Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2017 №12 (208) декабрь 2017 г. Смоленск выставочный

Смоленск выставочный

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

О незабываемом


Александр Березнев, Сергей Поздняков (фото)

    Image folder specified does not exist!
  •  

Ярким событием культурной жизни Смоленска в ноябре стала юбилейная выставка заслуженного художника России Н. И. Агеевой «По силам крест?», проходившая в КВЦ им. Тенишевых и отразившая основные вехи творческого пути Нины Ипполитовны.
Урожд¸нная москвичка, она всю жизнь посвятила Смоленску, куда приехала в 1960 году сразу по окончании худграфа московского пединститута им. Пот¸мкина. Здесь совместно с однокурсниками В. Ельчаниновым и В. Ласкиным Н.И. Агеева стала одной из основоположниц худграфа смоленского пединститута, а в 1969 году, оставив педагогическую деятельность, полностью посвятила себя творческой работе.
Прошедшая выставка приурочена 85-летнему юбилею художницы, то есть посетители могли приобщиться к пройденному в изобразительном искусстве пути Нины Ипполитовны.
Уникальный художник! Едва ли не все наши художники писали Свято-Успенский кафедральный собор, и прекрасно написали, но у Агеевой он особенный!  Абсолютно другой и, в то же время, тот же самый, что у е¸ коллег. Бесполезно пытаться пересказать, это нужно видеть!  Художник Агеева абсолютно непредсказуема. Только у не¸ есть масса интереснейших работ, столь дал¸кой от искусства тематики, как, например, «Пространство пути», «Пространство жизни», или серия «Коридоры».  Для Агеевой в искусстве не существует эстетических табу, вновь и вновь переходя от работы к работе, в этом убеждаешься и дивишься. Нет эстетических измов, Агеевой недоступных. Но чем руководствуется она в своих решениях при создании того или иного образа? Что диктует ей применение элементов кубизма, абстракционизма и так далее? Почему ряд работ написан  в яркой реалистической манере, а другие совершенно в противоположной? Об этом  я попытался разузнать у ряда известных профи. И  вот что получилось. Но прежде фрагмент из вступительного слова на церемонии открытия выставки председателя Смоленского отделения Союза художников, заслуженного художника России, профессора Валерия Гращенкова:
- Нина Ипполитовна Агеева – это имя не просто известное, но, можно сказать, знаковое в мире искусства и в культурной среде Смоленщины. Да и за е¸ пределами этого художника знают и помнят не только профессионалы, но и многие ценители искусства. Е¸ работы экспонировались и на российском, и на международном уровне, многие находятся в интерьерах Смоленщины, в музеях страны и в зарубежных собраниях.
Она вкладывает в свои холсты удивительную душевную тональность, житейское осмысление происходящего, созда¸т свою собственную художественную атмосферу. Образное звучание  - один из основополагающих элементов е¸ композиций, портретов. Неброские, но глубокие чувства характеризуют е¸ персонажей. Как художник, она созда¸т особый мир семейной гармонии с веками сложившимся аристократическим укладом. Теплота и любовь, ценность семьи, высокая нравственная планка – отличительная черта многих е¸ персонажей. И вс¸ это производное личных качеств художника Нины Агеевой.
Свой весьма почтенный юбилей Нина Ипполитовна встречает во всеоружии творческой активности. Она по-прежнему полна новых идей, по-прежнему приносит на выставкомы множество новых произведений, в которые хочется вглядываться, о которых хочется размышлять – в пример многим молодым и не очень молодым смоленским художникам.           
Искусствовед Наталья Вострикова:
- Для Агеевой самое главное – не просто события или предметы, а их поэтическая сущность. Художник воспринимает деревья и цветы, дома и предметы как живые существа, наделяя их вполне человеческой психологией. Поэтому бер¸за у не¸ может кричать под ножом бульдозера, а старый дом, разрушаясь, умирает, как человек.
Агееву интересуют не философские аспекты творчества, а скорее творчество как состояние души, необычность, таинственность и завороженность этого состояния. Поэтому весь строй картины, даже живописная манера Агеевой, меняется. На смену пастозному мазку, хранящему энергичное движение кисти, яркому, «мелодраматичному» цвету приходит сдержанность и строгость почти монохромной живописи. 
Живописная манера Агеевой очень подвижная и гибкая. Картины, написанные в одни и те же годы, порой значительно отличаются друг от друга. Художник не придерживается какого-либо одного при¸ма. Каждый раз, обращаясь к волнующей е¸ теме, Агеева ищет новые выразительные средства, живописную форму, соответствующую замыслу. Для художника быстрый или плавный мазок, корпусное или лессировочное письмо, фактура холста подобны интонациям голоса для артиста. Чем богаче и эмоциональнее идея, тем разнообразнее и тоньше должны быть живописные при¸мы.    
Заслуженный художник России Светослав Арайс:
- У не¸ непростое отношение к миру. На е¸ картинах ничего не решается в лоб, в упор. Очень мало чего-то натуралистического, вс¸ сложное философское, прич¸м в лучшем смысле этого слова. Не нечто надуманное, заумное, а адекватное тем средствам, которые она использует в сво¸м творчестве. Свежее пространство, сложная световая среда, в которую погружены е¸ персонажи почти до полного растворения. Вс¸ это далеко от бытового реализма, но это уже хороший высокий профессиональный уровень. Она как раз нарисует очень убедительно, выверено. Колорит, это средство выражения чувств, каких-то состояний мыслей, идей. Она очень значительный художник. Кажется, совсем недавно была е¸ предыдущая выставка, но это 5 лет назад, сегодняшняя выставка только усилила полученные тогда впечатления. Здесь представлен едва ли не весь период е¸ творчества, вплоть до последних работ. Можно только порадоваться, что среди нас есть такой художник. Каждая е¸ работа - это движение души: маленькое или большое, радость или печаль, или просто раздумье. Это очень вдумчивые работы, и тем они ценны. Желаю Нине Ипполитовне продолжать и дальше сво¸ творчество в том же ключе.
Народный художник России Вячеслав Самарин:
- Мне сегодня здесь почему-то вспомнился сквер Блонье, через который я хожу в мастерскую каждый день. И вот я смотрю, как он менялся на моих глазах. Когда мы только приехали в Смоленск, было очень много потрясающих старинных деревьев. Потом начался лесоповал, я очень переживал, организовалось даже какое-то общество по спасению этих деревьев. Но их вс¸-таки свалили. Остались одни пни, прич¸м, огромные свежие, без какой-либо гнилинки. Вот сейчас думаю про то, что происходит в искусстве, в обществе нашем. Деревья стоят ровненькие, но молодые, а больших, настоящих нет. Когда думаю о том, что сделала Нина Ипполитовна в искусстве, мне почему-то вспоминаются те старые деревья. Наверное, потому, что таких больше не будет до того, как станут большими вот эти вот маленькие, но нам до этого не дожить. Агеева из  последних могикан, из поколения, которому и я принадлежу.
Народный художник России Геннадий Намеровский:
- Сегодня много говорили, что Нина Ипполитовна, как и многие другие приехавшие в Смоленск художники, именно здесь начала свою творческую жизнь, именно в Смоленске начиналась как художник. Здесь она вступила в Союз, и вс¸ е¸ творчество связано со Смоленском. Что для меня важно в е¸ творчестве? Это е¸ философское начало, в смоленской организации много пейзажистов, а мастеров с философским началом очень мало. В Агеевой есть вс¸! И конструирование картины, драматургия картины, будь это жанровая картина либо портрет. Она всегда очень серь¸зно относится к своим произведениям. Очень важно, как каждое из них скомпоновано. Очень важно, что вс¸ нарисовано, она владеет рисунком. Очень важно для не¸ соединение композиционного начала с содержанием, цветом. Ритмическое выстраивание каждой работы. Смотрю на е¸ работу «По силам крест?», где она изобразила саму себя. Мы видим палитру, кисть и саму Нину Ипполитовну. Все годы е¸ творчества в этом произведении отражены. Е¸ творческие размышления, картина сделана скупыми средствами, все  детали - каждая – незаменимы. Картина продумана до мельчайших подробностей, ничего лишнего. Убери с картины кисточку, целое разрушается. Убери палитру – то же самое. Даже глиняный горшок, из которого торчит кисточка, у каждого художника кисти хранятся в горшках.   И ангелочек, и, казалось бы, инородные в композиции какие-то предметы – геометрические тела – но  они держат вс¸ это пространство, дополняют  ход мыслей художницы. В этом есть мастерство, свободная школа. Она вся такая. Я говорил, что искусство - это либо философия, либо поэзия, и это напрямую относится к творчеству Нины Ипполитовны. У каждого е¸ произведения можно размышлять,  каждая деталь продумана. Мне нравятся е¸ портреты, это всегда прочтение человека, его содержание. Это отличает большого художника, и она – большой художник.
И, наконец, приведу мнение учителя Н.И. Агеевой Народного художника СССР и России, действительного члена Российской академии художеств, действительного члена академии образования, профессора Бориса Неменского:
- Нина Агеева является мастером ассоциативно-поэтического восприятия мира. Художник Нина Агеева очень тонко чувствующий инструмент. Она строит образы как поэт – на тонких ассоциациях. Очень нечасто язык е¸ работ приобретает плотность изображаемого материального мира. Часто это даже полунам¸к на зримый образ.
И, естественно, что в годы молодости, в годы веры в прочность мироздания, е¸ работы несут поэзию веры в свет. Но постепенно, особенно в девяностые годы, тревога и горечь в восприятии мира нарастают. Но поиск прочных основ не может  уйти. Это поиск веры в себя. И здесь очень символичный холст «По силам крест?». Холст – вопрос, холст - утверждение. Вс¸ творчество художника Нины Агеевой строится на тонкой перекличке сознания и подсознания, веры, надежды и тревог о дне сегодняшнем и завтрашнем. Она обращается с вопросом и к нам, и к себе: По силам  ли крест? И ей. И нам. Хочется верить – по силам. Каждый настоящий художник, как и Агеева, своим творчеством нес¸т нам эту веру.    
Уважаемая Нина Ипполитовна, от всей души рад поздравить замечательную художницу с открытием персональной выставки. Это произведения талантливой души. Чуткой, отзывчивой на разные проблемы современной жизни. В твоих картинах много светлой мечты, сострадательного сочувствия, это важнейшие качества русского искусства. Их надо особенно беречь и ценить в нашем современном мире. Твои работы позволяют зрителю вглядеться в себя, в окружающую действительность с верой в светлое начало бытия. Находить в себе силы для их созидания. Большая ретроспективная выставка - это значимое событие творческого пути. И пусть этот путь успешно продолжается.
На открытии выставки Валерий Гращенков от имени руководства СХ России вручил Н.И. Агеевой золотую медаль им. В.И. Сурикова.

 
201307_155.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...

© 2020 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.