https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12

Юбилейная выставка Юрия Трусова

Сегодня мы поговорим с юбиляром в основном на темы, так или иначе связанные с круглой датой в жизни Мастера и с персональной выставкой в Доме художника, посвященной 60-летию со дня рождения.

- Да, выставка посвящена моему юбилею. Выставка ретроспективная. То, что можно было собрать из более ранних работ, в том числе у друзей на время забрать из подаренных картин, я включил в экспозицию. Но больше всего последних работ. Представлены все виды изобразительного искусства и дизайна, которыми я занимался на протяжении всего творческого пути. В первую очередь, конечно, дизайн. Потому что по образованию я – интерьерный дизайнер, окончил факультет интерьера и оборудования высшего художественно-промышленного училища – бывшего Строгановского.  По дизайну на выставке представлены  реализованные проекты, есть мемориальные знаки, ландшафтный дизайн, благоустройство территорий, малые архитектурные формы – беседки и т.д.

Я являюсь как членом Союза дизайнеров, так и членом Союза художников России. В Союз художников вступил раньше, это был 1993 год, тогда Союза дизайнеров еще не существовало. Он был создан двумя годами позже, и я вскоре стал его членом.

- Дизайнерские работы придают, на мой взгляд, особый колорит выставке. Но все же основные площади отведены живописи.

- Здесь живопись маслом, акварель, графика, пастель – сухая игла в основном. Это все то, что меня интересовало и волновало на протяжении разных этапов жизни. Когда-то я больше интересовался одним, потом – другим. Но если говорить о тематике, я очень люблю природу. Все свое свободное время стараюсь проводить на природе, с этюдником где-нибудь на берегу озера или в поле. Поэтому на выставке представлено много пейзажных работ. Есть этюды, над которыми я работал в мастерской. Достаточно много натюрмортов, в основном летних – яркие цвета, осветленные солнцем. И натюрморты я стараюсь выставлять на открытом воздухе, где больше света, чтобы они несли позитив, чтобы душа радовалась и у меня, и у тех, кто будет смотреть картину. Я выставил также несколько портретов. В основном это изображения людей, которых очень хорошо знаю. Найти характер, образ и показать настроение, которое несет в себе этот человек, интересно и сложно. Ведь может получиться так: пропорции найдены, характер – тоже, но зная этого человека, ощущаешь, что это не он.  Стоит больших усилий попасть именно в цель, чтобы и сама модель узнала себя, и мне было  понятно, что с каким-то субъективным видением это тот человек, каким я его и представляю. Один - веселый, улыбчивый, другой – с рассеянным взглядом. Вот такими они мне представляются, эти индивиды.  

-  Из представленных на выставке работ какие особо дороги, может, потому, что их создание связано с каким-то событием или историей?

- Такие работы есть, я их храню в своей мастерской и дома, потому что они мне очень дороги. Сам творческий процесс создания конкретной картины доставил мне огромное удовольствие. Когда смотрю на свою же работу, вспоминаю мгновения ее создания. Вот в центре зала пейзаж. Был очень яркий и радостный летний день, когда душа пела. Впереди куст цветов, на заднем плане избушка деревенская. Таких дней сегодня мало, и на этом драйве я тогда отработал целый день. Не замечал, как проходят часы, не ощущал, что наступило обеденное время и надо пообедать. И когда солнце продвинулось, поменялось освещение, я сам себе стал говорить, что надо  останавливаться, иначе напорчу. И с большим трудом я заставил себя остановиться. Что может художник передать? Ему смысла нет тягаться с Господом. Показать все то великолепие природы, которое существует в действительности, мы не в состоянии. Но свое ощущение от этого великолепия можно передать. Я эту планку пытаюсь повыше поднять и погружаюсь в мир ощущений, запахов, летнего тепла. Еще одна работа – «На берегу озера». Писал я ее с лодки, а заканчивал в мастерской. Блеск воды, все переливается, солнце светит, внизу водная жизнь проходит, виднеются рыбки, лягушки. Ты сидишь среди этого великолепия и пытаешься слиться с этим восторгом. И это большая радость, когда видишь, что твои усилия увенчались успехом, ты  прикоснулся к природе – к тому великому, что нас окружает.

