Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2016 № 02 (186) Февраль 2016 г. Увлекательный поход за знаниями

Увлекательный поход за знаниями

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Встречи с интересными людьми


Признаться, я давно хотел побывать на школьном уроке у Наталии Анатольевны Семенцовой – известного на Смоленщине педагога, дважды побеждавшего в конкурсе профессионального мастерства среди учителей средних школ региона. Действительно ли это педагог-новатор, или слава к Семенцовой пришла исключительно благодаря беседе с Владимиром Владимировичем Путиным во время его пребывания в Смоленске?
Тогда В.В. Путин отметил принципиальность смоленской учительницы, не побоявшейся отстаивать на столь высоком уровне мнение, отличное от позиции Министерства образования РФ. Семенцова вмиг стала знаменитой. А потом пришло и признание как педагога-новатора…
Уже первые минуты урока физики в 7 классе 33-й средней школы Смоленска покорили меня и отбросили всяческие сомнения по части возможного «свадебного генерала». Я увидел и услышал то, каким воспринимаю образцовый школьный урок, - динамичную и увлекательную игру, с вовлечением в учебный процесс всех без исключения школьников. Но игру, разумеется, весьма познавательную и очень даже серьезную – совершенно не детскую.
Примерно такими же энергетикой и объемом опроса студентов отличались занятия в институте, когда я учился на факультете иностранных языков. Но там группа была всего 10 человек. За 2 часа «пары» педагог вытряхивал из тебя все, что ты подготовил дома, что вызубрил и что нет. Но там все-таки иностранные языки, которые, вероятно, без динамичного, чуть ли не стрессового тренинга не выучишь. А тут обычный, казалось бы, школьный урок…
Ребята собираются в классе минут за 10 до начала, наперебой показывают учительнице, что дополнительно к заданию подготовили дома, а после звонка, известившего об окончании урока, не торопятся покидать класс.
Подобного праздника (иначе не могу назвать этот процесс увлеченности и страстного желания познать неизвестное) мне, честно скажу, давно не доводилось наблюдать в школьной жизни. Но, может, я заблуждаюсь? Может, редко бываю в школах?
Как бы то ни было, очевидно,  что успех урока зависит почти на все сто процентов от учителя – от его умения увлечь учеников, от личной самоотдачи и степени «горения». Все 45 минут, словно завороженный, я наблюдал, как Семенцова, удивительно похожая в движениях на прекрасную лань, стремительно и по-матерински заботливо от парты к парте обходила «владения», успевала проверить, как ученики решают задачу, на которую отведена всего одна минута, как отвечают на поставленные учителем вопросы. Не покидает ощущение, что урок больше походит на увлекательную игру, в которую вовлечены все без исключения.
Захотелось подробнее узнать о методике преподавания, исповедуемой Семенцовой. И я напросился у Наталии Анатольевны на беседу, чтобы она ответила на мои вопросы.
- Сегодня я воочию увидел, что Вы за урок каждого ученика по несколько раз спросили. Это Вы сами выработали такую методику, или где-то Вас учили вести урок динамично, в ударном темпе?
- Я обучалась в Харьковском педагогическом университете, и педагоги были достаточно сильные, методику преподавали очень серьезно – приемы, методы обучения школьников. Но время не стоит на месте, и оно требует каждодневной работы педагога по самообразованию. Так быстро меняется все вокруг нас, что если ребенок не будет сам мыслить, анализировать, систематизировать, критически воспринимать любую информацию, то просто ее зазубрить  будет невозможно в силу  огромного фактически каждодневного увеличения изучаемого материала. Раньше этого было достаточно, существовали только незыблемые ЗУНы (знания, умения и навыки), которые складывались из года в год, и их нужно было наработать. А сейчас, можно сказать,  молниеносно обновляются технологии, появляются новые технические решения, и дети должны быть готовы учиться всю жизнь. А значит - задача учителя в том, чтобы научить детей учиться, помочь каждому выработать для себя систему  универсальных действий в различных ситуациях, работать над собою и двигаться вперед. Каждый учитель решает эту задачу в рамках  своего предмета, я – средствами физики и астрономии, кто-то биологии и т.д. Фактически я содержание предмета ставлю на службу тем компетенциям и опыту деятельности, которые могу в детях развивать, формировать.
