Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2017 №8 (204) август 2017 г. СЛОВА ИСПОВЕДАЛЬНЫЕ про времена недальние

СЛОВА ИСПОВЕДАЛЬНЫЕ про времена недальние

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Смоленск литературный


Александр МЕЛЬНИК, заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат премии имени М.В. Исаковского

РАСПЫЛ

Любопытная книжка пополнила мою домашнюю библиотеку с дарственной надписью автора, коим является поэт и прозаик Олег Дорогань. Она имеет название «Хмелиада», созвучное пушкинской «Гаврилиаде». По замыслу это эпическая поэма, имеющая ярко выраженную сатирическую окраску.
В шапках и коронах,
А по шапке честь,
Тронутых на тронах
По миру не счесть!
Автор предстает как знаток народного творчества, традиций, славяно-русской культуры. Первообразом, или архетипом главного героя послужил мифический царь Хмель, о котором в фольклоре, как свидетельствует поэт, существует небольшое предание. В основу сказочного сюжета положены реальные исторические события, происходившие в конце минувшего века.
А в углу медвежьем,
В пуще затаясь,
Где-то в Беловежье
Трое делят власть.
Вот бутыль распили.
И в один копыл
Русь приговорили
На троих в распыл!
«Веками собирались русские земли, была образована Российская империя, созданный Советский Союз закрепил в своем составе ее территории. Но росчерка пера в Беловежской пуще оказалось достаточно, чтобы все развалилось в одночасье», - размышляет Олег Дорогань в литературно-историческом исследовании «Россию надо заслужить». Осмысление социальной катастрофы стало темой его творчества и в стихах, и в прозе.
Съехал с трона Меченый,
Секретарь изменчивый,
Мишка-властелин,
Мякиш-пластелин.
Нелицеприятная характеристика. Точная и меткая. В персонаже легко угадывается инициатор так называемой перестройки Михаил Горбачев. При минимуме выразительных средств дается пренебрежительная оценка личности.
Бросается в глаза просторечная стилистика значительной части произведения. Это во многом из-за того, что в круг персонажей включены вымышленные скоморохи. И просторечная лексика в их устах вполне уместна, расширяя авторские возможности применения разговорной речи.
Им, скоморохам, отводится роль еще и беспристрастных судей при оценке происходящих событий. К их числу автор относит и себя: «Принимаешь к сердцу, / Сознаешь умом…»
Не случайно «Хмелиада» имеет иронический подзаголовок  «…или Исповедь скомороха на заданную тему». Добавлен он не без умысла, проводя прямую аналогию с «откровениями» Бориса Ельцина «Исповедь на заданную тему». А уж он-то и есть главный герой трагикомедии конца двадцатого века, которая для государства и народа обернулась лихолетьем.
Вот тебе и раз!
В нашей федерации
Разум и маразм –
Как близнята-братцы!
Был силен Союз
Наших ста народов.
Чей козырный туз
Всю разнес колоду?
Ответ с издевкой дает опять же человек из народа. На этот раз Звонарь, призванный возвещать о бедствиях.
Хворый от распитий,
Занимает кремль
Главный разрушитель –
Царь наш русский Хмель!

ПОГРЯЗШИЕ ВО ГРЕХАХ

Пристрастие властелина к спиртному и его хмельные выходки потешали и забавляли народ. Как же, свой в доску.
Разодетым, голым ли,
Царь народу люб,
Ежли он с приколами,
Ежли жизнелюб!
Лихо на помосте
Пляшет гопака –
Дорогие гости
Крутят у виска.
Исторические факты в художественном переосмыслении легли в основу поэмы, которую автор определяет, как эпос, свой главный труд. И в ней содержится мощный заряд иронии, направленной на власть ущербную и порочную, на властелина без  царя в голове.
Мы шута однажды
Спутали с царем –
Утоляя жажду,
Мнили – заживем!
Ожидания оказались напрасными. В книге «Россию надо заслужить» Олег Дорогань вскрывает корыстолюбивую сущность новой власти. «Интересы верхушки сосредоточились вокруг распределения властных полномочий и дележа национального пирога в России. Затуманивание мозгов, опустошение народных карманов стало осуществляться с циничной беззастенчивостью. Честь и совесть – их стали воспринимать как утраченные иллюзии».
В поэме же об алчных устремлениях царских приспешников  и кучки олигархов сказано беспощадно, как в обвинительном заключении.
Чую, за наживу
Личную свою
Русь сдадут от жиру –
Волей во Хмелю.
В условиях нарушения нравственных норм, беззакония и безнаказанности набирала силу преступная клика расхитителей национального достояния. Тут и ваучеризация поспособствовала обогащению ушлых да наглых. «Всем всучили фантики». А кто к кормушке ближе - отхватил «заводик за один заходик».
Банки стали ситом,
Вклады – за бугор:
Все уходит к сытым,
А в народе – мор.
Из семи смертных грехов сребролюбие стоит на первом месте. Оно приводит к другим тяжким грехам. Безбожная власть потеряла стыд и страх.
Видят разрушители:
Их не ждут распятия.
Под свои распития
Правят по понятиям.
Уповать на безнаказанность, однако, не приходится. Древний сказитель и певец, сказочный персонаж Боян вещий предостерегает:
«…В звездной беспредельности
Всех нас ждет Христос,
С каждого в отдельности
Свой там будет спрос!»
Сюжет поэмы развивается по линии исторического повествования, где  достоверность описываемых событий органично сочетается с включением элементов фольклора. Лирические отступления разнообразят и обогащают сюжет, придают произведению особую эмоциональную окраску.

Возрождение мощи

В моем представлении Олег Дорогань олицетворяет образ певца во стане русских воинов. Крылатое это выражение  связано с именем классика отечественной литературы Василия Жуковского, который в патриотическом порыве отправился ополченцем на войну в пору наполеоновского  нашествия и восславил отвагу и доблесть героев.
Потомственный офицер Дорогань знает цену ратной славы и воспевает подвиг воинского служения с достоверной убедительностью. Для него Отчизна не абстрактное понятие, а земля, которая «начинается с пяди посевом потерь и побед».
Человек долга и чести, он терзается угрызениями совести за позор отступления по всем фронтам из-за предательства верхов. И разделяет бремя ответственности перед потомками за позор пораженчества и раболепия: «А внуки ведь скажут: «Не пяди – / В распыл ты державу пустил!»
Ужасные последствия «распыла» показаны в «Хмелиаде». Естественно, в сатирическом произведении и тон язвительный.
Войско на картошке!
Некем собирать!
Так что понарошку
Служит ваша рать.
Ходит без зарплаты,
Все в заплатах латы.
Нет для нашей рати
Никаких гарантий!
Я прошу учесть:
Стали с переменами
Измерять и честь
Рыночными ценами!
Воевода, стало быть, министр обороны, докладывает царю, стало быть, главе государства, об удручающем состоянии армии. Тот демонстрирует свое пренебрежительное отношение к воинству.
Вечно ждет героев
Родина-страдалица,
Ну да строй за строем
Олухи рождаются.
«Войны в XX веке не стали для России редкостью, и просто обескураживает и заводит в недоумение отсутствие должного отношения к обороноспособности страны, потеря бдительности со стороны руководителей наших, - бил тревогу патриот Олег Дорогань в публицистике. – Забыли или не хотят, видно, помнить слова императора Александра III о том, что лучшими союзниками России являются ее армия и флот».
Вышли мы с победой
С мировой войны!
Помнят это деды!
Помнят ли сыны?
Вопрос не риторический. При Ельцине изменилось духовное бытие. Нравственные идеалы уступили место стремлению к наживе, обогащению. Коммерческий интерес вытеснил национальную гордость за мощь державы. Недругам нужен был реванш. И они нашли способ попятить страну с завоеванных рубежей.
Одержали деды
Славные победы.
А теперь назад –
На попят-парад!
Попят-парад – это капитуляция в противостоянии с врагом, действующим под личиной демократии. Маскируясь защитой прав человека, «ревнители свободы» побудили антинародные разрушительные реформы. Сокрушительный удар был нанесен по экономике, оборонной мощи, благосостоянию народа.
Какие там свободы
Какие нам права?
Концы с концами сводит
Народ у нас едва.
Слава Богу! На смену правления без руля и ветрил пришла сильная власть. Твердой рукой осуществляется возрождение России. В числе приоритетов в державной политике – опора на армию. И нет уже речи о движении вспять. Несгибаемый дух вновь обретен. И влияние в мире крепнет.
Поэма «Хмелиада» - свидетельство эпохи, ее критический обзор и предварительный суд с беспощадной откровенностью. Всему свое время. Суд Истории еще впереди.

ЧАРУЮЩАЯ РОДИНА

Достоинство поэмы еще и в том, что вся она пронизана светлым чувством любви к Родине. Оно трепетно выражено в лирических отступлениях, ярких образах, афористичных строках.
А Родина и в рубище
Останется чарующей!
Нам будет и нагой
До боли дорогой.
Чувство это – патриотизм проявляется и в картинах природы, и авторском приеме включения былинных героев в повествование. Как, например, богатыря Ильи или певца Бояна вещего. Так достигается эффект патриотической преемственности в преодолении бедствий.
А когда едины –
Все к плечу плечом,
Мы непобедимы
И вселенским злом!
Мудрость, заключенная в суждениях скоморохов, имеет оценочный смысл. Посредством их показано отношение народа к власти и удручающей действительности на исходе двадцатого века.
«Хождения» по Руси и взгляд на нее оком многострадального народа – некрасовская традиция. Она ощутима в поэме «Хмелиада», где с высокой степенью обличительности показано, кому в новых условиях жить хорошо и кому по-прежнему плохо.
Но оптимистический финал не оставляет места унынию. Заключительная строфа преисполнена великой надеждой на возрождение.
Мы познали бездны,
Мы еще взойдем
Китежем небесным
Золотым Кремлем!
Провозглашается торжество духовности и величие возрождаемой державы. Ради достижения этой цели велось поэтическое летописание. И создано оригинальное произведение,  где замысел – заданная тема – воплощен в искусном сочетании традиционализма и новаторства. Исповедальность же летописания - в сопричастности и сопереживании. Голос чести и совести взывает к национальной гордости, единению и сплочению.

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

201409-169.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...

© 2019 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.