Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2017 №6 (202) июнь 2017 г. Труды молитв, любви и рук

Труды молитв, любви и рук

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Юбилеи


На Пасхальном богослужении в Свято-Успенском кафедральном соборе настоятель Храма села Новоспасское протоиерей Николай по указанию Святейшего Патриарха Кирилла был награжд¸н крестом с украшениями. 23 апреля четверть века минуло с его рукоположения в сан священника. Через месяц, 23 мая, митрополит издал Указ о назначении его настоятелем Новоспасской церкви, что и послужило поводом для нашей встречи.
- Отец Николай, Вы ведь в прошлом офицер советской армии. Как произош¸л Ваш выбор служению церкви?
- Родители мои были люди верующие. Мама ходила на церковные собрания и молитву «Отче наш» заставила выучить, когда я ещ¸ не учился в школе. Вставал на табурет и читал для гостей, я вырос в религиозной семейной атмосфере. Мы жили в пос¸лке возле Киева на берегу Днепра, любил сам ездить в Киев и однажды попал в Киево-Печерскую лавру. Потом уговорил своих одноклассников посетить это уникальное место. Я мечтал стать журналистом или лесником, но позже привлекла профессия геодезиста, ведь геодезисты - это первопроходцы.
 На нашем факультете каникул не было, каждое лето практика, благодаря чему посетил множество уникальных мест. Всю Грузию прош¸л пешком, потом – казахстанские степи, вологодские леса, Вологда с Кремлем, дунайские плавни, Камчатка. Но куда бы мы ни приезжали, везде были христианские храмы. Я всегда был с Богом.
 После окончания института в 1981 году мне вместо диплома дали офицерскую книжку, погоны лейтенанта и направили в действующую часть. Служил в 25-й чапаевской дивизии, в отдельном саперном батальоне командиром саперной роты. После армии вернулся работать по специальности. Получил направление в ГОССТРОЙ Молдавии, где отработал 5 лет, ездил по всей республике. Мы воплощали ряд серь¸зных государственных проектов. Приходилось проводить изыскания и в монастырях с целью устройства в них молод¸жных лагерей «Спутник». Светская работа оказывалась связанной с церковью.
 Ситуация в стране менялась, в Молдавии начались центробежные явления, русские специалисты стали уезжать. В 1988 г. попал в музей М.И. Глинки в Новоспасском на экскурсию, и это место мне очень понравилось. Смоленщина - родина моей бабушки, и я спросил у заведующего музеем, можно ли устроиться на работу? Красивый музей-усадьба и контрастное состояние деревни произвели на меня сильное и сложное впечатление. Меня приняли на работу, и вскоре я увидел, что рядом с музеем в церкви находился музейный склад. Зимой сугробы достигали оконных про¸мов храма, стены намокали и обсыпались, я попросил разрешения откидывать снег. Мне позволили, но за сч¸т личного времени. В разговорах со старожилами заш¸л разговор об открытии храма. И 7 января 1989 года мы собрали сход жителей в сельском доме культуры, чтобы в Новоспасском зарегистрировать православную общину и открыть церковь. Все проголосовали «за». Составили протокол собрания, подписали и отправили в райисполком. В итоге 5 наших заявлений пропали в разных инстанциях.
 Пришлось идти на при¸м к митрополиту Кириллу, объяснять сложившуюся ситуацию. Владыка посоветовал написать ещ¸ одно заявление, а копию передать ему. Если первое заявление на сходе подписали сто человек, то под следующими заявлениями подписей оказывалось вс¸ меньше. Выяснилось, что в это время власти стали вели активную антицерковную работу против регистрации прихода и передачи ему церкви. Людей запугивали, мол, работу потеряешь, если подпишешь, и так далее…
