https://www.traditionrolex.com/12
https://www.traditionrolex.com/12
В мастерской художника
Коренев Владимир №1 (293) январь 2025 г. 569 Творчество
Пригласил меня в свою «обитель», где появляются на свет замечательные картины, давний знакомый, один из самых известных смоленских художников Валерий Москаленко. С первых же минут я был словно загипнотизирован видами Смоленска, которые несли глубокий философский смысл о бытии и нашем восприятии оставленного предками богатства архитектурных решений. Невольно гордился мудростью кривичей, что возведен город на семи холмах.
А изображения древних курганов неподалеку от озера Акатово, что в Демидовском районе, словно приоткрывают путь «из варяг в греки». Как будто оказываешься современником наших древних пращуров.
Подолгу стоишь возле картин на религиозную тему. Одна из них изображает Троицу. Картина посвящена памяти Андрея Рублева.
Пока я осматривался в мастерской, художник рассказывал о своем видении искусства:
- Творчество – это такой процесс, который включает в себя два направления: реалистические этюды и воплощенные в картинах мысли. Этюды позволяют создать впечатление от увиденного. А что касается смыслового содержания картин, то здесь необходимо небольшое пояснение. Я всегда интересовался историей. Несмотря на то, что родился в Смоленске и в нем учился, меня часто возили в Демидовский район на Акатово, и там я набирался природных впечатлений. Узнал о стоянках древних людей, бывал в Городке – это древнее городище. С пацанами жгли костры и любовались видами озера. Встречались нам находки, которые мы собирали даже без помощи лопаты. Зубы носорога, например. Некоторые из находок, даже красивые топоры, сегодня хранятся в моей мастерской. Я преподаю в частной школе, и своим взрослым ученикам не устаю повторять: «Учитесь у природы. Она выше человека. Химия и физика тоже выше нас. Вот посмотрите на замерзшее окно: что делают вода и мороз». Можно поражаться и цвету, и линии, и композиции.
В свое время я часто бывал в Европе и с грустью оттуда уезжал. Был трижды в Лувре, а к Эйфелевой башне подъезжал на машине и думал: симпатичная вроде бы, но не более того. Французы пропиарили ее и себя. Звонит мне знакомая из Москвы, пишет диссертацию об импрессионизме. А я ей говорю, что это направление в живописи и графике появилось одновременно с изобретением фотоаппарата. И импрессионизм возник одновременно во многих странах мира. Задумалась приятельница о моих словах и через несколько дней вновь звонит: «Я так благодарна тебе. Манэ известен на весь мир, а Коровина мало кто знает, несмотря на то, что он сильнее Манэ». Мы себе пиар не делаем. Последняя выставка русского изобразительного искусства организована княгиней Тенишевой в 1905 году. А сегодня с искусством вообще сложнейшая ситуация. Тем более с появлением цифровой фотографии и принтеров. Технический прогресс влияет на мировоззрение молодых и зрителей всех поколений. Появляется путаница в оценке того, что красиво, а что нет. Я это называю разновидностью терроризма. При обучении я предлагаю ребятам писать то, что они хотят. Однажды поставил на стол букет цветов и сказал, что могут и цветы, и кувшин менять – что кому милее. Главное, чтобы картинка была смелой, эмоциональной. И не надо бояться ошибок. Мое мнение, что все дети – художники. Но до той поры, пока не появляется «педагог». Это, мол, не то, надо по-другому, и ребенок уходит в сторону, пропадает желание рисовать. Я показываю предметы – камни, сухой лист. Тем самым демонстрирую, что делает природа и что делает физика. Кусок коры, и на ней лишайник. Тут целых три курса академии – и цвет, и характер, и композиция. Каждый ученик приходит со своим, с тем, что его трогает. И ребята будут с желанием писать картинки – вот озеро, речка, а не кувшин или нос Аполлона, или ухо. Считаю недостатком образования во всей стране и, может быть, в целом мире, что детей пытаются ставить в какие-то жесткие рамки.
Музыка без слов – это абстракция. Со словами – это реализм. В музыке и в изобразительном искусстве есть много общих точек – композиция, тон, ритмы. Самый сложный предмет – это композиция - очень тонкий мир. Кто бы ни сыграл чью-то талантливую мелодию, она все равно будет цеплять слушателя. Так и с сюжетами картин. Однажды через Интернет на меня вышли англичане. А я им и говорю, мол, вы со своим Тернером как со списанной торбой носитесь. У нас же все направления в искусстве представлены ярко. Скажем, Врубель или Серов – величины. А Андрей Рублев в 1412 году опережал Европу на 500 лет, написав Троицу. Пластика, руки, композиция, а уж цвет! И я горжусь достижениями моих соотечественников, считаю, что надо чаще говорить о русском искусстве. У нас все позиции в музыке, театре, изобразительном искусстве мощнейшие. Что касается, например, Германии, у меня челюсть отвисла, когда нас привезли в Кельн смотреть Дом. Я немцам и говорю: это не церковь, а ракетная установка. А про себя думаю: на благодатной почве фашизм пустил в этой стране глубокие корни. Весь Лондон – как ерш, вся католическая архитектура, в той же Прибалтике, - колючая. Если показать нашу Свирскую церковь или храм Покрова на Нерли пришельцу с другой планеты и для сравнения – католическую церковь, то будет ярко видна огромная разница. Отсюда и разница наших менталитетов. Архитектура – это застывшая музыка. Когда смотришь на здания в Барселоне, Париже и в том же Кельне, невольно хочется пошутить: не хватает только летучих мышей и ворон.
Однажды ночью сотрудники ГАИ остановили мою машину на дамбе. Пока они сверяли номера с базой, я сделал набросок: церковь Петра и Павла, вокзал, Заднепровье, рельсы. По этому наброску позже написал достаточно реалистичную и эффектную картину «Ночной вокзал. Смоленск» (второе название – «Пути из Москвы»). Не все замечают, но рельсы уходят не туда, куда в реальности, и там справа две вышки – как на зоне. В Москве я часто бываю, мне не нравится их шутка, которая часто звучит: «Есть ли жизнь за МКАДом?». Когда Собянин говорит, что в Москве построены 600 фонтанов, меня это настораживает. Это столичная болезнь. Местные историки пишут, что в свое время Москва присоединяла Псков, Новгород. Делалось это, чтобы брать дань. А сегодня москвичам не нужны ни сабли, ни лошади. Управление большинством производств ушло в Москву: возьмите любой товар, и подтверждение этому найдете на этикетке. Я являюсь патриотом страны, но мне не нравится давление столичной элиты на провинцию. В Москве другие мерки, другие пенсии, зарплаты. Это, на мой взгляд, не очень правильно.
Я вырос на исторической территории. Я уже упоминал о находках возле Акатовского озера. На этих предметах ярко выражена красота. Старушки без образования вышивали просто удивительно изящные вещи, а мужички выдалбливали из дерева красивые корытца для свиней.
Смотришь на советский глобус планеты, а под названиями островов в скобках Англия, Франция. Представляю, что творили на этих островах колонизаторы. А Смоленск находится на пути к Москве, и все основные события, связанные с историей города, - это войны на протяжении тысячелетий. Я написал работу «Православие в опасности» в 2001 году. Еще никаких признаков будущего конфликта на Украине не было. Задумался о том, что поляки, немцы и прибалты – католики. Вот церковь Михаила Архангела, которая раньше во всех каталогах в мире значилась как жемчужина Смоленска. А сверху – мираж (Нотр-Дам-де-Пари, Кельн, поляки, литовцы). И на этом перекрестье наша духовная победа. В этом главная изначальная сила, а не в оружии. Эта работа произвела большое впечатление на зрителя. Потом я нахожу книгу, которую кто-то выкинул в подъезде. Она называется «Религии мира». Одна из глав называется «Ватикан и гитлеровская Германия». Описываются переговоры Папы ПИЯ XII с Муссолини и Гитлером. Они в 1939 году обсуждали, как уничтожить Россию. У меня мороз по коже прошел. И эту свою находку я выразил в своих картинах задолго до украинских событий.
К юбилею города я написал картину, повествующую о временах Аскольда и Дира, какие были лодки, какая панорама представала перед теми, кто прибывал в еще тогда языческий Смоленск IX века. Министерство культуры России хотело выкупить у меня эту работу, но я отказался ее продавать.
Деревянные постройки в селах, слитые с природой, тоже являются темой моих работ. А вот первое заказное убийство на Смядыни. Или Днепр 1015 года, первые годы православия. Бориса уже убили, Глеба вскоре тоже убьют. Изображены сыновья князя Владимира. Была борьба за власть.
Картина «Михаил Архангел». Мне понравилась фраза: «На благих взираю кротко». Просматривается иллюзия движения. Рядом - вид из моей мастерской на Соборном дворе. Посвятил одну работу Кириллу и Мефодию. Есть работы, посвященные Пушкину. Следующая картина – имение Энгельгардта. Есть интуитивные работы – «Ночной собор». Кстати, я 20 лет на Соборном холме имел мастерскую, познакомился здесь с Алексием Вторым и с Кириллом.
Однажды меня известили, что Патриарх хочет меня видеть. Я зашел в здание архиерейского управления и в фойе увидел сцену, как Алексий Второй рассматривает мои картины, вывешенные на стенах. Его Святейшество выразил свое восхищение тем, что в древнем Смоленске увидел историческую живопись. Наша беседа продолжилась на тему истории, о Москве, и потом Алексий упомянул храм Христа Спасителя. Сделал паузу, ожидая мой комментарий. А мне на память пришло высказывание академика Лихачева. Он называл храм немецким подкопом под православное зодчество России. Весь зал загудел, а Патриарх заулыбался: «Я Вам так благодарен за эти слова. Я на своем посту это сказать не могу. За те деньги, что собрали на восстановление храма Христа Спасителя, можно было все церкви в России отреставрировать».
Вот фотография картины, посвященной памяти Талькова. Образ шестикрылого Серафима, предчувствовавшего свою смерть. Драма, которую Россия пережила в 90-е годы. Картина памяти Цоя. Картины о рождении Гагарина и его гибели. Я написал большую серию работ о ночном Смоленске. Много картин посвящено временам года. На выставке, посвященной 85-летию региональной организации Союза художников России, выставлялись «Мироощущения древнего человека». Две великие энергии – вода и огонь. После закрытия выставки картину купил музейщик из Питера».
Работы Валерия Москаленко есть у коллекционеров многих стран Европы и в Америке. Спрос на картины Мастера большой. Это и не удивительно. Художник стремится вернуть жизнь традициям, связать в одну вечно движущуюся нить настоящее, прошлое и будущее. Творчество Валерия Москаленко возвращает в нашу жизнь любовь, красоту и бессмертие.
На снимках: 1. Валерий Москаленко; 2. «Баньки на Акатове»; 3. «Борис и Глеб»; 4. «Две великие энергии»; 5. «Кирилл и Мефодий»; 6. «Ночной вокзал»; 7. «Ночной собор»; 8. «Ожидание»; 9. «Памяти Андрея Рублева»; 10. «Православие в опасности. Михаил Архангел».

Автор: Коренев Владимир
главный редактор журнала «Смоленск»
Фотогалерея
https://www.traditionrolex.com/12
https://www.traditionrolex.com/12
Журнал Смоленск
Интернет-портал областного журнала "Смоленск" об общественно-политической, экономической и культурной жизни региона.
Возрастная категория сайта: 16+
© 2006-2025
«Журнал Смоленск» Главный редактор ежемесячного журнала Владимир
Коренев.
Все права защищены. Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование
возможно только при условии гиперссылки на сайт www.journalsmolensk.ru.
Администрация сайта journalsmolensk.ru не несет ответственности за содержание комментариев.
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев