С искрой Божьей

В КВЦ им. Тенишевых состоялась персональная выставка Смоленского живописца, выпускника Смоленского худграфа, члена Союза художников России Александра Долосова, отметившего в эти дни пятидесятилетний юбилей.

За период творческой деятельности у Александра Эдуардовича прошло 10 персональных выставок, из которых шесть в Смоленске, одна в Москве и три за рубежом, в том числе и во Франции. В 2002 году по приглашению музея Марка Шагала Александр Долосов экспонировал свои работы в Витебске, одна из его экспонировавшихся работ входит в постоянно действующую экспозицию музея Марка Шагала.   

Работы художника лаконичны и просты, содержательны и неоднозначны. Его живопись – особая форма мышления, где превалирует интуиция. Рисунок предельно обобщён, цвет собран, нет многословия и пестроты. Привлекательность его работ - в динамичности, в светоносности, ритмической архитектонике. В поисках средств усиления эмоциональной выразительности своих произведений художник всё чаще обращается к многообразным живописным приёмам.  Всё то, что он изображает, – будь то умиротворенные смоленские, сочные южные или упорядоченные западные пейзажи, - отражает удивительно одухотворённый окружающий мир через обострённое мировосприятие автора.

Посетителей ждут работы художника последних лет, которые подарят самые светлые впечатления. Мне посчастливилось кратко побеседовать с Александром Эдуардовичем. Итак.. 

- Насколько полно представленная выставка отражает Ваш творческий путь?

- Никак не отражает. Выставка подготовлена не как юбилейная. Если бы я готовил выставку юбилейную, я бы мог выставить гораздо больше работ. Здесь представлены полотна, которые находятся у меня, а на юбилейную выставку я бы представил работы, которые кем-то куплены, находятся в каких-то коллекциях, потому что они, скажем так, очень хорошие, но я не хотел делать юбилейную выставку, подводить какие-то итоги. Смысла подводить итоги я пока не вижу, вот когда буду уже заканчивать свой творческий путь, тогда, может быть, и сделаю такую выставку, но пока не собираюсь.

- Здесь мы видим работы последних лет, отличаются ли они по стилистике Ваших работ двадцатилетней, например, давности?

- Здесь у меня работы разностильные, и это не потому, что у меня меняется стиль, просто у меня меняется желание при работе, то хочется написать в одной манере, то в другой. И такие творческие метания у меня всю жизнь. У меня нет какого-то своего проторенного пути, я всегда в поиске. Надеюсь, что со временем меняется качество работ, наверное, что-то прирастает.

- Я просто онемел от Вашего мастерства при изображении зимних ветвей берёзы, сначала подумал, что они переданы тонкими линиями рисунка, посмотрел ближе – мазок! Какой лёгкий, я бы сказал – нежный и как точно, поэтично передаёт реальность. Мастерство, как приходит оно к художнику?

- Могу говорить только о себе. Я бы не сказал, что мастерство присуще мне и моим работам. Понимаю, что мне как художнику многого не хватает и в плане одарённости, и в плане обучения, и в плане опыта. Конечно, я доволен представленными здесь работами, иначе бы их не показывал, но всё равно хочу большего. Нет, я не сокрушаюсь по этому поводу, двигатель любого художника - идти в творчестве дальше, делать работы ещё лучше, интереснее, творческий поиск беспрестанен, надо только воспринимать его спокойно, чтобы творческий поиск себя не стал бы трагедией жизни, как например, у Ван Гога. Почему он покончил с собой? Все списывают это на психическое нездоровье, мне думается, что он стремился постоянно к совершенству, сделать работу такую же, как Господь Бог. Но не получается, и – трагедия. Это я придумал такую историю. Что касается разговора о мастерстве, какие-то качества я, конечно, нарабатываю. Мастерство - это прежде всего школа. Советская школа изобразительного искусство – величайшая, и опыт, когда ты получил базу образования, потом двигаешься своим путём в силу своих предпочтений, направлений, ты развиваешься в какую-то сторону, учишься у каких-то художников. Всё это складывается в творческую индивидуальность. Что касается вдохновения, то оно любит трудяг. Если сидеть на диване и ждать, то вдохновение не придёт. Просто прихожу в мастерскую и начинаю работать, и в процессе работы, возможно, вдохновение и придёт, тогда это счастье. Возможно, вдохновение и не явится, но ты просто делаешь свою работу.

- Александр, Вы родились во времена оттепели, радужных надежд, потом пришли следующие десятилетия, характерные средь прочего эстетическими запретами. О выставке Кандинского и Малевича, которая экспонируется сейчас неподалёку от Вашей выставки, тогда и мечтать не приходилось. Большинство Ваших работ неискушённый в искусстве посетитель ассоциирует с реализмом, но увидит и совершенно далёкие от реализма вещи. Вы не увлеклись авангардными, что называется, течениями типа сюрреализма и подобным.  Как складывался Ваш творческий выбор?

- Всё сложилось само собой, никаких я себе указаний  не делал. В искусстве для меня важна не столько форма, а суть.  Вот что самое главное. А суть может быть разная. Если есть в картине искра Божия, значит, - картина живёт! И не важно, как она сделана: реализм это или абстракция, какими формами это выражено - не самое главное. Для меня картина - это отблеск увиденного, вдохновлённого, отблеск переживаний художника. Но, может быть, художника там вообще не видно, а перед нами отблеск всемирной красоты. Если отблеск существует, значит перед нами хорошая картина, если этого отблеска не получилось, значит картина не удалась. Что ж, бывает и так. Поэтому я никогда не ломал себе голову, в каком стиле работать.

- Мне понравилось всё, но особенно, как Вы изображаете зиму, казалось бы, ну белый снег, что придумывать? А у Вас он имеет массу оттенков, где-то Вы пишите фактурными короткими мазками, где-то наоборот даже не понятно, как эта тишина нанесена на полотно.

- Манеру диктует содержание натуры. Смотрю на пейзаж и чувствую, что хочу выразить, а это и диктует особенность письма. Меня нередко упрекают за стилевую разность.  

Спасибо, спасибо за всё. Вдохновения Вам!

Фотогалерея

Похожие материалы

Земной космос художника Лисинова

Земной космос художника Лисинова

Прошло двадцать с лишним лет, а я всеми фибрами чувствую поток эмоций, исходящих от его полотен, словно  хожу по выставке  здесь и сейчас. На пейзажах Всеволода ничего особенного не происходит. Полотна безлюдны, на редком из них м...

Вернисаж времен года

Вернисаж времен года

Смоленск выставочныйВ выставочном зале СмолГУ в ноябре-декабре 2017 года с успехом прошла персональная выставка «Времена года» Павловой Натальи Николаевны, профессора кафедры изобразительного искусства, декана художественно-графического фак...

Рожденье красоты и надежды 

Рожденье красоты и надежды 

Смоленск выставочныйВыставка «4 - Арайс - 4», открывшаяся 30 ноября в Десногорске, надолго запомнится всем присутствовавшим на церемонии открытия и не тольк представленной яркой экспозицией.