Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2017 №8 (204) август 2017 г. «Битлз»! Смоленский вариант

«Битлз»! Смоленский вариант

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Театральные встречи


Александр Березнев   
Фото Дмитрия Комаровского

Ярким, можно без натяжки сказать, - уникальным спектаклем «Битлз – значит любовь» завершил Смоленский Камерный театр двадцать восьмой сезон. 
Ш¸л я на спектакль с долькой скептицизма. Камерный театр – театр драматический, традиционный, прич¸м здесь рок-музыка? Пускай и такого ярчайшего уровня как наследие легендарной ливерпульской четв¸рки? Недавно была премьера пластического спектакля «Двенадцать стульев», где акт¸ры молча танцевали, изображая под музыкальные фрагменты историю великого комбинатора, и вот опять нечто реально-музыкальное на драматической сцене. Зачем?..
Так думалось, по пути в Камерный.  Конечно, история группы «Битлз» - это не только самоотдача талантливых музыкантов, не только их творческий поиск, успех, но и драматизм в личных отношениях, и многое другое, однако никаких пьес даже на Западе, не говоря про любезное Отечество, насколько мне известно, никто не написал. А какой  же спектакль без пьесы?
И толики от оных ворчаний не осталось во мне после спектакля!  Возвращаясь домой, перелистывал в памяти одну за другой мизансцены.  Звучала музыка в душе, и кружило голову удивление… Как? Как на маленькой, практически не приспособленной к театральным постановкам сцене бывшего кинотеатра удалось поставить захватывающий и очень л¸гкий музыкально-драматический спектакль, полный и радости, и грусти, и благодарной памяти?! Удивительное состояние, когда после спектакля хочется говорить о только что увиденном, вновь и вновь возвращаясь туда, к действу, которое не хочет сердце отпустить.
Это не было шоу с использованием битловских хитов для легкого успеха, заработка! Нет, это был полноценный спектакль, постановщики которого постарались понять, постигнуть и показать драматизм творческого пути одаренных личностей. Получилось убедительно, порой – до кома в горле…     
Сценография заслуженного художника РФ Николая Агафонова сразу вызвала ряд ассоциаций смоленского толка. Посреди сцены на ребре ч¸рная грампластинка.
Увы, многие наверняка ещ¸ помнят «перл» печатного органа областной комсомольской организации газеты «Смена» под названием «Ч¸рные диски» (весна 1972 года). Сколько там было сказано гадостей о друзьях-битломанах! Но диск лишь символ, с началом действа он раскалывается пополам, как бы открывая зрителю и действующим персонажам спектакля вход в шестидесятые, в Ливерпуль, в состав группы, в е¸ окружение и в е¸ головокружительный успех.
Хотя в первой мизансцене мы видим прототипов битловской противоположности. Генерал Синих Злюк (арт. Виталий Игнатенко) и его верный Подхалим  (арт. Арт¸м Быстров) обсуждают, как побороть поклонение народа творчеству «Битлз», как сохранить власть над сознанием народных масс. Это уже интересно.  А далее – непредсказуемая яркая реальность.
Спектакль строится на сочетании нескольких сюжетных линий. Влюбл¸нность Парня (арт. Денис Овчинников) и Девушки (арт. Анастасия Клецова), восторги поклонниц  битлов и смятение их от восторгов публики, творческий поиск легендарной четв¸рки и ещ¸ ряд обаятельнейших персонажей (Сержант Пеппер в исполнении Павла Пирожкова, главный редактор ведущей демократической газеты  в Англии – Арт¸м Быстров) – вс¸ это складывается в единую драматичную историю рождения группы «Битлз», е¸ непростого пути, противоречий е¸ творцов и оппонентов.
Ч¸рный диск в центре сцены, раскалываясь, открывает зрителю и иные символы музыкально-поэтического творчества. Вообще сценография Николая Агафонова, как всегда, выразительна, функциональна, символична и непритязательна одновременно.
Конечно же, в спектакле много музыки. Особенно в первых мизансценах, это ранние вещи «Битлз». Так что кое-кто из зрителей даже начинает танцевать вместе с исполняющими роль поклонниц ансамбля актрисами, находящимися в зале. Да и как удержаться, если вот он – Джон Леннон (арт. Олег Марковкин), стоя посреди зала на поручнях зрительских кресел, зажигательно дирижирует очередным битловским хитом! Кстати, участию публики в действе спектакля его постановщики не противятся, скорее – наоборот. Захватывает действо! Например, краткая, но искренняя любовная история Джона Леннона с одной из поклонниц, завершающаяся созданием одной из лучших ранних песен Леннона.
Рацио Пола Маккартни убедительно симпатично в исполнении Никиты Куманькова, равно как дружественность Ринго Стара (арт. Павел Пьянков), философичность Джорджа Харрисона (арт. Николай Фарносов).
Все мизансцены – о главном в жизни и творчестве битлов. Но исполняются, подаются вне пафоса, легко, как бы пунктиром. С развитием действа музыки вс¸ меньше. Диалоги, монологи, дискуссии. Как быть с оглушающими восторгами публики? О ч¸м петь? Как внятно донести сво¸ мнение до людей? И вопросы внутри коллектива.  Вот Ринго Старр, прекрасный парень, но…
И на наших глазах рождается один из хитов «Битлз» – «Ж¸лтая субмарина», созданный Ленноном и Маккартни специально для исполнения Ринго.    Монологи, диалоги, споры  контурно отражают непростую историю группы, а не только восторги публики.
Характерна мизансцена в редакции крупной газеты, где Леннон в диалоге с е¸ главным редактором (арт. Арт¸м Быстров) высказывает сво¸ этическое кредо, не совпадающее ни с мнением главного редактора, ни с его «сюсюкальщицами». Здесь нельзя не отметить актрис Маргариту Воронину, Илону Егорову и Ал¸ну Шопот, Татьяну Михальченко, исполнивших и роли поклонниц, и – потом – корреспонденток. Блестяще! Как узнаваемо этот холуйство представителей СМИ, в спектакле это СМЛ (средства массовой лжи)! С их вековечным приседанием пред начальством, погоней за знаменитостями и представителями властей в поисках сенсаций, готовностью к провокациям при полном отсутствии собственной позиции, своего личного взгляда и мнения. Челядь! Несколько мгновений, которые длится мизансцена, вполне достаточно для понимания, узнавания и отвержения лжи как таковой. От кого б ни исходила…
Постановщики спектакля отказались от гримирования исполнителей главных ролей. Нет длинных волос, бород, нет битловок, а вот образ легендарной четверки налицо. Образ простых, талантливых ребят. Живых, честных, чутких и небезупречных. Мы видим, как, почему ансамбль «Битлз» ид¸т к распаду. Зритель и любуется, и сочувствует, и подпевает… Органично, легко мы прощаемся с битлами, это предпоследняя мизансцена. Стоят четыре мальчишки, говорят о сво¸м творчестве, да нет – о работе, в их лексике нет и тени возвышенности, некоего пафоса. Они просты, честны, талантливы. Что сделали вместе – замечательно, пришла пора работать отдельно. И тут же – прощание. Сообщение об убийстве Джона Леннона в декабре 1980 года, о смерти Джорджа Харрисона в 2001 году, о продолжении творческой работы Полом Маккартни и Ринго Старром и по сей день.
Но это уже не «Битлз», это отдельные талантливые музыканты.  А «Битлз» – вот они, стоят на авансцене Смоленского Камерного театра, навсегда покорив его зрителей. Навсегда молодые, свежие, честные, талантливые.
Завершает спектакль документальная съ¸мка последнего совместного выступления битлов после записи их последнего совместного альбома «Путь будет так», которую смотрят все: и зал, и занятые в спектакле акт¸ры.                   
Овациям нет конца, публика благодарит театр стоя.
Но как же, из чего родился такой спектакль? Кто постановщик?
Это выпускник режисс¸рского факультета ГИТИСа Илья Леонов, он занимался в мастерской народного артиста России Валерия Беляковича. Ранее написал пьесу о Джоне Ленноне, которая вошла в шорт-лист Международного конкурса «Современная  драматургия». Приезжая в Смоленск на акт¸рские тренинги, откликнулся на желание акт¸ров Камерного театра и написал текст для постановки спектакля о битлах. За основу текста взял письма, интервью музыкантов, тексты их песен. В сезоне грядущем сделает ещ¸ несколько постановок на сцене Смоленского Камерного театра. Успехов!

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

201412-172.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...

© 2019 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.