Главная | Архив |

  Трибуна депутата  
 

 

Франц Клинцевич, депутат Государственной Думы РФ

 

 

Нужно уметь

искать компромиссы

 


 

Франц Адамович Клинцевич, депутат Государственной Думы от Смоленщины, практически не менее 2-3 раз в месяц бывает в регионе. В каждый свой приезд он обязательно ведет прием граждан. И, естественно, редакцию не могло не интересовать, с чем люди идут к депутату, в решении каких проблем просят помочь. Эти вопросы наш корреспондент адресовал Ф.А. Клинцевичу.

 

- Смоленские депутаты обла­стного и муниципального уровня по-разному, но работают. И у каждого из этих депутатов есть свой фонд. Об этом знают граждане и полагают, что у депутата Госдумы фонд еще больше и финансовых возможностей помочь соответственно тоже больше.

Кроме того, люди обращаются по тем вопросам, ради решения которых они и избирают местных депутатов, - это ремонт крыши, канализации, трудопровода, водонапорной башни, газо- и электросетей, дорог. Я, конечно, при запущенности проблем вмешиваюсь, лично выезжаю на место, конт­ролирую ход ремонтных работ. Но, согласитесь, по большому счету у депутата Государственной Думы совершенно иные задачи.

- Мы о них, Франц Адамович, еще поговорим. Но пока позвольте Вас перебить и поговорить на тему, которая меня и наших читателей очень волнует, - о депутатских фондах. Считаю, что эти фонды создают соблазн присвоения средств. Знаю примеры, когда некоторые депутаты направляют эти деньги «своим людям», потом взамен получают определенные услуги. А кое-кто, может, и солидные «откаты»...

В советское время по наказам избирателей составлялся список работ, их осуществляли структуры исполнительной власти, а депутаты контролировали расходование средств.

- В Госдуме III созыва у депутатов имелись так называемые фаипы. При формировании бюджета у каждого депутата появлялся определенный фонд. Я тогда являлся секретарем партийной организации Чеченской Республики и членом Генерального Совета партии и смог выделить 250 миллионов рублей на восстановление разрушенных школ и больниц. Тогда это была очень существенная поддержка. Те депутаты, у кого было меньше возможностей, тем не менее получали по 5-15 миллионов этих так называемых фаипов. Но к концу срока Госдумы IV созыва мы приняли решение фаипы убрать. Потому что к тому времени в стране было начато строительство за счет этих депутатских денег более трех тысяч объектов, а завершить их средств не хватило...

Всего на фаипы государство истратило более 30 млрд. рублей. А толку это не дало. Тогда президент Путин нам предложил: давайте в одном регионе построим Дворец спорта, в другом – медицинский центр, и постепенно мы без долгостроев эффективно поможем каждому региону. Больше никаких фаипов не выделялось.

Сегодня правительство вместе с администрациями субъектов федерации формирует бюджет, а депутаты его или принимают, или на стадии согласования отправляют на доработку. Депутаты Государственной Думы сегодня занимаются только законодательством федерального уровня и помогают гражданам в своих округах решать вопросы правового порядка. При вскрытии, например, фактов произвола чиновников я прежде всего обращаюсь к губернатору или главе муниципального образования. Случается, что обращаюсь и в правоохранительные органы.

С учетом опыта «Единой России» могу сказать, что при объединении возможностей депутатов на региональном уровне нередко удавалось разрешать весьма сложные финансово емкие проблемы.

- Но часть денег все-таки оставалась в депутатских фондах после таких «складчин»...

- Я думаю, это правильно. Вот приезжает депутат в район, а там в библиотеке крыша течет.

- На то и есть исполнительная власть, чтобы латать эту крышу. А депутат обязан добиться того, чтобы начался ремонт, и затем должен проконтролировать сроки и качество работ.

- Знаете, хотя я с вами и согласен, но тут палка о двух концах. Конечно, исполнительная власть должна и дороги строить, и крыши чинить. Но денег реально не хватает. В этой ситуации наличие у депутатов местного и регионального уровня специального фонда при правильном им распоряжении имеет все-таки смысл, на мой взгляд. И, конечно, важно уметь объединяться, как это делает региональная организация «Единой России», когда направляет средства сразу нескольких депутатов на решение общей злободневной проблемы.

Да, порой приходится подменять исполнительную власть. А что прикажете делать, если она, например, слаба? Вот по электронной почте пришло тревожное письмо: люди высказывают возмущение, что возведение Дворца спорта доверено организации, которая не в состоянии осилить такой крупный объект. Жители обвиняют исполнительную власть в плохой подготовке аукциона.

- Вот где требуется депутатский контроль!

- Я сегодня обязательно побываю на месте и самолично посмотрю. А если факты подтвердятся, пусть не обижаются руководители исполнительной власти: я обязательно обращусь в прокуратуру и добьюсь принятия мер прокурорского реагирования.

- Хороший пример для местных депутатов Вы, Франц Адамович, подаете: личный контроль депутата – это, на мой взгляд, залог успеха и эффективный за­слон коррупции.

- Кстати, в ряде регионов эта самая коррупция представляется непобедимой потому, что сотрудники правоохранительных органов там зачастую не стоят на страже закона, а наоборот – сами нарушают закон. Совсем недавно я участвовал в программе на одном из телеканалов, где обсуждался вопрос безобразий в рядах полиции. Приводились конкретные факты. Они мне представляются контрастом к тому, что мы имеем в нашем регионе. И я прямо тогда сказал, что просто хочу сказать спасибо начальнику Смоленского управления МВД генералу Морозову, потому что на фоне тех безобразий, о которых шла речь, у смолян сформировалось доверительное отношение к местным полицейским, имеется много примеров их эффективной работы.

- Франц Адамович, в Госдуме депутаты заслушивали отчет председателя правительства. В прессе появились уже диаметрально противоположные отклики по поводу того, что ждет страну в самое ближайшее время...

- В.В. Путин однозначно сказал: поменяется в стране и конкретно в исполнительной власти очень-очень многое. И прежде всего будет ужесточен спрос за конкретные дела, за удовлетворение нужд граждан. Вот довелось мне общаться с жителями Сортировки, которые оказались отрезанными от цивилизации – без расчищенной дороги и без воды, с неис­правной колонкой. Я им оставил свой номер телефона, и они мне каждый день сообщали, как менялась ситуация. Не буду описывать перепетии – с трудом после подключения главы администрации города Алашеева удалось вызволить людей из снежного плена – дорогу прочистили, воду привезли. Но, по большому счету, почему бытовыми проблемами жителей приходится заниматься депутату Госдумы? Где те службы, которые, между прочим, зарплату получают за те же расчистку улиц и обеспечение жителей водой?

- Хотелось бы еще услышать о перспективах Народного фронта, в котором Вы, Франц Адамович, играете не последнюю роль...

- На недавнем заседании координационного Совета Владимир Владимирович абсолютно четко сказал, что мы будем регистрировать Народный фронт как общественную организацию, и это будет надпартийная структура. Мы, координаторы, представляем различные социальные срезы и решаем свои определенные задачи.

Будем заниматься патриотиче­ским воспитанием, экономикой, да и политикой тоже. Потому что очень важно способствовать появлению новых людей во власти – интересных, креативных людей, не ангажированных никакой политической силой. Привлечь их к активному участию в общественной жизни страны – это тоже задача Фронта. Кстати, почти половину депутатов Госдумы от партии «Единая Росссия» представляют участники Народного фронта.

- Это очень большая сила. От нее многое зависит и в регионах. В этой связи вопрос: какие основные проблемы, на Ваш взгляд, существуют сегодня на Смоленщине?

- Самая главная проблема – это объединение элит вокруг первого лица. Сегодня очень много людей пытаются создать условия, при которых элиты Смоленщины остаются раздробленными и разобщенными. Каждый тянет одеяло на себя. И в таких условиях губернатору Антуфьеву было очень сложно работать. Он нуждался в поддержке и политических, и административных представителей власти, и гражданского общества, но этой поддержки так и не получил. Это основная причина его отставки.

Второе, что бы кто ни говорил, на Смоленщине вполне квалифицированная исполнительная власть в большинстве муниципальных образований. Но я хочу сказать абсолютно искренне, что наш регион тоже не лишен коррупционной составляющей. Это эрозия, которая разрушает все и вся. Сегодня надо очень серьезно думать в отношении того, что происходит на Смоленщине. И, наверное, надо представителям исполнительной власти понимать, что необходимо давать возможность местным строительным компаниям участвовать в возведении различных объектов, а не лоббировать интересы московских, пермских и даже якутских «крыш», которые побеждают на аукционах. А потом используют неквалифицированных мигрантов-шабашников или те фирмы, которые соглашаются на любую работу по самой низкой плате, лишь бы не обанкротиться.

И не надо кивать на несовершенство закона. Есть механизмы, позволяющие поддерживать мест­ных строителей.

- Наша область – одна из самых отсталых в Центральном Федеральном округе, прямо скажем. И инвесторы сюда зача­стую не идут – опять-таки из-за раскола элит, о котором Вы говорили.

- Все зависит от того, как работают представители исполнительной власти.

- Но ведь есть политические противники, которые так и ждали момента, чтобы поставить команде тогдашнего губернатора подножку. Характерный пример – история с приходом в Вязьму Останкинского мясокомбината. Определенные силы взболомутили людей, а местные чиновники растерялись. В результате инвестор ушел в другой регион, где его с распростертыми объятиями примут... А возмутители спокойствия, называющие себя спасателями людей, торжествуют. Но мне их «победа» представляется пировой...

- Мы с другим депутатом от Смоленщины Алексеем Казаковым четко договорились: доминировать должны не партийные пристрастия, а интересы Смоленской области. И я абсолютно четко Казакову сказал: любая разумная инициатива будет мною поддержана, можете использовать мои влияние, связи, контакты, лишь бы это было направлено на улучшение положения дел в регионе, получение дополнительных средств на Смоленщину. Других вариантов нет.

Конечно, в Смоленской обла­сти имело место протестное голосование. Оно связано с работой исполнительных органов власти. Конечно, произведенные аресты высокопоставленных чиновников даром не прошли. Но со сменой первых лиц противоречия в городе не прекратились. И я считаю, что такое положение дел крайне недопустимо, потому что найти компромиссы всегда можно. Если мы хотим обеспечить для людей спокойную комфортную жизнь, надо искать компромиссы, наступать на свое эго, учиться договариваться.

Надеюсь, с приходом нового губернатора взаимодействие различных политических сил будет обеспечено, и все мы будем дружно работать ради блага смолян.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№5(141)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич