Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2017 №8 (204) август 2017 г. «Битлз»! Смоленский вариант

«Битлз»! Смоленский вариант

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Театральные встречи


Александр Березнев   
Фото Дмитрия Комаровского

Ярким, можно без натяжки сказать, - уникальным спектаклем «Битлз – значит любовь» завершил Смоленский Камерный театр двадцать восьмой сезон. 
Ш¸л я на спектакль с долькой скептицизма. Камерный театр – театр драматический, традиционный, прич¸м здесь рок-музыка? Пускай и такого ярчайшего уровня как наследие легендарной ливерпульской четв¸рки? Недавно была премьера пластического спектакля «Двенадцать стульев», где акт¸ры молча танцевали, изображая под музыкальные фрагменты историю великого комбинатора, и вот опять нечто реально-музыкальное на драматической сцене. Зачем?..
Так думалось, по пути в Камерный.  Конечно, история группы «Битлз» - это не только самоотдача талантливых музыкантов, не только их творческий поиск, успех, но и драматизм в личных отношениях, и многое другое, однако никаких пьес даже на Западе, не говоря про любезное Отечество, насколько мне известно, никто не написал. А какой  же спектакль без пьесы?
И толики от оных ворчаний не осталось во мне после спектакля!  Возвращаясь домой, перелистывал в памяти одну за другой мизансцены.  Звучала музыка в душе, и кружило голову удивление… Как? Как на маленькой, практически не приспособленной к театральным постановкам сцене бывшего кинотеатра удалось поставить захватывающий и очень л¸гкий музыкально-драматический спектакль, полный и радости, и грусти, и благодарной памяти?! Удивительное состояние, когда после спектакля хочется говорить о только что увиденном, вновь и вновь возвращаясь туда, к действу, которое не хочет сердце отпустить.
Это не было шоу с использованием битловских хитов для легкого успеха, заработка! Нет, это был полноценный спектакль, постановщики которого постарались понять, постигнуть и показать драматизм творческого пути одаренных личностей. Получилось убедительно, порой – до кома в горле…     
Сценография заслуженного художника РФ Николая Агафонова сразу вызвала ряд ассоциаций смоленского толка. Посреди сцены на ребре ч¸рная грампластинка.
Увы, многие наверняка ещ¸ помнят «перл» печатного органа областной комсомольской организации газеты «Смена» под названием «Ч¸рные диски» (весна 1972 года). Сколько там было сказано гадостей о друзьях-битломанах! Но диск лишь символ, с началом действа он раскалывается пополам, как бы открывая зрителю и действующим персонажам спектакля вход в шестидесятые, в Ливерпуль, в состав группы, в е¸ окружение и в е¸ головокружительный успех.
Хотя в первой мизансцене мы видим прототипов битловской противоположности. Генерал Синих Злюк (арт. Виталий Игнатенко) и его верный Подхалим  (арт. Арт¸м Быстров) обсуждают, как побороть поклонение народа творчеству «Битлз», как сохранить власть над сознанием народных масс. Это уже интересно.  А далее – непредсказуемая яркая реальность.
Спектакль строится на сочетании нескольких сюжетных линий. Влюбл¸нность Парня (арт. Денис Овчинников) и Девушки (арт. Анастасия Клецова), восторги поклонниц  битлов и смятение их от восторгов публики, творческий поиск легендарной четв¸рки и ещ¸ ряд обаятельнейших персонажей (Сержант Пеппер в исполнении Павла Пирожкова, главный редактор ведущей демократической газеты  в Англии – Арт¸м Быстров) – вс¸ это складывается в единую драматичную историю рождения группы «Битлз», е¸ непростого пути, противоречий е¸ творцов и оппонентов.
Ч¸рный диск в центре сцены, раскалываясь, открывает зрителю и иные символы музыкально-поэтического творчества. Вообще сценография Николая Агафонова, как всегда, выразительна, функциональна, символична и непритязательна одновременно.
Конечно же, в спектакле много музыки. Особенно в первых мизансценах, это ранние вещи «Битлз». Так что кое-кто из зрителей даже начинает танцевать вместе с исполняющими роль поклонниц ансамбля актрисами, находящимися в зале. Да и как удержаться, если вот он – Джон Леннон (арт. Олег Марковкин), стоя посреди зала на поручнях зрительских кресел, зажигательно дирижирует очередным битловским хитом! Кстати, участию публики в действе спектакля его постановщики не противятся, скорее – наоборот. Захватывает действо! Например, краткая, но искренняя любовная история Джона Леннона с одной из поклонниц, завершающаяся созданием одной из лучших ранних песен Леннона.
Рацио Пола Маккартни убедительно симпатично в исполнении Никиты Куманькова, равно как дружественность Ринго Стара (арт. Павел Пьянков), философичность Джорджа Харрисона (арт. Николай Фарносов).
Все мизансцены – о главном в жизни и творчестве битлов. Но исполняются, подаются вне пафоса, легко, как бы пунктиром. С развитием действа музыки вс¸ меньше. Диалоги, монологи, дискуссии. Как быть с оглушающими восторгами публики? О ч¸м петь? Как внятно донести сво¸ мнение до людей? И вопросы внутри коллектива.  Вот Ринго Старр, прекрасный парень, но…
И на наших глазах рождается один из хитов «Битлз» – «Ж¸лтая субмарина», созданный Ленноном и Маккартни специально для исполнения Ринго.    Монологи, диалоги, споры  контурно отражают непростую историю группы, а не только восторги публики.
Характерна мизансцена в редакции крупной газеты, где Леннон в диалоге с е¸ главным редактором (арт. Арт¸м Быстров) высказывает сво¸ этическое кредо, не совпадающее ни с мнением главного редактора, ни с его «сюсюкальщицами». Здесь нельзя не отметить актрис Маргариту Воронину, Илону Егорову и Ал¸ну Шопот, Татьяну Михальченко, исполнивших и роли поклонниц, и – потом – корреспонденток. Блестяще! Как узнаваемо этот холуйство представителей СМИ, в спектакле это СМЛ (средства массовой лжи)! С их вековечным приседанием пред начальством, погоней за знаменитостями и представителями властей в поисках сенсаций, готовностью к провокациям при полном отсутствии собственной позиции, своего личного взгляда и мнения. Челядь! Несколько мгновений, которые длится мизансцена, вполне достаточно для понимания, узнавания и отвержения лжи как таковой. От кого б ни исходила…
Постановщики спектакля отказались от гримирования исполнителей главных ролей. Нет длинных волос, бород, нет битловок, а вот образ легендарной четверки налицо. Образ простых, талантливых ребят. Живых, честных, чутких и небезупречных. Мы видим, как, почему ансамбль «Битлз» ид¸т к распаду. Зритель и любуется, и сочувствует, и подпевает… Органично, легко мы прощаемся с битлами, это предпоследняя мизансцена. Стоят четыре мальчишки, говорят о сво¸м творчестве, да нет – о работе, в их лексике нет и тени возвышенности, некоего пафоса. Они просты, честны, талантливы. Что сделали вместе – замечательно, пришла пора работать отдельно. И тут же – прощание. Сообщение об убийстве Джона Леннона в декабре 1980 года, о смерти Джорджа Харрисона в 2001 году, о продолжении творческой работы Полом Маккартни и Ринго Старром и по сей день.
Но это уже не «Битлз», это отдельные талантливые музыканты.  А «Битлз» – вот они, стоят на авансцене Смоленского Камерного театра, навсегда покорив его зрителей. Навсегда молодые, свежие, честные, талантливые.
Завершает спектакль документальная съ¸мка последнего совместного выступления битлов после записи их последнего совместного альбома «Путь будет так», которую смотрят все: и зал, и занятые в спектакле акт¸ры.                   
Овациям нет конца, публика благодарит театр стоя.
Но как же, из чего родился такой спектакль? Кто постановщик?
Это выпускник режисс¸рского факультета ГИТИСа Илья Леонов, он занимался в мастерской народного артиста России Валерия Беляковича. Ранее написал пьесу о Джоне Ленноне, которая вошла в шорт-лист Международного конкурса «Современная  драматургия». Приезжая в Смоленск на акт¸рские тренинги, откликнулся на желание акт¸ров Камерного театра и написал текст для постановки спектакля о битлах. За основу текста взял письма, интервью музыкантов, тексты их песен. В сезоне грядущем сделает ещ¸ несколько постановок на сцене Смоленского Камерного театра. Успехов!

 
201501-173.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...

© 2020 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.