https://www.traditionrolex.com/12
https://www.traditionrolex.com/12
А также в области балета...
#9 (289) сентябрь 2024 г. 119 Творчество
Продлившееся фактически до конца сентября лето 2024 года войдет, уже вошло, в историю театра «Молодой балет» Смоленского Дворца творчества детей и молодёжи, благодаря двум круглым датам, связанным с именем Ирины Константиновны Джавровой, заслуженного работника культуры РСФСР, основательницы театра балета в Смоленске. 10 августа 2024 года исполнилось 105 лет со дня её рождения, а 24 июня – 30 лет, как она ушла из жизни.
Ученица легендарного балетного педагога Агриппины Яковлевны Вагановой, имя которой сегодня носит старейшее учебное заведение страны – Санкт-Петербургская академия балета, Ирина Джаврова - одна из немногих созидателей культуры нашего города, кому удалось не только прославить Смоленск собственными достижениями, но и воспитать продолжателей своего дела, образно говоря, передать эстафету в верные руки. Одной из достойных продолжателей миссии своего Учителя и является художественный руководитель «Молодого балета» Елена Ивановна Егорова, ныне – заслуженный работник культуры России.
В творческом сезоне 2023-2024 гг. созданный и возглавляемый ею театр «Молодой балет» по праву был удостоен звания «Образцовый коллектив».
Театр «Молодой балет» родился в революционном 1991 году. К тому времени в Смоленске уже был театр балета при Доме учителя, основанный в конце 50-х И.К.Джавровой. Там Елена Егорова начинала как балетный постановщик и педагог. Этому провинциальному коллективу в 1968 году был присвоен статус «Народный», а в 1975 году целый разворот посвятил всесоюзный журнал «Театральная жизнь». Кроме того, имя И.К. Джавровой как его руководителя упоминается в энциклопедии «Балет» 1981 года в статье «Балетная самодеятельность».
Но к началу 90-х Ирина Константиновна была уже на пенсии. В 1991 году кадровый состав Дома учителя волею руководства претерпел ряд изменений, в результате чего несколько хореографов Народного театра балета оказались не у дел. В том числе балетмейстер-постановщик Елена Егорова и балетмейстеры-репетиторы Виктор Смольяков и Инна Ефимова.
По предложению директора Дворца пионеров, только что тогда переименованного в Дворец творчества детей и юношества (ныне — Дворец творчества детей и молодёжи), «бездомные» хореографы решили создать ещё один театр балета, который и получил название «Молодой балет». Художественным руководителем коллектива стала Елена Егорова.
Как всё новое, рождался «Молодой балет» трудно. Не было не только костюмов и декораций, не хватало пуантов, специально оборудованных классов и многого другого. Костюмы и реквизит, накопленные за многие годы И.К. Джавровой, остались в Доме учителя. Было по чему вздыхать: Ирина Константиновна обеспечивала свой театр всем необходимым, благодаря многолетней дружбе с педагогами Большого театра в Москве. Ведь со многими из них она была близко знакома ещё по совместной учёбе в детской балетной школе и Ленинградском хореографическом училище. К тому же у Джавровой был замечательно лёгкий характер. Для неё не существовало проблемы раздобыть в Большом списанные пачки и пуанты. А «Молодому балету» предстояло обзаводиться всем в пору обвала цен и хронического безденежья, что оказалось не легче тотального дефицита.
В это же примерно время в качестве балетмейстера-постановщика Егорова была приглашена в штат Смоленского экспериментального театра драмы (так с осени 1991 по сентябрь 1999 года назывался областной драматический театр, ныне — Смоленский государственный академический драматический театр им. А.С. Грибоедова), тогдашний творческий лидер которого Пётр Дмитриевич Шумейко мечтал создать в Смоленске синтетический театр, где наряду с драматическими были бы музыкальные и пластические спектакли.
