Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2017 №2 (198) февраль 2017 г. ДАЙ СДЕЛАТЬ ВДОХ И ВЫДОХ ПЕРЕД БЕЗДНОЙ

ДАЙ СДЕЛАТЬ ВДОХ И ВЫДОХ ПЕРЕД БЕЗДНОЙ

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Смоленск литературный


Юрий Кекшин, член Союза писателей России

О книге Людмилы Колесовой «Пространство, где душа жила»


3463757Встретились мы с Людмилой Колесовой случайно на одном из литературных вечеров. Во время нашей единственной встречи Людмила Александровна, смущаясь, подарила мне с теплой надписью свою книгу, изданную в Смоленске в этом году. Из-за неотложных дел я открыл книгу не сразу. Но сразу понравилось название  – «Пространство, где душа жила», от него повеяло на меня великорусской элегией, той отличительной, на мой взгляд, главной чертой русской поэзии и несогласием с пределом, который ожидает каждого из нас рано или поздно.
Только в конце августа я заглянул в поэтическое пространство книги, заглянул не в начале, а в конце, и сразу вздрогнула душа от пронзительного стихотворения «Наш мир». Оно небольшое, приведу его полностью: «Наш мир и призрачен и хрупок, И не прочней других миров… О, как вода ласкает губы! Какие крылья у ветров! В лесу светло, пестро и звонко…Я так всем этим дорожу…И за ладошку, как ребенка, Бер¸зу тонкую держу…»
Мне сразу стало понятно, что это замечательное поэтическое произведение создано Мастером, я ощутил и оценил цветаевскую мощь стихотворения, именно, мощь, а не подражательство, его очень тонкий поэтический звук, отточенную рифму, образность. В этих двух строфах невероятно сильно и верно обозначены суть и смысл души человеческой, призванной хранить, оберегать гармонию этого мира, природы, нас окружающей. Ведь вся история нашей людской цивилизации фактически заключается в крушении, ломке, уничтожении этой гармонии. А главное, стихотворение наполнено Поэзией в отличие от десятков, сотен, тысяч стихотворений, созданных иными авторами, но полностью лишенных главного – Божьей тайны, Божьего вещества по имени Поэзия.
Порой первое впечатление бывает обманчиво, но мой взгляд тут же зацепил другое на предыдущей странице также потрясшее меня стихотворение «Ель»: «Ель болела и желтела, Раны старые леча, Тихо таяла и тлела Жизни тусклая свеча. Но весною встрепенулась К солнца сладкому лучу, Каждой веткой потянулась, Прошептала: - Жить хочу! Только это не заметил Дворник с острою пилой. Вс¸ исполнил, что наметил Сделать этою весной».
Вот и приближение к отгадке души поэта Людмилы Колесовой. Помимо замечательного поэтического дара, которым наделил е¸ первый поэт мироздания – Бог, ей дано понимание боли не только ели, но и всего живого на планете, погибающего от равнодушного человеческого разума. Как перекликается это стихотворение по своей сути с «Атомной сказкой» Юрия Кузнецова!
Это понимание боли дается поэту, е¸ раненому сердцу, нелегко, но по-иному она не может. Это е¸ крестный путь, и она его преодолевает мужественно: «Ловлюсь в расставленные сети И сердце трачу…Так обжигающе на свете Лишь дети плачут… Пути не дам слезе нел¸гкой – Плотней подпруги… К самой себе, такой дал¸кой, Тяну я руки…»
Или, не менее ярко и талантливо: «Со всеми участь разделить, Куда же деться, Всю боль Земли моей вместить В разрывы сердца».
Книга Людмилы Колесовой «Пространство, где душа жила» достаточно объ¸мна и разнопланова, в ней представлены стихотворения, написанные поэтом, в основном, в двухтысячные годы. А открывает книгу поистине поэтический шедевр: «Вдруг сердце вздрогнет и запн¸тся И оборв¸т мельканье дней…Я упаду на дно колодца Бездонной комнаты моей… И в бездну падая, заплачу, Запамятовав, кем была, Не застолбив, не обозначив Пространство, где душа жила…»
Прежде чем написать о стихотворении, которое потрясло меня до глубины моей души своей мелодией, своей поэтической силой, возвысив ее, да простят меня за этот пафос, выскажу наболевшее. Сейчас в современном стихотворческом процессе – упаси Боже, не в Поэзии – развелось немыслимое количество так называемых пишущих «спотыкачей», занимающихся словесной эквилибристикой, не жалеющих и не понимающих русского Слова, чь¸ бездарное словоблудие вызывает только отчаяние и уныние. Но, читая стихотворения Людмилы Колесовой, познавая ее поэтический мир, уныние и отчаяние уходят в сторону.
Приведу, наконец, строки настоящего вершинного поэтического шедевра из стихотворения «Родина»: «Свежий ветер с полей, что ж так больно и странно…И бер¸зка, струной натянувшись, звенит…Слушать сердцу нет сил этот оклик гортанный, Этот росчерк небесный, что к югу летит».
И далее, сильнее, звучнее, больнее: Где я? Кто я? Зачем? Ожидаю прощенья На земле, почерневшей средь осеннего дня…Льются звуки с небес, словно благословенье, Словно кто-то там помнит и прощает меня…».
Давно и искренне убежд¸н, что дисциплине образов должна соответствовать дисциплина звука, мелодии, и, добавлю, трудовая дисциплина поэтической души. Не случайно выдающийся поэт Николай Заболоцкий так верно и так пророчески обозначил смысл творчества: «Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день и ночь». Благодаря честной и ответственной работе души поэта, в стихотворении «Родина», равно как и в абсолютном большинстве поэтических произведений книги, состоялась гармония образов, звука, мелодии, это – высший признак мастерства и поэтического таланта.
Об этом она сама, догадываясь, пишет в сво¸м замечательном поэтическом произведении: «…Вступая в такт, гармонию твою, Земля, фальшивым звуком не нарушу. Спасибо, Господи, что я опять пою, Я лишь смычок, Твоей руке послушный».
Угадала, в очередной раз угадала Людмила Колесова одну из основных тайн мироздания – абсолютную гармонию поэтического пространства и земного простора.
Она сызмальства готова к страданиям, к тому ее обязывает чуткое восприимчивое к чужим болям и невзгодам, к всепрощению талантливое сердце: «Мой ангел был готов к страданиям, К тому, что жизнь к нему в штыки… И всем мучителям заранее Простил их смертные грехи…». Или – ещ¸ точнее и больнее вот это е¸ откровение, сопряженное с душевным одиночеством, с осознанием прошлых ошибок и, в связи с ними – потерь: «Родиться б заново и путь начать От родника, от чистого истока, Ошибок прошлых чтоб не повторять, И дать своей душе взлететь высоко. Но не томил тогда б мне сердце стих… Чужая боль не тронет и не ранит То сердце, что не вынесло своих Земных печалей и земных страданий».
Людмиле Колесовой очень близко знакомо чувство творческого сомнения, она с ним живет, она – в н¸м, иначе и быть не может, каждый звук, каждая строка рождается в пространстве е¸ сомнения: «Стою, робея, видно, час настал… Сгораю у Божественной свечи… - О Милосердный, слову научи, Чтоб даже м¸ртвый камень оживал…»
Она догадывается, что ей повезло и с поэтическим талантом, и с проникновенной душой, подаренной ей с рождения: «…И вс¸-таки мне очень повезло, Что есть душа и что душе так больно».
Людмила Колесова думает о Боге и помнит о н¸м ежедневно, ежечасно, она с Создателем не на «ты»: «…Настанет час, когда мы все предстанем Пред Тем, Кому должны держать ответ… И превратятся наши души в камни, От нас зверью летевшие вослед…»
Она верна своей памяти, но порой и «бессонна ночь, к вискам ладони», и сожаление о каких-то забытых мгновениях уходящей жизни: «…Вот так же, разметав границы На стыке уходящих лет, Метель врем¸н заносит лица, Ещ¸ глядящие нам вслед…»
И таких шедевров в книге немало. Главное достоинство книги, на мой взгляд, - свежесть поэтических произведений, в ней представленных.  Они – свежи и органичны, глубоки и образны. Они быстро и навсегда запоминаются, остаются в памяти, во всяком случае, моей, имеет моя память такую особенность, а это для меня – главный критерий поэтического таланта и мастерства.
