Главная | Архив |

  Смоленск выставочный  
 

 

Владимир Клочков

 

 

Посвящение городу

как признание в любви

 

 


 

Этот вернисаж состоялся в Смоленском гуманитарном университете. Его холлы украсили живописные полотна, каждое из которых отображает узнаваемые уголки нашего древнего города. Все произведения принадлежат кисти члена Союза художников России Алексея Максименко.

- Сразу видно, что автор любит Смоленск так же, как любим его мы, - сказал, открывая выставку, ректор университета Николай Мажар. - Идёшь по выставке, будто по нашему городу идёшь, по улицам его, по скверам, площадям. Всё красочно, красиво. Спасибо Алексею Максименко за предо­ставленную возможность организовать эту экспозицию в нашем вузе. У нас около 3-х тысяч студентов, более 200 преподавателей и сотрудников. Ежедневно эти картины могут созерцать сотни людей, и выставка эта, несомненно, затронет в их душах светлые чувства любви к родному городу.

Думается, что сейчас весьма уместно сказать несколько слов благодарности в адрес и самого ректора университета за его всемерную поддержку смоленских художников, за заботу об эстетическом воспитании человека.

Как рассказала мне организатор выставки консультант-искусствовед Екатерина Королёва, подобные экспозиции художников Смоленска, наряду с работами живописцев, графиков и фотохудожников Москвы, Питера и других городов, практикуются в стенах университета уже более десятка лет. На кафедре дизайна творчески работают прекрасные художники: Владимир Еленецкий, Пётр Фишман, Александр Панкратов, Юлия Волкова, Ксения Тихонова. Каждый из них, как и в целом университет, помогает людям полнее и ярче ощутить красоту и неповторимость мира. Эстетически примечателен и внешний облик университета. Его новое с башенками здание прекрасно вписывается в город­ской ландшафт, как бы напоминая о почтенном возрасте Смоленска с его крепостной стеной.

В этот раз живописные уголки, скверы и парки города, перенесённые на холсты кистью художника, уютно расположились внутри учебного корпуса. Оставив детальное рассмотрение художественной ценности выставленных произведений искусствоведам, сосредоточимся на умозрительном их восприятии.

Выставку можно охарактеризовать одним словом – восторг. Восторг голубого неба над древними крепостными стенами, восторг солнечных бликов на маковках собора, восторг первой ярчайшей зелени весны и восторг первого белого-белого снега на аллеях парка. А как восторженно перекликаются друг с другом огни вечернего Смоленска под кистью художника! Вот только некоторые названия его работ: «Голубой вечер», «Спящий город». «Зелёное золото мая», «Малиновый вечер». Цвет, его величество цвет властвует и в названиях, и на полотнах картин. Они ярки, эксцентричны, как и сам автор. Лучшие из них написаны легко, динамично. Вот как этот этюд, названный «На Большой Советской». Зима, оттепель, брызги летят из-под колёс несущихся машин. От картины веет запахом талого снега и скоростью. Даже женщина, изображенная на краю тротуара, не решается ступить на дорогу – опасно и скользко. Картина выдержана в серых тонах, но призывает... нет, не к унынию, призывает – к восторгу!

Этот эффект творчества Максименко отметила и заслуженный художник России, человек тонкой души Нина Ипполитовна Агеева.

- Вот посмотрела выставку, и у меня хорошее настроение возникает, - делится она своим впечатлением. - Словно на празднике побывала. Профессионально, конечно, можно к чему-то предъявить претензии, если приглядываться. Но он «дальнобойщик», картины у него дальнобойные: они очень хорошо издалека воспринимаются. Я смотрю, и вижу красоту. Это меня радует, то, что автор соприкасается с прекрасным и дарит его зрителю.

Своё отношение к выставке выразил и заслуженный художник России Евгений Дроздов, давший в своё время рекомендацию Алексею Максименко для вступления в Союз художников. Признанный колорист Дроздов порадовался цветовому решению ряда работ. Особенно понравились ему этюдные произведения:

- Они живы, энергичны, очень красивы по графике, по цветовому решению, колориту. А ведь не зря говорят великие: есть колорит – есть художник.

- А крупные его городские пейзажи?

- Они менее живописны, по-моему. Там 2-3 цвета превалируют. Это больше графика, чем живопись. Хотя и они весьма экспрессивны, красивы.

- Да и сам автор по характеру энергичен и экспрессивен, - добавляю.

- Он молодец. Я видел его в работе на пленэре в Вильнюсе. Мы все уже ко времени в автобусе разместились, чтобы в гостиницу ехать... Где Максименко? Глядим, бежит с этюдником, с холстом, и на ходу кладёт последние мазки, стремясь ухватить движение машин, людей, линии храмов готических. И это были самые живые, самые интересные его работы на пленэре.

Он великий оптимист и жизнелюб – смоленский художник, а по рождению кубанский казак Алексей Максименко. В станице Камышевацкой, что в Ейском районе Краснодарского края, ещё хорошо помнят высокого стройного парня, ставившего рекорды по лёгкой атлетике на местном стадионе и лихо запевавшего на праздниках раздольные казачьи песни. Здесь впервые, ещё в начальных классах, взял в руки мальчишка кисточку с набором акварельных красок и нанёс на листе бумаги первые мазки. И идёт Алексей по жизни с этим увлечением уже не один десяток лет (скоро 55 ему стукнет). За эти годы успел Максименко и в армии отслужить, и в художественном училище поучиться, и семьёй обзавестись. А первую свою учительницу, Софию Кирилловну, открывшую в нём талант художника, до сих пор вспоминает с благодарностью.

- Это она мои детские рисунки в «Мурзилку» отослала, а там их напечатали. Вся школа потом на меня глазеть приходила, - усмехается Алексей.

Живет сейчас Максименко в небольшом станционном посёлке Гусино, что в Краснинском районе. Сюда с берегов Азовского моря забросила его воинская служба. А когда произошло сокращение нашей армии, пошёл Алексей, привыкший к чёткости и распорядку, служить в органы внутренних дел – стал участковым милиционером. На гусинском этом участке, где в излуку Днепра серебристой змейкой вливается милая речушка Березянка, обосновалась в это время целая дачная колония смоленских художников. Они-то и стали для милиционера-живописца новым вдохновляющим художественно-графическим университетом. Бессонная, полная опасностей и стрессов служба участкового из-за проблем со здоровьем ушла в прошлое, и теперь всё чаще можно было видеть Максименко шагающим с этюдником на плече. Именно в этот период, похоже, в его беспокойную, деятельную душу проникла, нет, ворвалась жажда познания всех тайн рисунка, магии цвета, жажда живописи.

Максименко стал другом и частым гостем жившего здесь же замечательного художника и человека Валерия Олешковского. Не один десяток ныне профессиональных художников тепло вспоминает Олешковского, как первого их учителя живописи в смоленском Дворце пионеров. С благодарностью за признание отзывается Максименко и о народном художнике России Владимире Ельчанинове. Подлинными друзьями-наставниками стали для него профессиональные художники Евгений Дроздов и Михаил Лисовский. Свершилось то, что должно было свершиться – дремавший в человеке талант бурно вырвался наружу. Алексей Максименко стал своим среди своих.

Деятельная натура незаурядного человека заставляет его быть в постоянном поиске новых сюжетов, новых впечатлений, новых красок. Он стремится в своём творчестве поймать почти неуловимую грань между светом и тенью, впитать и отразить на холсте всё цветовое многообразие мира. Он полон творческих планов. Верю, что они сбудутся.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№5(141)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич