Гордость и слава Смоленщины

Cмоленская земля, удивительно плодородная на таланты, особенно обильно обогатила мировое искусство гениальными скульпторами. Здесь, на смоленской земле, родились и творили великие Сергей Тимофеевич Коненков и Лев Ефимович Кербель.

Казалось, пройдут столетия, прежде чем появится ваятель, которого можно поставить в один ряд с этими выдающимися скульпторами. Но природа и события, участником которых судьба выбрала простого вяземского (родился на территории сегодняшнего Темкинского района) мальчишку Алика Сергеева, сотворили чудо:  Смоленщина взрастила еще одного исполина, преумножившего славу смоленской школы изобразительного искусства.

Фронтовой разведчик Альберт Сергеев стал самобытным скульптором. И тема Великой Отечественной войны стала в его творчестве основной и определяющей.

Мне посчастливилось близко сойтись с этим гениальным человеком. Однажды дал мне задание начальник по радиокомитету Анатолий Николаевич Новиков: открыть новую рубрику на областном радио под названием «Мир искусства». И первым мастером, у которого  следовало взять интервью, был назван председатель областной организации Союза художников России Альберт Сергеев. Альберт Георгиевич принял меня в мастерской так, словно мы с ним были давно знакомы. Возможно, он читал мои статьи и слушал мои радиопередачи. Не знаю. Но первая же встреча вызвала потребность в регулярных контактах. Я горжусь тем, что желание общаться оказалось обоюдным. С тех пор  неоднократно брал интервью у Сергеева, парился в его баньке в Пржевальском, чуть ли не ежедневно заваривал дома чай из травы, заготовленной гостеприимным хозяином дачи в Смоленском Поозерье.

Альберт Георгиевич вьющимся чубом, телосложением и манерой разговора напоминал мне отца, Евгения Ивановича Коренева – такого же фронтовика с иконостасом солдатских орденов и медалей, тоже разведчика, только во взводе связи. Они оба были на удивление скромными людьми, не любили рассказывать о своих фронтовых подвигах. Хотя о каждом из них можно было бы писать восторженные книги.

Папа 40 лет давал городу свет и тепло, а Альберт Георгиевич украсил Смоленск монументами, которым суждено стоять веками. Достаточно назвать «Скорбящую мать» в Реадовке и памятник Александру Твардовскому и его литературному герою Василию Теркину в сквере на улице, носящей имя другого великого земляка – основоположника русской классической музыки Михаила Ивановича Глинки.

Однажды Альберт Георгиевич предложил мне принести фронтовые фотографии отца. Я поначалу не понял, для чего они ему понадобились. Подумал, может, ищет скульптор образ для нового памятника. А вскоре Сергеев пригласил меня в мастерскую и подарил два идентичных бюста отца – в солдатской гимнастерке с орденом Славы на груди - для меня и моей сестры, которую, кстати, ваятель никогда не видел, но посчитал, что она тоже имеет право на память о человеке, даровавшем ей жизнь и воспитавшем ее.

С тех пор бюст отца занимает ведущее место в нашей с супругой квартире. Здесь же располагается большая скульптура женщины, которую Мастер изваял по нашему заказу.

Да простят мне читатели то, что я ударился в воспоминания и не уделил должного внимания организаторам замечательного вечера в честь 95 летия А.Г. Сергеева в музее скульптуры С.Т. Коненкова. Директор музея Екатерина Александровна Сергеева и самодеятельные артисты СмолГУ во главе со своим наставником Николаем Петровичем Сенченковым создали удивительную камерную атмосферу и подарили собравшимся в музее прекрасный вечер воспоминаний о великом земляке, Почетном гражданине  города-героя Смоленска Альберте Георгиевиче Сергееве.

Память о нем будем передаваться из поколения в поколение! И потомки по памятникам А.Г. Сергеева будут судить о нашем времени.

Фотогалерея

Добавить комментарий