 Вскоре чиновник из района привез бланк нового заявления и говорит: «Подписывайте в мо¸м присутствии», сличал подписи предыдущего заявления с поставленными при н¸м. Вс¸ сошлось, подделки не было. Тут выяснилось, что в облисполкоме уже принято решение о регистрации нашей церковной общины, что чиновник был обязан привезти нам решение и подписать договор о передаче здания храма.
 Сорвать регистрацию нашей общины у партийных бонзов не получилось. Мы подписали договор о передаче храма и получили ключи от здания. С этой радостной вестью поехали в епархию, и митрополит назначил священника из Ельни служить по совместительству два раза в месяц в нашей церкви. Я был избран председателем приходского совета. В это время я работал в музее, и мне предложили уволиться по собственному желанию, пояснив, что могут уволить по-другому. Пришлось уволиться.
За открытие церкви в Новоспасском первый секретарь Ельнинского райкома получил выговор, а зав. идеологическим отделом райкома - строгий выговор. Они сказали мне прямо в глаза, что сделают вс¸, чтобы меня не было в Новоспасском и даже в районе. Снова поехал к митрополиту - церковь открыли, остался без работы, на руках маленький реб¸нок, священник из Ельни не доволен: на богослужения приходит мало прихожан (людей запугали). В ходе разговора владыка предложил мне учиться у него в соборе, совмещая практику и уч¸бу, одновременно поступить с семинарию, с последующим рукоположением в священники храма села Новоспасское. Я принял предложение, учился в Свято-Успенском соборе и участвовал в службах, нагрузка оказалась колоссальной. За первый месяц похудел на 7 килограммов. 2 февраля 1992 года при освящении храма в пос¸лке Оз¸рный меня рукоположили в дьяконы, и некоторое время служил в Смоленском соборе дьяконом.
 23 апреля 1992 года, в Чистый Четверг, митрополит Кирилл рукоположил меня в священники, а 23 мая подписал Указ ¹286 о назначении настоятелем Новоспасской церкви. Вот уже четверть века исполняю эту обязанность.
- Хорошо, к тому времени коммунистический режим рухнул, ситуация в корне изменилась, как складывались в эти годы Ваши отношения с прихожанами храма?
- Люди пожилые были очень рады открывшейся церкви, возможности посещать богослужения. А люди моего возраста – работники совхоза – воспринимали по-разному. Были такие, кто устраивал различные провокации, подвохи. Были личные оскорбления и даже угрозы. «Ты что, чистеньким хочешь в деревне быть? Нет! Как и мы, будешь в дерьме сидеть!». Я ужасался тому, что они сами осознают, что сидят в дерьме и никому не дают из него подняться, а главное где? – в одном из главных культурных мест Смоленщины. Вот это последствия атеистического воспитания!
- Изменилось ли что за минувшие четверть века?   
- Да, много людей умерло, большинство уехали. Даже работая в сельском музее, стараются жить в Ельне. В 1988 году проживало более 150 человек, в начальной школе было 20 учеников, а в 1954 году в новую Новоспасскую школу ходили более 100 учеников. Сейчас реально зимуют в Новоспасском 15 человек. Тех, кто может дойти до церкви, еще меньше, но на праздники в церковь приходят и приезжают много людей. За 25 лет произошли изменения в сознании граждан, это обнад¸живает. Перестали запрещать детям ходить в церковь. Нет открытых поношений и угроз. Когда я начинал, слышал даже такое: «Поп, я тебя убью, если ты будешь тут много выступать». Приезжали с ножами на меня и с ружьями. Но каким-то чудным образом все эти конфликты решались мирно, с Божьей помощью.
- Как сегодня выживает Ваш приход? Во время, когда в храм приходит три человека, когда село и его окрестности практически полностью обезлюдели…