Немало страниц книги посвящены прошедшим войнам 20-го века, сотрясающим наше Отечество. Беда многих авторов, пишущих о войне, о Родине, в том, что их произведения на данные темы зачастую плакатные, декларативные. Людмилу Колесову миновала сия участь, она смогла найти новые неожиданные образы: «Шагнуть будто в правду – решимость святая…Я вдруг ощутила, что здесь не одна, то вс¸ уже было: Девятое мая, Отец, его сл¸зы, его ордена…. …На площади Красной стою я впервые… Рассветам над нею не будет конца. И синее небо над всею Россией В глаза мои смотрит глазами отца».
Или стихотворение на больную тему для русских и украинцев «Нацисты» - о параде фашиствующих бандеровцев в Киеве. Сейчас об этом пишут все или почти все, но, опять-таки, декларативно и с политическим контекстом. Людмила Колесова нашла и здесь свой яркий поэтический образ: «… О время, искаженное сквозь призму! Легко забылись сл¸зы матерей…. Ты снова стелешь под ноги нацизму Оплаканные пяди площадей…»
И – не менее ярко, не менее талантливо из стихотворения «Реквием Славянску»:  День и ночь, и прицельно и бегло, Рушат Славянск, чтоб жизни – не быть! Этот город бы вырвать из пекла  И под сердцем своим схоронить».
Набатно звучат в книге стихи о России, о е¸ природе, гибнущих или навсегда погибших русских деревнях. Не могу не отметить стихотворение «Забытая деревня» не только потому, что я родом из сельской глубинки, и оно очень близко моему сердцу, а потому что – поэтический шедевр: «Снова манит к деревне заброшенной По тропинке забытой – меня… Обжигает крапивой нескошенной, Не прощая забвенья – земля… Эти хатки с пустынными окнами, Повязавшись по-русски платком, Ходоками идут одинокими, Исчезая за серым холмом… Кем, когда и за что позабытая, На ветру скрипнет, жалуясь мне, Лишь калитка, как птица подбитая, На одной проржавевшей петле.  Озираюсь я гостьей непрошеной, И мрачнея, сгущается лес…. …И цветут васильки, заворожены Синевою ничейных небес…».
На мой взгляд, лучше всего Людмиле Колесовой удаются стихи философского звучания, она – настоящий мастер философской лирики. Эти стихи по объ¸му, как правило, небольшие, но, удивительное дело, все они законченные и глубокие, свежие и образные, и образы эти – настоящие поэтические находки. Эти философские стихи, - просто поэтические жемчужины. Ну, как не привести в пример такое замечательное стихотворение: «Пропала музыка стиха –  По капле вытекла из строчек, Уже пророчествовать хочет Моя невнятная строка. Походка стала тяжелей И холодней глаза и губы, В свои серебряные трубы Уже не плачет соловей.» Людмила Колесова любит окружающий мир – трепетно, искренне, всем своим сердцем: «Мне все друзья: деревья, птицы, звери, Вдали от суеты я в Бога верю…», это ощущаешь, находясь в пространстве вдохновенной книги поэта, е¸ замечательных поэтических произведений.
Поэтическое творчество, это – марафонская дистанция, или, как точно высказалась Людмила Колесова в поистине удивительном стихотворении «Ангел», «урок жестокости и муки». Остановки на этой дистанции чреваты в грядущем творческим бессилием. Сколько их, пишущих, даже на мо¸м жизненном пути, сошло с дистанции, исчезло из поэтического пространства. Все те, кому известна поэтическая кухня, знают, насколько тяж¸л литературный труд, особенно, если он связан с поэзией. Свой поэтический марафон замечательный русский поэт Людмила Колесова преодолевает достойно и честно, доказательством тому е¸ по-настоящему талантливые стихотворения, среди которых немало вершинных. Мне остается ей пожелать новых творческих свершений, а искренности ей не занимать, о ч¸м она талантливо сказала: «В стихах моих ни строчки лжи, В них вс¸ из глубины души. Вмещает вс¸ живое сердце, В н¸м только фальши не пригреться».

 
201311-159.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.10.2020 23:54
    В заброшенном состоянии находится могила Веры Анатольевны на Окопном кладбище. Родник, Институт искусств, Детская библиотека, Физакадемия хотят исправить ...
     
  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...

© 2021 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.