Главная | Архив |

  Реформа политической системы  
 

 

Анатолий МИШНЕВ, председатель Смоленской областной Думы

 

 

 

Разговор о будущем страны

 


 

6 апреля в составе делегации от Смоленской области я принял участие в заседании Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, состоявшемся в Туле под председательством Олега Говоруна. Здесь собрались главные федеральные инспекторы, губернаторы, председатели региональных законодательных собраний субъектов Центрального федерального округа. Основным вопросом, обсуждаемом на заседании, стал вопрос реализации реформы политической системы Россий­ской Федерации. Мероприятие проходило в новом здании музея оружия Тулы, построенном в виде шлема древнерусского воина. Все присутствующие были едины во мнении, что пришло время дать гражданам больше возможностей влиять на политику Российского государства, на принятие любых решений, затрагивающих их права и интересы. Я считаю, что наше общество уже готово к этому и последние выборы тому подтверждение. Политическая конкуренция – это нерв демо­кратии, ее движущая сила. Современные механизмы демократии требуют обновления. Об этом мы говорили и на двусторонней встрече с Председателем Государственной Думы Федерального Собрания РФ Сергеем Нарышкиным. Кстати, это первый визит С.Е.Нарышкина на Смоленщину в статусе спикера нижней палаты российского парламента. К сожалению, состоялся он в рамках траурных мероприятий, посвященных памяти высшего руководства Польши, погибшего в авиакатастрофе под Смоленском два года назад, а также расстрелянных польских офицеров. Так вот мы обсудили в том числе вопросы законодательного обеспечения реформирования политиче­ской системы. Несомненно, и Сергей Евгеньевич согласился с моим мнением, что ранее проведенная модернизация политической системы сделала ее эффективнее. Было повышено качество народного представительства, простимулировано развитие политической конкуренции. За несколько последних лет изменилась и роль всех партий в жизни страны. Они получили право представлять Президенту кандидатуры на пост высшего должностного лица субъекта Федерации в случае победы на выборах в законодательное собрание в регионе. Мы у себя также осуществили некоторые преобразования, в частности, при проведении референдумов, выборов в областную Думу, а также местных выборов освободили партии, представленные в областной Думе, от сбора подписей избирателей, предоставили фракциям равные права по освещению их деятельности. Ведутся также прямые трансляции в сети Интернета заседаний областной Думы. Ввели мы норму об ежегодном отчете губернатора Смоленской области перед Смоленской областной Думой, в том числе по вопросам, поставленным депутатами. Это, безусловно, повышает открытость деятельности депутатского корпуса и позволяет фракциям в режиме онлайн доносить свою позицию до избирателей. В целях обеспечения прав партий, не представленных в Смоленской областной Думе, им дана возможность периодически выступать на ее заседаниях. При обсуждении бюджета области и других важных вопросов мы приглашаем представителей партий не менее 4 раз в год. Так, например, в наших заседаниях принимают участие представители партий «Яблоко», «Патриоты России».

В контексте расширения народного представительства следует рассматривать и новый порядок формирования Совета Федерации, который введен в действие в этом году. Теперь в верхней палате парламента будут работать только люди, прошедшие через федеральные, региональные или муниципальные выборы. Наконец, снижен до пяти процентов проходной барьер на выборах в Государственную Думу. Предполагаются и дальнейшие изменения в этот порядок.

В целях реализации реформирования политической системы Российской Федерации, намеченной и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также в статье В.В. Путина, необходимо внести ряд изменений в действующее законодательство. Уже разработаны и внесены Президентом Российской Федерации ряд законопроектов, направленных на переход к выборам руководителей субъектов Россий­ской Федерации прямым голосованием жителей регионов, на упрощение процедуры регистрации партий и регистрации кандидатов для участия в выборах в Государственную Думу РФ и региональные законодательные органы. Как руководитель законодательного органа я могу пояснить, что уже в первом чтении принят проект ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О внесении изменений в Федеральный закон «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». В нем предусматривается, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Россий­ской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании). Высшее должностное лицо избирается на срок до 5 лет. В настоящее время законодательством предусмотрена возможность отрешения губернатора от власти в связи с утратой доверия Президента РФ. Законопроектом предлагается установить, что основаниями для утраты доверия являются выявленные факты коррупции или неурегулирование конфликта интересов.

Законопроектом также предусматривается возможность отзыва губернатора в случае нарушения законодательства либо неодно­кратного без уважительных причин неисполнения своих обязанно­стей. Все основания должны быть установлены судом. Процедура отзыва проводится по инициативе населения в порядке, установленном для проведения референдума субъекта РФ (не ранее, чем через год со дня вступления в должность, голосование по отзыву назначается законодательным органом при наличии оснований и подписей избирателей). Предлагаемый закон вступает в силу со дня его опубликования. Лица, уже осуществляющие полномочия губернатора, продолжают их осуществлять до конца срока.

Во-первых, Президент РФ по своей инициативе может прове­сти консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидата, а также с самовыдвиженцами. Порядок проведения таких консультаций определяется президентом РФ.

Во-вторых, выдвижение кандидата политической партией и в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на выборах глав муниципальных образований. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта. При этом кандидат должен быть поддержан не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта. Депутат и глава могут поддержать только одного кандидата, осуществляется это путем проставления подписи на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени. Подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована. Отзыв подписи не допускается. Списки депутатов и глав, поддержавших кандидата, публикуются в региональных СМИ и сети Интернет. Кандидатам-самовыдвиженцам, кроме этого, необходимо собрать и подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта. Несмотря на то, что в целом мы поддержали эти инициативы, все- таки считаем возможным обсудить условия отбора кандидатов, в част­ности это касается сбора подписей депутатов представительных органов. Процедура достаточна сложная, это может создать неравные условия для претендентов в кандидаты. Следует более обдуманно подойти к принятию таких решений.

После принятия федерального закона потребуется внесение изменений в Устав Смоленской области в части уточнения положений о том, что: законом субъекта РФ будет определяться порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта, а также порядок его отзыва. Постановлением законодательного органа субъекта Российской Федерации будут назначаться не только выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, но и выборы высшего долж­ностного лица субъекта, а также голосование по его отзыву.

Потребуется также принятие отдельного закона «О выборах губернатора Смоленской области» и в нем или отдельном областном законе предусмотреть процедуру отзыва губернатора Смоленской области.

Также в первом чтении принят проект ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ОСВОБОЖДЕНИЕМ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ОТ СБОРА ПОДПИСЕЙ ИЗБИРАТЕЛЕЙ НА ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ», которым предусматривается, что при проведении любых выборов, за исключением выборов Президента Российской Федерации, все политические партии освобождаются от сбора подписей избирателей. Таким образом, только общественные объединения, не являющиеся политическими партиями и обладающие статусом избирательного объединения на выборах в органы местного самоуправления, должны собирать подписи в поддержку выдвинутых ими кандидатов.

Сокращено число подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов на региональных и местных выборах. Оно устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 0,5 процента (в настоящее время - 2 процента) от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа. В соответствии с проектом ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ», который уже подписан Президентом РФ, и направленным на либерализацию требований к созданию и деятельности политиче­ских партий, с 1 января 2013 г. политическая партия должна насчитывать не менее 500 членов. Требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях, которые должны быть образованы не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, отменяются. Такие требования могут быть установлены уставом политической партии. С учетом указанных изменений с 1 января 2013 года политическая партия не может быть ликвидирована в связи с недостаточной численностью членов политической партии в ее региональных отделениях.

Очень важными, на мой взгляд, будут изменения в систему выборов депутатов в Государственную Думу РФ. Соответствующий законопроект, насколько мне известно, включен на рассмотрение на апрель 2012 г. Он предусматривает сохранить действующую пропорциональную избирательную систему, при этом предлагается ряд новаций. А именно: вся территория РФ разделяется на 225 территориальных единиц, которые образуются на основе единой нормы представительства избирателей на территориальную единицу, что обеспечивает примерное равенство территориальных единиц по числу избирателей. Эта мера позволит каждой территории иметь своего непосредственного представителя в парламенте, а также соблюсти принцип равного избирательного права. Сейчас некоторые субъекты Федерации не имеют даже одного депутата, избранного местными жителями. И, на мой взгляд, это не совсем правильно. Возможно, будет изменен порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Есть ряд мнений по этому вопросу, некоторые из которых уже активно обсуждаются в Совете Федерации РФ. Так, например, предлагается такой вариант, чтобы кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации – представителя от законодательного органа гос. власти субъекта РФ мог быть только депутат этого органа, достигший возраста 35 лет и постоянно проживающий на территории субъекта в течение последних пяти лет. Кандидатуры вносятся председателем законодательного органа, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов. Здесь, несомненно, присутствует принцип выборности, и мы, конечно, поддержим эту инициативу. На данный момент кандидатом может быть депутат законодательного органа, представительного органа местного самоуправления и депутат Государственной Думы РФ, входивший в региональный группу депутатов федерального списка. Я считаю, главное, чтобы сохранился принцип выборности.

Наделение полномочиями члена Совета Федерации – представителя от исполнительного органа субъекта будет осуществлять вновь избранный губернатор на срок его полномочий. При этом также будет предусмотрен принцип выборности. Порядок пока обсуждается.

Все эти изменения в конечном итоге должны помочь создать механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях профессионалов, обеспечить легитимность власти и уверенность людей в ее справедливости. При этом обязательным условием будет то, что механизм должен быть понятный, открытый и оперативный для населения и направленный на развитие демократических институтов. Депутаты Смоленской област­ной Думы обсуждают эти направления реформы, изложенные в законопроектах. В начале этого года мы представляли свои предложения и свои видения. И при разработке проектов федеральных законов они были учтены. Так что можно сказать, что мы работаем в этом направлении в тесном сотрудничестве с федеральными органами государственной власти РФ.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№5(141)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич