Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2017 №10 (206) октябрь 2017 г. ОТКРЫТЫЙ УРОК, или Монологи опытного наставника

ОТКРЫТЫЙ УРОК, или Монологи опытного наставника

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Встречи с интересными людьми


Александр МЕЛЬНИК, заслуженный работник культуры Российской Федерации

Едва переступив порог Пригорской средней школы, попадаешь в мир красоты и одухотворенности. В просторных коридорах, холлах и классах представлено художественное творчество юных созидателей: живописные произведения и изделия декоративно-прикладного искусства в традициях школы просветительницы и меценатки Марии Клавдиевны Тенишевой, располагавшейся в имении Талашкино – дореволюционном центре русской культуры.
- Все, что здесь есть, сделано руками детей, - поясняет директор Валерий Павлович ПОНИЗОВЦЕВ – человек с почти сорокалетним опытом работы, заслуженный учитель России, отличник народного образования.

СТАРАЯ ИДЕЯ НОВОЙ ШКОЛЫ

- Каждый ребенок талантлив. Я знаю это от рождения, - утверждает Понизовцев. – Потому что мать у меня учительница была. Государство не может существовать без того, чтобы талант детей не раскрылся. В этом смысл развития, ключевой момент, на котором акцентировал внимание Президент Путин на открытом уроке 1 сентября, когда говорил, что у нас в стране должно быть лучше, чем у других. Поэтому задача-то школы главная не только выучить, но и предложить возможности для того, чтобы талант раскрылся.
Когда я пришел в эту школу, у меня задумка такая была – положить в основу идею сельскохозяйственной школы Тенишевой, где наряду с аграрным образованием давались уроки рукоделия, существовали рисовальные классы, велось обучение игре на балалайке и даже был создан оркестр… По прототипу талашкинской школы я организовывал образовательный процесс здесь, в Пригорском, где работаю с восемьдесят девятого года.
Полагаю, что идеи формирования разносторонне развитой личности не умирают. Они растут и множатся. Такую идею я перенял у дореволюционной просветительницы, считавшей своим нравственным долгом приобщение крестьян к культуре и новым формам хозяйствования.
Сегодня мы должны готовить нового труженика села. Ребенок в будущем должен стать хозяином земли. А хозяином он станет только тогда, когда будет мотивирован на то, чтобы нормально работать на земле, нормальные выращивать урожаи, нормальную получать прибыль.
Дети, которые идут в жизнь, должны быть подготовлены. Что такое себестоимость? Как рассчитывается? И что такое бизнес-план? Что такое рынок? Что такое спрос? Что такое предложение? Должны пройти все этапы создания малого предприятия. И главная цель – это результат. Это результативность и прибыль. Хозрасчет, самофинансирование - что такое? Это все в курсе прикладной экономики. Поэтому этот курс обязательно должен быть в школе, особенно в сельской школе. У меня было малое школьное предприятие, фермерское, где с охотой и явной пользой изучали прикладную экономику. Необходимость в ней очевидна.
Затеянные реформаторами экономические преобразования не дали ожидаемого результата. Почему? Потому что проскочили этап подготовки хозяев в общеобразовательных учреждениях. Если б это делали поэтапно, а не методом шоковой терапии, добиваясь того, чего не может быть в неподготовленных условиях, - если б необходимая подготовка прошла непосредственно в школе, у нас бы сейчас государство было одним из сильнейших и процветающих в мире. Оно и так сильное. Но по темпам развития оно было бы передовым.
Для государства нашего Российского школа должна подготовить созидателя, способного к высокопроизводительному труду, гражданина, действующего в интересах народа. Чтобы спокойно передать новому поколению все, что мы имеем, все, что нажито, все, что сделано здесь, с уверенностью в сохранении и приумножении национального достояния.

ДЛЯ ДЕТЕЙ И ДЛЯ РОДИНЫ

- Вспоминаю, как сам делал выбор профессии. Его определил пример матери. Она учительница была такая, что в Мстиславле, где жили, в очередь родители становились, чтобы их дети попали к ней заниматься. Обратился за советом.
«Знаешь, сын, это такой труд тяжелый. Но когда видишь глаза детей – они блестят, они горят, они светятся доверчивостью и благодарностью – тогда возникает чувство, которое не передать словами». Теперь я понимаю это чувство. Сам испытал счастливое волнение, когда они, школьные питомцы, из маленьких таких становятся серьезными людьми и реализуют в жизни то, что ты постарался в них заложить.
В обществе можно достичь каких-то результатов, когда будет сформирована потребность в успешности. Этой цели служит школьный зал посвящений. Любое достижение, грамота, о нем свидетельствующая, или приз должны быть выставлены для того, чтобы оценить успех. У ребят есть достижения на уровне области, на уровне России - и в учебе, и в спорте, и в творчестве. Здесь, в зале посвящений, мы награждаем, чествуем, воспитываем на достойных примерах. Чтобы нынешние ученики, видя заслуги предыдущих поколений и своих сверстников, были причастны к истории школы и дорожили ее авторитетом.
Создан музей. Там воспитывает история. Талашкинская птицефабрика с центральной усадьбой в Пригорском славилась своими успехами. Ее директор Николай Матвеевич Шкурлов удостоен был звания Героя Социалистического Труда. Его имя присвоено нашей школе.
Мы на каждой линейке 1 сентября и 25 мая, то есть в начале и в конце учебного года, возлагаем цветы к памятнику Шкурлову. Самые лучшие дети удостаиваются этого права.
О Николае Матвеевиче у меня очень теплые воспоминания. Этот человек целиком и полностью отдавал себя Родине и работе. Кавалер четырех орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, заслуженный работник сельского хозяйства РСФСР. Этой отрасли талантливый руководитель отдал жизнь и делал преуспевающими сельскохозяйственные предприятия, которые возглавлял. Имея высшее финансово-экономическое образование, организовывал производство, где бы ни работал, эффективно и рентабельно.
Хотелось бы, чтобы те, кто руководителями становятся, проявляли такую высокую ответственность, имели образование соответствующее, профессионализм и самоотверженность ради улучшения благосостояния страны. Если понимание этого будет достигнуто у воспитанников школы, гражданское общество может рассчитывать на активное, высоконравственное пополнение.
Экскурсии в музее проводят дети. Есть заведующая музеем учительница истории Ольга Ивановна Тихомирова. Молодой инициативный педагог, энтузиаст краеведческого поиска. Изучая историю наших населенных пунктов, пять человек открыли, участников войны, которые не были занесены в Книгу памяти. Оформлен стенд, где по каждому населенному пункту вписаны имена защитников Отечества. В папках собраны воспоминания фронтовиков о Великой Отечественной войне.
Человек, чье имя носит школа, был участником той священной войны. Николай Матвеевич Шкурлов прошел боевой путь от Днепра до Эльбы. Награжден орденами Великой Отечественной войны I и II степеней.
