Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Память

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ГОД  БЕЗ  КОНШИНА


Лариса Русова

    Image folder specified does not exist!
  •  

Прошел год, как ушел из жизни и от нас Николай Сергеевич Коншин – большой русский актер, заслуженный артист России, отдавший служению Смоленскому государственному драматическому театру 35 лет. К первой годовщине ухода Николая Сергеевича  его жена, друг и  многолетняя партнерша по театральной сцене, заслуженная артистка России Людмила Степановна Лисюкова  подарила  друзьям, коллегам, всем любителям театрального искусства нашего города   замечательную книгу, которая называется «Счастливый век Николая Коншина».  В книге  собраны газетные публикации об этом прекрасном человеке и актере, воспоминания самого Николая Сергеевича, письма и фотографии из семейного архива. Составителем этого уникального издания  выступила сама  Людмила Степановна, она же написала вступительную статью, полную любви, восхищения и нежности к человеку, с которым связала ее такая красивая и, в общем, успешная театральная судьба.
На обложке книги «Счастливый век Николая Коншина» фото актера из спектакля Смоленского государственного драматического театра им.А.С.Грибоедова «Вишневый сад».  В нем  Николай Сергеевич блистательно исполнил роль Гаева. На фотографии коленопреклоненный, прощающийся с родовым гнездом герой Николая Коншина.  Вишневый сад продан, уходят в прошлое дворянские усадьбы, их обитатели  навсегда покидают места, где родились и выросли …  А еще на обложке - фотография  грампластинки  на 33 оборота фирмы «Мелодия» с романсами Сергея Рахманинова в исполнении Бориса Гмыри и Зары Долухановой, которые так любил слушать Николай Коншин.  Собственно, эта пластинка принадлежала маме Николая Коншина – профессиональной певице, а к младшему сыну Коленьке перешла по наследству.
В том, что  русские романсы – любимый песенный жанр Николая Сергеевича, нет ничего удивительного.  Романсы - самые яркие музыкальные страницы русской дворянской культуры,  которую исповедовала  семья Коншиных. В этом году роду Коншиных исполнилось 465 лет.
За заслуги перед Отечеством в 1882 году купцам и промышленникам Коншиным было пожаловано  дворянство.  В подмосковном Серпухове Коншины создали крупнейшую в Российской империи текстильную фабрику. К 1917 году текстильное производство достигло высочайшего расцвета. А потом случился Октябрьский переворот, фабрики были национализированы, семья Коншиных подверглась гонениям. В 1932 году арестовали почти всех Коншиных. Кого-то расстреляли, кого-то посадили… Отец Николая Сергеевича Сергей Николаевич пятнадцать лет пробыл в колымских лагерях, а затем получил несколько лет ссылки в Северный Казахстан, где в городе Петропавловске в 1954 году родился Николай Сергеевич.
Закончив Школу-студию МХАТ, артист Николай Коншин работал в театрах: Тулы, где встретился с  молодой артисткой Люсей Лисюковой, Пскова, Перми.  Но Смоленский государственный драматический театр стал главным театром его жизни.  Искусство сцены ему было не только понятно и дорого. Он его чувствовал.  Каждым нервом, каждой клеточкой тела.  Такое среди актерской братии встречается редко. Коншину это было дано свыше.  Он был актером по характеру, по призванию, по судьбе.  Природа одарила Николая Сергеевича всем, что необходимо для этой профессии: рост,  «аристократическая» фигура,  «породистое», очень красивое лицо и, конечно, голос.  Голос у Николая Коншина был необыкновенный. Мягкий, широчайшего диапазона, богатый по тембру «бархатный» баритон. Артисту были подвластны и верхний, и нижний регистры, и даже когда он переходил на шепот, каждое слово, да что там слово, каждая произнесенная буква была слышна в последнем ряду зрительного зала. А зал в смоленской драме, заметьте, почти на тысячу мест.  Николай Сергеевич много играл, был занят в основном репертуаре театра.  Видимо, у каждого зрителя в памяти останется «свой» Коншин. И все-таки для большинства смоленских театралов – это, прежде всего, Несчастливцев и Маргаритов в пьесах А.Островского «Лес» и «Поздняя любовь», мольеровский «Тартюф», Изольд Кукин в «Аккомпаниаторе» А.Галина, Гаев  в «Вишневом саде» А.Чехова, Игорь в  «Пока она умирала» Н.Птушкиной,  Князь в «Дядюшкином сне» Ф.Достоевского. Бесспорно, Алексей Турбин  в «Днях Турбиных» М.Булгакова – блистательный русский офицер, для которого верность присяге и служение Отечеству – главная ценность и смысл жизни. Такие всегда погибают первыми.
Роли Николая Сергеевича Коншина и спектакли, в которых он был занят, можно перечислять долго. Он был востребованным артистом, режиссерам с ним работалось легко и комфортно. Но главное – его любил зритель. На Коншина «ходили». Артиста Николая Коншина знали даже те, кто не догадывался, в какую сторону открывается дверь в драматический театр.  Все праздники в нашем городе, парады и демонстрации сопровождал удивительный голос ведущего Николая Сергеевича Коншина. Его часто сравнивали с легендарным диктором Юрием Левитаном.
Артистов масштаба Николая Коншина в театре называют «поцелованными Богом». Он всегда  «сохранял лицо». В любых ситуациях производил впечатление уверенного в себе, благополучного человека. Наверное, ему не всегда везло.  Конечно, как всем нормальным людям, ему было знакомо и чувство искреннего недовольства собой, и горечь от беспросветной несправедливости житейских обстоятельств. Но Николай Сергеевич обладал высочайшим чувством собственного достоинства, умел уважать себя, а значит, все преодолевать и – побеждать!
В последние годы он много снимался. Осталась пронзительная кинолента «Норильская Голгофа», где Николай Коншин сыграл полковника НКВД – фигуру неоднозначную, трагическую. Охотно занимали его и в программах центральных телеканалов.  Искренняя творческая дружба связывала смоленского артиста с режиссером телеканала «Культура» Ю.М.Кузавковым. Фестивальными наградами отмечена их совместная работа над фильмами «Первый Красный генерал» и «Москва – Берлин. Завтра война». Николай Коншин озвучил  и принял участие в съемках шести фильмов этого режиссера, в том числе  фильма «Вайда. Краски», где великий польский кинорежиссер Анджей  Вайда говорил  уникальным голосом прекрасного смоленского артиста Николая Коншина.
Спустя два дня после ухода Николая Сергеевича  из жизни,  его вдова получила  по «электронке» письмо от режиссера Юрия Кузавкова. Вот некоторые  фрагменты:  «Хорошо помню спектакль в музее Гоголя в Москве и нашу первую встречу. Лет семь назад… Это был «Портрет». Николай Сергеевич играл потрясающе. Легко, точно, объемно. Просто покорил своим исполнением. И желание поработать вместе реализовалось в «Генералах». А ведь я не знал про его семейную историю, про род фабрикантов, оставшихся после революции в России, про репрессированного отца… Но он исполнил эту роль так, как только он мог это сделать. Видимо, то, что пришлось пережить предыдущим поколениям, стало главным человеческим капиталом.  Аристократизм Николая Сергеевича (в самом хорошем значении этого слова) был не заемный, не надутый, а самый что ни на есть настоящий, высшей пробы.  Потом мы много работали вместе, и каждый раз Николай Сергеевич добавлял в палитру что-то новое. Были эпизоды, решением которых он просто поражал меня.  …Вообще, у Николая Сергеевича была  удивительная особенность – его голос не надоедал. Во время монтажа, который длится месяцами, одни и те же эпизоды прокручиваются многократно. Так вот, его голос был настолько деликатен и точен, что входил в фильм без остатка, растворялся в нем, становился его неотъемлемой частью. Наш японский проект, о котором  Вы хорошо знаете, не может запуститься уже три года. И вот вроде бы появились перспективы. Пока, скорее, намеки, но все-таки. К весне могли бы снять и летом записать.  Так и предполагал, что Николай Сергеевич прочитает дневники св. Николая Японского. Даже не думал, что может быть иначе…
Людмила Степановна, крепитесь. Понимаю, что любые слова здесь бесполезны. Но Вы не одни. Не знаю, сколько, но думаю, что многие, очень многие молятся вместе с Вами. Обнимаю Вас. Ваш Юрий Кузавков».
В те скорбные дни годичной давности Людмила Лисюкова получила много соболезнований от самых достойных людей нашего Отечества.  Одним из первых ей позвонил народный художник СССР Илья Сергеевич Глазунов, который попросил непременно издать книгу о Николае Сергеевиче.  Он и деньги  выслал на ее издание.
И вот эта удивительная книжка  увидела свет.  Жаль, что маленьким тиражом. Но будем надеяться, что случится дополнительный тираж, потому что очень многим поклонникам таланта Николая Сергеевича Коншина  хотелось бы иметь  ее в домашней  библиотеке. А еще потому, что  обладает книга «Счастливый век Николая Коншина» некой   знаковостью  – ею отмечен год без Коншина.

Фото из архива семьи
Коншиных.

 
201403-163.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...

© 2020 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.