- У Господа на вс¸ свой взгляд, свой подход, нам неведомый. Когда я ещ¸ работал дьяконом Смоленского собора, в Смоленскую епархию привезли гуманитарную помощь из Германии жены офицеров разных групп войск. Совместно с церковью была создана комиссия, куда я был включ¸н. Мы развозили помощь по учреждениям, по списку. Привезли в один детский дом, а заведующая говорит: «Да мне девать уже некуда эту помощь, все чуланы, кладовки ею забиты». Немцы спросили: «У вас есть учреждения, которые действительно нуждаются в материальной поддержке»? Они сами увидели, что здесь уже перебор с помощью. Есть, говорю, поехали в Новоспасское, там больница есть и школа. Приехали, зашли в школу, надарили детям много подарков, включая одежду и коробки с шоколадом. Все довольны, потом поехали в сельскую больницу. То, что мы там увидели, было печально. Ж¸нам советских офицеров было стыдно перед ж¸нами немецких и английских офицеров. Больные лежат на гнилых матрасах, ж¸лтые простыни, стоят в¸дра для туалета. Когда вышли на улицу, ж¸ны наших офицеров плакали. Что-то раздали лежащим там старикам, а Вера Макарова, супруга будущего начальника Генштаба, через Министерство Обороны совершила настоящий гражданский поступок.
Собрала средства, нашла строительную организацию, и в Новоспасском появилось новое здание больницы. С 1992-го по 2000-й год привозили в Новоспасский приход гуманитарную помощь, что сыграло заметную роль в отношении жителей нашего села к церкви. Даже если в их походах в церковь была меркантильная составляющая, нельзя судить брошенный в бедность и нищету народ. Оживилась жизнь прихода, появились средства на содержание храма, на приобретение утвари для церковных нужд. Дети прихожан съездили на месяц в Германию, я сам оформлял им загранпаспорта и прочую документацию. В немецких селах и на фермах немного другая жизнь. Наши крестьяне оказались после перестройки брошенными на выживание, не имея навыков жить в рыночной экономике.
 Сейчас в зимнее время в храм мало людей ходит, село обезлюдело. Подумайте, как жить семье священника с доходом в церкви 100 рублей в неделю?
- Действительно, - как?
- Главное подспорье - подсобное хозяйство. Митрополит Кирилл в 1992 году сказал, что бедным сельским приходам, как и до 1917 года, нужно брать земельные наделы. Еще в 1872 году, когда по решению Священного Синода Н. А. Глинке разрешили строить каменный храм в Новоспасском, то в решении говорилось - выделить 20 десятин из земель Глинок для нужд прихода. И сейчас эти земли хранят старинные названия. Например, «Попова горка», «Попов мошик», «Попова лучка». В 1992 году, когда я попросил земельный надел, все церковные земли были заняты для совхозных нужд. Мне выделили земельный пай в виде неудобий: бывший карьер, каменистое поле, овраг и кустарник. По мере сил и средств проводим рекультивацию, расчистили поле, теперь выращиваем овощи, фрукты, разводим скот. Есть овцы, козы и куры с гусями. На зиму солим грибы и огурцы с капустой. Не голодаем. Работаем на земле как настоящие крестьяне.
- Батюшка, работа на земле по вере наших предков близка к молитве. Помимо Вас в Новоспасском или в ближайших окрестных деревнях есть такие трудящиеся на земле люди?
- В Новоспасском сельском поселении, которое включает в себя два бывших совхоза, официально работает одно предприятие, это крестьянское хозяйство Николая Привалова, назвали его «Руслан» в честь героя-богатыря из оперы Глинки. В трех деревнях имеются одно- два крепких подворий. Когда-то приход в Новоспасском насчитывал 2,5 тысячи трудоспособных человек, сегодня по паре семей на деревню, которые держат хозяйство. Печально, что люди бегут от земли предков, от русской земли. Никто не строит дома в селах, все жилые постройки, которые остались у нас, это казенное жилье, построенное за государственные деньги и отданное крестьянам даром, поэтому и брошено. Много пустых домов даже в таком красивом месте, как Новоспасское. Отремонтированные дома в основном у дачников. Современным правителям нужно срочно принимать меры, чтобы вернуть крестьян на землю, а самое главное - восстановить крестьянский уклад жизни на земле. Чиновники сделали из матери, земли- кормилицы, объект торга и спекуляции.
- Как Вы думаете, что произошло? Почему жизнь и работа на земле, которые раньше воспринимались большинством народа как высшее земное благо, нынче никому не нужны? Русские земли в большинстве сво¸м - брошенные сироты при живых родителях.
- В этом году исполняется сто лет октябрьского переворота. В то время шла Первая Мировая война, а власть в тылу нашей страны захватили предатели, потом из городов в районы направлялись уполномоченные для совершения переворотов в глубинке. Грабили старинные усадьбы и храмы, арестовывали и расстреливали грамотных людей. Например, в Новоспасском 45 прихожан со священником были арестованы и сосланы. Оставшихся крепких прихожан назвали кулаками. На территории имения Глинки организовали коммуну, куда согнали середняков. Бедняки сами шли в коммуну, ведь коммуна забирала имущество у богатых крестьян. Скот, утварь и так далее. Власть захватили лодыри, бездельники и пьяницы. Людей, умевших работать на земле, физически уничтожали, ссылали в Сибирь или на рыть¸ различных каналов. Оставшиеся сами шли грабить своих соседей. Грабили и убивали. Лично мне один старик в Новоспасском рассказывал:
- Мы, бывало, застрахуем коммунарские (бывшие Глинковские) амбары, ночью один подожж¸м, а обвиним в том подкулачников. Тех, кто побогаче. Получим страховку, и некоторое время коммуна живет и пь¸т! Сгорел амбар, приехал отряд НКВД, спрашивают, где у вас подкулачники? А вон, говорим, когда сидим в кустах с уполномоченным НКВД, показываем на крепкого хозяина, видите, он ходит возле коммунарского амбара? А ночью сами этот амбар и подожгли. Утром «подкулачника» забрали, а мы его добро в коммуну и страховку ещ¸ одну получили!
 С той поры суть колхозников не изменилась. Когда в декабре 1988 года я приехал в совхоз «Новоспасский» и заш¸л в контору, показалось, что попал в 1918-й год. Смрад, печки-буржуйки, трубы которых выведены в окно, дым в кабинетах. А через дорогу прекрасный музей, имение Глинок. Небеса и болото. С таким воровством, которое царило в то время в совхозе, я нигде никогда не сталкивался. Кто эти люди? Дети и внуки тех коммунаров, которые предавали своих. После перестройки им досталось все даром – техника, земля, фермы со скотом, зерносушилки. За 10 лет все было разграблено и пропито. Сегодняшнее запустение земель - это расплата за то, что коммунисты сделали с Новоспасским и в целом с Россией. Вдвойне трагично, что никто не хочет жить и вести крестьянский образ жизни в таком известном на всю Россию селе, как Новоспасское. Рядом со старинной усадьбой композитора М. И. Глинки. Впрочем, и в других, более богатых и некогда красивых усадебных комплексах Смоленщины жизнь не возрождается.
Будем молиться! Возможно, очистив от всякой скверны Святую Русь, Господь дарует ей новую красивую жизнь. Нужно молиться и трудиться.
- Помоги Господь Вам, отец Николай в трудах Ваших - как духовных, так и земных. В такой самоотдаче служению Отечеству единственная надежда на его возрождение.
Записал
Александр Березнев.
 
ОТ РЕДАКТОРА: Высказанные священником суждения и оценки исторических событий полемичны и не бесспорны. Редакция журнала «Смоленск» считает, что в нашем издании могут быть представлены различные точки зрения.

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

201404-164.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Комментарии

  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...
     
  • В Смоленском интерьере

    27.01.2016 08:14
    Каким же талантом надо обладать, что бы передать характер человека через "простой" снимок! Эти фото - украшение журнала. Спасибо редакции за доставленное ...

© 2019 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.