Общество несет в себе очень много проблем. Моя преподавательская работа достаточно сложна. Я профессор кафедры дизайна. И от работы, честно говоря,  очень устаю, потому что это большое напряжение – передать молодым людям свое понимание, свои ощущения, найти нужные убедительные слова, показать на чертежной доске или на мольберте те линии и пропорции, которые ты вкладываешь в объект. А с этюдником на природе я отдыхаю. Здесь у меня душа летает.

- Какие места на Смоленщине Вас особенно притягивают? Наверное, Демидовский район?

- Да, в деревне Диво у меня есть домик. Там у многих наших художников и дизайнеров дачи. Очень красивые места! Не надо ехать в заморские страны за поиском красоты, за прелестями и фантастикой. Наша неброская природа ничуть не хуже экзотических уголков планеты. В ней столько богатства, тонких цветовых отношений, которые важны для художника и для развития хорошего вкуса.

Друзья, которые впервые приезжают ко мне на Диво, говорят, что это дикое место, далекое от цивилизации. Мне как раз и нужен контраст с городом. Если это деревенская жизнь, то не пансионат, где тебя кормят-поят и стелют чистую постель, не коттеджный поселок на селе, а место вдали от цивилизации в дикой природе, где можно очистить сознание от проблем, которые накопились в городе из-за социума. И достаточно двух дней для восстановления. На обратном пути  уже ощущаю, что казавшаяся серьезной проблема ничего из себя не представляет, и она легко решаема. Вот такой мощный заряд дает природа! Нанесешь дров, истопишь баню, два дня проведешь без компьютера, и словно заново родился!

- Творческий процесс количественными показателями не измеряют: сколько журналист статей написал или художник картин нарисовал. И все же – насколько продуктивны летние сезоны с этюдником?

- Не очень. Катастрофически не хватает времени. Половину лета забирают дипломники, и не весь отпуск остается на пленэр. Иногда получаю заказ на дизайнерскую работу, приходится на нее переключаться. Еще один интересный проект появился, который меня вдохновляет. Мы в Союзе дизайнеров выиграли президентский грант по благоустройству Смоленской крепостной стены. В экспозиции выставки, кстати, представлена работа, которую я выполнил в прошлом году. На дизайнерском проекте - улица Бакунина, на которой ранее находились Богословская башня и Пятницкие ворота. Два года с коллегами занимаюсь осуществлением президентского гранта по приспособлению  прясел Смоленской крепости  для активного городского использования. Все мы понимаем, что после реставрации хорошо бы использовать стену, чтобы на этой исторической территории был организован активный и пассивный отдых горожан. В Зарайске, Коломне, Туле давно уже пошли по этому пути, чтобы активно использовать древние памятники. В этом Смоленск очень сильно уступает. Туристы и молодежь этих городов проводят досуг на благоустроенных исторических территориях. Это очень красиво, интересно, да еще эффект патриотического воспитания достигается. К сожалению, у нас этого нет.

По гранту мы уже выполнили 33 проекта. Совместно с белорусскими дизайнерами  собралась очень хорошая команда. В ней председатель Союза Олег Симоненков, Елена Агафонова, занимающаяся сферой туризма, Ольга Гордеева, которая прочитала серию лекций по законодательству, связанному с работой на исторических территориях, историк Игорь Шкурлов, и Смоленский государственный университет был у нас партнером. В этом году у нас такой же проект состоялся, он был посвящен созданию музеев в Смоленской крепостной стене. У нас даже появился реальный заказчик Пиляк Сергей Александрович. Он возглавляет музей «Смоленская крепость», кандидат архитектурных наук, составил нам техническое задание. По нему мы подготовили 16 концепций музейного использования башенных прясел крепости и прилегающих территорий. В башне Орел, например, предлагается открыть музей истории артиллерии. Вот в Туле мы посмотрели экспонаты, многие из которых не являются оригиналами, а просто имитируют автоматы, пушки и другое оружие.