Поэтому эта кажущаяся легкость  и динамика урока – тяжелая работа. Каждый ребенок должен поставить себе цель, и каждый ребенок на уроке своим путем будет идти к этой цели. Кто-то сделает больше, продемонстрирует знания и навыки условно на «пятерку», а у кого-то «тройка» - потолок. И я должна сконструировать, отрежиссировать  урок так, чтобы каждый из детей сегодня на уроке хоть на шаг продвинулся вперед по сравнению с собой вчерашним. Да, в седьмом и восьмом классах имеют место игровые моменты. Если ребята не заинтересуются, они не пойдут на следующий год в профильный физико-математический класс. Значит, потеряет инженерная индустрия достойные кадры, которые могли бы продвинуть вперед науку и производство. Я пытаюсь в седьмом классе их настолько сильно заинтересовать, чтобы они ждали этого урока и думали, что же там нового опять должно произойти, что же может случиться. К каждому уроку они стараются быть готовыми.
Видели, дети до начала урока подходили ко мне и говорили: «Я дома это нашел», «А я это»… У меня всегда есть в начале урока 5 минут, чтобы обсудить то, что им понравилось во время домашней самостоятельной подготовки. Сегодня урок был более сконструированный – нацеленный на повторение материала перед контрольной работой. Поэтому творческую «пятиминутку» я на сей раз убрала и пообещала детям, что в следующий раз мы посвятим их творчеству 10 минут.
За две четверти мы научились понимать и слышать друг друга. А начинали очень трудно. Пока ребята не набрали некое количество информации для того, чтобы можно было с ней работать.  Хотя уже сегодня более 80 процентов учеников могут творчески применить полученные знания.
- Знаете, Наталия Анатольевна, я не отношусь к тем, кто чаще хлопает в ладоши. Наоборот, стараюсь увидеть недостатки, чтобы иметь возможность их устранить и двигаться к совершенству. Это и по отношению к себе, и по отношению к другим. Но сегодня на уроке мне хотелось большинству ребят поставить «пятерки», а остальным – не ниже «четверки». Для меня это было потрясением. Я не разглядел у детей недостатков, наоборот, видел, насколько они увлечены, как активно работают, находят упоение в процессе урока. Да за такие рвение и самоотдачу хочется ставить высшие баллы!
- Но ребята объективно к себе относятся. Несмотря на то, что они многое уже анализируют, стремятся постичь даже материал, который основательно будет изучаться только в девятом классе. Значит, я надеюсь, готовят себя к будущему физико-математическому классу!
Вот перед вами сидел мальчик, у которого имеются проблемы со здоровьем. Он много занятий пропустил. Но даже он сегодня поднимал руку! Да за это уже можно медаль на грудь повесить!
Этот мальчик, вероятно,  может получить по другим предметам немало двоек. Но по физике у него «двойки» определенно не будет! Потому что он по сравнению с собой вчерашним сделал большой шаг вперед. Я не могу такому ученику поставить «двойку».  Если он растет – пусть пока только по сравнению с собой! – это заслуживает поощрения.
- А можете Вы поставить «пятерку» ученику, который по другим предметам «перебивается» с «двойки» на «тройку», физику тоже не знает на твердую «пятерку», но сделал большой шаг вперед?
- Да! Я как раз сторонник того, чтобы поощрять прогресс. Если ребенок в течение четверти прибавил очень много, но какие-то задания пока для него непосильны, я стараюсь поддержать такого ученика, в том числе «пятеркам» и «четверками» - проверенными методами педагогического воздействия. При этом говорю примерно следующее: «У тебя еще не твердая оценка, но я вижу, что ты стараешься, и я тебя поощряю за твое трудолюбие». Тогда этот ученик в следующей четверти будет стараться еще больше, и в конце концов он выйдет на твердую «пятерку».
Важно не только оценить по стандарту ребенка. Все дети индивидуальны, они – не роботы. И по большому счету, стандарт не всегда приемлем, например, к детям с ОВЗ (со слабым здоровьем). К тому же возможны разные жизненные ситуации: кто-то сегодня плохо спал, у кого-то мама заболела, у кого-то кошка котят принесла. Можно за отсутствие качественной подготовки к уроку поставить «двойку». Но в этом ли суть образования? Образование – это такая система, которая создает своего рода незыблемую основу социальных компетенций. Один мудрый человек очень точно подметил: «Образование – это все то, что осталось у человека после того, как он позабыл все, чему его учили». Либо человек образован, либо нет. Я хочу, чтобы мои дети были образованными. Посмотрите, какие темы мы сегодня обсуждали, - и нанотехнологии «вплели», и о протекторах говорили.  То есть мы стараемся увидеть все, что есть вокруг нас, и связать это с тем предметом, который я преподаю. Это позволяет социализировать детей и понять, что изучаемый предмет не что-то оторванное от жизни, а то, что помогает создать реальное своими руками. Когда мой ученик 9 класса сам может поменять электрическую розетку, это конкретный результат наших совместных действий.  Я стараюсь, чтобы обучение не ограничивалось только  теорией вопроса, подбираю учебные социально-контекстные (жизненные) ситуации, позволяющие выработать правильную последовательность действий.
- Дома Вам, Наталия Анатольевна, тоже приходится самой менять лампочки?
- Я все это умею, хотя у меня муж является физиком-практиком. Наш сын работает в Москве и как-то звонит мне: «Мама, подзабыл, как посчитать емкость конденсатора». А ему на ТЭЦ устанавливают оборудование,  и надо все проверить самому.  И я ему по телефону помогла в расчетах.
- Словом, практическая физика присутствует…
- Да, я, кстати, хорошо училась в школе и в институте. Мне всегда было интересно своими руками что-то сделать, моделировать. Но, удивительное дело, по основной специализации я не физик, а математик, и диплом защищала по математике. Потом многократно довелось проходить курсы повышения квалификации по физике. У меня высшая категория, которую всегда достойно подтверждала.
- Скажите, пожалуйста, а как Вы к уроку готовитесь? Каждый день готовитесь?
- Каждый день.
- Из дома Вас еще не выгоняют? Ведь кроме подготовки к урокам, есть большая общественная работе во главе регионального исполкома ОНФ, и на все это требуется время, которое забирается у семьи.
- Мне кажется, что у меня самый терпеливый муж. Так у нас сложилось по жизни, что 20 лет его воинской службы в Забайкалье я берегла очаг. Тогда я больше занималась семьей, домом. А теперь муж дома, и он берет на себя часть домашних обязанностей. А я стала добытчиком, кормящим семью. Жизнь вообще штука сложная.
- Так все-таки, как Вы готовитесь к урокам?
- У меня, конечно, уже большой опыт работы. Но я каждый год покупаю новую литературу, смотрю новые методики, изучаю новые требования, анализирую, что поменялось в стандарте и на что надо теперь обратить повышенное внимание. К уже наработанной методике, своим собственным подходам я добавляю педагогические новинки. Если посмотреть на сегодняшний урок, на котором вы присутствовали, то  такого урока у меня еще не было. Это штучный интеллектуальный продукт.  Потому что как не бывает двух одинаковых классов, так нет и двух одинаковых уроков. И сколько ни будет классов в параллели, все  уроки будут разными, сконструированными именно для этих ребят. Потому что дети разные, подходы и методы тоже разные. Встречаются, например, совершенно инертные классы, которые просто так не «заведешь», для них необходима особая мотивация. Но в этих классах дети будут скрупулезно решать задачи, будут просить, чтобы я к ним подошла. Они хотят тихо, спокойно изучать материал. За урок такие дети решат по 7-10 задач, у них могут быть одни «пятерки». Но эти дети не будут говорить, они, как правило, не многословны. И показать их гостям или коллегам-учителям на открытом занятии  часто сложнее – они другие. Зато они очень хорошие исполнители, скрупулезно работают с информацией, выверяют, чертят. Они не такие творческие. Но обществу очень важно, чтобы среди специалистов были не только генераторы идей, но и люди, которые качественно исполняют стоящую перед ними задачу.
Сегодня у нас очень мало хороших исполнителей. Посмотрите, что творится с кадрами, - их просто нет. Все хотят либо в политику, либо в творчество. А кто будет инженерами, кто будет прокладывать кабель, менять трубы коммуникаций?
- На меня произвело впечатление то, что Ваши семиклассники даже не прореагировали на звонок об окончании урока.
- А они его не слышат. Кстати, я тоже страдаю от того, что не слышу звонка.
- Наверное, процесс творчества бесконечен, он не ограничен во времени…
Но вернемся к Вашим семиклассникам. Вы сравнили два класса. Давайте продолжим рассуждать. В том классе, где хорошие исполнители, доказательства в задачах будут расписаны до мелочей – как в алгебре или геометрии. А в параллельном классе «мыслители» могут быть небрежны в деталях, при этом задачи выполнят безошибочно. Какие оценки они получат?
- Все будет зависеть от конечного результата. Кстати, у меня есть дети, каракули которых я разбираю с помощью пары очков или даже лупы. Понимаю, что в решении есть идея, есть смысл, потому что ребенок толковый, но не могу понять почерк. Заканчивается моя «разгадка иероглифов» тем, что я подчеркиваю это место, и потом ребенок мне объясняет. Если я соглашаюсь с ходом его мыслей, оценка выставляется отличная. К сожалению, при проверке ЕГЭ не всегда учтут издержки почерка. Есть жесткие требования к оформлению работ. Если что-то не обосновано, балл снизится. Поэтому в 10 и в 11 классах мы уже начинаем очень плотно работать над оформлением. Мотивация детей поступить в престижные вузы дает мне возможность их чуть «обстругать», добиться четкого и аккуратного, а иногда и безупречного оформления своих мыслей. 
- А как Ваши детки сдают ЕГЭ?
- Очень хорошо. Результаты позволяют им обучаться  в профильных вузах – это МГУ, МИФИ, МФТИ, МИСИС, также в питерских политехнических вузах, и, конечно, в Смоленском филиале Московского энергетического института. Например, в этом году ученики моих 11 классов прекрасно выступили на городской олимпиаде: у нас один победитель и пять призеров. Все шестеро, участвовавшие в олимпиаде,  стали победителями и  призерами! На конкурс по астрономии пошли четверо: один победитель и два призера…
То есть все ребята старательно готовятся и к экзаменам, и к олимпиадам, они приносят мне задачи, и приходится сидеть дома до 2-3 часов ночи, чтобы понять смысл задания, помочь ученику осознать суть задачи и прийти к ее решению. В общем, дома всех обихожу, спать уложу, посуду помою, а потом сажусь за задачи. Потому что я не могу прийти на урок неподготовленной, сказать, что не успела.
- Мне представляется, что у физики и астрономии много общего. Эти науки бурно развиваются, особенно, по-моему, астрономия – чуть ли не ежегодно совершаются открытия новых планет и звезд, даже целых галактик. Как Вы выходите из положения, чтобы не отстать по части информированности?
- Много читаю. Но в 9 -11 классах  мне уже помогают мои дети. У нас уроки астрономии построены несколько иначе, чем по физике. У нас уроки открытых знаний. Что я знаю, обсуждаю с ними, а что они знают, рассказывают мне. И дети стараются найти столько нового, что даже переварить всю информацию сложно. Но на веру ничего не принимаем. Вот предлагают ребята вновь сходить в обсерваторию. Я не против, но спрашиваю у них, когда будем учить физику. У меня класс – 24 человека, и 22 сдают экзамен по физике. А еще 7-8 человек сдают физику не из физико-математического класса.  Это ребята из экономического и химико-биологического классов. То есть выбрали сначала один профиль, а потом решили все-таки поступать в технический вуз.
Школа переполнена. В одном потоке учится более 700 человек. Занятия проходят в две смены, и найти свободную аудиторию для дополнительных занятий просто нереально. Поэтому мы встречаемся по воскресеньям. И каждое воскресенье в 11 часов мы работаем только по подготовке к  ЕГЭ.  В кабинете есть стенд, ребята берут там задания, они с ними работают, и в воскресенье на занятии  мы проверяем вместе результаты. У нас полное доверие, если есть вопросы или что-то не получилось, то я подсаживаюсь к ученику, и  индивидуально с каждым обсуждаем возникшие проблемы, ликвидируем пробелы, остальные в это время работают с новыми заданиями.
Семиклассники увидели, а может, дочь рассказала одноклассникам (она учится в 7 классе), как я дополнительно занимаюсь с будущими выпускниками, и тоже попросились на воскресные встречи. Однажды дочь меня спросила: «Мама, а почему такая несправедливость - 11 класс может к тебе приходить, а мы что, хуже? Ведь нам на следующий год надо попробовать свои силы в каком-либо профильном классе. И мы тоже хотим быть лучшими!». Теперь я занимаюсь с 11 до часа с одними, а в час приходят семиклассники. Из 29 человек в классе минимум 13-16 приходят каждое воскресенье.
- Как у Вас, Наталия Анатольевна, еще остается время на общественные дела?
- Вообще еще до Народного фронта я всегда много занималась общественной деятельностью. И в Забайкалье, и в Смоленске, куда мы приехали в 2001 году, занималась профсоюзной деятельностью и отстаивала интересы педагогического сообщества. Так складывается, что я всегда в гуще событий. И уже, наверное, лет 20 участвую в различных конкурсах, начиная от «Мой лучший урок» и заканчивая конкурсами «Лучший учитель года» и на лучшую методическую разработку.
Для меня это очень важно. Почему?  Когда я готовлюсь к конкурсу, изучаю большое количество новой информации, с которой не пересекалась ранее, много нового на уровне методик, разработок различных вузов и кафедр. Но это не значит, что я со всем согласна. Эти огромные глыбы материала я пропускаю через себя и делаю поправки, если считаю необходимым, к своей методике. Я не использую одну  технологию целиком, в практике моей работы симбиоз различных технологий.  И за 25 лет работы я пришла к выводу, что этот симбиоз дает хорошее качество. Наши дети  социально адаптированные, креативные и инициативные, обладающие хорошим уровнем знаний и компетенций. А новизна в подходах и методах преподавания появляется практически после каждого моего участия в конкурсе.
Если это конкурс «Лучший учитель года России», то здесь работа особенная. Надо обобщить свою работу за 3 года и подвести итоги как качественные, так и количественные. Это значит, что 3 года я апробирую новые приемы, ввожу инновации и смотрю, как они влияют на учебный процесс, в чем просматривается улучшение результатов. А если замечаю регресс, сразу же отказываюсь от новшества, использую другие методы.
Смогла бы я столько времени уделять обобщению, рефлексии, если бы не шла на конкурс? Вряд ли. Если не стремиться к получению определенного результата на выходе, например, к победе в конкурсе, то нет острой необходимости обобщать систему своей работы. Если не делать этого обобщения, то не увидишь, чего ты и твои ученики достигли в сравнении с учащимися города, области или страны. Год прошел и прошел. А где был завал? Как это можно изменить? Что особенно удалось? Благодаря чему? Полагаю, эти вопросы должен задавать себе каждый увлеченный педагогическим творчеством учитель.
Между тем, в нашем учительском сообществе имеется много учителей, которые ни в каких конкурсах не участвуют. Но у них высокая степень профессионализма, и элементы рефлексии  в своей работе они используют постоянно – мэтры педагогики.  Есть и такие, кто принципиально не хочет участвовать в конкурсах профессионального мастерства, видимо, в силу своей инертности или консервативности. Они как написали однажды свои конспекты, так и используют их год за годом. Результат такого подхода к воспитанию и образованию подрастающего поколения мы видим, например, по состоянию нашей экономики…
Успешного выпускника один учитель не подготовит. Это невозможно. Только вместе мы можем научить ребенка мыслить, творить, всесторонне развиваться, быть патриотом. Мы  все должны помнить, что сегодняшние  наши  школьники -  это завтра народ  целой страны.
- А как Вы сверяете часы с коллегами? Обидно ведь, если Ваш труд окажется из-за инертности других учителей бесполезным?
- Мне повезло в жизни, что я попала на работу именно в  33-ю смоленскую школу. Наш коллектив развивается мощно и восприимчив к инновациям. Каждый учитель школы вкладывает свою частичку сердца, профессионализм, энтузиазм в будущего выпускника, все решаем одну педагогическую задачу средствами своих предметов.  Но нас порой ругают за то, что мы часто  «открываемся», системно и плодотворно и много работаем в рамках экспериментальных площадок. Да, наверно, интенсивность труда учителя в МБОУ «СШ ¹33» очень высока.  Учителю для достижения хороших результатов надо не только организовать совместную деятельность с обучающимися на занятиях, но и много работать над своим профессиональным уровнем. Но цели-то у учителей всех школ  одни: развиваться, идти вперед, находить наиболее эффективные методики, чтобы вырастить современного выпускника.
Кстати, в нашей школе есть свои внутренние конкурсы.  В этом году их четыре. Администрация  в них вовлекает каждого учителя, создавая мотивацию и  условия для профессионального роста. Иначе педагог попросту будет неконкурентоспособен, станет вероятным быстрое  профессиональное выгорание, своеобразная школьная рутина-тина способна привести к  «загниванию».
Вот и Владимиру Владимировичу Путину я в свое время говорила: школа – особый механизм, в котором все – учитель, уборщица, ученик, работник столовой –  это винтики, шестеренки, закрученные вместе в одну слаженно работающую  систему. Стоит одному, например,  ученику или учителю  выпасть из этого механизма, высока вероятность, что слаженный механизм начнет лихорадить  и даже заклинит.
В свое время на высшем правительственном уровне обсуждался вопрос надбавок: предлагалось одним повысить заработок, чтобы другие тянулись за ними. И Владимир Владимирович согласился со мной, что нельзя в этот механизм закладывать такие новшества, которые разделят коллектив, чтобы кого-то перемололо. Да, механизм надо смазывать, но сложившуюся конструкцию ломать  не стоит, если система качественно и эффективно работает.
- Но ведь уравниловку в оплате труда учителей тоже нельзя допустить.
- Есть стимулирующие доплаты. Но здесь тоже имеются вопросы, как распределять надбавки. Или их  определит коллегиальный орган, или решение останется за администрацией школы. Наша школа вышла из этой дилеммы следующим образом: у каждого учителя есть портфолио. По результатам  работы, например,  моим и моих детей в конце учебного года  в таблице портфолио подсчитываются баллы и определяется вклад учителя в  общее дело образования и воспитания. Здесь все видно: сколько учеников участвовали в олимпиадах, конкурсах,  каких успехов достигли, оценки учеников на конец года, результаты работы в научном обществе школьников,  методическая активность учителя и т.д. Чем больше баллов учитель получил, тем выше у него надбавка на следующий год. Эту надбавку не делят каждый месяц, она не зависит от того, «вышла овалом лица» эта учительница или не вышла, «удобная» она для начальства или нет.
Наша школа так работает уже несколько лет. Администрация и профсоюз  очень серьезно подходят  к вопросу оплаты труда учителя, и коллектив считает систему справедливой. Директор тоже старается распределять часы так, чтобы разные по контингенту классы были в равных условиях, чтобы у наиболее результативных учителей были разные по уровню  классы.  Есть у нас учителя, которые как раз лучше работают с теми ребятишками, кто или в силу болезненности, или по способностям считаются слабенькими. Если учитель сохранил класс без потерь, это тоже огромное достижение. И наша школа это тоже учитывает».

Вот такая насыщенная беседа состоялась у меня с педагогом-новатором Семенцовой.  Не знаю, как у читателей, но у меня сложилось впечатление, что Наталия Анатольевна сама и есть тот основной механизм, который определяет работу коллектива 33-й смоленской школы, своеобразный мотор, вырабатывающий энергию творчества, эффективных методов подготовки учеников к самостоятельной жизни.
Счастье учиться у такого педагога. Не только потому, что  наличие такого учителя гарантирует определенный, достаточно высокий уровень знаний предмета. Но главное, образовательный процесс под руководством такого учителя превращаются в увлекательный поход за неизведанным, в праздник, который хотелось бы ощущать долгое время, а он почему-то прерывается звонком об окончании урока…

 

Добавить комментарий

В комментариях категорически запрещено:
1. Оскорблять чужое достоинство
2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь
3. Обсуждать личности, личные обстоятельства, интеллектуальный, культурный, образовательный и профессиональный уровень
4. Употреблять ненормативную лексику, проще говоря мат
5. Публиковать объявления рекламного характера в том числе и рекламирующие другой сайт
6. Публиковать комментарии бессодержательного характера, т.н. "флуд"
7. Размещать комментарий содержащий только один или несколько смайлов
За нарушение правил следует удаление комментария или бан (зависит от нарушения)!!!


Защитный код
Обновить

201309-157.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...

© 2020 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.