Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2017 №10 (206) октябрь 2017 г. Владыка Пимен – мыслитель и проповедник

Владыка Пимен – мыслитель и проповедник

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Смоленские имена в истории Отечества



Анна Лапикова

Непросто служить Отечеству, которое всячески дистанцируется от тебя. И если не видит в твоей особе прямого врага, то уж как минимум идеологического противника. Парадокс заключается еще и в том, что главное назначение твоей деятельности - именно служба. Да, служба во имя Господа, в православной церкви. Но кто сказал, что это никоим образом не сочетается с интересами Отечества? Ведь не случайно еще в девятнадцатом веке человек, тесно связанный с нашей Смоленщиной, министр народного просвещения Сергей Семенович Уваров вывел знаменитую триаду - «православие, самодержавие, народность». Именно в ней он видел «якорь» спасения России. Кстати, это то, что сегодня все чаще и чаще звучит из уст высоких политиков. Правда, «триада» формулируется другими словами, но суть остается прежней. Это сейчас. А человеку, о котором ниже пойдет речь, выпало на долю жить во времена, когда государство и церковь зачастую оказывались по разные стороны баррикад. И тот же Никита Сергеевич Хрущев обещал в конце семидесятых показать по телевизору последнего советского попа.
Владыка Пимен, в миру Дмитрий Евгеньевич Хмелевский, к таким заявлениям относился спокойно-иронично. Вот хотя бы такой случай.
В середине пятидесятых на выставке живописца Павла Корина в Академии художеств экспонировалось его полотно «Русь уходящая». Группа священников во главе с патриархом Алексием 1 пришла на выставку. Кто-то из посетителей пошутил: «Вот Русь уходящая ходит и уходит». На что Пимен, в то время он был наместником Троице-Сергиевой Лавры, громко парировал: «А мы еще вернемся!». К слову, в ответ раздались хохот и аплодисменты.
Очень сложно коротко рассказать о такой масштабной личности, каким был отец Пимен. Поэтому акцентируем внимание на тех фактах его биографии, которые связаны со Смоленском.
Будущий архиепископ Саратовский и Вольский Пимен родился в нашем городе 26 сентября 1923 года. И нарекли его Димитрием. Отец - Евгений Михайлович Хмелевский, москвич, окончил юридический факультет Московского университета, работал юрисконсультом в Москве, в 1918 году был направлен в Смоленск в качестве юрисконсульта Смоленского госбанка. Здесь он знакомится с Марией Евгеньевной Львовой. Была она из старинного дворянского рода, занесенного во вторую часть родословной книги Смоленского дворянства. Ее родной брат – Павел Евгеньевич Львов состоял на должности губернского секретаря, что следует из Памятной книжки Смоленской губернии на 1915 год. Кстати, и Хмелевские были известны на Смоленщине. Эта фамилия часто встречается среди дворян Духовщинского уезда.
Дмитрий Хмелевский был единственным и поздним ребенком. При его рождении матери исполнилось 40 лет, а отцу 39. Жила семья на улице Интернациональной, до революции Большой Одигитриевской, ныне имени Докучаева, в доме ¹ 27. Здание, надо полагать, деревянное, до наших дней не сохранилось. Хотя на северном склоне, обращенном к Соборному холму, есть руины какого-то деревянного строения. К 1100-летнему юбилею Смоленска архимандрит Пимен писал: «Соборная гора — одно из древнейших мест города Смоленска — названа так в связи с постройкой на ней Владимиром Мономахом Успенского собора (1101–1103 гг.). В этом соборе была помещена величайшая святыня города — Чудотворная икона Божией Матери. Небесной Покровительницей великого города является Владычица Богоматерь Одигитрия — Путеводительница, ведущая истинных чад Церкви Христовой по пути истины и вечного спасения».
Сведения о рождении владыки Пимена хранятся в архиве Саратовской епархии.
В своем дневнике в последний год своей жизни -1993-й – он сделал такую запись: «Вспоминал о своих детских годах, они как будто недавно были. И вот уже 70 лет. Помню, мама рассказывала мне, что когда я рождался (в Смоленске на Одигитриевской улице), то в этот момент звучал в Успенском соборе колокольный трезвон. Это была всенощная перед Воздвижением. А когда спустя несколько дней меня крестили, то крестивший меня иеромонах Симфориан, по рассказам моей няни Людмилы Анастасьевны Красносельской, поцеловал мои пальчики, и когда мама моя спросила, зачем он это делает, он сказал: “Монахом будет”, а потом еще раз поцеловал пальчики и сказал: “Архиереем будет”. Этот рассказ няня передала мне, когда мне было 18 лет, то есть еще ни о каком монашестве речь не шла».
Учился Дмитрий Хмелевский в одной из смоленских школ. К сожалению, по имеющимся в смоленском архиве документам не удалось установить, в какую именно школу начинал ходить маленький Дмитрий. Известно, что девятый класс он окончил в тогда только что открывшейся 26-й школе имени Пушкина. В последний год обучения в июне 1941 года директором школы Андрониковой ему была выдана похвальная грамота ¹ 34 за отличные успехи и примерное поведение.
Война застала семью Хмелевских в Смоленске. В своем дневнике в записи, датируемой 24 января 1982 года, владыка Пимен, бывший в этот день в родном городе, записал: «Воскресенье. Служил обедню в Успенском соборе. Днем ездил с родственниками на кладбище. Вечером выехал из Смоленска, причем с большим трудом, билет достали за 2 часа до отхода поезда. Долго не мог заснуть. Вспоминал часы, проведенные в родном Смоленске. Мама рассказывала, что когда я рождался, в этот момент совершался колокольный трезвон в Смоленском Успенском соборе. Это было в1923 году в канун Воздвижения. Рядом с польским кладбищем до сих пор стоит одноэтажная глазная больница. Когда в 1941 году немцы вступали в Смоленск, в районе нашей улицы ложилось много снарядов, и мы с родителями решили уйти из этого района, как раз в сторону кладбища. Там была относительная тишина. Мы зашли в глазную больницу. В ней никого не было. Сидели там, отдыхали. И вдруг слышим грохот. Мимо больницы двигался немецкий танк, а на нем сидели человек 10 солдат. Это был первый танк и первые немцы, которых я увидел во время войны. Танк остановился, немцы подбежали к нам и приставили винтовки нам к груди. Они что - то кричали, кажется: «Где большевики?» Я набрался смелости и сказал, что мы здесь случайно, спасаемся от снарядов, находимся здесь несколько часов и никаких большевиков не видели. Немцы удивились моей немецкой речи, опустили винтовки и посоветовали уходить из этого места, так как сюда идут новые танки. Мы пошли. Направление было как раз в сторону дома. По пути нас снова остановили немцы и заперли как бы в тюрьму: в здании бывшей школы с железными решетками на окнах. Сюда собрали человек 12 русских. Когда немец вталкивал меня в эту комнату, он ткнул дуло пистолета мне в лицо и что - то кричал. Я на всякий случай сказал, что со мною больные и старые отец и мать. Моя немецкая речь, видимо, опять повлияла благотворно. Когда наступил вечер, я обнаружил, что одна решетка на окне свободно вынимается. Мы ее вынули, открыли окно и быстро побежали через огороды домой. Все это я вспоминал, посещая могилу отца и матери на польском кладбище».
Родители тогда еще Дмитрия Хмелевского умерли в 1942 году, были похоронены на польском кладбище. Попытка найти место их захоронения оказалась безрезультатной. Что и понятно смолянам, знающим, в каком состоянии находится этот некрополь. Хотя в дневниковой записи, датированной 1990 годом, отец Пимен пишет о посещении могил своих родителей. Во время оккупации, чтобы не умереть с голоду, Дмитрий вынужден работать помощником бухгалтера в одной из городских столовых, параллельно учился в открытой немцами смоленской учительской семинарии. Тогда же он прибивается к семье настоятеля Тихвинской кладбищенской церкви протоиерея Иоанна Андреевича Голуба (впоследствии он служил настоятелем Свято- Андреевской церкви города Борисова Минской области). Отца Иоанна и его жену Стефаниду называл своими приемными родителями. В оккупацию после возобновления службы в Успенском соборе, Дмитрий становится там иподияконом.
Что подвигло юношу, выросшего в стране, где атеизм был возведен в ранг государственной идеологии, вступить на путь служения Церкви Христовой? Несомненно, сказалось воспитание в семье, где родители были глубоко верующими людьми. А позднее, после их смерти, сильнейшее влияние на его мировоззрение оказал приемный отец. А вот что об этом пишет сам владыка:
«В Церковь меня привело восхищение перед красотой, которую я, будучи еще ребенком, видел, посещая храмы с матерью. Потом пришли годы, когда Церковь стали преследовать, церковнослужителей и сами храмы уничтожать, а иконы, собранные в громадные кучи, сжигать. При виде всего этого крепло во мне чувство - защитить эту красоту, отдать вере жизнь и связать с ней свою судьбу навсегда и бесповоротно».
И еще такой отрывок из «Бесед» саратовского писателя Бориса Дедюхина с архиепископом Пименом: « Неизвестно, что стало бы с Димой Хмелевским, не окажись он случайно на антирелигиозной лекции. Докладчик - атеист так неуклюже доказывал, что Бога нет, так примитивно высмеивал находившуюся в зале богомольную старушку, что мне захотелось разобраться во всем самому. Я пошел в Церковь, там мне понравилось — я нашел и стал читать Евангелие и поверил, как верую и сейчас».
5 октября 1943 года указом митрополита Минского и Белорусского Пантелеимона (Рожновского) Дмитрий Хмелевский был направлен на послушание в Жировицкий мужской монастырь, о чем сохранилось свидетельство на немецком языке за подписью члена Православной Духовной Консистории города Минска отца Иоанна Голуба.
Около двух лет работал там сельскохозяйственным рабочим, кладовщиком. Тяжелый труд, суровые условия жизни, подорванное голодом здоровье – все это будило неуверенность в способности нести монашеское послушание. Появилась малодушная мысль оставить монастырь. За подкладкой пальто Дмитрий хранил немного золота, доставшегося от матери. Именно на него он рассчитывал купить билет. Но выяснилось, что золото украдено. Провидение спасло от поспешного решения.

Продолжение следует.

 
01_08-192-2016.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.10.2020 23:54
    В заброшенном состоянии находится могила Веры Анатольевны на Окопном кладбище. Родник, Институт искусств, Детская библиотека, Физакадемия хотят исправить ...
     
  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...

© 2021 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.