- Неужели это когда-нибудь свершится, что наши башни крепости превратятся в музеи, галереи, развлекательные центры и рестораны?

- Я считаю, что так оно и будет, это просто неизбежный ход истории. Пора бы взяться за дело и смоленским властям! Это лицо города. Насколько эффективно будет использоваться крепость, зависит в дальнейшем от руководства музея-заповедника. Надеюсь, что наши разработки будут использованы. Мы двигаем этот процесс. Мы делаем визуализированные проекты, из которых понятно: здесь будет это, выглядеть оно будет вот так. Вообще-то, дизайн-проект в наше время – дорогое удовольствие.  Но наша группа энтузиастов оставила свои заказные проекты и взялась за работу по Смоленской крепостной стене, которая материальных дивидендов пока не приносит. Не думаю, что на стадии исполнения кто-то придумает принципиально новое. Этот банк идей, которые мы сейчас концепцией предлагаем, прошел большой этап разработки, и повторить его будет очень сложно, если кто-то вдруг решит предложить другое. Идеи правят миром. Здесь не пройдет говорильня. Язык дизайнера – это визуализация, чем мы, собственно говоря, и занимались. Это – хорошая страница моей жизни, и она представлена на юбилейной выставке.

-  Я так понимаю, что изначально именно Вы, Юрий Викторович, предложили проект по обустройству Смоленской крепостной стены?

 - Не буду скромничать: идея действительно принадлежит мне. Но я бы не обошелся без людей, которые  подсказали, как оформить документацию и выиграть президентский грант. Эксперты,  анализировавшие проект, воочию увидели, что это не какая-нибудь местечковая идея, а социально важная работа. Многие люди в социальных сетях дали свои отклики, высказались о нашем проекте, и эксперты отметили актуальность для россиян воплощения в жизнь программы обустройства исторической территории. Кроме несомненных нравственных плюсов, можно говорить и об экономической эффективности. Ведь поток туристов существенно возрастет.

- Вне всякого сомнения! Вспоминаю, как поднимались на стену с обербургомистром Хагена и членами делегации немецкого города-партнера. Надо было видеть их восторг – сверху взглянуть на город, на Успенский собор, храмовые постройки, древние улочки, мост через Днепр!

- Стена однозначно будет отреставрирована. А наши грантовые проекты помогут ее использовать эффективно, привлекать туристов, приобщать подрастающее поколение к изучению героической истории Смоленска. Мы серьезно работаем с генпланом города, изучаем туристические маршруты, возможности стоянок туристических автобусов. Есть и пеший маршрут – пройти вдоль всей стены, как сохранившихся, так и разрушенных башен. Моя мастерская на Бакунина как раз находится на месте, рядом с которым проходила стена. И это ощущение сопричастности с историей помогает в творчестве.

- Вот Вы говорили о Туле. Я там тоже неоднократно бывал. Но при всем восхищении городом, Смоленск на несколько порядков богаче по историческому наследию.

- Разумеется. Сколько раз Смоленск спасал Россию! Какую огромную роль играла стена в обороне города! И нам было очень интересно заниматься темой эффективного использования стены в туристических, познавательных и развлекательных целях.

- Теперь остается пожелать, чтобы мы с Вами дожили до счастливой поры, когда будем ходить на экскурсии в башни Смоленского Кремля.

- Думаю, что процесс может пойти лавинообразно. Помните аптекинские мастерские? Все это разрушилось, потому что не было хозяина. На смоленских холмах можно освещенные тропинки оборудовать. Да масса других идей! Надеюсь, когда стену отреставрируют,  власти проявят себя как истинные хозяева города и осуществят чаяния смолян. Так что однозначно у нас будет лучше, чем в Туле!

- Мне остается пожелать Вам, Юрий Викторович, новых творческих успехов!

Добавить комментарий

https://www.traditionrolex.com/12

https://www.traditionrolex.com/12