У меня самого отец фронтовик, уроженец Смоленщины. И я передал в музей его боевые награды и орден «Знак Почета», которым он награжден в послевоенные годы.
Среди экспонатов музея есть фрагменты «катюши» - реактивной минометной установки с места гибели батареи капитана Флерова. Ольга Ивановна поддерживает связь с поисковым отрядом, благодаря чему появились эти поистине уникальные предметы.
Оформлена экспозиция, посвященная выпускнику школы Сергею Ухорскому. Он воевал в Чечне, когда там шли боевые действия, и погиб. Награжден орденом Мужества. Память о нем сохраняется в школе.
Отражена история Талашкинской птицефабрики – предприятия, которое славилось не только производственными успехами, но и впечатляющими социально-экономическими преобразованиями. Накоплен материал о школе. Хочу расширить музей.
Коллективным творческим делом было его создание. Собрал я выпускников, собрал учителей, собрал детей, собрал родителей, собрал местных жителей. Говорю: «Денег копейки нет. Желание громаднейшее. Материал богатый. Вс¸ должны привести в систему и представить в музее». Описал, рассказал, что должно быть. Ни одного равнодушного не оказалось. Потолок сделал мой выпускник, тридцать тысяч истратил своих денег. Проводку сделал другой. Стенды сделал третий. Я тоже вложил, конечно, личные средства.
Витражи оформили с изображением смоленских исторических мест, чтобы понимали, что Смоленщина не просто место на земле, а место, где вершилась судьба России. Чтобы воспитанники школы осознавали, что они причастны к истории, и все, что достигнуто, обязательно приумножить должны.
На открытие музея приезжал губернатор Алексей Владимирович Островский. Собрали ветеранов, устроили чаепитие. Приезжал и на последний звонок. Трижды он был. Не просто посещал, но и помог очень сильно. При его содействии пластиковые окна поставили, отремонтировали кровлю и настелили линолеум в отдельных кабинетах. Это человек слова, если он сказал, то обязательно сделает.
Я многих видел за годы своей работы в этой школе. Встречался с Председателем Верховного Совета СССР, был такой Лукьянов. Посещали прежние губернаторы. Обещать – обещают, а как уедут – забывают.
В подробностях ознакомившись с производственной базой и системой дополнительного образования, Алексей Владимирович поддержал: «В таком направлении надо работать, чтобы через интерес, увлеченность воспитывать трудолюбие».
Многих я знал, со многими в хороших отношениях был. Но именно так предметно вникать в суть вопроса или проблемы не каждому дано. Островскому это присуще. Наверно, потому, что у него мать учительница была.
 И наверняка представляя добрые глаза матери, он проявляет сыновнюю заботу о Родине во главе части России, имя которой Смоленщина. Я раньше воспринимал его жестким руководителем. А он, оказывается, душевно очень добрый.
Добросердечность у человека с властными полномочиями – редкая, располагающая к нему особенность, укрепляющая личный престиж и доверие к власти. Чувства доброты сейчас многим не хватает. А когда ты будешь добрым, проявляющим подлинную заботу о людях, то и социальные задачи будут проще решаться, которые актуальны в наше сложное время. Как, например, вложить в основу школы перспективную цель, чтобы она готовила хозяина.

ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ

- Понял за жизнь я и то, что если нет души в деле, все подлежит разрушению. Вот у меня в школе организовывались сельхозбригады, была теплица, в которой продукцию выращивали, реализовывали, деньги получали. Детям зарплата выплачивалась. Ушла Эмма Никитична Кабанова, учительница биологии. Ушла душа – уже все не то.
И уже детям «нельзя» трудиться. Как это нельзя? Я понимаю, имеется в виду разрешение родителей. Есть процентов пять-десять, которые могут бучу поднять в пять секунд и сказать: «Не должны вообще трудиться». Легче так жить. Растить гультаев (то есть праздных людей.- А.М.), бездельников, растить потребителей.
Это очень важный аспект. И я, как с передовой, говорю: производительный труд, обслуживающий труд (поддержание чистоты и порядка в классе) необходим и полезен. Трудовое обучение проверено практикой и никому еще вреда не приносило.
Экономическое образование, юридическое образование – это не образование, которое дает тебе возможность быть настоящим хозяином. Базы-то нет. А база, она тут, в школе. Новые технологии, все остальное – это придет. Это как инструмент формирования человека. А идея главная – в приобщении к труду, овладении практическими навыками и техническими средствами, в подготовке самостоятельных, уверенных, молодых и энергичных тружеников.
И вот Ольга Юрьевна Васильева, которая министром образования пришла, вселила надежду на перемены. Она просто анализирует, использует опыт и видит, что дальше так продолжать нельзя. Не может ребенок развиваться и духовно обогащаться без того, чтобы у него не было трудолюбия, ответственности, бережливости, сознательного отношения к работе.
Пришло, наконец, понимание, что в каждой сельской школе должна быть сельскохозяйственная бригада. В старших классах нашей школы есть факультативы сельскохозяйственного направления. Выпускники получают специальность тракториста-машиниста III класса. Для приобретения практических навыков используется школьный трактор с набором навесных и прицепных орудий. Возделывая землю, ты должен уметь на нем работать. Механизаторы востребованы на селе. Существуют ведь фермерские и личные подсобные хозяйства, предприятия с той или иной долей сельскохозяйственного производства.
Приобщаем детей к техническому творчеству. Создали кружок «Моделист-конструктор». У нас они делают экологически чистый автомобиль, в котором нет бензинового двигателя. Осваивают технику на квадрациклах и учебных картах. Сотрудничаем с Домом технического творчества по внедрению робототехники при активном содействии председателя комитета по образованию администрации Смоленского района Ирины Викторовны Лонщаковой. Она в комитет пришла из сельской школы, хорошо знает ее специфику и проблемы. Поэтому решает их с четким пониманием актуальности и пользы. Все новое должно обязательно внедряться.
Горжусь коллективом учителей, которые самоотверженно трудятся. Я прихожу в свою школу. Учителя и в восемь утра здесь с детьми работают. Приезжают люди из города, удивляются, как учителя относятся к детям. Когда нет необходимости в репетиторах, это - красноречивое свидетельство полной самоотдачи. Для педагогов этих деньги не главное. Для них главное – успех их учеников, в которых они труд свой вкладывают. Поэтому примером они служат. Коллектив замечательный.
Но его надо было сформировать. А это ежедневная, еженощная кропотливейшая работа. Приходит молодой педагог. Опыта мало, требований много, чувство локтя своего коллеги отсутствует. Коллективизм, готовность к взаимодействию, исполнительность, следование традициям - все это необходимо в практической деятельности. Установленные правила и сложившиеся традиции нарушать никак нельзя. Поэтому существует система наставничества. Опытные педагоги помогают молодым быть на уровне требований нашей школы.
В этом году пришло девять человек пополнения. И среди них есть бывшие выпускники наши. Они знают, как надо работать, что надо делать и на что усилия направлять. И те, которые извне приходят, при доброжелательной поддержке наставников вливаются и становятся лидерами нашего коллектива.
Производится мотивирование работы – и материальное, и моральное. Первые в рейтинге учителя премируются. Происходит поощрение участников конкурсов профессионального мастерства – таких, как «Учитель года», «Лучшее – детям», «Самый классный классный»… Я и сам в прошлом году принял участие в новом конкурсе «Лидер образования» и стал победителем. В каждую награду ты вкладываешь все - знание, мастерство, опыт, душу и сердце.
Говорят: «С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь». Руководитель обязан быть примером. И он не должен относиться к подчиненному, как работнику, а не как к человеку. Каждому важно чувствовать плечо, уважение и поддержку в любую минуту. Тогда человек будет готов на полную самоотдачу. Да еще плюс уважение родителей. Да еще плюс уважение детей.
Наша школа лучшая в районе уже в течение десяти лет по количеству победителей и призеров в предметных олимпиадах. И даже выходим на Всероссийские предметные олимпиады. По ЕГЭ итоги государственной аттестации у нас тоже хорошие. Это благодаря стараниям наших учителей, преданных своему долгу и своему предназначению. Именно поэтому у нас и достижения есть.
Сложился коллектив единомышленников – союз людей, которые горят на работе. Создавая систему дополнительного образования, собрал вокруг этого направления работы увлеченных, талантливых людей.
У нас восемьдесят процентов выпускников поступают на бюджетные места не только в смоленские учебные заведения, но и в Санкт-Петербург, и в Москву. Это показатель их усердия и результат учительского труда. Качество знаний хорошее. Спортивная подготовка на должном уровне. Конкурентоспособен наш выпускник. Кругом специализированные учебные заведения. А мы конкуренцию создаем и лицеям, и гимназиям, и спортшколам.
Большое удовольствие и радость мне доставляют письма, которые присылают из учебных заведений. В них выражается благодарность за подготовку выпускников. Признаются, что вузовские преподаватели на первых порах не верили, что ее качество в сельской школе может быть таким высоким.

