Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2017 №10 (206) октябрь 2017 г. Туринская плащаница – пятое Евангелие, скрытое на самой древней фотографии

Туринская плащаница – пятое Евангелие, скрытое на самой древней фотографии

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Основы православной культуры


Петрова Елена Михайловна,  кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии СмолГУ

                               Окончание. Начало в №9(205)


«Блаженны не видевшие и уверовавшие», — сказал Спаситель апостолу Фоме, когда тот вложил пальцы в Его раны. Увы, почесть себя «не видевшими и уверовавшими» мы, «граждане XXI века», не можем, потому что увидеть Туринскую плащаницу — это почти то же самое, что вложить персты в крестные раны Христа.


Если дело обстояло так, как предполагают историки Туринской Плащаницы, если Туринская Плащаница и православный «Hерукотворный Образ» из Едессы - один и тот же предмет, то мы можем проследить историю Плащаницы вплоть до 525 года, когда святой Мандилион был обретен спрятанным в стенной нише над городскими вратами в городе Едесса на севере Месопотамии (современный г. Урфа, Турция). Это событие радикальным образом повлияло на канон изображения Господа Иисуса Христа. Дело в том, что до VI века Иисуса Христа изображали круглолицым, без бороды и с короткими волосами. Ученые находят более двадцати признаков, по которым можно отождествить образ на иконах «Hерукотворного Спаса», списанных с Мандилион, и образ на Туринской Плащанице. Имеются признаки, по которым можно судить, что копии делались именно с Туринской Плащаницы. Так, грубая структура нитей на ткани Плащаницы в области между бровей и струйка крови посреди лба привели к возникновению характерных черт, которые можно обнаружить на иконах «Hерукотворного Спаса», например вбивающиеся на лбу Спаса пряди волос (пот¸ки крови на плащанице).
В Едессу Плащаница или Мандилион попадает благодаря царю Абгару V, правителю Едессы, современнику Иисуса Христа, и благосклонному к христианству. Однако сын Абгара обратился к язычеству, следствием чего и стало захоронение Плащаницы, которая была обретена спустя двести пятьдесят лет в 525 году.
О том, что Плащаница существовала и раньше, что она не погибла при Понтии Пилате, мы узнаем из апокрифов второго века - «Евангелие от Евреев» и «Тайны деяний Спасителя», а также из повествования четвертого века о святой равноапостольной Hине, просветительнице Грузии. Таким образом, историю Плащаницы, хотя и пунктирно, удается восстановить вплоть до дней Иисуса Христа.
По преданию Плащаница какое-то время хранилась у святого апостола Петра, а затем передавалась от ученика к ученику. В сочинениях доконстантиновой эпохи она практически не упоминается, ибо это была слишком большая святыня и сведения о ней могли бы послужить поводом для поисков ее языческими властями и привести к ее уничтожению.
Известно, что сестра императора Феодосия II святая Пульхерия в 436 г. поместила Плащаницу Христа в базилику Пресвятой Богородицы во Влахерне, близ Константинополя. О Святой Плащанице упоминает в своем письме святитель Браулин, епископ Сарагосский.
В 640 г. Арнульф, епископ Галльский, в описании своего паломничества в Иерусалим упоминает Святую Плащаницу и дает ее точное измерение. О пребывании Святой Плащаницы в Иерусалиме в первых годах IX в. свидетельствует Епифаний Монако. Возвращение Святой Плащаницы из Константинополя в Иерусалим в VII в. связано, видимо, с развитием в Византии иконоборчества (635- 850 гг.) и опасностью ее уничтожения.
В конце XI в. вновь появляются сведения о Святой Плащанице из Константинополя.

Научные исследования
Плащаницы

Главный вопрос, которым задаются все ученые, состоит в следующем: является ли Туринская плащаница той самой подлинной Плащаницей, в которую Иосиф из Аримафеи положил снятое с креста пречистое тело Богочеловека, и в которой Он Воскрес?
Научное исследование изображения на плащанице началось в Сорбонне в 1900 г. Профессор сравнительной анатомии Айвес Делаж с очевидностью доказал, что изображение является анатомически безупречным до мельчайших подробностей. Характерные особенности суровости смерти, истязаний плетью, ран, потоков крови показывали, что изображение является отражением какого-то неизвестного науке процесса, который запечатлел на ткани цветное, негативное, анатомически правильное изображение замученного на кресте, а затем погребенного в этой льняной ткани Человека.
 Полотно показывает, что Страдавший и Погребенный был жестоко избит римским флагрумом, что Он был увенчан шипами; что он жестоко истекал кровью, что Он нес на плече изранившую Его тяжелую балку, а грудь Его пронзили копьем. Образцы из отпечатка в области ступни содержат арагонит с примесью железа и стронция. Такое вещество встречается редко, но его находят в выборках почвы из Иерусалима. При фотографировании в поляризованном свете пятен крови на Плащанице, некоторые пятна оказались более темными, чем прочие. Дальнейшее исследование выявило, что на кончике носа, на колене, нижней части ног, и ступней кровь смешалась с пылью. Последующий анализ показал, что пыль на носе, колене и ногах одного и того же вида. На основании этих данных можно заключить, что Тот, Кто отпечатался на Плащанице, неоднократно падал под тяжестью поперечной балки креста, в то время когда Его вели на казнь.
Кто же ходил по Палестине в I веке? Кого осудивши на страшную смерть, подвергли бичеванию и пригвоздили ко кресту? Кого пронзили копьем? Кто жестоко страдал и был погребен в этой Плащанице? Кто восстал из нее по прошествии малого времени, не потревожив никаких следов? Напрашивается только один вывод!

Изучение ткани
Туринской плащаницы

Материал прекрасного полотна Туринской плащаницы представляет собой отрез льняной ткани длиной 4,36 м и шириной 1,1 м. Размеры эти отнюдь не случайны. Они соответствуют 8 на 2 локтей (cubits), то есть древнейшим мерам длины, применяемым в античном мире. В том числе их использовали в Израиле.

Еще в 1976 г. ткань была подробно изучена Raes, который определил ее как старинное льняное полотно, сотканное зигзагом 3 на 1.
Достоверно установили следующее: льняная ткань Туринской плащаницы имеет примесь хлопка с Ближнего Востока, по своему типу принадлежит к тем же тканям, которые найдены археологами и относятся к самому началу нашей эры, спрядена вручную и соткана на ручном ткацком станке по всем правилам Иудейских предписаний, а ее размеры кратны стандартным мерам длины, применяемым в античности. Никаких противоречий с Евангельским повествованием не обнаруживается!
В 1978 г. криминалист доктор Фрай установил, что на Плащанице имеются 49 различных видов пыльцы растений (58 минус 9 общесредиземноморских видов). Из оставшихся: 13 видов произрастают только в районе пустыни Негев и в области Мертвого моря, 20 видов кроме того – в степных районах юго-западной Турции и северной Сирии, а также в районе Стамбула, 16 видов относятся к растениям, произрастающим в различных местах, в том числе – Европе. Таким образом, доктор Фрай научно установил, что Туринская плащаница находилась в прямом контакте с окружающей средой в древней Палестине, на территории древней Эдессы, в Константинополе (ныне – Стамбул), и в Европе. Этот вывод точно соответствует как имеющимся в нашем распоряжении историческим фактам, так и древним преданиям о перемещениях Туринской плащаницы.

Пятна крови на Плащанице

Следующая сфера исследований дотрагивается очень деликатной, но на редкость важной области – мы прикасаемся к кровавым следам, облик которых способен привести в благоговейный трепет. Обращая взор на ткань, мы видим, что все тело покрыто ранами от глубоких ссадин при бичевании, запекшаяся кровь в которых имеет кармино-красный цвет. Крупные пятна крови такого же цвета покрывают места, по которым она текла из пронзенных рук и ног, с большим благоговением мы созерцаем поток крови от прободения копьем в области груди, ручейки запекшейся крови на голове от проколов шипами. По сути дела вся плащаница залита кровью!
Как это может быть, говорит наш пораженный разум? Быть может, перед нами совсем и не кровь? Но исследования под микроскопом нитей, извлеченных в 1978 г. как из области изображения, так и из области кровяного пятна, показали, что на нитках ткани нет ни малейших признаков пигментов или красителей, с помощью которых можно было бы окрасить плащаницу, чтобы получить изображение. Естественным образом кровь пропитывает верхнюю часть волокна, а в просветах между нитями и на самой ткани нет постороннего красящего материала. Учеными было проведено 12 специальных тестов, которые подтвердили, что на Плащанице находится действительно настоящая человеческая кровь IV группы.

Возраст Плащаницы

Еще один наиважнейший вопрос, который будоражит умы ученых – каков истинный возраст плащаницы.
Неразрешимая проблема, которая встала перед учеными, изучающими Туринскую Плащаницу, это результаты по датированию Туринской Плащаницы радиоуглеродным методом, полученные в 1988 г. В этом году было позволено отрезать от Плащаницы кусочек ткани размером около семи квадратных сантиметров. Датирование было осуществлено тремя независимыми лабораториями, которые пришли к одинаковому результату: Туринская Плащаница была изготовлена в XIV веке, т. е. не является подлинной Плащаницей Иисуса Христа.
Этот результат приходит в противоречие со всеми другими фактами. Для объяснения результатов датирования радиоуглеродным методом была предложена гипотеза о превращении изотопов углерода в ткани Плащаницы в результате ядерных реакций, вызванных жестким излучением неизвестной природы. Однако ядерные реакции начинают происходить при столь высоких энергиях, при которых ткань Плащаницы становится совершенно прозрачной, и таким излучением невозможно будет объяснить возникновение изображения в тонком поверхностном слое толщиной порядка 10 микрон.
Однако в истории Плащаницы задокументированы события, при которых полотно ее должно было быть загрязнено более молодым углеродом. В 1508 г.Плащаницу торжественно вынесли на поклонение народу и, чтобы доказать ее подлинность (что Плащаница «все та же», неписаная), долго кипятили ее в масле, подогревали, мыли и много терли, но не могли снять и уничтожить отпечатков. При этом загрязнение могло произойти за счет углерода масла; кроме того, в результате подогревания могло нарушиться равновесие изотопной системы. Плащаница неоднократно горела или, во всяком случае, попадала в пожары в 1201, 1349, 1532, 1934 гг. На ней хорошо видны следы этих пожаров, в том числе даже следы капель расплавленного серебра, прожигающих ткань. Например в 1532 году Плащаница сильно пострадала от пожара в соборе французского города Шамбэри. Серебряный ковчег, где она хранилась, расплавился, помещение храма было сильно задымлено и в этих условиях Плащаница находилась несколько часов.

Как был создан образ
на туринской Плащанице

Прямые научные исследования Плащаницы смогли дать ответ на первые два вопроса: о природе изображения и о природе пятен крови на ней. Однако попытки понять механизм возникновения образа на Плащанице встретились с непреодолимыми трудностями. Ситуация в исследованиях Туринской Плащаницы сейчас сложилась таким образом, что полученные о ней сведения достаточны, чтобы отвергнуть все гипотезы, предлагаемые для объяснения механизма возникновения образа.
Эти гипотезы можно разбить на четыре класса:
- Туринская Плащаница - произведение кисти художника (явно не реально)
- Образ на Туринской Плащанице - результат прямого контакта с объектом
- Образ на Туринской Плащанице - результат диффузионных процессов
- Образ на Туринской Плащанице - результат радиационных процессов.
 Эти гипотезы были подвергнуты теоретическому и экспериментальному исследованиям, в частности, д-ром Джексоном. Было показано, что контактные механизмы позволяют передать тонкие детали поверхности объекта, но они не способны создать образ, который интенсивностью цвета передавал бы плавно изменяющееся расстояние между тканью и объектом. С другой стороны, диффузионные и радиационные процессы, с учетом поглощения в среде, могут создать образы, которые несут в себе информацию о расстоянии между объектом и тканью, но они не способны создать образы, обладающие нужным разрешением, т. е. обеспечить достаточно высокую точность в передаче деталей, какую мы находим в изображении на Туринской Плащанице.

Но самая главная тайна святой Плащаницы в том, то она – свидетельство не только или не столько смерти Иисуса Христа, но, прежде всего, Его Воскресения. Все гипотезы, которые были предложены для объяснения механизма возникновения образа на Плащанице, опровергаются теми данными, которые получены при исследовании Туринской Плащаницы. И ученые вынуждены делать предположение о неестественном происхождении этого образа. По мнению ученого-физика, сотрудника российского центра исследования Плащаницы при Сретенском монастыре в Москве А.В. Белякова, в момент Воскресения Иисуса Христа Его тело исполнилось Божественными энергиями, которые не распространялись как радиация, как излучение. Эта энергия напоминала Неопалимую Купину, то есть огонь горел, но не распространялся, а имел форму человеческого тела. Но плотность этой энергии быстро падала в зависимости от расстояния. Только предположив такой механизм, мы можем, исходя из одних данных, полученных на Плащанице, просчитать и другие. И тогда получается, что Плащаница нам являет не только образ смерти Христа, но и образ Воскресения.
Таким образом, Лик Туринской Плащаницы – свидетельство реальной правды того, что «изначала сущий» Иисус Христос остается реально «сущим» и по сей день. За два года до прихода грозного, поистине апокалипсического ХХ века Он явился людям не древней иконой, обретенной ребенком на пепелище, как Казанская Божия Матерь, не чудесным видением, подобным чуду Преображения, он предстал при свете красной электрической лампы в оснащенной по последнему слову техники фотолаборатории в виде проявленной фотопластинки, словно два тысячелетия только и ждал открытия фотографии... Современное человечество узрело фотопортрет Бога. Он вновь явил себя – теперь уже в XXI веке, почти невыносимым для нашей психики смещением всех понятий, сбоем всех представлений о научном прогрессе, о мировосприятии современного человека... Как принять, как осмыслить такое: эксперимент, проделанный на компьютере, – и возникающий на экране Иисус Христос. Взгляните на этот поразительный образ, на Лик Туринской Плащаницы, открывший глаза. Спокойный, мудрый, но несколько отрешенный взор Синайского Пантократора, соединившись с ликом Туринской Плащаницы, изменился. Иисус словно вопрошает нас о чем-то, скорбит, ждет отклика. 
Сегодня мы видим в представшем перед нашим взором Образе Человека, прошедшего свой земной путь тысячелетия назад и таким же далеким от нас, как ветхозаветный Адам; Богом, взирающим с алтарной стены храма, запрестольным образом, иконой – чем-то сакральным, требующим ритуального поклонения, но столь же далеким, чуждым нашей современной житейской суеты? Смыкаются тысячелетия, исчезают грани времен; здесь, сегодня, сейчас звучат обращенные лично к каждому из нас слова надежды, утешения, но и укора, и серьезного предупреждения, которым не стоит пренебрегать,
– Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28: 20)».

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

01_05-186-2016.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...

© 2019 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.