Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2016 № 04 (188) Апрель 2016 г. Загадка смоленской "Моны Лизы" разгадана?

Загадка смоленской "Моны Лизы" разгадана?

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Жемчужины художественной галереи

Екатерина РОМАНОВА

                    

                                       

В коллекциях музеев и художественных галерей по всему миру есть немало портретов с изображением неизвестных лиц. Вернуть имя молчаливому аналогу, «заставить заговорить» – непростая  искусствоведческая задача.
Вот и в коллекции художественной галереи Смоленского государственного музея-заповедника есть один из таких «молчаливых экспонатов» - на роскошной вазе Императорского фарфорового завода (ИФЗ) периода Николая I изображена таинственная незнакомка, одетая в закрытое зеленое платье. Кто эта женщина, удостоившаяся чести украшать парадную вазу? Ведь на подобные произведения искусства, служившие в качестве Высочайших Подношений, помещали лишь портреты членов императорской семьи и лиц особо к ним приближенных. Но если предположить, что изображенная принадлежит к одной из правящих монархических династий, то почему она столь просто и строго одета?
Похоже, Анне Емельяненковой, члену Союза журналистов России, Союза дизайнеров России, лаборанту кафедры изобразительного искусства художественно – графического факультета Смоленского государственного университета удалось приоткрыть завесу тайны.
- Анна, что для Вас явилось отправной точкой для проведения атрибуции вазы, с чего началось исследование? Каковы основные цели и задачи проделанной работы, какие методы использовали?
- Ваза была предметом моего изучения в московском Институте арт-бизнеса и антиквариата, который я закончила в 2013 году. Моя дипломная работа была признана одной из лучших итоговой аттестационной комиссией, состоящей из «звезд» российского мира искусствоведения и антиквариата, мне вручили именной сертификат. После окончания защиты ко мне лично подошел Перченко Михаил Ефремович, председатель комиссии, вице-президент Международной Конфедерации Антикваров и Арт-дилеров, и поздравил с «блестяще проведенным искусствоведческим исследованием».
В ходе исследования, в основу которого был положен метод сравнительного анализа, мной были проанализированы вазы ИФЗ 1830-х годов, а также изучены несколько сотен портретов, портретных миниатюр, литографий, гравюр из собрания крупнейших музеев России, Европы и Америки. Стоит отметить, что ваза достаточно сложная для проведения исследования – не известна точная дата изготовления (на дне стоит лишь клеймо ИФЗ Николая I), поверхность не содержит никаких «подсказок» в виде надписей, дат, авторской подписи художника. А нейтральный фон портрета, который помогает сконцентрироваться на личности изображенной, не дает возможности изучить особенности интерьера, которые бы помогли рассказать о вкусах и предпочтениях портретируемой.  
- Так что же конкретно можно сказать о вазе?
- По моему мнению, ваза – настоящая жемчужина коллекции художественной галереи. Ваза создана в золотой век производства русского фарфора, когда технология изготовления и художественное мастерство достигли своего наивысшего расцвета. Подобные произведения искусства, служившие для украшения императорских дворцов, были выпущены в ограниченном количестве. Во время Великой Октябрьской революции при разграблении царских резиденций часть великолепных ваз была вывезена за рубеж, где осталась в частных коллекциях. Подобные произведения искусства невероятно ценятся на антикварном рынке, являясь одними из самых дорогих когда-либо созданных изделий из фарфора. Так что для смоленских любителей прекрасного настоящая удача, что у них есть возможность воочию наслаждаться этим великолепным шедевром.
- Безусловно, одним из украшений вазы является великолепный живописный портрет неизвестной дамы. Что удалось узнать об этом произведении портретного искусства, сохранился ли оригинал до наших дней?
-  Скорее всего, при переносе портрета на вазу в качестве основы была использована литография или гравюра, исполненная по картинам или рисункам одного из творивших в те годы художников. Я предполагаю, что исходный оригинал портрета в настоящее время утрачен. Во всяком случае, отправленные мною запросы в крупнейшие музеи и художественные галереи России и Европы на предмет наличия в коллекциях данного произведения искусства, к сожалению, дали отрицательный результат. Более того, хранители музеев никогда этот портрет не видели и ничего о нем не знают. Данный факт, безусловно, значительно осложнил проведение исследования.