У ВЛАСТИ НА ВИДУ

- Первого сентября депутат Государственной думы Ольга Владимировна Окунева проводила открытый урок в нашей школе для старшеклассников и вручила Благодарственное письмо за плодотворную организационно-педагогическую работу, активную общественную деятельность, значимый вклад в обучение и воспитание детей. Это престижная для нас оценка.
Был еще федеральный инспектор по Смоленской области Алексей Павлович Брылев. Он тоже дал высокую оценку школе.
Ольга Юрьевна Язева, возглавляющая Смоленский район, вручила кубок как лучшей школе по итогам минувшего года. С администрацией района сложились добрые отношения. Чувствуем неизменную поддержку в делах и начинаниях наших. Сказывается, полагаю, то обстоятельство, что Ольга Юрьевна в прошлом связана с воспитанием детей. И как наша коллега прекрасно понимает роль и значение системы образования. С ней очень просто разговаривать. Потому что человек корнями там, где мы сейчас. Взвешенные принимает решения. Умеет их обосновать.
Я стал депутатом районного Совета пятого созыва. Случайных людей там нет. Если ты попадаешь туда, тебе доверяют люди, тебя избирают. В составе думы пятнадцать человек. Мы представлены различными партиями. Я вхожу в районный политсовет партии «Единая Россия». Это не значит, что мы должны «бодаться» и действовать в ущерб интересам наших избирателей. Мы все, депутаты, беспокоимся о благосостоянии и о будущем нашего Смоленского района, региона и России в целом. Но способы достижения цели могут предлагаться разные. Поэтому иногда возникают разногласия, которые нивелируются путем предварительного обсуждения перед каждым заседанием думы. И правильно сделал ее председатель Юрий Геннадьевич Давыдовский, который организовал эту работу. Он требовательный, настойчивый и вдумчивый руководитель, обеспечивающий баланс депутатских интересов.
Надо отдать должное депутатам областной думы Виктору Алексеевичу Разуваеву и Артему Сергеевичу Малащенкову. Первый - в прошлом году за свои деньги сантехнику поменял в школе. Второй – оплатил проектно-сметную документацию по школьной столовой. И эти примеры не единственные.
Когда меня избрали районным депутатом, несколько легче стало жить. Потому что часть депутатских средств использую для того, чтобы школе помочь. Часть – выделяет глава сельского поселения Олег Анатольевич Гончаров. Каждое двадцатое число месяца заседает общешкольный совет. На нем непременно присутствует глава поселения. Все вопросы, которые возникают на совете, решает. Ни от одного не устраняется. В отличие от тех местных начальников, которые были среди его предшественников.
К примеру, когда я пришел сюда, начал строить жилье для учителей. Надо было за наличные средства купить дома щитовые. Райпотребсоюз не продавал перечислением. За это могли объявить выговор как минимум. Я уже договорился о приобретении шести домов. Целую улицу собирался построить. Удалось – только два дома.
Прихожу к руководителю местной власти. Он воспротивился: «Что ты? Мне выговор будет». Возражаю: «У меня их двадцать два или сорок два». Когда был директором небольшой восьмилетней школы, тоже строил дома для учителей. И строительство второго корпуса школы в Пригорском сразу легло на мои плечи после перевода сюда директором.
Бесполезно. Непоколебимо уперся приставленный к должности исполнитель. Своя рубашка оказалась ближе, чем общественный интерес.
Гончаров - стратегически мыслящий руководитель, ставящий перспективные задачи. Не маленькие – надо лампочку вкрутить или подвесить, что необходимо населению вот сейчас. Маленькие эти задачки могут решаться отчасти самими жильцами, отчасти заинтересованными людьми. Но если у руководителя нет целей и задач на перспективу, поселение обречено на плачевное существование. Гончаров поставил задачу сделать котельную. Сделал. Решил улучшить водоснабжение. Взял на себя ответственность и пробурил новую скважину без проволочек и долгих согласований. Если ты действуешь во благо людей даже вопреки циркулярам, спустя некоторое время они это оценят и будут отзываться добрым словом.

* * *

Забота о школе на всех уровнях власти – предпосылка государственной стабильности в настоящем и будущем. Поскольку доверие к власти поколений, вступающих в жизнь, не абстрактное понятие, а убежденность, основанная на фактах.

 
201604-188.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.10.2020 23:54
    В заброшенном состоянии находится могила Веры Анатольевны на Окопном кладбище. Родник, Институт искусств, Детская библиотека, Физакадемия хотят исправить ...
     
  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...

© 2021 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.