Главная | Архив |

  МЫ - НЕ ВЫ!  
 

 

Беседовала Анастасия Трифонова

 

Как осознать бессознательное?

 


 

Сегодня в рубрике вы узнаете о том, что такое арт-терапия, об истории этого направления психологической работы и о том, где в Смоленске можно посетить арт-терапевтическое занятие. Об этом журналу «Смоленск» рассказала психолог, арт-терапевт Мария Колмакова.

 

- Маша, что такое арт-терапия?

- Арт-терапия – это направление психологической работы, которое включает в себя различные разделы: работа с рисунком, работа с фотографией, куклотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия и другие. В общем, арт-терапия включает в себя деятельность, которую можно назвать творчеством. Любой его вид благодаря помощи специалиста может давать лечебный эффект. Арт-терапия как метод, которым занимаюсь я, заключается в работе с рисунком. Рисуя, человек бессознательно вкладывает в творение свое представление о мире, о пространстве, об отношениях. Если десять человек попросить нарисовать квадрат, то мы получим десять разных квадратов. В этом проявляется индивидуальность, креативность. Суть метода в том, что рисунок помогает проявить это индивидуальное.

- Несколько слов об истории направления.

- Арт-терапия зародилась в далекие 20-е годы XX века. Связано ее появление с именем врача Адриана Хилла, который работал с туберкулезными больными. Однажды к нему на лечение попал человек, имеющий художественное образование. По ходу болезни он периодически рисовал. К нему стали присоединяться другие люди, находящиеся на лечении. Хилл заметил, что рисующие больные стали поправляться гораздо быстрее остальных. Тогда он выдвинул гипотезу, что человеку, который рисует, проще отвлечься от своих проблем и неприятных переживаний. Хилл назвал этот метод лечения «арт-терапия», что значит – лечение творчеством.

В 60-е годы это направление стало активно развиваться, накапливать теоретическую базу, устанавливать связи с другими науками. Из психоанализа, например, было взято суждение о том, что в творчестве выражается человеческое бессознательное. На данный момент в научной литературе выделяется два направления, с которыми связаны имена ученых: с одной стороны - Маргарет Наумбург, с другой – Эдит Крамер. По словам Наумбург, главной является именно терапия, то есть лечение, которое оказывается специалистом в процессе рисования. Крамер же считает, что рисование само по себе несет терапевтиче­ский эффект. Я придерживаюсь стороны Наумбург. Если бы творчество и без помощи специалиста помогало, то талантливые люди должны были бы жить долго и счастливо. Жизнь показывает, что это не так.

Когда арт-терапия начала выделяться в отдельное направление, за арт-терапевтами стал закрепляться статус самостоятельных специалистов-практиков. Тогда по всему миру стали создаваться арт-терапевтические ассоциации. Есть такая ассоциация и в России, во главе ее стоит кандидат медицинских наук Александр Иванович Копытин. Он один из главных «двигателей» арт-терапии в России, автор многих учебников.

- Когда и как арт-терапия пришла в Смоленск?

- Нашим городом хочется похвастаться. В плане психологиче­ской работы Смоленск достаточно развит. У нас много психологов, работающих в разных направлениях: есть бихевиористы, НЛП, гештальт-терапевты, психологи, придерживающиеся гуманистического направления. Психологическое образование, которое можно получить у нас в городе, стоит на довольно высокой ступени. За смолян не бывает стыдно на конференциях и форумах. Направление «арт-терапия» для России новое, поэтому оно не так широко представлено, как хотелось бы. В прессе и в интернете можно найти разрозненную информацию о тренингах по арт-терапии, проходивших когда-то в нашем городе, но единого движения в этом направлении не наблюдалось. Сейчас я предпринимаю попытки по укоренению арт-терапии на смоленской почве.

- Расскажи, как ты открыла для себя это направление?

- Я окончила психолого-педагогический факультет Смоленского государственного университета, но еще на третьем курсе поняла, что мне не хватает практики. Теория – это прекрасно, но когда сталкиваешься с реальным человеком, который обратился за помощью, теряешься, не знаешь, как приложить полученные знания. Я изучила спектр психологических направлений, которые представлены в Смоленске, и узнала о московских курсах от Общества практикующих гештальт-терапевтов. Пройти курсы может каждый, но сертификат гештальт-терапевта получит только тот, у кого первое образование философское или психологическое. Каждый участник курсов должен выбрать себе специализацию, то есть тот узкий вопрос, который ему интересен и в котором он хочет быть компетентным специалистом. В перечне специализаций среди прочих предлагалась и арт-терапия. Это направление привлекло меня больше других. В течение года я ездила на трехдневные семинары в Москву. Обучение проходило в формате «почувствуй на своей шкуре». Мы рисовали всей группой и анализировали свое творчество. Под практику параллельно подстраивалась теория.

- Кто может называться арт-терапевтом?

- С моей точки зрения, все методы, названия которых оканчиваются словом «терапия», должны осуществляться специалистом, имеющим либо медицинское, либо психологическое образование. Чтобы помочь, а не навредить, надо знать хотя бы азы психологии: психологию личности, возрастную психологию, - и уметь грамотно применять свои знания в процессе работы с людьми.

- А как проходят твои занятия по арт-терапии?

- Я определяюсь с темой очередного занятия и с помощью интернета набираю группу людей, желающих узнать себя лучше. Главное, создать «эффект группы», чтобы свой вклад вносила не только я, но и каждый участник занятия. Работа осуществляется через диалог. Моя задача – не трактовать произведения участников, а с помощью вопросов подводить их к самостоятельному анализу своих картин, и к осознаванию себя, своих потребностей и интересов в конечном счете. Человек, облекая в слова абстрактные образы, открывает для себя новые смыслы. Бессознательное превращает в осознанное. Но роль интерпретации не следует умалять. Некоторые рисунки могут подсказать арт-терапевту, как следует работать с тем или иным участником семинара.

- Что важно в самом процессе рисования?

- Одна из задач арт-терапевта – обеспечить группу материалами: красками, кисточками, мелками, карандашами, фломастерами, бумагой разных цветов и форматов и другими принадлежностями. Чем шире у участников выбор, тем лучше, поскольку это позволяет им чувствовать себя свободнее, пробовать разные техники. Процесс выбора уже несет в себе терапевтическую составляющую. Но основой занятия, конечно, является атмосфера доверия. Только в такой атмосфере человек сможет в полной мере ощутить себя свободным и раскрыться.

- Кто может прийти на твое занятие?

- Поскольку я работаю только со взрослыми, записаться в группу может любой человек, старше 18 лет. Узнать подробнее о темах предстоящих занятий можно в группе «Арт-терапия в Смоленске» в социальной сети «ВКонтакте». Ее адрес http://vk.com/club34584089.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№5(141)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич