Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2017 №5 (201) май 2017 г. В гуще современной жизни

В гуще современной жизни

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Встречи с интересными людьми


Елена Попова, член ассоциации искусствоведов

К 75-летию со дня рождения народного художника России Геннадия Намеровского

Kameya2

Спонсор рубрики

Время существования СССР с экранов телевизоров и на газетных страницах нередко называют «застойными годами», не обращая внимания на грандиозные стройки, новое освоение земель и многое другое, в том числе появление высокопрофессиональных союзов художников практически во всех городах России. Их активную творческую деятельность назвать «застойной» невозможно. Художники нескольких поколений 2-ой половины ХХ века не ограничивались стенами мастерской, были в гуще событий своей страны, создавали большое и в принципе уникальное искусство.
Среди художников, пришедших в отечественное искусство в начале 1970-х годов,  был Геннадий Васильевич Намеровский. Учеба на художественно-графическом факультете (ныне факультет искусств) Омского государственного педагогического института им. А.М. Горького у народного художника РСФСР члена-корреспондента Академии художеств СССР, лауреата Государственной премии Алексея Николаевича Либерова вместе с профессиональными знаниями и навыками привила традиции ленинградской школы, отличающейся высокой культурой, чувством меры, вкусом и интеллигентностью. Успешный выпуск был оставлен на кафедре рисунка. Профессионализм, приложенный к таланту и живому характеру, предельно сократили период творческих метаний и раздумий Г.В. Намеровского. Он занял активную творческую позицию по зову сердца, ему была интересна современность, ее жизненный ритм. Так, рисунки и зарисовки, выполненные во время службы в армии, позже послужили для создания графической серии на эту тему. Она стала выставочным дебютом художника, в ней определился интерес к станковому рисунку с натуры.
БАМ в 1970-е годы называли стройкой века. Действительно,  для огромной развивающейся страны это был грандиозный проект времени – проложить магистраль по бескрайним просторам Западной и Восточной Сибири, среди дремучих лесов, топей и гор создать там поселки и города! Строила эту дорогу молодежь со всей страны. Так тема современника, созидателя в советском искусстве вновь после 20-30-х годов прошлого века обозначила свою актуальность. Правда, в творчестве художников 70-х годов она создавалась без пафоса и назидательности. В эту творческую «струю» и попал Г.В. Намеровский. В 1974 году он был включен в состав группы молодых художников, совершивших творческую поездку на БАМ, проводимую Союзом художников РСФСР. В результате появились серии графических листов, запечатлевших будни бамовцев, портреты современников, пейзажи и интерьеры. В них нет пустой репортажности. В рисунках и зарисовках, выполненных Г.В. Намеровским, был передан образ времени. Рисунки, созданные художником в разных графических техниках, показали Г.В. Намеровского как прекрасного рисовальщика, владеющего живой и точной линией, умением неназойливо выделить главное и передать тоновыми отношениями состояние, естественность ситуации. Натурная зарисовка в графических листах Г.В. Намеровского была четко композиционно выстроена; композиция, в свою очередь, отражала замысел художника, его отношение к увиденному. Современник рисовал современника не с пьедестала летописца, а являясь действующим лицом происходящих событий.
Станковый рисунок в 70-е годы приобрел самостоятельную ценность. С того времени начали устраиваться выставки оригинальной графики, на которых можно увидеть высокую школу этого вида изобразительного искусства во всем его многообразии. А на крупнейших выставках страны раздел графики представляли не только печатные техники, но и оригинальный рисунок. БАМовская серия рисунков Г.В. Намеровского прошла испытание многими серьезными выставками, а сам художник вступил в Союз художников СССР и в 1977 году получил премию Ленинского комсомола, также был выбран в правление Союза художников СССР.
Вслед за Бамовской поездкой, открывшей молодому художнику творческое вдохновение и неисчерпаемость тем, Г.В. Намеровский побывал в самых разных уголках нашей страны. Увиденное художником воплощалось в графических листах, выполненных в излюбленном Г.В. Намеровским свободном, раскованном – «живом» оригинальном рисунке. Сибирь, Забайкалье, Дальний Восток, Камчатка – земли нашей страны, внушающие эпическое чувство, – изображены художником без пафоса, показаны обжитыми. Среди них особым лирическим чувством, без малейшей доли сентиментальности пронизаны работы, в которых запечатлен быт русской деревни и предметы быта, связанные с ней. Вероятно, воспоминания детства позволяли рисовать их не как отстраненный музейный экспонат, а как неотъемлемую часть человеческой жизни.
«Творческая дача» - Дом творчества в 70-х – 80-х годах для каждого молодого художника того времени была вожделенной мечтой. Там в тесном общении творческой молодежи между собой и с известными мэтрами  шло становление художников и формировались характер и «лицо» художественного поколения этого времени, теперь, наверное, можно сказать, этапа отечественного искусства.
В течение более десяти лет Г.В. Намеровский работал в Доме творчества «Сенеж». Там художник вновь оказался среди творческий молодежи, съезжавшейся туда со всей страны. По воспоминаниям Г.В. Намеровского, наставничество И.П. Обросова, О.А. Вуколова, П.Ф. Никонова, Н.П. Ерышева, Е.М. Сидоркина и других известных мастеров советского изобразительного искусства, а также работа среди современников – молодых художников, испытывающих жажду творчества – стала его академией, утвердила творческие тенденции современного искусства. Позже,  в 1985-1986 годах, Г.В. Намеровский уже сам руководил группами молодых художников в Доме творчества.
1980-1990 годы стали временем зарубежных поездок в Индию, Непал, Венгрию, Польшу, Германию, Италию. Все поездки, как обычно бывает у художников, нашли свое отражение в его графических и живописных произведениях, но особый след оставила Италия. Как и на художников предыдущих эпох, на Г.В. Намеровского она оказала воздействие, повлияла на формирование живописного языка, сделав его более сложным.
Вот таким сложившимся художником в 1981 году он вошел в состав Смоленского СХ и быстро стал не только его органичной частью, но и авангардом. Около сорока лет Г.В. Намеровский живет и работает в нашем городе. Работает творчески, преподает в Смоленском государственном университете, воспитывает будущих художников. Этот период его жизни не менее плодотворный, чем начальный, о чем свидетельствует избрание в 2007 году членом-корреспондентом Академии художеств России. Он всегда является участником городских, областных  выставок, творческих поездок по области, а в 80-х годах вместе с другими художниками Смоленска продолжал традицию, начатую в 60-е годы, - участие в неделе изобразительного искусства совместно с художественной галереей нашего города и музеем скульптуры им. С.Т. Коненкова. Он всегда находится в гуще творческой жизни смоленского Союза художников. На международных, зональных и всероссийских выставках его произведения всегда с честью представляют «лицо» Смоленского отделения СХ России. Г.В. Намеровского  неоднократно избирали  председателем правления. Среди многообразия творческих почерков смоленских художников его произведения всегда узнаваемы – мастерское исполнение, лаконичность художественного языка, позитивный взгляд на жизнь. Вместе с новой темой – городской пейзаж Смоленска, пейзаж Смоленщины – пришел интерес к другому виду изобразительного искусства – живописи. Площади и улицы нашего города, бесконечное количество раз изображавшиеся другими художниками, в пейзажах Г.В. Намеровского запечатлены в совершенно новом, индивидуальном видении. В создании их образа в работах художника участвует состояние отстраненности – город обычно изображается пустым, каким бывает в предрассветные часы. Немногословность, графическая ясность художественого языка работают на создание этого молчаливого образа. В живописи в точном распределении цветных плоскостей, света и тени лежит графическое начало. Сходство с цветной линогравюрой, несмотря на выбранную им технику, масляные краски, темпера или акварель являются характерной чертой для всей большеформатной живописи Г.В. Намеровского. Как уже упоминалось, итальянская живопись обогатила художественный язык произведений Г.В. Намеровского в колористическом отношении.
Готовясь к своей юбилейной выставке, Г.В. Намеровский решил показать почти неизвестную для широкой публики сторону своего творчества – этюды. В них художник не изменяет своей творческой позиции, но открывается как лирик, создающий малые поэтические формы. Монументальность композиции сохраняется даже в маленьких работах. Это качество в них сочетается с выразительным живописно – пластическим решением, передающим характер пейзажа, эмоциональное состояние.
Поиск новых впечатлений, художественных решений Г.В. Намеровский по-прежнему находит за стенами своей творческой мастерской. Находясь в прекрасной творческой форме, он находится в гуще современной жизни.

 
4-200-2017.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.10.2020 23:54
    В заброшенном состоянии находится могила Веры Анатольевны на Окопном кладбище. Родник, Институт искусств, Детская библиотека, Физакадемия хотят исправить ...
     
  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...

© 2021 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.