Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2016 № 01 (185) Январь 2016 г. Уже не малёк, а глыбина!

Уже не малёк, а глыбина!

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Встречи с интересными людьми

Kameya

В Доме Союза художников состоялась персональная юбилейная выставка заслуженного художника России Владимира Родионовича Мальцева, приуроченная к 75-летию со дня его рождения. Накануне торжественной даты в жизни Мастера главный редактор журнала «Смоленск» Владимир Коренев взял интервью у юбиляра.

- Володя, лет 40, наверное, назад, а то и больше, мы с тобой засиживались допоздна в уютном домике напротив сегодняшнего Театра кукол по улице Дзержинского – домике, которого, увы, уже нет. Помнишь те вечера?
- А как же! Это домик Валеры Олешковского, нашего прекрасного товарища, друга и талантливого художника. Ребята из редакции постоянно приходили – Валера Сухорученков, Женя Щербаков. Были у нас общие оформительские работы, потому что на что-то нужно было жить. Валера был изгоем для Художественного фонда, а мне там давали заказы, вот вдвоем их и выполняли, потом делили поровну гонорар.
- Я вспоминаю, как Валера подшучивал над тобой, даже кличку придумал: «Мал¸к». Хотя к тому времени ты уже был известным художником, которому мэтры изобразительного искусства прочили весьма радужные перспективы.
Расскажи, пожалуйста, как ты стал художником?
- Я служил в Германии. Спасибо Никите Сергеевичу Хрущеву, что разрешил солдатам третьего года службы сдавать экзамены в высшие учебные заведения. Вот я как раз и попал под это постановление, и меня офицеры нашего штаба направили учиться: собрали дойчмарки, купили мне гражданскую одежду, масляные краски и напутствовали: «Сержант Мальцев, ты должен поступить в институт!  Если не поступишь, мы тебя ждем назад».
Это был 1962-й год. Я был как раз на учениях, и меня на вертолете доставили в часть – на зимние квартиры. Нужно было получить отпускной лист, другие документы. Собрали нас человек 12 во Франкфурте, оттуда пока добрались до Бреста, много времени ушло. Я приехал буквально в день экзамена. Меня все же до него допустили. Нужно было рисовать акварельными красками, а мне же купили масляные, и я стал ими писать натюрморт. Был как белая ворона. Окружение хихикало: солдат пишет маслом. Причем так добросовестно выводил фигуры, с такой любовью, что весь измазался без ветоши – руками и газетой вытирал кисти. И я практически не успел закончить работу. Но получил положительную оценку, и меня допустили до следующего экзамена. Сочинение написал на «пять», получил «четыре» по черчению. Учиться попал в группу Вячеслава Федоровича Самарина.
Вот с этого рубежа начинается художник. И я горжусь тем, что стал  выпускником, детищем Самарина – самого дорогого мне по жизни человека. Он старше меня всего на 2 года, приехал из Москвы, после института  стал молодым преподавателем. Он нас возил везде – в Петрозаводск, в Ленинград – ходили по Эрмитажу сутки.
Художник начинается тогда, когда отвечает на возникающие вопросы на плоскости – формой и содержанием. Это уже художник.
Сейчас я уже принадлежу к направлению в искусстве, которое могут определить четко только профессиональные искусствоведы. Интуитивно чувствую, что мое направление близко к известному поп-арту.
Когда я окончил институт, уже что-то умел делать. Но до этого нужно было пройти пятилетний курс учебы. Затем художник уже самостоятельно находит свой стиль работы. Мне, например, нравится графика. Но она широкого формата. Есть журнальная, книжная, плакатная, станковая графика. Так вот я люблю станковую графику. Она уникальна тем, что делается в единственном экземпляре, не привязана к стене в отличие от того же плаката, который имеет конкретное выражение. А я стремлюсь перенести на холст или бумагу образы, какое-то внутреннее сообщение, обращенное к зрителю. Он должен это увидеть, должен быть духовно к этому подготовлен, иметь своеобразный ключик для открытия двери. Словом, мое сообщение еще нужно прочитать.
Вот в таком стиле я и работаю.
- Володя, смотрю, к 75-летнему рубежу ты прямо стал философом.
- А он, кстати, много читает, вступает в беседу супруга художника Татьяна. – Прочитанное перерабатывает. В молодости как-то не хватало времени вникнуть в книги по искусствоведению, поразмышлять на темы профессиональные, теперь наверстывает.
- Это, наверное, от бессонницы… Шутка! А если серьезно, каким видится тебе, Владимир Родионович, сегодняшнее время по роли художника в  обществе?
- Какой-то спад в изобразительном искусстве ощущается. Мы находимся вне государственного поля. Наша организация бедна. И поэтому художник карабкается сам по мере своих возможностей. Если он заработал деньги, он их пускает на искусство, а не на какие-то развлечения. Покупает краски, которые стоят очень дорого, бумагу, холсты, заказывает рамы. Словом, нет государственной поддержки. Время такое – рыночное…
А в советское время Художественный фонд и Союз художников СССР власти награждали высшими государственными наградами. Художники были под опекой государства. У нас имелись творческие дачи. Я, например, 4 раза выезжал туда по 2 месяца. Бесплатное питание, бесплатное обслуживание, краски, бумага, холсты – все тебе предоставлялось, только трудись с упоением, твори!
Вот я очень люблю графику. Но вынужден заниматься другими видами художнического труда. Потому что на графику нужен цинк – металл, на котором готовятся гравюры. Раньше можно было в типографии раздобыть цинк. Сегодня там – цифровая печать. На творческую дачу без высокой оплаты не попадешь. За все плати. Кое-что даже за деньги не купишь – например, азотную кислоту, которую в прежние годы за копейки в аптеке выдавали, сегодня запретили к продаже как вещество, которое могут во вред другим использовать хулиганы, бандиты и террористы.
В общем, вынужден был я перейти на гуашь. Бумага, краски – в каждом магазине полно. Зато теперь мои родные деревенские мотивы можно подать во всей красе. Кстати, посетители моей персональной выставки становятся первыми зрителями новых работ, уже многоцветных…
Прежние мои работы хранятся в музеях Брянска, Уфы, Смоленска, Рославля, Москвы. В прежние годы Дирекция художественных выставок России выкупала картины художников из провинции, группировала работы и отсылала по всей стране. Куда только самолетом можно долететь, доставляли работы. И я горжусь тем, что мои картины были востребованы и «поколесили» по необъятным просторам Отечества. Они теперь находятся в запасниках Третьяковской галереи.
Сегодня денег нет на передвижные выставки, перевозить картины дорого. Многие художественные фонды закрылись – раньше они тоже выкупали у художников работы для зональных выставок.
Если где и проводят нынче выставки, то художники передают выставкомам работы, а потом забирают их назад в свои мастерские. По нынешним временам это большая удача – стать участником таких редких выставок…
- При всех невзгодах художник не может жить без мольберта…
- Никак! Душа просит поделиться сокровенным с бумагой или холстом. Художнический труд – это как наркотик. Порой говоришь самому себе: денег нет, и не надо! Делаешь и делаешь для своего счастья.


 
201604-188.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...
     
  • ПОСТОВОЙ КУРИЦЫН

    01.05.2018 23:27
    Из правды в статье только фамилия милиционера. Офицерская форма не смущает? Почему никто не обращался к архивам, не искал родственников? Сколько можно ...

© 2020 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.