Статус штатного балетмейстера-постановщика государственного театра придавал уверенности в своих силах и профессионализме. Для артистов театра были введены тренинги по пластике. Набрана также балетная группа. В первый её состав вошли семь человек: брат и сестра Казаковы — Елена и Дмитрий, Ирина Иванина, Инна Переходцева, Людмила Пушкина, Ольга Ярошенко, Алексей Прощенков. Среди первых поставленных на сцене драматического театра хореографических миниатюр — «Болеро» на музыку Равеля – потрясающей экспрессии короткометражный спектакль на двоих, драматургической основой которого стала пьеса «Жизнь человека» Леонида Андреева. Исполняли «Болеро» Елена и Дмитрий Казаковы. Очень выразительным по пластике и эмоционально наполненным получился номер по пьесе С. Беккета «Приходят и уходят» на музыку Бетховена с участием всей балетной группы. Эти номера очень украшали отчётные концерты «Молодого балета».
Завершающие творческий сезон концерты театра «Молодой балет» ежегодно проходят на большой сцене театра драмы, которая благодаря своим размерам идеальна для балетных представлений. При составлении программы балетных вечеров учитывается, что в зале присутствуют родители юных балерин и танцовщиков, которым хочется увидеть своих детей на сцене. Поэтому к итоговому концерту сезона обязательно готовят композиции на детские темы.
Восхищают вкус, чувство меры, такт постановщика, искренность и естественность юных исполнителей. И шуточный танец «Кавалеры» (музыка К. Хачатуряна) на троих танцовщиков, и живописный танец «Синички» (музыка С. Монюшко), и «Мухоморчики», так же, как и полный щемящей искренности танец «Первое слово» (музыка Б. Жерара) в исполнении младшей и средней группы, подкупают детской непосредственностью. Замечательна «многонаселённая» композиция «Фруктовый десерт» (музыка Е. Крылатова), которая заканчивается неожиданным искусно выстроенным трюком. К слову, костюмы на протяжении многих лет придумывает и шьёт своими руками беззаветно влюбленная в искусство балета мама одной из теперь уже бывших солисток театра — Наталья Борисовна Агеева, преданный и неутомимый соратник. Много лет рядом с Е.И. Егоровой педагоги-репетиторы Инна Ефимова, Мария Прудникова и Татьяна Шураева.
Во всём, за что берётся Елена Ивановна Егорова, для неё наряду с внешней стороной всегда важна содержательная и воспитательная составляющая. Не случайно в 2018 году коллектив стал обладателем Национальной премии в области культуры и искусства «Будущее России».
Каждый год балетмейстер готовит что-то новое, а также восстанавливает и творчески переосмысливает уже знакомые и полюбившиеся публике танцы с другими подросшими и повзрослевшими исполнителями.
Несколько запоминающихся номеров из репертуара Дмитрия Казакова – блистательного солиста 90-х и начала 2000-х годов – в 10-е годы исполнял Олег Кудрявцев, который сейчас ведёт отчётные концерты. А яркий, зажигательный танец аргентинских пастухов «Гаучо», который в 90-е годы исполняли Дмитрий Казаков, Андрей Витченко и заслуженный артист РФ Анатолий Полозенко, в 2008 году возвратился в репертуар благодаря Алексею Ноздрачёву и девушкам: Валерии Агеевой и Марии Васильевой. И хотя, безусловно, «Гаучо» — мужской танец, и балерины, несмотря на костюмы, служили как бы фоном, учитывая мастерство и актёрское обаяние Алексея Ноздрачёва, эксперимент вполне удался. К слову, Алексей – сын Елены Казаковой и родной племянник её брата Дмитрия, то есть он является продолжателем артистической династии Казаковых. Ещё через несколько лет «Гаучо» уже танцевали подросшие танцовщики Артём Сидоров, Арсений Кузнецов, Елисей Прощенков. А в 2022 году юные Макар Михляев, Тимофей Ноздрин и Вадим Романенко.
За 30 лет художественный руководитель «Молодого балета» Елена Егорова поставила пять оригинальных одноактных спектаклей. Участвуют в них не только солисты, но и кордебалет.
Самой первой была сказка «Белоснежка и семь гномов» на музыку Карена Хачатуряна. Существует две редакции «Белоснежки». Впервые спектакль был поставлен в начале 90-х и горячо одобрен Ириной Константиновной Джавровой. Во второй раз — в 2008 году. Постановка была приурочена к 90-летию со дня рождения любимого Учителя.
