https://www.traditionrolex.com/12
https://www.traditionrolex.com/12
Не сыграет ли и Лиза ту же роль?
#9 (289) сентябрь 2024 г. 465 КультураСмоленский Камерный театр. «Пиковая дама». Мистическая история в двух действиях по мотивам одноименной повести А.С. Пушкина
На сцене - сломанный игорный стол, обтянутый зеленым сукном. Разбросанные по всему сценическому пространству детали обрамлены массивным золотым багетом. Пространство игрового зала ограничено панорамой Санкт-Петербурга в графитовых тонах. Звучит музыка (композитор Владимир Брусс), которая становится катализатором любого действия и является отдельным «персонажем» спектакля. Падают крупные хлопья снега, как символ северного города и знак отсутствия теплоты взаимоотношений между персонажами.
Появляются люди в зеленых крылатках с фонарями в руках, которые хаотично двигаются по сцене, словно ищут что-то в этом неуютном мире.
В этой толпе проходящих и останавливающихся людей выделяется неподвижная фигура молодого человека в военной форме. Это Германн (артист Никита Куманьков). Лицо его безучастно, он не замечает движения улицы, взгляд его обращен внутрь себя. Спектакль начинается.
Выходят одетые во фраки молодые люди – завсегдатаи долгих зимних вечеров на квартире конногвардейца Нарумова (артист Сергей Фёдоров). «А в ненастные дни / Собирались они часто», – говорится в песенке, которая предпослана А.С. Пушкиным в качестве не то эпиграфа, не то пояснения к повести «Пиковая дама». В спектакле собравшиеся у Нарумова приятели-игроки исполняют её под гитару.
Сцена карточной игры решена условно. Каков исход партии, можно понять по количеству подброшенных вверх игроком карт и выражению лица. Из разговоров, прерываемых смехом и шутками вперемешку с романсами под гитару, мы узнаем историю Старой графини, её связи со знаменитым графом Сен-Жерменом, а главное – таинственную историю о трёх картах.
Германн потрясён рассказанным Томским анекдотом. История получения лёгких денег переворачивает с ног на голову его жизненное кредо. «Расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!» – повторяет он про себя.
Игроки расходятся, в огромном красном кресле, несоразмерном человеческому росту, сидит дама в старомодном парике. Это графиня Анна Федотовна (актриса Надежда Трапезникова). В далёком прошлом её жизнь была наполнена блеском балов, роскошью и вниманием многочисленных поклонников. Воспитанница Графини Лизавета Ивановна (актриса Виктория Кременная) вслух читает ей книгу. Сцена начинается мирно и спокойно, однако в какой-то момент тихая старушка превращается в капризное существо, которое терроризирует бедную воспитанницу, доводит её до слёз, отдавая противоречивые, взаимоисключающие указания.
Зрители становятся свидетелями противостояния двух этих женщин. Одна имеет власть, вторая находится в полном подчинении. Графиня помыкает бедной воспитанницей. Однако и Лиза также предстаёт в неоднозначном свете. Зависимость и бедность породили в ней ненависть к своей благодетельнице. Единственный способ изменить своё положение она видит в замужестве.
Всё это время Германн неподвижно стоит справа от сцены как бы под окнами дома Старой Графини. Лиза получает письма от Германна. Их переписка в спектакле решена в подчёркнуто гротесковой манере. Актёры в унисон зачитывают фрагменты любовных посланий. В какой-то момент на одурманенную героиню обрушиваются сотни конвертов, которые буквально придавливают её. Она окутана мечтами о скором избавлении от своей участи.
Яркой иллюстрацией этого состояния героини является сцена бала. Танцующие пары: мужчины во фраках и одинаковых белых полумасках и их партнёрши в белоснежных, почти свадебных платьях – кружатся в вальсе. Выглядит это как гимн ожидаемой Лизой новой жизни.
Вторым после рассказа Томского о трёх картах кульминационным моментом спектакля, на мой взгляд, является сцена возвращения Лизы и Графини домой после бала, их разговор в карете.
Уверенная в скорой перемене своего положения Лиза отваживается сказать графине о своей к ней ненависти, говорит о том, что скоро уедет в Германию.
Бедная девушка настолько увлечена мечтой о счастливой самостоятельной жизни с любимым мужем, что, презрев все правила морали, назначает Германну ночное свидание в доме Графини.
Однако она жестоко обманулась. Молодой инженер так стремился проникнуть в дом отнюдь не из любви к ней. Ему нужно увидеть Графиню и убедить её открыть ему секрет трёх карт. В то время как Лиза ждёт его у себя, он оказывается в спальне Графини.
«Это была шутка!»– с иронией говорит ему Анна Федотовна. Огромное красное кресло, в котором она сидит, напоминает гроб. Без бального платья вид Старой Графини ужасен: тонкие, как спицы, руки, лысая голова, бледная кожа – всё свидетельствует об усталости от жизни.
Рядом с ней Германн. Он кажется хладнокровным и бесчувственным. Его просьба о трёх картах — страстный монолог, перетекающий от мольбы до совершенно неистовой ярости. В какой-то момент Графиня принимает его за Сен-Жермена, кидается к нему в объятия, но ей уже не по силам такие переживания. Казалось, она даже не слышит, о чём он просит. И тогда Германн прибегает к последней мере: он угрожает Графине пистолетом. Она пугается и умирает.
Итак, Графиня мертва. В ужасе от содеянного Германн пытается оживить её. Самое страшная и одновременно трогательная сцена спектакля — танго Германна с мертвым телом Графини. Танец является ключевым и повторится в конце спектакля, однако роли сместятся, и ведущим в этой танцующей паре станет призрак Графини, в руках которой будет обезумевшая марионетка - Германн.
После похорон призрак Графини приходит к Германну во сне. Графиня появляется в отражении зеркала, в которое смотрится в безумном угаре её убийца. Она открывает Германну тайну с условием, что, поставив по очереди на три карты, он навсегда откажется от игры…
Игорный салон Чекалинского (артист Виталий Игнатенко). Карточная игра здесь решена буквально, как Русское лото. «Стоп – игра!». «Стоп –игра!». Карета превращается в барабан рулетки, каждый выигрыш Германна наполняет её огромным количеством денег. Купюры сыплются безудержным потоком, и вскоре то количество снега, которое мы видели в начале спектакля, сменяется цветной денежной бумагой, давящей Германна и всех, кто находится рядом с ним.
Германн проиграл, его второй безумный танец с уже как бы воскресшей в его воображении Графиней в облике Пиковой дамы окончательно ставит точку в этой печальной истории. Обломки зеленого игорного стола собираются над головой героя как символ раздавленности и невозможности выйти из порочного круга.
Неоднозначно может быть воспринята и одна из последних фраз спектакля, произнесенных как бы за кадром. О Лизавете Ивановне говорится, что она вышла замуж за хорошего человека и что она взяла себе в дом воспитанницу – девушку из бедной семьи. Не сыграет ли и Лиза по отношению к своей бедной родственнице ту же роль, какую сыграла графиня Анна Федотовна по отношению к ней самой? Это вопрос.
Фотографии предоставлены театром.
Автор: София Архипова, Светлана Романенко
театральные критики
Фотогалерея
https://www.traditionrolex.com/12
https://www.traditionrolex.com/12
Журнал Смоленск
Интернет-портал областного журнала "Смоленск" об общественно-политической, экономической и культурной жизни региона.
Возрастная категория сайта: 16+
© 2006-2024
«Журнал Смоленск» Главный редактор ежемесячного журнала Владимир
Коренев.
Все права защищены. Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование
возможно только при условии гиперссылки на сайт www.journalsmolensk.ru.
Администрация сайта journalsmolensk.ru не несет ответственности за содержание комментариев.
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев