Беспокойное сердце Алексея Орлова

Слово прощания

Перестало биться сердце легендарного человека — Алексея Ивановича Орлова. 1 января 2021 года ему бы исполнилось 84 года. Но, увы, не отметил он очередной день рождения. К сожалению, природа и жизненные невзгоды не одарили этого человека богатырским здоровьем. У Алексея Ивановича были вырезаны две трети желудка, ему вшили в тело кардиостимулятор сердца. А стрессов, нервных потрясений хватило бы на десяток судеб. Достаточно сказать, что в 1993 году Орлов находился в здании Верховного Совета, когда по парламенту палили из пушек. 

Алексей Иванович ОрловСо своей будущей супругой Евдокией Алексей  вместе учился в Калининградском железнодорожном техникуме. Сюда их родители переехали по Всесоюзному призыву на обустройство бывшего Кенигсберга. Детство Алексея проходило в героической Прохоровке, что на белгородской земле. А Евдокия – уроженка Смоленщины. Она получила специальность строителя и была направлена на работу в Вязьму. Путеец Алексей приехал к своей невесте на смоленскую землю и остался здесь навсегда.

Жили Орловы дружно и счастливо.  Евдокия Семеновна всегда стремилась комфортно обустроить быт супруга. Заботилась о диете, старалась, чтобы стол был полон зелени, овощей и фруктов, выращиваемых на даче. Она постоянно трудилась на огороде. И даже когда Алексей Иванович принимал гостей, не могла долго сидеть за столом, шла в теплицу. А гостей, кстати, никогда не отпускала без гостинца – пакета даров огорода и сада.

Судьба больно ударила по Орловым: скоропостижно скончалась дочь Ирина. Эта потеря  сильно подорвала здоровье супружеской пары.

Очень больно, что старость Почетного гражданина города-героя Смоленска оказалась тяжелой, что по воле рока он незаслуженно на исходе земных лет пережил много трудностей и невзгод.

Но если посмотреть на весь его трудовой путь, то он всегда сопровождался преодолением трудностей и проблем, напряженным созидательным трудом.

Трудовой путь Алексея Орлова на Смоленщине начался в 1961 году с работы в Дирекции строящихся заводов Совнархоза по городу Смоленску. Эта дирекция занималась развитием промзоны Поповки, где за два десятка лет были построены 15 промышленных предприятий и 5 микрорайонов на 70 тысяч жителей. В те годы у людей попросту не было работы, и немалая заслуга, в том числе Орлова, в том, что с 1974 года прекратился отток населения из области, и она начала прирастать. Так решение экономической задачи позволило решить задачу социальную.

В 1965 году А.И. Орлов был приглашен на работу в городской комитет партии. До 1971 года работал  инструктором, затем заведующим отделом строительства и городского хозяйства. А вскоре его избрали сначала первым заместителем, а затем председателем Смоленского горисполкома, где он проработал 8 лет. В те годы были построены Бабьегорский и Верхне-Ясенный водозаборы, городские очистные сооружения, проложены сотни километров коммуникаций водопровода и канализации. Реконструировали ТЭЦ-1, построили первую очередь ТЭЦ-2.

Алексей Иванович уделял большое внимание развитию транспортных связей. Была возведена вторая очередь трамвайного депо, приступили к проектированию троллейбусного депо. Первый наставник Орлова по совнархозу Евгений Григорьевич Трубицын в 70-е годы работал Министром автотранспорта Российской Федерации. Только после его вмешательства дали разрешение на проектирование депо и первой троллейбусной линии. За 8 лет работы Орлова в горисполкоме в городе построили 8 школ. К 1975 году полностью решили проблему с детскими садами. Ежегодно в городе строили 250-260 тысяч кв. метров жилья. Вокруг Смоленска построили окружную автодорогу протяженностью 58 километров, и город разгрузили от транзитного транспорта. Были возведены три крупных моста – в районе Гнездова, на Рачевке и в районе Сокольей горы, построены два крупных путепровода – на Колхозной площади и на Витебском шоссе.

Алексей Орлов участвовал в разработке и осуществлении Генплана города. Жаль, что многие идеи в дальнейшем так и не получили осуществления. Так, предусматривалось вывести с проспекта Строителей транспорт на окружную дорогу по путепроводу через Рославльское шоссе, продлить улицу Багратиона вниз до Краснофлотской, виадуком пройти пойму Днепра и через Днепр выйти к путепроводу на Витебское шоссе. Эти и многие другие неосуществленные в 80-е годы транспортные схемы позволили бы на 40-50 лет разгрузить город от большого потока машин.

В годы работы секретарем обкома КПСС по строительству А.И. Орлову довелось курировать ввод в строй Рославльского завода тормозной аппаратуры, трех блоков АЭС, Починковского комбикормового завода, льнозаводов в Хиславичах и Ершичах, Дивинской птицефабрики, крупных свинокомплексов в совхозах «Панской», «Авдюковский», «Рыбковский», Вяземского завода графитовых изделий, новых мощностей на Сафоновском заводе пластмасс, Дорогобужского завода азотных удобрений, Ярцевских чугуно-литейного и моторного заводов, Смоленской ГРЭС, завода дренажной трубки в поселке Гусино, домостроительных комбинатов в Смоленске, Ярцеве, Сафонове, Вязьме, Десногорске, заводов по производству железобетонных изделий в Смоленске, Рославле, Дорогобуже, Сафонове, Вязьме. В регионе построили сотни тысяч квадратных метров жилья, десятки школ, детских садов, больниц, поликлиник, домов культуры, предприятий торговли и бытового обслуживания, тысячи километров дорог, линий электропередачи, сетей водопровода, канализации, газопроводов. И каждый из этих объектов являлся плодом неустанных забот и внимания со стороны секретаря обкома КПСС Алексея Ивановича Орлова.

Председателем облисполкома Алексея Ивановича избрали в разгар перестройки. За пять лет в области построили 3.5 тысячи километров дорог. Это стало возможным благодаря настойчивости Орлова, который шесть раз был на приеме у председателя правительства СССР Николая Ивановича Рыжкова и в конце концов добился того, чтобы была утверждена программа дорожного строительства. Также удалось добиться инвестиций в программу возрождения смоленского села.

Все добрые дела, совершенные Алексеем Ивановичем Орловым за годы работы на Смоленщине, трудно даже перечислить: их наберется на целую книгу. Поэтому хочу, чтобы об Орлове сказали люди, которым довелось трудиться под руководством этого замечательного организатора строительного комплекса и управленца хозяйством региона.

Вениамин Николаевич Потапов, председатель правления СРО строителей Смоленской области, председатель совета директоров компаний «Метрум груп»:

- Свою трудовую деятельность на Смоленщине я начал с работы в Гагарине, на родине первого космонавта планеты. Сюда прибыл интернациональный студенческий строительный отряд численностью в полторы тысячи человек. Но студенты – не строители. И Алексей Иванович собирал нас, строителей, чтобы скоординировать работу со студентами, помогал обеспечить стройки строительными материалами. В Гагарине строились тогда завод светотехники, завод по производству арматуры для газо-и нефтепроводов, завод трубных заготовок. Мы возводили большое количество современных жилых домов. Я постоянно ощущал отеческую заботу Алексея Ивановича. Впоследствии, когда стал работать инструктором отдела строительства обкома КПСС, Орлов фактически был моим наставником, передавал мне свой богатейший опыт организации строительных работ. Считаю, что мое становление как строителя и руководителя стало возможным во многом благодаря поддержке и советам Алексея Ивановича. Его кончина стала для меня огромным личным горем.

Василий Васильевич Воровченко, ветеран труда:

-Все, чего я достиг в жизни, - это благодаря Алексею Ивановичу, с которым мы подружились 57 лет назад. Когда образовались в Смоленске Промышленный и Заднепровский районы, по рекомендации Алексея Ивановича меня ввели в состав оргбюро Промышленного района. Впоследствии я работал первым секретарем Промышленного районного и Ярцевского городского комитетов партии, руководил областным комитетом народного контроля. Вспоминаю славные дела Орлова, как он, например, добился включения Смоленской области в число регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Это позволило за 4 года освоить около 700 миллионов рублей. Если вспомнить тогдашний курс рубля по отношению к доллару, то сумма инвестиций в народное хозяйство области получится астрономической. Алексей Иванович умел «достучаться» до высоких кабинетов, убедить министров, председателей союзного и республиканского правительств в реальности смоленских предложений и добиться поддержки нашего региона. Когда я работал в Ярцеве, Орлов дневал и ночевал на строительстве чугуно-литейного завода и завода по производству двигателей. Он подавал мне пример, как должен работать руководитель. Для меня смерть Алексея Ивановича Орлова – это огромная потеря.

Раис Акрамович Гильманов, генеральный директор ЗАО «Центромонтажавтоматика»:

- Не могу поставить в один ряд с Орловым по уму и организаторскому таланту ни одного руководителя. Я на Смоленщине с 1983 года. Работал главным инженером Смоленского специализированного монтажного управления. Наша головная организация располагалась в Нижнекамске. Руководство решило вернуть меня на родину – назначить начальником в управление в Казани. Но Орлов воспротивился. Заявил, что смоляне кадрами не разбрасываются. И как ни жали на него, в том числе и через московские структуры, Алексей Иванович был неуступчив. Нижнекамское начальство вынуждено было даже дать согласие на мое назначение начальником управления в Смоленске. Сказать, что я боготворил Орлова, наверное, недостаточно. Он был моим главным наставником по жизни, и я до последнего момента - до его кончины - старался, чем мог, помогать ему.

Николай Григорьевич Тютюнник, ветеран строительного комплекса Смоленщины:

- В 1974 году Алексей Иванович пригласил меня на работу руководителем управления дорожно-мостового строительства. Орлов ставил передо мной все новые и новые задачи. И если мы начинали с 50 работающих, через год достигли численности в 150 человек, потом 200. В течение пяти лет подряд за успехи в благоустройстве города Смоленск награждался переходящим Красным Знаменем Совмина РСФСР и ВЦСПС. Вскоре благодаря Орлову наше управление преобразовали в трест, и там уже работало около тысячи человек. На протяжении 17 лет я трудился под началом Алексея Ивановича Орлова. Скорблю о его кончине.

Сергей Степанович Диченков, ветеран строительного комплекса Смоленщины:

- В Рославле мне довелось работать главным инженером на строительстве завода тормозной аппаратуры. Предприятие являлось стратегическим для страны, которая из-за высоких цен на продукцию из Польши, испытывало большую потребность в изделиях будущего завода. Орлов часто бывал на стройке, всегда интересовался, чем помочь. А в Смоленске, где я работал главным инженером ДСК, Алексей Иванович оказал существенную помощь по переходу на выпуск домов новой серии.

Борис Михайлович Яковлев, бывший первый заместитель начальника СТУСа:

 - Вспоминаю, как Орлов курировал строительство Дома быта «Гамаюн». Всегда был конкретен, убедителен, проявлял внимание к людям и строгость в контроле за выполнением поручений на планерках. В Десногорске на строительстве АЭС Алексей Иванович проводил планерки в 9-10 часов вечера. Он «горел» на работе, трудился чуть ли не в круглосуточном режиме.

Николай Николаевич Савченков, технический директор фирмы «Георесурс-Запад»:

- Однажды на стройке коммуникаций для микрорайона «Киселевка» мне сообщили, что на объект приехал председатель горисполкома Орлов. Я подошел, представился (тогда я работал начальником СпецСУ-3 домостроительного комбината). Мы беседовали около часа. Такое повышенное внимание городского главы к нашей работе меня не могло не обрадовать. Алексей Иванович понимал, что прокладка водопровода, канализации и другой инфраструктуры – основа основ, фундамент будущего микрорайона. Через несколько лет состоялась наша следующая встреча – ПМК-286 строила жилье для будущих рабочих Дорогобужского ЗАУ. На планерке секретарь обкома КПСС поинтересовался, какая нужна помощь, продемонстрировал свою заинтересованность в нашей успешной работе. Это также льстило. А позже мою кандидатуру выдвинули на должность управляющего трестом «Спецстроймеханизация». Как было принято в те времена, предстояло пройти несколько собеседований-согласований. Меня пригласили к секретарю обкома А.И. Орлову. Алексей Иванович душевно со мной поздоровался, спросил, как здоровье, что дома. Потом предложил пойти в приемную Ивана Ефимовича Клименко. Зайдя в кабинет, тут же сказал первому секретарю, что знает меня много лет и рекомендует назначить управляющим трестом. С того времени мы встречались практически ежемесячно, потому что любая стройка начиналась с нас. Алексей Иванович всегда поддерживал, проявлял душевное расположение ко мне. В последний раз мы общались в августе этого года. Орлов позвонил и неожиданно спросил, сколько мне лет. Я ответил, что через три месяца будет 75. «Да, ты еще молодой!»,- восторженно сказал он. С тех пор мы, увы, больше не общались, и смерть этого замечательного человека стала для меня большой неожиданностью. Прискорбно, когда уходят профессионалы, выдающиеся организаторы.

Алексей Данилович Прохоров, учредитель компании «Теплосервис», заместитель председателя правления СРО смоленских строителей:

- Алексей Иванович – руководитель советской закалки. Он ценил людей за знания и умения и был порядочным человеком. Память о нем сохранится в сердцах смолян.

Похожие материалы

Невосполнимая потеря для смоленских строителей

Невосполнимая потеря для смоленских строителей

Ноябрь оказался роковым месяцем для сообщества смоленских строителей и всех тех, кто имеет отношение к строительному комплексу Смоленщины. Ушли из жизни два строителя от Бога, которым смоляне обязаны возведением жилья и различных народнохоз...

Строить – значит созидать!

Строить – значит созидать!

Анатолий Никитьевич Потапов – человек известный на Смоленщине. Он возглавлял Управление капитального строительства Смоленского горисполкома, а после акционирования муниципального предприятия - фирму «Смоленскстройзаказчик».