- Удалось ли установить время написания портрета?
- Проанализировав особенности костюма и прически, удалось с достаточной точностью определить время написания портрета – 1832 год. Для этого была тщательно изучена форма и величина главного модного тренда 30-х годов XIX века - невероятно объемных рукавов – пуфов или рукавов – «жиго», прозванных «бараньим окороком». Дополняет образ дамы модная в 1830-е годы прическа «Аполлонов узел».
- На парадных портретах 1830-х годов великосветские дамы блистают в роскошных вечерних платьях. Почему на рассматриваемой вазе дама изображена в столь строгом, даже  аскетичном платье?
- Действительно, стиль данного костюма вызвал много вопросов. Ведь на страницах журналов мод первой трети XIX века царит многоцветие, платья отделаны всевозможными бантами, рюшами и искусственными цветами. В повести 1830 года «Испытание» писатель – байронист Александр Бестужев-Марлинский сравнил женщин с «майскими бабочками,  блистающими цветами радуги и бл¸стками злата».
Но тщательное изучение женских портретов 1830 года позволило понять вс¸ многообразие модных тенденций эпохи бидермейера и открыть неизученные страницы в истории моды. Как оказалось, модные тенденции первой трети XIX века изучены недостаточно, имеются большие пробелы, значительно обедняющие сведения об одежде того времени. Как оказалось, одновременно с цветными «кричащими» платьями существовала мода на простой, даже аскетичный стиль в одежде. Словно выступая против яркости и блеска, искусственно навязываемых модными журналами, великосветские дамы предпочитали одевать на удивление скромные, простые платья темных цветов, преимущественно черных, коричневых и зеленых, полностью отказываясь от каких – либо отделок. Причем, подобные строгие платья предпочитали носить и особы королевских кровей -  старшая дочь императора Николая I Великая княгиня Мария Николаевна и королева Нидерландов Анна Павловна.
В коллекции парижского Музея Карнавале мне удалось найти портрет 1830 года работы Глез Кандид с изображением Авроры Дюпен, баронессы Дюдеван, более известной как Жорж Санд. Французская писательница одета в аналогичное, как на рассматриваемом нами портрете, платье  -  закрытое платье с умеренно пышными рукавами - «жиго», шея задрапирована жестким кружевным воротником, под который в узел завязан длинный платок.
- Для современных модниц колористическое решение наряда дамы выглядит довольно необычно. Насколько распространены были в 1830-е годы подобные цветовые сочетания – зеленого с цветными аксессуарами – красным платком и желтым поясом?
- Закрытые зеленые платья с пышными рукавами – «жиго» довольно часто встречаются на портретах 1830-х годов европейских и русских мастеров живописи. К примеру, в подобном наряде цвета зелени изображены Caroline Sarah Chamberlain на парном миниатюрном портрете неизвестного художника из коллекции Lawrence House Museum, написанном в Германии около 1830 года, а также супруга дрезденского фармацевта Christiane Sophia на парном портрете 1827 года кисти Карла Кристиана фон Вогельштейна. В элегантном закрытом зеленом платье с объемными рукавами в 1829 году княгиню Ольгу Ферзен запечатлел П¸тр Соколов. А на портрете 1834-1836 годов кисти художника Пола Кейна из коллекции Национальной галереи Канады на наряде Кларк Кори, так же как и на портрете с рассматриваемой вазы, небольшой вырез в платье задрапирован плотной белой тканью.
Комплементарное сочетание зеленого с красным являлось характерным для женской моды 1830-х годов. К примеру, на портрете 1833 года работы Фридриха Амерлинга в уютной домашней обстановке за чтением книг изображены баронесса Генриетта Перейра Arnstein c дочерью Флорой, на которой одето зеленое платье с повязанным поверх красным шарфом. Модной была также и триада зеленого, красного и желтого цветов. К примеру, подобные цветовые решения предлагал дамам лондонский журнал The Court Magazine от августа 1833 года.
 - Безусловно, главная загадка вазы – кто эта дама, изображенная на портрете? Удалось ли установить ее личность?
 - В ходе проведения иконографической идентификации мной были выдвинуты две версии относительно личности запечатленной на портрете незнакомки. В настоящее время я готовлю ряд научных публикаций на данную тему.
- Благодарю Вас, Анна. Желаю дальнейших успехов в раскрытии тайны смоленской «Моны Лизы».



 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

02-198_2017.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...

© 2019 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.