Архив 2013 - 2021 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2017 №1 (197) Январь 2017 г. В поисках радости души

В поисках радости души

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Основы православной культуры

4569023486946Величайший из русских поэтов допушкинского периода Гавриил Романович Державин родился 3 июля 1743 г. (по ст. стилю) в семье мелкопоместных дворян в Казанской губернии.
Образование он получил незначительное - сначала у случайных и весьма мало осведомл¸нных учителей, а потом в Казанской гимназии. В 19 лет он начал службу солдатом в Преображенском полку, впоследствии дослужился до генеральского чина.
Стихи писать начал с юности, так как имел врожд¸нный к сему дар от Бога. В казарме сочинял письма и прошения для офицеров, солдат и казарменные стишки.
В 70-х годах он писал уже песни, басни, оды и эпиграммы. Хотя они и были ещ¸ недостаточно полноценны, но весь облик поэтической системы предсказывал  будущего поэта.
Около 1779 года Державин осознал свой самостоятельный путь в поэзии. В этом году появились первые значительные произведения Державина, напечатанные в журнале «Санкт-Петербургский вестник»: «Ключ», «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока» и другие.
В 1780-1784 годах Державиным создана   ода «Бог», ставшая одним из наиболее значительных его произведений. Он выступил в ней против французских материалистов XYIII века, но не с официально-церковных позиций, а исходя из своего мировоззрения, с его культом стремления человека к Богу.
Ода Державина потрясла весь мир. Е¸ переводили на французский язык не менее 15 раз, на немецкий - не менее восьми, несколько раз – на польский. Кроме того - на английский, итальянский, шведский, чешский, латинский, греческий и японский.
Тема богосыновства красной нитью проходит через оду «Бог».
Всемогущий Господь, сокровенно от нашего сознания, единым словом (имеется в виду творческий акт) прив¸л в бытие материю, из которой впоследствии и создал физический мир. Прославляя промыслительность, всемогущество и предвечность Небесного Творца, Гавриил Романович Державин в оде «Бог» замечает следующее:
Создавый вс¸ единым словом.
В творенье простираясь новом,
Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!
Небо, земля, море и то, что в них создано Богом, целесообразно и прекрасно. Красота и мудрость, проявленные в устройстве Вселенной, и служат одним из вернейших доказательств бытия Божия. Но как ни огромны пространства Вселенной, вс¸ же они являются творением Божиим и посему пред полнотой всемогущества Божия, по словам Державина, составляют лишь одну точку:
В воздушном океане оном,
Миры умножа миллионом
Стократ других миров - и то,
Когда дерзну сравнить с Тобою
Лишь будет точкою одною.
А я перед Тобой – ничто.
Хотя и преступил заповеди Божии человек, погрязши в тине согрешений, но Милосердный Господь не оставил его. По своей неизреченной благости и человеколюбию Бог послал в мир Сына Своего, «чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» /Ин. 3,16/.
Образ Божий, заложенный в человеческом существе Творцом изначала, не упразднился совсем и после согрешения. Несмотря на то, что человек проводит жизнь свою в греховности, вс¸ же душа его стремится к своему первоисточнику – Богу.
Выражая идею богосыновства между Богом и человеком, Державин говорит:
Ничто! – Но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь
Как солнце в малой капле вод.
Ещ¸ в ветхозаветные времена пс. Давид приводил следующую аналогию стремления человеческой души к Богу, говоря: «Как елень стремится к источникам водным, так душа моя желает к Тебе, Боже». Державин также об этом свидетельствует, говоря:
Несытым некаким летаю
Всегда пареньем в высоты;
Тебе душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает;
Я есмь;- конечно есть и Ты!
Целесобразное устройство Вселенной свидетельствует человеку о делах Божиих. Рассматривая и изучая «дела рук Божиих», человек приходит к заключению о реальном существовании Творца. Об этом Державин говорит следующим образом:
Ты есть – Природы чин вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть; - и я уж не ничто!
По словам Державина, человек представляет частицу Вселенной. В пределах физического мира он явится царем над растительным и животным миром. Открывая новые галактики, законы, человек, по заключению Державина, сам особо не мог произойти и является творением Небесного Творца:
Я средоточие живущих.
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю.
Умом громам повелеваю,
Я царь, - я раб, - я червь, - я бог!
Но будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? безвестен;
А сам собой я быть не мог.
И далее великий поэт свидетельствует всему миру, что дивны дела Божии и Своей премудростью сотворил Он вс¸:
Твое создание я, Создатель!
Твоей премудрости я тварь.
Источник жизни, благ Податель,
Душа души моей и Царь!
По благому промыслу Божьему человек создан для прославления Господа, наслаждения бытием и продолжения своего рода. Земная жизнь человеческая является временной. Десница Божия определила, чтобы человек, из персти земной созданный, в землю и возвращался. Но душа человеческая бессмертна и по успении тела отходит к Богу. По этому поводу Державин говорит:
Твоей то правде нужно было,
Чтоб дух мой
    в смертность облачился
И чтоб чрез смерть и возвратился,
Отец! – в бессмертие Твое.
Человек своим разумом бессилен постигнуть полноту существа своего Творца. Размышляя об этом, поэт говорит:
Неизъяснимый, Непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать Твоей.
Но прославлять Бога и стремиться к Нему (своей душой) человек обязан. Ежедневно получая множество благ от Бога, человек часто не замечает сего. Он стремится преимущественно к стяжению материальных благ и наслаждениям житейским. Но сколько бы человек ни стяжал материальных благ, сколько бы ни наслаждался различными житейскими  утехами, его душа не сможет найти отрады и утешения. Только в Боге человек может обрести мир, радость и полное блаженство. Только в Боге успокоится душа его.
Проникнутый любовью к Богу, Гавриил Романович Державин призывает «слабых смертных» тянуться к Богу («к Тебе лишь возвышаться»), поражаясь величию Его творческого гения («В безмерной разности теряться») и за всё благодарить Его:
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слёзы лить.


4568237

НАТАЛЬЯ  ЕГОРОВА
«ВСЯ РУСЬ ПРОЛЕГЛА –
ОТ БОРИСА ДО ГЛЕБА»

Дрожит росой небесный белый крин,
Где с милосердьем слита чистота,
Когда монашка с лилией кувшин
Несет к ногам тишайшего Христа.

И каждый раз – как молния, как стон:
– О, Кто распят был и зачем распят? –
И лилией белеет Твой хитон
В алтарной мгле вселенных и лампад.

Христос мой тихий! Лилия Небес!
По Галилее среди рощ и скал
Ты шел земной судьбе наперерез
И лилии тяжелые срывал.

Так мы, беспечно споря о своем,
Смешная озорная детвора,
Ромашки и гвоздики вольно рвем
В изрытых поймах старого Днепра.

И вдруг нас настигает, словно гром,
Открытый голос правды и вины.
Мы поднимаем головы – и ждем
Ответа напряженной вышины.

Над храмом разоренным облака.
И город в новостройках и пыли.
И душит сердце смертная тоска,
Как будто мимо главного прошли.

И навсегда душа потрясена
Незнамо чем – невнятным сном? лучом? –
И дышит напряженно глубина,
Где все на свете знает обо всем.

И снятся нам цветы в накрапах рос –
В них с милосердьем слит поющий прах.
И судит мир прощающий Христос –
И лилия сияет на устах*.

*В мировой символике лилия, исходящая из уст Христа во время Страшного суда, является символом милосердия.

 
201504-176.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.10.2020 23:54
    В заброшенном состоянии находится могила Веры Анатольевны на Окопном кладбище. Родник, Институт искусств, Детская библиотека, Физакадемия хотят исправить ...
     
  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...

© 2021 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.