Спросим Пушкина…

Смоленск театральный

Смоленский Камерный театр работает над постановкой спектакля «Пушкин. Любовь. Чума».  «По Пушкину?» - поинтересовался я у заведующего музыкальной частью  театра Владислава Макарова – «А кто ставит?» - и вот что узнал. 

- Да, но спектакль ставится не только по пьесе А.С. Пушкина, всё гораздо сложнее. В основе готовящегося спектакля композиция, созданная режиссёром-постановщиком Ильёй Леоновым, включающая в себя и историю создания произведения  А.С. Пушкина «Пир во время чумы»,  и сам текст этого произведения. Здесь вот что интересно: эту вещь Пушкин написал в известный период под названием «болдинская осень». То есть в период, когда из-за карантина он не смог выехать в Москву. И вот находясь в Болдине, он вспомнил о произведении «Чумной город» шотландского поэта Вильсона и осуществил как бы её художественный перевод на русский. В результате возникло ещё одно произведение в цикле «Маленькие трагедии», известное нам как «Пир во время чумы».  Оно и легло в основу готовящегося спектакля. Но помимо этого текста режиссёр-постановщик Илья Леонов использует дневники и письма Пушкина периода болдинской осени, сплавляя воедино и произведение Пушкина,  и его жизненные перепитии, отражённые в личной переписке и дневниках. В результате на сцене Пушкин сосуществует со своими героями, даже вступает с ними в диалог, то в противоречие, то в единоборство. Это трудно, да и не нужно пересказывать, лучше увидеть, но в этом суть драматургии будущего спектакля. 

- Автор совместно со своими героями на сцене – любопытная «изюминка». Смоленск к такому не привык.

- Да, спектакль отличает оригинальный новаторский подход. Персонажи пушкинского произведения существуют на сцене в некой карнавальной ситуации, персонажи-маски. У них и на лицах маски, у каждого своя оригинальная пластика, а Пушкин как бы наблюдает за ними, пытаясь как-то на них повлиять, а в финале становится священником, общаясь с персонажами пьесы, взывает к Божественному.

- Пушкин превращается в священника? Сильно, неожиданно, но если вспомнить Болдинскую осень в его творческом наследии, её этическую составляющую… Итак, всё о драматургии готовящегося спектакля?

- Далеко нет, но, а уж как режиссёр ставит всё это на сцене, поверь – совершенно замечательно! Очень интересная стилистика, множество пластики, очень интересная работа нашего балетмейстера…

- Но пластика вряд ли возможна без музыкальной составляющей, и это, как я понимаю, уже работа твоя. Несколько слов, что ты предпочёл для столь непростой драматургической композиции?

(Здесь небольшое но, как мне кажется, необходимое отступление. Мы беседуем у Макарова дома, в комнате, это практически мини-студия, где за компьютерами работает заведующий музыкальной частью Смоленского Камерного театра. Здесь огромная фонотека на всех носителях, начиная от бабин, кассет, виниловых  и вплоть цифровых дисков, отражающих не одну эпоху эстетических поисков Влада, начиная от Битлз до Бетховена, Баха и далее, и вширь,  и вплоть до сегодняшнего дня). Но что ответит маэстро? Итак… 

- Да, музыка в этой работе играет огромное значение, я с большим энтузиазмом взялся за раскрытие этой темы, темы, требующей особой музыки. Музыки высокого плана, очень точной, тонкой. Поэтому в своих закромах и поднял всё самое лучшее. Мне повезло с режиссёром, мы нашли полное взаимопонимание, Илья Леонов полностью доверил мне всю музыкальную часть, но в принципе реализовывается, создаётся некий музыкально-художественный образ спектакля: драматургический, пластический и музыкальный. Последний во многом и определят всё движение на сцене, всю пластику и даже актёрские интонации. Большая серьёзная работа. Сегодняшний Камерный театр - это не постмодернизм, мы стремимся работать в лучших традициях современного театра в положительном смысле. Не скандального, как сейчас это модно кое-где в столицах,-  театры Богомолова, Серебренникова. Нет, у нас нечто более классическое, но в то же время отвечающее современной стилистике. В этом спектакле будет использована музыка очень изящная, но не банальная, включая даже И.С. Баха, Майкла Наймана, современных европейских композиторов, в основном классического плана. Так что в музыкальном плане всё будет очень точно, благодаря во многом нашему взаимопониманию с режиссёром-постановщиком Ильёй Леоновым. Он очень тщательно работает с актёрами, и они в целом справляются. Что касается моей работы, то, повторяю, это не просто подбор разной музычки, как возможно представляют нетеатральные люди, но создание художественного звукового образа спектакля, выстроенного по определенной логике. Что я понимаю как создание художественного, музыкального произведения. Здесь для меня важно найти общее понимание с режиссером, и с художником, а иногда и с актерами. Идеальная ситуация, когда работаешь командой единомышленников. В театре это решает многое. Проблемы с режиссерами порой возникают в виду разного подхода. Режиссер чаще желает иметь много разной музыки, из которой он что-то выбирает. Часто из этого получается эклектичное месиво, иллюстрация, номера для создания некой атмосферы. Мне важно убедить режиссера в необходимости создать стилистически цельную композицию из отдельных музыкальных тем. С Ильёй Леоновым  это удаётся. Илья - человек большой интеллектуальной и театральной культуры. С ним легко находятся точки соприкосновения и видения, почти нет обычных проблем, свойственных в работе с режиссерами. Он полностью доверяет моему вкусу и опыту. И он очень точно потом распоряжается выбранным мною материалом. Уже вместе потом правим и шлифуем. Сложно. Существует масса всяких приёмов в музыкальном оформлении, например, задаются темы  и лейтмотивы: атмосферные,  персонажные, фоновые, шумовые, отбивочные, композиционные для прелюдии, кульминации и финала. Так что вопросов возникает масса, но работа над спектаклем проходит, я бы сказал, идеально. Так что приходи на премьеру, она предполагается 27 апреля.

- Спасибо, Влад,  за интересную информацию, ну, а про спектакль, будем говорить после его просмотра. Успеха!

Фотогалерея

Комментарии  

#1 vlad 17 апр 2018
Выброшена главная мысть !!!
На сегодняшний день в Камерном сложилась интересная ситуация: у нас три режиссера, очень разных и талантливых. Три ипостаси так сказать; Александра Иванова - это всегда неожиданно, смело - пластический театр, Андрей Шанин - актерский, мастеровитый театр, Илья Леонов – интеллектуальный. Работать со всеми приходится по-разному, но всегда интересно.
В Пушинской Чуме у нас использована музыка весьма изощренная и изящная, включая И.С. Баха, современных европейских композиторов, Майкла Наймана, Ларса Холлингера, Диаманды Галас, Мередит Монк, Ги Болд,
Цитировать

Добавить комментарий

Правила добавления комментариев
  1. Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц их написавших, и не является мнением администрации сайта journalsmolensk.ru. 
  2. Каждый автор комментария несет полную ответственность за размещенную им информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также соглашается с тем, что комментарии, размещаемые им на сайте, будут доступны для других пользователей, как непосредственно на сайте, так и путем воспроизведения различными техническими средствами со ссылкой на первоначальный источник. 
  3. Администрация сайта journalsmolensk.ru оставляет за собой право удалить комментарии пользователей без предупреждения и объяснения причин, если в них содержатся:
  • - прямые или косвенные нецензурные и грубые выражения, оскорбления публичных фигур, оскорбления и принижения других участников комментирования, их родных или близких;
  • - призывы к нарушению действующего законодательства, высказывания расистского характера, разжигание межнациональной и религиозной розни, а также всего того, что попадает под действие Уголовного Кодекса РФ; 
  • - малосодержательная или бессмысленная информация; 
  • реклама или спам; 
  • - большие цитаты; 
  • - сообщения транслитом или заглавными буквами за исключением всего того, что пишется заглавными буквами в соответствии с нормами русского языка; 
  • - ссылки на материалы, не имеющие отношения к теме комментируемой статьи, а также ссылки, оставленные в целях "накручивания трафика"; 
  • - номера телефонов, icq или адреса email. 

Защитный код Обновить

Читайте также

Не сметь свои суждения иметь?

№5 (213) 2018 г. 258

Взгляд на властьВластелины очень не любят, когда дают оценку их работе и поступкам. Губернатор Смоле...

Нет мусорным свалкам!

№5 (213) 2018 г. 224

2 апреля 2018 г., Москва.  Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» объявила о...

Единение

№5 (213) 2018 г. 171

Встречи на смоленской землеДню единения Беларуси и России, отмечавшемуся 2 апреля, в братской респуб...