Этот вернисаж состоялся в Смоленском
гуманитарном университете. Его холлы
украсили живописные полотна, каждое из
которых отображает узнаваемые уголки нашего
древнего города. Все произведения
принадлежат кисти члена Союза художников
России Алексея Максименко.
- Сразу видно, что автор любит Смоленск так
же, как любим его мы, - сказал, открывая
выставку, ректор университета Николай Мажар.
- Идёшь по выставке, будто по нашему городу
идёшь, по улицам его, по скверам, площадям.
Всё красочно, красиво. Спасибо Алексею
Максименко за предоставленную возможность
организовать эту экспозицию в нашем вузе. У
нас около 3-х тысяч студентов, более 200
преподавателей и сотрудников. Ежедневно эти
картины могут созерцать сотни людей, и
выставка эта, несомненно, затронет в их
душах светлые чувства любви к родному
городу.
Думается, что сейчас весьма уместно сказать
несколько слов благодарности в адрес и
самого ректора университета за его всемерную
поддержку смоленских художников, за заботу
об эстетическом воспитании человека.
Как рассказала мне организатор выставки
консультант-искусствовед Екатерина Королёва,
подобные экспозиции художников Смоленска,
наряду с работами живописцев, графиков и
фотохудожников Москвы, Питера и других
городов, практикуются в стенах университета
уже более десятка лет. На кафедре дизайна
творчески работают прекрасные художники:
Владимир Еленецкий, Пётр Фишман, Александр
Панкратов, Юлия Волкова, Ксения Тихонова.
Каждый из них, как и в целом университет,
помогает людям полнее и ярче ощутить красоту
и неповторимость мира. Эстетически
примечателен и внешний облик университета.
Его новое с башенками здание прекрасно
вписывается в городской ландшафт, как бы
напоминая о почтенном возрасте Смоленска с
его крепостной стеной.
В этот раз живописные уголки, скверы и парки
города, перенесённые на холсты кистью
художника, уютно расположились внутри
учебного корпуса. Оставив детальное
рассмотрение художественной ценности
выставленных произведений искусствоведам,
сосредоточимся на умозрительном их
восприятии.
Выставку можно охарактеризовать одним словом
– восторг. Восторг голубого неба над
древними крепостными стенами, восторг
солнечных бликов на маковках собора, восторг
первой ярчайшей зелени весны и восторг
первого белого-белого снега на аллеях парка.
А как восторженно перекликаются друг с
другом огни вечернего Смоленска под кистью
художника! Вот только некоторые названия его
работ: «Голубой вечер», «Спящий город».
«Зелёное золото мая», «Малиновый вечер».
Цвет, его величество цвет властвует и в
названиях, и на полотнах картин. Они ярки,
эксцентричны, как и сам автор. Лучшие из них
написаны легко, динамично. Вот как этот
этюд, названный «На Большой Советской».
Зима, оттепель, брызги летят из-под колёс
несущихся машин. От картины веет запахом
талого снега и скоростью. Даже женщина,
изображенная на краю тротуара, не решается
ступить на дорогу – опасно и скользко.
Картина выдержана в серых тонах, но
призывает... нет, не к унынию, призывает – к
восторгу!
Этот эффект творчества Максименко отметила и
заслуженный художник России, человек тонкой
души Нина Ипполитовна Агеева.
- Вот посмотрела выставку, и у меня хорошее
настроение возникает, - делится она своим
впечатлением. - Словно на празднике
побывала. Профессионально, конечно, можно к
чему-то предъявить претензии, если
приглядываться. Но он «дальнобойщик»,
картины у него дальнобойные: они очень
хорошо издалека воспринимаются. Я смотрю, и
вижу красоту. Это меня радует, то, что автор
соприкасается с прекрасным и дарит его
зрителю.
Своё отношение к выставке выразил и
заслуженный художник России Евгений Дроздов,
давший в своё время рекомендацию Алексею
Максименко для вступления в Союз художников.
Признанный колорист Дроздов порадовался
цветовому решению ряда работ. Особенно
понравились ему этюдные произведения:
- Они живы, энергичны, очень красивы по
графике, по цветовому решению, колориту. А
ведь не зря говорят великие: есть колорит –
есть художник.
- А крупные его городские пейзажи?
- Они менее живописны, по-моему. Там 2-3
цвета превалируют. Это больше графика, чем
живопись. Хотя и они весьма экспрессивны,
красивы.
- Да и сам автор по характеру энергичен и
экспрессивен, - добавляю.
- Он молодец. Я видел его в работе на
пленэре в Вильнюсе. Мы все уже ко времени в
автобусе разместились, чтобы в гостиницу
ехать... Где Максименко? Глядим, бежит с
этюдником, с холстом, и на ходу кладёт
последние мазки, стремясь ухватить движение
машин, людей, линии храмов готических. И это
были самые живые, самые интересные его
работы на пленэре.
Он великий оптимист и жизнелюб – смоленский
художник, а по рождению кубанский казак
Алексей Максименко. В станице Камышевацкой,
что в Ейском районе Краснодарского края, ещё
хорошо помнят высокого стройного парня,
ставившего рекорды по лёгкой атлетике на
местном стадионе и лихо запевавшего на
праздниках раздольные казачьи песни. Здесь
впервые, ещё в начальных классах, взял в
руки мальчишка кисточку с набором
акварельных красок и нанёс на листе бумаги
первые мазки. И идёт Алексей по жизни с этим
увлечением уже не один десяток лет (скоро 55
ему стукнет). За эти годы успел Максименко и
в армии отслужить, и в художественном
училище поучиться, и семьёй обзавестись. А
первую свою учительницу, Софию Кирилловну,
открывшую в нём талант художника, до сих пор
вспоминает с благодарностью.
- Это она мои детские рисунки в «Мурзилку»
отослала, а там их напечатали. Вся школа
потом на меня глазеть приходила, -
усмехается Алексей.
Живет сейчас Максименко в небольшом
станционном посёлке Гусино, что в
Краснинском районе. Сюда с берегов Азовского
моря забросила его воинская служба. А когда
произошло сокращение нашей армии, пошёл
Алексей, привыкший к чёткости и распорядку,
служить в органы внутренних дел – стал
участковым милиционером. На гусинском этом
участке, где в излуку Днепра серебристой
змейкой вливается милая речушка Березянка,
обосновалась в это время целая дачная
колония смоленских художников. Они-то и
стали для милиционера-живописца новым
вдохновляющим художественно-графическим
университетом. Бессонная, полная опасностей
и стрессов служба участкового из-за проблем
со здоровьем ушла в прошлое, и теперь всё
чаще можно было видеть Максименко шагающим с
этюдником на плече. Именно в этот период,
похоже, в его беспокойную, деятельную душу
проникла, нет, ворвалась жажда познания всех
тайн рисунка, магии цвета, жажда живописи.
Максименко стал другом и частым гостем
жившего здесь же замечательного художника и
человека Валерия Олешковского. Не один
десяток ныне профессиональных художников
тепло вспоминает Олешковского, как первого
их учителя живописи в смоленском Дворце
пионеров. С благодарностью за признание
отзывается Максименко и о народном художнике
России Владимире Ельчанинове. Подлинными
друзьями-наставниками стали для него
профессиональные художники Евгений Дроздов и
Михаил Лисовский. Свершилось то, что должно
было свершиться – дремавший в человеке
талант бурно вырвался наружу. Алексей
Максименко стал своим среди своих.
Деятельная натура незаурядного человека
заставляет его быть в постоянном поиске
новых сюжетов, новых впечатлений, новых
красок. Он стремится в своём творчестве
поймать почти неуловимую грань между светом
и тенью, впитать и отразить на холсте всё
цветовое многообразие мира. Он полон
творческих планов. Верю, что они сбудутся.