицированных рабочих рук.
Развивать регион, не имея трудовых ресурсов или
имея их ограниченно, трудно. Но давайте
посмотрим, какой процент трудоспособных жителей
Смоленской области трудится сейчас в других
регионах России, особенно в Москве и Московской
области, вдали от семей, находясь на заработках.
Плюс 40 тысяч официально зарегистрированных
безработных, о которых сказал губернатор. Хочу
спросить у руководства области, разве это не
социальная проблема области? Или эта проблема
совсем не заслуживает внимания администрации?
Демографическая ситуация в стране и области
катастрофическая. В чем её причины? Мы только
делаем вид, что не знаем причины. В 1996 году
был утвержден «перечень социальных показаний для
искусственного прерывания беременности». Ниже
перечисляются социальные группы. Женщинам из
этих групп, мягко скажем, не рекомендовалось
рожать, а рекомендовалось прерывать
беременность.
1. Женщина или её муж признаны в установленном
порядке безработными; 2. Женщина, не состоящая в
браке; 3. Отсутствие жилья, проживание в
общежитии, на частной квартире; 4. Женщина,
имеющая статус беженца или вынужденного
переселенца; 5. Доход на 1 человека семьи менее
прожиточного минимума, установленного для
данного региона. Сколько у нас таких женщин в
стране? Сколько таких женщин в области?
Этот список в 2003 году был сокращен, и ни одна
категория из вышеназванного списка не вошла в
новый перечень. Но рождаемость продолжает
зависеть от социальных факторов, а не от списков
и перечней.
Пора сделать итоговый вывод. Стараниями
журналистов И. Красновского и С. Новикова их
интервью с губернатором В. Масловым скорее
похожи на памфлет, чем на деловой разговор.
|
|