Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2016 № 04 (188) Апрель 2016 г. Мифы и реальность

Мифы и реальность

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Еще раз о древних торговых путях

Анатолий СТЕРЛЯГОВ

Окончание. Начало в №1(185)

DrakkarИнтересно, что в исторических документах нет описания технологии волочения и катания судов, как, впрочем, нет и чертежей русских речных судов. Историки не задумывались над тем, как связана между собой конструкция судна и технология его перемещения по суше. О наших заблуждениях на этот счет можно судить по картине известного художника Николая Рериха «Волок». На ней изображены, скорее всего, скандинавские кнорры (судя по его другой картине «Варяжские гости»), которые артельные люди волокут по суше. Во-первых, видно, что суда построены с использованием досок, что еще более утверждает мысль  о том, что это суда скандинавов. Русские ладьи в те времена изготавливались из цельного дерева и были, в связи с этим, так называемыми однодеревками. Дно у таких ладей было полукруглым и не имело характерного для скандинавских судов того периода киля и соответствующей «килеобразной» формы.
Удержать в вертикальном положении судно с килем можно только в специальном сооружении - типа док. В противном случае оно завалится на бок, что существенно усложняет процесс волочения по суше. Правда, в более поздней картине Н. Рериха «Волокут волоком» (1915) суда не волокут, а перекатывают по бревнам, но, как и в первом случае, удержать судно в вертикальном положении очень проблематично. Если же перекатывать судно, лежащее на боку, но после такого «качения» обшивку придется если не менять, то серьезно ремонтировать.
В VII-XI веках на морях и крупных реках господствовали смелые и воинственные викинги. Свои большие корабли они называли драккарами и кноррами. Драккар (корабль-дракон) строился из ясеня, сосны или дуба. Кораблестроители викингов изначально выбирали деревья с естественными изгибами для киля и шпангоутов. После срубки, дерево разрубалось пополам, а затем из каждой половины вырубались доски. Чтобы сохранить прочность и эластичность дерева, викинги вытесывали доски исключительно вдоль волокон, расщепляя ствол по радиусам. В качестве инструментов использовались топоры различных видов. Полученные доски можно было изгибать до 40 градусов без появления пластических деформаций.
Драккары приводились в движение веслами и прямоугольным парусом. Управление осуществлялось при помощи рулевого весла с коротким поперечным румпелем, установленного на правом борту. Размеры драккаров колебались от 35 до 60 метров и могли перевозить до 150 человек (воинов). Большие корабли имели до 35 пар весел и развивали скорость до 12 узлов (выдающийся показатель для кораблей этого класса). Таким был корабль «Великий Змей», построенный для короля Олафа Трюггвассона зимой 999-1000 года. Драккары отличались многофункциональностью, они использовались для военных действий, перевозок, а также для дальних морских плаваний. На драккарах викинги достигали Исландии, Гренландии и Северной Америки.
Кнорр также приводился в движение веслами или прямым рейковым парусом, но управлялся кормовым весельным рулем. Во многом кнорры были схожи с драккарами, однако, в отличие от них, были не военными, а скорее грузовыми и торговыми судами, в военных целях использовались для перевозки припасов и снаряжения, а также лошадей. Поэтому кнорры были более широкими и вместительными, но развивали меньшую скорость.
Драккары и кнорры были морскими судами и могли ходить только по крупным рекам. Небольшие корабли - шнеккеры (снеккар - корабль-змея) имели меньший размер и меньшую команду (до 60 человек). Они приводились в движение также прямоугольным парусом, имели до 25-30 пар весел и могли развивать скорость до 20 узлов. Могли скандинавы на этих судах без волоков попасть из Балтийского моря в Черное? Могли. В период разлива рек - половодья на многих участках Смоленской земли водные бассейны рек сливались в одно целое водное пространство. Не нужно забывать и о том, что еще 400 лет назад смоленские реки были более полноводными.
Скандинавы - мастера по изготовлению морских судов - не использовали их там, где требовалось перетаскивать судно из одного водоема в другой по суше. Для торгового плавания по Балтийскому морю и впадающим в него рекам они использовали суда типа небольших кнорров, а с XII века - шнеккеров (новгородцы называли их «шнеками»). Эти суда, почти не выходя на открытое морское пространство, могли пройти от берегов нынешней Швеции до устья Финского залива. Они поднимались по рекам до Новгорода, где часть товаров продавалась, а остальные грузы переваливались на более мелкие суда с плоским дном, пригодные для плавания по небольшим русским рекам.
Суда славян назывались скедии, лодьи (ладьи) и корабли. Лодья (от нее – «лодка») представляла собой довольно большое судно, на котором размещались 40 и более человек. Длина ладей составляла до 20 метров, ширина до 5 метров. Грузоподъемность - до 200 тонн. Первоначально ладьи строились из выдолбленных крупных стволов дуба или липы. Для увеличения вместимости к долбленому из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок. Суда с дощатой обшивкой внакрой называли набойнами, суда с обшивкой вгладь - насадами. Лодья имела большой, богато орнаментированный холщовый парус.
Технология строительства судов из досок с килем и шпангоутами очень сложна. На сегодня нет документального и археологического подтверждения того, что на смоленской земле строились такие суда. Достоверно известно, что новгородцы освоили строительство ладей, которые стали называть «новгородскими». В Киеве также было развито строительство судов, но какие именно суда здесь строились, неизвестно. Морские суда умели строить русские поморы. Но их лодьи имели длину всего около 7,5 м и ширину 3 м. Парусное вооружение таких лодей составляли две-три мачты. На них поднимались прямые паруса.
По сведениям Константина Багрянородного (X век) кривичи и другие племена весной возили в «Милиниску» (Смоленск) и «Чернигогу» (Чернигов) большие долбленые ладьи на 30-40 человек - однодеревки, которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по реке. После преодоления порогов на острове Хортиц или Березань ладьи оснащались парусами для плавания вдоль берегов Черного моря.
Для плавания по Черному морю использовались и византийские торговые суда средиземноморского типа. Они не имели специального наименования и назывались просто «наус», то есть корабль. Проводка кораблей по шхерам, заливам и рекам осуществлялась под руководством людей особой профессии: по-варяжски их называли штурманами, по-славянски - кормчими, корщиками, а по-гречески - кибернетами.
На местах переволок существовала инфраструктура, связанная с волоками: бечевники в мелководных верховьях рек (сухопутная дорога вдоль берега реки), древесный ход с дрогами на самом волоке и обслуживающие их люди и животные. По-видимому, там же были  и верфи для небольших речных ладей.
Вот как представляет себе смоленский волок середины XI века современный писатель Валентин Иванов («Русь великая»):
«И бечевой заработок доступный, легкий: пара лошадей тащит вверх тяжелогруженую лодью, и всего-то нужен для такого дела один паренек лет двенадцати. К тому добавить работу по поддержанию бечевника, которую делали общими силами все, кто занимался промыслом, каждый в своем месте…
На берегах вместо причалов поделаны для лодей взводы, они же спуски. Два бревна концами втоплены, по-смолянски - «утоплены у воду», на сухом месте к их концам прирублены другие, далее - третьи. Размах между бревнами и в два аршина, и в сажень, и более, чтобы с воды между бревнами-ходами могла войти любая лодья. Изнутри ходовые бревна отглажены стругами, смазаны салом. Наставив лодью, ее за корму охватывают канатами и тянут либо людьми, либо лошадьми. Лодья идет легко до конца ходов, у которых ждут длинные дроги с такими же на них ходами. Дроги тоже разные - по лодьям. Привязав лодью, запрягают лошадей столько пар, сколько нужно, и везут по дороге спускать в Днепр по таким же ходам. Дело старинное, волоковые мастера опытные, работают споро: деньги-то получают не за время, а по ряду, им выгодно скорее от одного дела отделаться, к другому приделаться. На волоке не одна артель, не две, не три. Замешкаешься - отобьют заказчика.
У каждой артели свои взводы-спуски, а волоковая дорога общая. Они же торгуют новыми лодьями. Старинные лодейщики умеют дерево выбрать, бревно выдержать, обводы распарить и выгнуть, собрать лодью, засмолить, и будет она служить тебе до твоей старости. Строят они и другие лодьи, грубо сколоченные из толстых досок и бревен, пригодные плыть только вниз, на одно плаванье. Такие совсем дешевы, и служат они тем купцам, которые спускаются в степные места, где, распродав товар, продадут и лодью для поделок, на топливо. Князю с дружинниками покупать-продавать было нечего, менять свои лодьи они не собирались.
Артельщики, не мешкая, выволокли обе лодьи по салом смазанным ходам, наставили на дроги и повезли к Днепру. Дорога верст десять, не больше. Ее прошли пешком, разминая ноги, не спеша поспевая за дрогами… Всего от воды до воды истрачено было времени часа три. Немногим скорее бы одолели такое же расстояние, идя на веслах против теченья. Водяной путь хорош, когда на переволоках порядок. Волок - всего пути голова».

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

201311-159.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • Форум строителей

    23.07.2019 05:52
    Awesome blog! Do you have any tips for aspiring writers? I'm planning to start my own site soon but I'm a little lost on everything. Would you propose ...
     
  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...

© 2019 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.