«ПЕРЕВЕРНУТЫЙ МИР»

От редактора: Журнал «Смоленск» публикует не так уж много статей о театре. Причин много: и дефицит театральных критиков, и, скажем откровенно, недостаток информационных поводов, потому что слишком мало спектаклей, которые вызывают общественный интерес, волнуют, вызывают потребность поделиться с читателями своими мыслями и чувствами.

«Снегопад для Киры» стал приятным исключением. И что порадовало – мнения зрителей разделились. Одни поклонники театра высказывали одобрение, другие негативно оценили спектакль Камерного театра. Вот и в почте журнала «Смоленск» оказались диаметрально противоположные отклики. Журналист Светлана Романенко опубликовала в нашем журнале весьма благожелательную для режиссера и артистов рецензию. А Ольга Сергеева восприняла «Снегопад для Киры»  более критично.

Полагаю, читателям будет интересно познакомиться с иной точкой зрения.

Недавно посмотрела в Камерном театре премьерный спектакль «Снегопад для Киры». Добротная пьеса Вячеслава Денисова, местами очень смешная. Прекрасная сценография и актерский ансамбль. И всё было бы хорошо, если бы не было так грустно. Ощущение грусти возникает где-то в середине спектакля. И в первую очередь потому, что сюжет чем-то очень напоминает знаменитый фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Возникает устойчивое дежа вю и отнюдь не в пользу «Снегопада». Ведь в «Иронии судьбы» главные герои – Надя и Женя – которых зритель по всем правилам хорошего сценария отождествляет с собой и сочувствует, учитель и врач. Несущие людям добро. В «Снегопаде для Киры» зритель вынужден сопереживать, кому бы Вы думали? Ни много ни мало рефлексирующему  вору-домушнику! Именно он является главным героем спектакля. А спектакль этот, по словам режиссёра-постановщика,  заслуженного артиста России Игоря Голубева: «О смелости, о чести, о представлении женщины, каким должен быть идеальный мужчина»...  И зритель невольно проглатывает такую подмену, ведь ситуации в пьесе комичные, смешные. Вот и смеемся. А не над собой ли?

Ведь по сути нам предлагается перевертыш, своего рода ремейк.

РЕМЕЙК - современная версия старой театральной постановки, ранее снятого кинофильма, популярной песни и т. п. Выпуск нового товара, изделия с использованием старого дизайна, товарного знака и т. п.

Обратите внимание, «выпуск нового товара, изделия с использованием старого дизайна»

Это целиком укладывается в голливудский подход к тексту, он не должен быть оригинальным. Ведь зритель, он же потребитель, гораздо лучше поведется на что-то знакомое, и в его незамысловатом восприятии пазлы быстро сложатся в заданную картинку. Отсюда и повальная мода на всякого рода сиквелы и ремейки. Товар лучше продается! Философия постмодернизма захватила все сферы жизни общества, включая и культурные ее составляющие. Ситуация в искусстве, а в частности в театре, полностью постмодерна, поскольку последние десятилетия, как утверждают ученые, совершенно лишены самобытности и новизны; все ресурсы инноваций ограничены репродукцией и имитацией. «Всё в постмодернизме полностью зависит от репродукции, всё – симуляция и симулякры, – провозгласил философ Жан Бодрийяр, который, в целом, называет культуру Запада «симуляцией», утверждая, что Запад не смог создать подлинно духовную надстройку. Он утверждает, что в современном обществе копия занимает место оригинала.

Вот и нам подают блюдо второй свежести в красивой упаковке по западному рецепту. Скушали? Замечательно! Посмеялись? Прекрасно! «Не прячьте ваши денежки по банкам и углам, несите ваши денежки…»

А то, что многовековые традиции русского театра остались в прошлом и нам готовят исключительно эрзац, это как?  

Как же быть с тем, что, по словам Гоголя: «Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра»?

Ничего подобного!  «Театр — сильнейшее оружие, но, как и всякое оружие, о двух концах: оно может приносить великое благо людям и может быть величайшим злом». Так в свое время сказал великий Станиславский.

«Мы не сторонники разбоя:
На дурака не нужен нож,
Ему с три короба наврешь —
И делай с ним, что хошь!»

Фотогалерея

Похожие материалы

Спросим Пушкина…

Спросим Пушкина…

Смоленск театральныйСмоленский Камерный театр работает над постановкой спектакля «Пушкин. Любовь. Чума».  «По Пушкину?» - поинтересовался я у заведующего музыкальной частью  театра Владислава Макарова – «А кто ставит?» - и вот что...

Актриса Татьяна Михальченко - крупный план

Актриса Татьяна Михальченко - крупный план

В конкурсе «Имя года-2018», итоги которого были объявлены 25 марта, в День работников культуры, победу одержала актриса Смоленского Камерного театра  Татьяна Михальченко. 

В сказках-то подмога вернее всяческой…

В сказках-то подмога вернее всяческой…

В честь Года театра в 2019 году Смоленское отделение Союза театральных деятелей России благодаря субсидии администрации Смоленской области выпустило две книги. Первая – сборник «Под сению кулис…», куда вошли произведения разных литературных...