В мае 2023 года «Белоснежка» была включена в программу второго отделения заключительного концерта сезона. Заглавную роль исполнила солистка театра Инна Морозова. Принца танцевал Вадим Малышев. Оба - лауреаты нескольких творческих конкурсов.
«Белоснежка и семь гномов» — спектакль динамичный, с внятно прочитывающейся сюжетной линией и драматическими акцентами. В то же время он красив по танцу и общей цветовой гамме. Как опытный режиссёр, зная возможности каждого конкретного артиста, старается «прикрыть» недостатки и, наоборот, ярче осветить достоинства, так и Егорова использует такие хореографические приёмы, чтобы её танцовщики-любители оказывались на сцене в наиболее выигрышном положении.
Маленькие балерины, исполнительницы роли гномов (средняя группа театра «Молодой балет») в спектакле выполняют в основном декорационную роль. Не так просто отличить, кто из них Умный, кто Ворчун, кто Весельчак, кто Стеснительный, да это и не нужно. По сюжету они необходимы — и они есть: маленькие, в колпачках, в одинаковых красных штанишках и полосатых гольфах.
Кроме «Белоснежки», Егорова поставила балеты «Три поросёнка», «Золушка», «Снежная королева», «Гадкий утёнок». О том, какого уровня эти произведения, могут свидетельствовать победы коллектива на многих фестивалях и конкурсах.
В январе 2015 года в Хельсинки, на V Международном фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Скандинавские открытия», в котором принимали участие творческие коллективы из разных городов России, а также стран Азии и Европы, «Молодой балет» из Смоленска получил Гран-при. На конкурс были представлены экспрессивные по замыслу и воплощению групповые танцевальные зарисовки: «Вальс» на музыку М.И. Глинки и «Мираж» на музыку Р. Дюпере. Жюри отметило лаконичность номеров, их профессиональную хореографию и артистизм исполнителей. А так как хореография также отличалась оригинальностью, жюри присудило диплом «Лучшего балетмейстера» руководителю театра «Молодой балет» Елене Ивановне Егоровой.
В 2022 году «Молодой балет» с успехом участвовал в международных конкурсах «Турнир талантов» и «Надежда Европы». Некоторые представленные на конкурс номера можно было увидеть в программе традиционного отчётного концерта. Мне запомнился полный экспрессии Дуэт графинь Вишен из балета «Чиполино» в исполнении Инны Морозовой и Елизаветы Пономаренко.
Награды в конкурсе «Турнир талантов» театру «Молодой балет» принесла также Милана Казакова. Эта очень талантливая девочка – продолжательница артистической династии Казаковых – пленила зрителей мастерством исполнения вариации Китри из балета Минкуса «Дон Кихот» в хореографии А. Горского. Ею была исполнена также хореографическая миниатюра «Я буду танцевать…» на музыку Ф. Лоу и другие танцевальные номера. С осени нынешнего года Милана и её младшая сестра Полина продолжат занятия в балетной школе при Белорусской академии хореографии в Минске. Так что есть надежда в недалёком будущем увидеть обеих сестёр на профессиональной сцене.
В отчётном концерте 2024 года ярко прозвучал танец на музыку В. Козина «Ангел мой…» в исполнении всё той же Инны Морозовой и Вадима Романенко. На учрежденном Газпромом России конкурсе юных талантов, который в апреле проходил в Санкт-Петербурге, смоленский «Ангел мой…» был удостоен главного приза в номинации «Хореография» и заявлен на фестиваль Газпрома России в Самаре.
Фотографии предоставлены театром.
Автор: Светлана Романенко
театральный критик
Фотогалерея
https://www.traditionrolex.com/12
https://www.traditionrolex.com/12
Журнал Смоленск
Интернет-портал областного журнала "Смоленск" об общественно-политической, экономической и культурной жизни региона.
Возрастная категория сайта: 16+
© 2006-2024
«Журнал Смоленск» Главный редактор ежемесячного журнала Владимир
Коренев.
Все права защищены. Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование
возможно только при условии гиперссылки на сайт www.journalsmolensk.ru.
Администрация сайта journalsmolensk.ru не несет ответственности за содержание комментариев.
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев