Главная | Архив |

  История города-партнера Хагена  
   

Адольф ХОХ, журналист

 

От христианской общины до мирной декларации со Смоленском


Чем ближе дата 1150-летия первого упоминания Смоленска в летописи, тем больше в редакционном «портфеле» журнала «Смоленск» материалов по истории древнего русского города, воспоминаний смолян о быте, традициях и архитектуре города их детства, о тех изменениях, которые произошли в Смоленске за несколько веков и за десятилетия жизни одного поколения. Практически в каждом номере журнала редакция предлагает вниманию читателей исторические статьи смоленских краеведов.
Но нам хочется расширить географию: рассказывать об истории различных уголков страны и мира, связанных с нашим городом партнерскими связями.
Вот немецкий город-партнер Хаген. Несмотря на то, что он обладает правами самостоятельного города лишь с 3 сентября 1746 года, является древним поселением – ровесником Смоленска, корни его восходят к 800-му году от рождества Христова.
Журналист Адольф Хох при подготовке очерка истории Хагена использовал материалы немецких архивов, обнаружил факты, которые порой являются загадкой для самих хагенцев. Наш коллега, многие годы жизни отдавший служению гражданам Хагена, представляет сегодня читателям журнала «Смоленск» первую главу истории немецкого города-партнера, насчитывающей 1210 лет.

- Открытость миру –это старая добрая традиция города Хагена. Она основывается на понимании людей, издавна проживающих здесь, о необходимости постоянно расширять свой кругозор. Они всегда были готовы уважать чужое мнение и действовать в соответствии с этим. Здесь очень важно упомянуть о либеральной традиции Хагена.

Особое географическое положение города, расположенного в долине на четырех реках, оказало значительное влияние на формирование способности граждан города открыться окружающему миру. Точка пересечения значительных транспортных и торговых путей, существующая здесь с самого раннего средневековья, способствовала расширению имеющихся контактов с внешним миром, а также с людьми,их культурой и традициями.

И по сегодня все хорошо знают о том,что размещение в районе Айльпе мастерских по ковке металла явилось одним из примеров открытости Хагена миру. В 1661 году ремесленники переехали из Золингена по разрешению Бранденбургского курфюрста Фридриха Вильгельма в Айльпе, который стал их новым домом. Их ремесленное мастерство вскоре достигло такого уровня в международных масштабах, что спустя 60 лет мастеров из Айльпе послали в Тулу открывать кузнечное дело.

7-е декабря 1835 года в сознании многих немцев – это дата, имеющая национально-историческое значение. Именно в этот день была пущена в эксплуатацию первая железнодорожная ветка «Людвигсбан», названная в честь баварского короля Людвига.
Это первая немецкая железнодорожная линия между Нюрнбергом и Фюртом, протяженностью 6 км. Данную информацию можно почерпнуть в большинстве учебников истории.

В строительстве дороги принимал участие хагенский промышленник Густав Харкорт. Он участвовал также позже и в строительстве ветки Лейпциг-Дрезден. В Лейпциге ему был воздвигнут за это памятник. Но умалчивается в истории немецкой железной дороги то, что еще в 1829 году, т.е. за шесть лет до этого Фридрих Харкорт, родственник Густава Харкорта, построил железную дорогу между шахтой Шлебуш в Обервенгерне и усадьбой промышленника Харкорта в Хагене-Хаспе. Она служила исключительно целям транспортировки угля, который добывался в шахте Шлебуш и складировался у Харкорта на улице Эннеперштрассе и оттуда поступал в продажу. Откаточный путь для угля приводился в движение не посредством пара, а тягой запряженных лошадей. Но в основе этого изобретения лежал труд человека,который позже оказал большое влияние на развитие всего немецкого железнодорожного транспорта.

Еще один из Харкортов, Иоханн Каспар 15 января 1854 года в письме бургомистру Леману от имени ведомства Эннепеталь сообщал: «Железная дорога и ее основатель Фридрих Харкорт заслуживают похвалы тем,что они оказались небыкновенно полезными, и особенно бедным людям, которые не в состоянии были покупать уголь в большом количестве». Дорога, о которой идет речь, первоначально была протяженностью в 1 прусскую милю (около 7,5 километров).

Позднее ее строительство продолжилось до домен в Хаспе и до вокзала, которого уже нет. А в то время это был важный узловой пункт между бывшим графством Марка и Хаспе. В память об этом историческом событии улица, ведущая из Фольмарштайна в Хаген-Хаспе, и по сегодня носит название «На откаточном пути».

Транспортные проблемы в Хагене играли еще в раннее средневековье огромную роль. Здесь находилась точка пересечения жизненно важных в то время путей,проходящих из Голландии во Франкфурт-на-Майне и из Кельна в Северную Германию. Если следовать исторически не совсем точным фактам,то еще саксонский герцог Виттекинд указывал на стратегическое значение этого участка между зауерландским горным массивом на юге, холмистым ландшафтом на севере и мюнстерскими парками и черноземьем в Зоесте. И именно здесь, где Еннепе впадает в Фольме, построил важную по своему значению крепость, откуда он управлял всем регионом. Но, как было уже замечено, в передвижении, будь-то в ранние времена пешком, на лошадях или в каретах или позже по рельсам, а в наше время по автобану, развитие Хагена на протяжении всей истории оказало огромное влияние. В прошлом веке Хаген стал центральным железнодорожным пунктом. В 1848-м революционном году была пущена в эксплуатацию ветка Ельберфельд-Хаген-Дортмунд. В 1867-м году была пущена ветка Хаген-Шверте-Хольцвиккеде, а в 1868 году состоялось открытие линии Хаген-Зиген.
В 1873 году последовала Фольметальбан и в семидесятые годы 19-го столетия Еннепетальбан и Рейнская железная дорога, соединяющая Хаген и Дортмунд.
До сегодняшнего времени Хаген привлекает внимание всего мира, т.к. отсюда можно очень быстро и удобно передвигаться по рельсам и по автодорогам.
Перевод с немецкого
Галины Юзвенко.









 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№2(126)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич