https://www.traditionrolex.com/12
https://www.traditionrolex.com/12
Оксана Неклюдова: Мы идём в будущее с пониманием, каким должен стать театр
Коренев Владимир №12 (292) декабрь 2024 г. 332 Культура
Завершается 2024 год, юбилейный для Смоленского камерного театра. Чем он был знаменателен для коллектива, какими отмечен успехами? Эти вопросы я адресовал директору Оксане Александровне Неклюдовой.
- Несмотря на, казалось бы, звучную дату, Смоленский камерный театр – это совсем ещё молодое учреждение культуры. Нам всего 35 лет. В России немало театров, которые ведут свою историю с середины XVIII и начала XIX веков.
- В моем понимании, «камерный» театр – это постановки с участием одного-двух, максимум, трёх актёров. А если сравнить ваш репертуар с афишей областного театра драмы, то спектакли сопоставимы по тематике.
- Хотите сказать, не много ли это – два драматических театра на провинциальный город с населением чуть более трехсот тысяч человек? Думаю, для Смоленска это даже мало. Город у нас театральный. К тому же у нас нет ТЮЗа, то есть целое поколение остаётся без театральных произведений, адресованных подросткам. И это неизбежно скажется, уже сказывается на воспитании театрального зрителя. В то же время среди смолян много настоящих театралов. Это не голословное утверждение. Билеты на спектакли Камерного театра раскупаются за две недели, а то и за месяц вперёд. А билеты на премьеру расходятся буквально за день–два после открытия продаж.
«Камерный» театр – это не обязательно маленькие сцена и зал! Все, кто приезжал к нам на гастроли, удивлялись, какая у нас отличная площадка. Когда мы бываем на фестивалях в больших театрах (Липецк, Орёл, например), спектакли с нашей сценографией прекрасно вписываются в формат сцены, которая значительно больше нашей. И смотрятся они очень красиво.
Как только мы получим пристройку к театру, о которой мечтаем много лет, появится ещё больше возможностей для сценографии. Но увеличивать размеры зала и количество кресел в нём мы не планируем, потому что как раз в этом наша прелесть и наша особенность. Зритель видит актёра вблизи, наблюдает за его мимикой, ощущает его эмоции... В крупных городах, где есть камерные площадки, билеты на такие спектакли стоят в два-три раза дороже по той причине, что эстетика другая, зритель видит, как работает актёр.
С другой стороны, само слово «камерный» в названии порой мешает при отборе театра на фестивали. «Драматический театр», «академический театр» – это звучит солидно. Или – «театр драмы и комедии»… Звучное название помогает быть включенным в федеральную программу «Большие гастроли». Мы участвуем в «Больших гастролях», но порой с трудом находим театры для обмена спектаклями, поскольку камерных театров в стране мало.
- Вы, Оксана Александровна, упомянули будущую пристройку. Что в ней планируется разместить?
- Идея пристройки озвучивалась нескольким прежним руководителям городской Администрации, которая является учредителем нашего театра. Театр все любят, обожают, желают в него попасть. Но сделать что-то для театра – это уже проблема. Слава Богу, пришли руководители, которые услышали и поняли, что невозможно играть спектакли в приспособленном помещении бывшего кинотеатра, если нет достойных условий для актёров и технических служб.
Когда я вижу, какие театральные здания в других городах и поневоле сравниваю их с нашим, у меня сердце сжимается… Можете представить себе, какие трудности нам приходится преодолевать, создавая высококачественный продукт, через что приходится переступать, чтобы порадовать людей прекрасным спектаклем! Ведь в зоне сценического пространства даже руки негде помыть, отсутствуют душевые для актёров и прочие удобства. А спектакли идут по 2,5-3 часа.
Нам отдали землю вокруг театра, что весьма непросто было оформить. Огромная благодарность главе города Александру Александровичу Новикову. Это первый руководитель, который реально помогает театру. Были выделены средства на проектно-сметную документацию, прошли аукционные процедуры. В пристройке будут размещены костюмерная, помещение для декораций, гримёрные комнаты для актёров.
- Давайте поговорим о финансовой стороне жизни театра.
- Мы муниципальное учреждение культуры. Учредитель – Администрация города – определенные статьи расходов финансирует. Это заработная плата и коммунальные платежи. Остальное – наши заботы. Скажу, что 40 процентов доходов мы тратим на дополнительную оплату персонала. Поездки, гастроли, аренда транспорта – это всё за счёт заработанных театром денежных средств. Внутренняя отделка фойе театра и зрительного зала сделана либо нашими собственными руками, либо профинансирована театром. На заработанные средства приобретаем световое оборудование, звуковые установки, мебель, а также оплачиваем работу приглашённых режиссёров. Было время, учредители предусматривали некоторые суммы на создание спектаклей. Сегодня это уже наша статья расходов. И сегодня я бы не стала просить деньги на создание спектаклей. Театр это сам может профинансировать, потому что у нас постоянные аншлаги.
- Приглашенным артистам и режиссёрам надо создавать соответствующие их таланту условия. Эти люди не приходят с биржи безработных. В Смоленске им необходимо арендовать жильё, и театр должен обеспечить такую оплату труда, чтобы решение жилищного вопроса не превращалось для творческих людей в неразрешимую проблему.
- Значительную помощь в создании приемлемых условий жизни оказывает возрождённая профсоюзная организация театра. За два последних года практически все сотрудники театра стали членами профсоюза. Профсоюз оплачивает абонементы в фитнес-клубы и бассейн, посещение кинотеатров и музеев, оказывает материальную помощь в случае необходимости реабилитационных мероприятий. Благодаря профсоюзной организации коллектив театра побывал на экскурсии в Москве, Минске, Санкт-Петербурге, на родине М.И. Глинки в Новоспасском, в городе Воинской Славы Ельне.
Что касается жилья, раньше мы актёрам доплачивали за съём жилья. А сегодня, чтобы не вносить путаницу, мы поступаем так: увеличили заработную плату, а на что артист её будет тратить, это его дело. Конечно, хотелось бы, чтобы в распоряжении театра было несколько служебных квартир. Но у всех на устах история одного учреждения культуры, где две из трёх предоставленных квартир были приватизированы. У учредителя нет такой статьи расходов, чтобы приобретать муниципальным учреждениям жильё.
Разумеется, сложностей в финансовом отношении много, не всё так гладко, как может показаться. Вот асфальт вокруг здания театра мы три года укладывали, не могли даже аукцион объявить, потому что ценник был низким.
- Может, надо было обратиться за помощью к предпринимателям?
- Вы можете мне назвать хотя бы одного, кто захотел бы помочь?
- Валерий Алексеевич Разуваев является филантропом.
- В свое время Валерий Алексеевич помог Дому актёра, вложил в него немало денежных средств. Но на Доме актёра, как мне представляется, всё и остановилось.
Скажу так: не должен театр просить! Это унизительно. В театр должны приходить те, кто после просмотра спектаклей влюбился в него и желает поддержать коллектив. К сожалению, таких благородных людей мне пока, во всяком случае, не встретилось. Может быть, просто не везёт…
- Но есть всё-таки инвесторы, которые радеют за Смоленск! Неподалеку от набережной Днепра собираются на частные средства открыть органный зал. Тем самым эти люди устанавливают себе памятник! Этот объект привлечет сотни тысяч туристов.
- Наш город очень привлекателен для развития туризма. Кстати, мы сотрудничаем с рядом туристических компаний. Они заранее бронируют билеты на спектакли в Камерном театре. Туристов привлекает, что они получают возможность не только посетить Успенский собор и музеи, осмотреть наши замечательные исторические памятники, но и насладиться мастерством артистов Камерного театра. Администраторы из близлежащих санаториев бронируют места у нас, поскольку у отдыхающих имеется спрос на поездки в театр.
И я вижу, каким должен стать этот уголок на перекрестке улиц Багратиона и Николаева – он должен быть точкой притяжения для горожан и гостей города! Но сначала – пристройка и изменение дизайна. Но, разумеется, это история не одного года. Хочется поменять цвет фасада и изменить название – будет другой театр. Мы идём в будущее с пониманием, каким должен быть театр. У нас уже есть победы в престижных фестивалях, есть имя, есть любовь зрителей.
- В свое время, когда я работал в мэрии Смоленска, довелось участвовать в обсуждении вопроса о передаче помещения бывшего кинотеатра «Юбилейный» Камерному театру. Вспоминаю внешний вид фойе и зала. То, что здесь сегодня, явно контрастирует с прежним, не очень привлекательным убранством. Действительно, стало приятно приходить в этот храм искусства. Но главное все-таки не внешний вид, который, конечно, очень важен и является составной частью содержания, а общий итог работы коллектива.
- В нынешнем октябре за 30 дней мы проехали с гастролями 13 тысяч километров, посетили восемь городов, побывали на двух международных фестивалях. В частности, выступали в роскошном Липецком драматическом театре им. Л.Н. Толстого. Мы показывали там свою «Пиковую даму». На той площадке впечатление было – до мурашек.
- А в Смоленске оставались актёры, чтобы спектакли продолжались?
- Да, это еще одна наша «фишка» – мы не оставляем смоленских зрителей без внимания. Труппа достаточно большая, чтобы иметь два состава артистов.
- Невольно возникает аналогия с лучшими футбольными клубами мира, которые имеют два равноценных состава.
- У нас даже три состава получается на некоторые спектакли.
- Прочитают это интервью чиновники из финансовых органов, да и сократят вам дотацию на заработную плату, мол, что-то зажирел коллектив Камерного, слишком много артистов они держат…
- Мы работаем с мудрыми руководителями. Они понимают, что по-другому мы просто не сумеем существовать. Необходим баланс в театре, чтобы зарплаты были достойные и спектакли яркие. Если, например, работать как чисто «камерный» театр – с двумя-тремя участниками постановки, то выжить театр не сможет. Да и камерных пьес не так много, вся классика – это, как минимум, 12-15 персонажей. Люди хотят видеть хорошую драматургию.
- Я обратил внимание во время посещения спектакля «Пиковая дама», что публика в театре – самого разного возраста. Здесь и школьники, и студенты, и люди среднего возраста, и пенсионеры. Практически все возрастные группы посещают театр. Даже на музыкальных концертах такого не увидишь: на одних исполнителей ходит только молодежь, на других – пожилые люди.
- Что главное? Сам спектакль. Режиссёр изначально получает заказ, что мы хотим увидеть – либо это будет исключительно фестивальная история, либо спектакль для всех возрастов и вкусов. Слава Богу, что наш главный режиссёр Пётр Гарриевич Орлов создаёт такие спектакли, которые идут с аншлагом и одновременно котируются на фестивалях.
Почему в зале зрители разных поколений? Ещё и от пьесы многое зависит. «Пиковую даму» мы создавали в юбилейный год А.С. Пушкина. Каждый находит в этой истории своё. Это мастерство постановщика, который из нескольких инсценировок пушкинской повести собрал спектакль и выразил то, что хотел.
Многие наши спектакли ориентированы на семейную аудиторию. Вот для них наш театр и создан.
Беседовал Владимир Коренев.
Фото Ольги Куманьковой
Автор: Коренев Владимир
главный редактор журнала «Смоленск»
Фотогалерея
https://www.traditionrolex.com/12
https://www.traditionrolex.com/12
Журнал Смоленск
Интернет-портал областного журнала "Смоленск" об общественно-политической, экономической и культурной жизни региона.
Возрастная категория сайта: 16+
© 2006-2025
«Журнал Смоленск» Главный редактор ежемесячного журнала Владимир
Коренев.
Все права защищены. Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование
возможно только при условии гиперссылки на сайт www.journalsmolensk.ru.
Администрация сайта journalsmolensk.ru не несет ответственности за содержание комментариев.
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев