Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Увлечения

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Если снова начать, я бы выбрал опять…

Ян Шадуров

«Ишак тянет мешок в гору и думает, что работает, а ты думаешь, что так отдыхаешь».

Все люди проводят отпуск по-разному: кто - то грезит о песчаных пляжах, кто-то об отдыхе в деревне, а кто-то готов на абсолютно добровольных началах отправиться в непроглядную тайгу. И вот с одним из таких «землепроходцев» мы сегодня и побеседуем.

Игорь Евгеньевич Кротков – опытный путешественник, увидевший и прочувствовавший на себе все особенности этого, с первого взгляда, несложного хобби.

- Здравствуйте, Игорь Евгеньевич. Расскажите, пожалуйста, когда состоялся Ваш первый поход?

- Интерес к путешествиям возник еще в школьные годы, тогда же состоялись первые походы. Я закончил гимназию имени Н.М. Пржевальского, у нас была очень хорошая туристическая секция. В 1977 году вместе с классным руководителем мы посещали место, где находилась усадьба П.С. Нахимова. Затем был поход по Старой Смоленской дороге, от Смоленска до Вязьмы, каждая группа учащихся получала своё задание, мы , например , встречались с людьми , которые во время Великой Отечественной войны сражались в партизанских отрядах, брали у них интервью , фотографировали.

А первой серьезной экспедицией стала экспедиция 1989 года на Таймыр по поиску могилы В.А. Русанова. Длилась она месяц, к сожалению, могилу отыскать не удалось, но были найдены личные вещи участников экспедиции, стало известно, где точно погиб корабль.

- Путешествия всегда подразумевают новые знакомства. Какая встреча запомнилась Вам больше остальных?

- Пожалуй, самым уникальным можно назвать знакомство с Тубяку Костёркиным , его называют последним шаманом Таймыра. А состоялось оно следующим образом: по окончании экспедиции мы приехали в небольшой посёлок, где проживает около 400 человек, Тубяку обладал высоким авторитетом среди них, получил признание как шаман, выдающийся эпический сказитель, исполнитель иносказательных песен и других жанров фольклора.

Я пришел к нему и поинтересовался, можно ли пообщаться? Тубяку немного помялся и произнёс: «Спирт принесли?». Мы достали фляжку, выпили по рюмочке, и разговор пошел. Тубяку рассказал много: родился он в 1921 году в семье великого нганасанского шамана Дюхаде и был третьим ребёнком в семье. Его рождение было предсказано отцом: «Родится у меня сын, на левом плече которого будет родимое пятно вроде пуговицы. Имя его будет Тубяку (Пуговица), он будет кормить моих зверей (то есть шаманских духов)». В конце 1940-х – начале 1950-х годов  занятие шаманством стало причиной заключения Тубяку в тюрьму. Однако инкриминировано ему было не само шаманство, а получение от клиентов оленей в качестве платы за камлание. После выхода из тюрьмы он продолжал шаманить. Тубяку продал свой шаманский костюм в Дудинский окружной музей. С тех пор он не устраивал камланий по полному ритуалу для сородичей, совершал обряд только для узкого круга своей семьи.

- Камлание - это что-то вроде ритуала или обряда? Вам удалось его наблюдать?

- Да, вы правы, камлание – это ритуал, сопровождающийся пением, во время которого шаман, приходящий в экстатическое состояние, общается с духами. Но, нет, конечно же, я не присутствовал при камлании. Тубяку объяснил нам, что большинство из тех, кто сейчас называет себя шаманами, - шарлатаны. Шаманов выбирают духи, ими нельзя стать самостоятельно. Всё, что нам показывают по телевизору, - это спектакль, красивая картинка для туристов, на самом деле никто не прыгает вокруг костра с бубном и разукрашенным лицом. Камлать - значит общаться с дьяволом, посторонним, тем более с камерами, при этом нельзя присутствовать.

- Игорь Евгеньевич, а Вы сами верите в шаманство, обереги, священных духов?

- Верю ли я? Не слушайте людей, которые говорят, что ходят в тайгу и не кормят, например, духа костра. Кормят! Потому что нельзя этого не делать, они ведь действительно существуют: духи леса, озера, костра.

Христианство – достаточно молодая религия по сравнению с этими верованиями, они же основываются не на пустом месте. Я думаю, что-то там есть.

А что качается оберегов, у меня есть медвежий клык, это подарок охотников.

- Среди туристов существует традиция привозить из путешествий сувениры, будь то магниты, открытки, значки или другие памятные вещи. Что привозите из экспедиций Вы?

- О, у меня дома целый музей! Абсолютно из каждой экспедиции я привожу камни. Часто встречаются люди, готовые подарить что-нибудь на память, например, традиционные игрушки.

- Вас наверняка часто приглашают в гости, угощают. Какое самое необычное блюдо удалось попробовать?

- Бозо! Это брага из овса, гадость редкая, но киргизы пьют! На Таймыре интересно было попробовать в первый раз сырую печень только что убитого оленя. Я посолил и съел, оказывается, это местные меня так на смелость проверяли.

- Вы не ходите в экспедиции с 1993 года, нашлось ли применение знаниям в обыденной жизни?

- Сейчас я «прибился» к спасательному отряду «Сальвар», полученный опыт помогает в поиске людей. Иногда провожу практические занятия по выживанию в лесу.

- Игорь Евгеньевич, Вы посвятили путешествиям 35 лет своей жизни, это же нечто больше, чем просто увлечение или хобби?

- Это стало образом жизни. Со временем ты просто не представляешь жизнь без этого адреналина. Но нужно обладать характером, психологически очень сложно. Сам бывало стоишь на вершине горы по пояс в снегу, внизу видна зелень, травка, и думаешь: «Господи! Это же еще спускаться надо. Чтобы я еще раз надел рюкзак, да никогда в жизни! Домой! На диван!».


Каждый год в туристический клуб приходит около ста человек, после обучения в поход из них уходит человек двадцать, а на следующий год возвращается только два-три человека. Романтика уходит через первые полчаса похода, затем идет тяжелый физический труд и эмоциональное напряжение. В мой первый поход в горы на Кавказ с нами пошла девочка- студентка. Маршрут небольшой, чуть больше ста километров. Мы прошли примерно  полчаса, она села на камень, заплакала и сказала: «Я никуда не пойду!». Спускаясь, встретили свана (представитель малочисленного народа, который причисляют к Грузии), проходим мимо, а он смотрит лукаво и говорит: « Эй, дорогой! Ишак тянет мешок в гору и думает, что работает, а ты думаешь, что так отдыхаешь.»

Ян Шадуров.



 
01_06-190-2016.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.10.2020 23:54
    В заброшенном состоянии находится могила Веры Анатольевны на Окопном кладбище. Родник, Институт искусств, Детская библиотека, Физакадемия хотят исправить ...
     
  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...

© 2021 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.