Архив 2013 - 2017 гг.. областного журнала Смоленск

Смоленский журнал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная 2015 11 (183) Ноябрь 2015 г. Сельской школе Смоленщины 200 лет!

Сельской школе Смоленщины 200 лет!

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Юбилеи

Петруленков Вячеслав Михайлович профессор, к.п.н., заслуженный учитель 
России, Смоленский областной институт развития образования

Shkola-1Смоленск – один из древнейших городов России, столица некогда бывшего великого княжества Смоленского, город, лежавший на великом пути из варяг в греки, ведший значительную торговлю, должен был быть, и, несомненно, был, центром духовного развития.

Ещё в до монгольский период на территории Смоленщины широко распространена была письменность, о чём свидетельствуют берестяные грамоты того времени. Быстрое распространение грамоты было связано с введением, при князе Владимире христианства.

Несомненно, что письменность среди смолян, в великокняжеский период существовала, на это указывают нам дошедшие до нашего времени уставные грамоты, разного рода договоры и переписка некоторых лиц, отличавшихся начитанностью, знанием латинских и греческих писателей. В этой связи стоит упомянуть: Климентия Смолянича, священника Фому, его учителя Григория, преподобного Авраамия.

 Но насколько сильно была распространена грамотность в народной массе –это с уверенностью сказать невозможно, однако то, что грамотных было не мало, на это указывает факт существования значительного числа переписчиков рукописей, в первой половине ХII века. К сожалению, летописи сохранили нам довольно скудные сведения о состоянии народного образования в этот отдаленный период, не только в Смоленске, но вообще в древней Руси

Наиболее достоверные сведения о нахождении школ в Смоленске относятся ко второй половине ХII столетия. Великий князь Смоленский, правнук Ярослава мудрого, Роман Ростиславович, большой ревнитель просвещения, не желая иметь в своем княжестве не ученых пастырей церкви, завел в Смоленске, что–то вроде высшего училища в котором обучали русскому, латинскому, и греческим языкам. Заводя разные полезные учреждения, и тратя всё своё имущество на книги и учение, он совершенно истощил свою казну, так что не на что было его похоронить, и благодарные ему смольняне (так в стародавние времена называли жителей Смоленска) устроили его похороны за свой счет. По преданию, одна из основанных им школ – греко–латинская, находилась при Иоанно – Богословской церкви, им же построенной. С.П.Писарев указывает даже место этого училища, против западного входа в церковь, где и до сего времени заметны еще следы какого – то древнего каменного здания.

Затем наступило тревожное время, время войн за обладание Смоленском, которое не могло способствовать  развитию народного образования.

Shkola-2Нашествие татар, разорившее Русскую землю, погубило зачатки просвещения, а, следовательно, и школу, подорвало в самом начале школьное обучение. В первые десятилетия господства татар было не до учения. В летописях почти совсем прекращаются упоминания о школах. Однако не следует преувеличивать размеры распространения школ и книжного поучения в древней Руси. Лишь с конца 15 века, после того как сложилось Московское государство, понадобились грамотные церковники, писцы, подьячие и чиновники.

Наибольшее развитие образование получило в Петровские и Екатерининские времена, однако и оно носило сословный характер.

Так  один из членов «комиссии об училищах и призрения требующих» учреждённой императрицей  Золотницкий в своих записках писал: «Сельские школы должны быть самыми сокращенными и содержать в себе только такое учение, которое делает жителей, сколько возможно, добродетельными и трудолюбивыми». В силу этого обязательное обучение в сельских школах предполагало ограничить чтением и кратким истолковатем «православного закона»; все остальное, в том числе даже обучение письму, предоставлялось «произволению» родителей учащихся.

Возникновение народного образования в сельской местности нашей Смоленской  губернии, по мнению смоленских епархиальных ведомостей от 15 января 1868 г., можно  разделить на три периода:

1. Образование народа до появления сельских училищ;

2. От начала появления народных училищ, или от 1837 года до 1860 года, когда число  училищ значительно увеличилось, и когда крестьяне, вследствие разных обстоятельств, иначе начали относиться к своему образованию;

3. От 1860 года до настоящего времени», то есть до 1868г.

 «В первый период возникновения образования на селе, в нашей Смоленской губернии, крестьянство, подобно всему русскому люду, воспитывалось в одной школе, общей для всех христиан России, православной церкви; приходя в церковь и слушая там чтение и пение, поучения пастырей церкви и прочее».

Shkola-3Вместе с этим крестьяне нашей губернии учились, грамоте – чтению и письму, и это естественное стремление: «ведь не запрещенный же плод грамота и не недоступный для крестьянина». «И вот мы видим в делах разных присутственных мест за 1813 и 1814 годы подписи крестьян, а также, в двенадцатом году и ранее мы слышали в церкви чтение  и пение мужичков – старичков; всё же это возможно только при знании грамоты – умении читать и писать». Конечно, число грамотных крестьян в нашей губернии было тогда слишком, незначительно: быть может, один приходился на тысячу; да и эти единицы обучались не в школах, как стало происходить значительно позже, сельских училищ тогда и «слыхом не слыхать было».

Обыкновенно это происходило так: какой ни будь причетник или вообще так называемый тогда мастер говорил крестьянину, более или менее зажиточному: «не худо бы брат выучить тебе сына своего церковной грамоте, ведь он прочтёт тебе молитвы, заповеди Божьи и всё что читается в церкви, тебе будет польза, да и семейство – то послушает; при том при получении тобою письма от старшего сына твоего он прочтёт оное для тебя и напишет за тебя». Всё это как нельзя более приятно было сердцу крестьянина, и потому он не делал возражений против подобного предложения, а помолившись Богу и благословивши сына своего, отдавал его учиться церковной грамоте и русскому письму.

Цель этого учения была, как сказано выше, научить читать и хоть немного понимать молитвы, заповеди и всё, что читалось в церкви; применительно к этой цели избирались и учебники. Книги эти: азбука, часослов и псалтырь.

По старому обычаю, ребёнка начинали учить грамоте, когда ему исполнялось семь  лет. Отец призывал двух – трёх родственников, советовался с ними, не пора ли мальчика отдать в «книжное научение». Решив, что пора, звали отца духовного и служили молебен покровителю наук св. пророку Науму и тому святому, тезоименит которому был мальчик. Ребёнка кропили святой водой, духовник благословлял его и говорил приличное случаю поучение. Отец и мать благословляли мальчика и говорили ему тоже несколько напутственных слов о пользе учения, о том, чтобы он слушался учителя, учился бы хорошо и т.д. Затем они шли к «мастеру», положив уставные поклоны и поздоровавшись с «мастером», отец мальчика начинал рядиться с учителем, уговариваться, чему мастер должен выучить ребёнка, и какую плату и чем должен получить за науку. Сговорившись обо всём этом, отец ученика и мастер ударяли по рукам, и приведенный мальчик поступал в распоряжение учителя. Сделав три поклона перед образом и поклонившись в ноги учителю, новый ученик получал букварь, вынимал из-за пазухи нарядную указку, заботливо подаренную ему матерью, или кем ни будь из родственников, садился на указанное ему учителем место за столом и начинал трудное дело «книжного учения».

Shkola-4Самым первым сельским училищем (школой), на территории современной Смоленщины, о котором сохранились документальные сведения, является – открытое в селе Кузьмичах Рославльского уезда (ныне Ершичский район) в 1815 году, по инициативе местного  протоирея Петра Сущинского и с одобрения прихожан приходское училище для крестьянских детей. «Прихожане постановили собирать в пользу училища ежегодно по 40 копеек с души, а сам священник, ставший заведующим и законоучителем училища, взял  на свой счёт обеспечение учебными пособиями и содержание 20 учеников из неимущих семей». 15 октября 1815 года в присутствии местных властей и директора народных училищ губернии  Л.Ф.Людоговского состоялось торжественное открытие этого училища – одного из первых в губернии для крестьянских детей, к тому же благополучно просуществовавшему до наших дней. Поначалу в нём обучалось 38 мальчиков.

Наиболее прогрессивные дворяне – землевладельцы по собственной инициативе организовывали обучение крестьянских детей грамоте в своих имениях.

В1817 году в сельце Жуково Вяземского уезда помещик, впоследствии ставший декабристом, И.Д.Якушкин организовал обучение грамоте и ремеслу крестьянских детей.

И.Д.Якушкин удожник Н. И. Уткин, 1816 год           

В Бельском уезде, в селе Ахтырка–Пигулино.

 С 1821 года существовало частное приходское духовное училище, которое содержал за свой счёт местный помещик Б.М.Лыкошин.

Так 1825 году, в селе Мытишино Дорогобужского уезда священник Г.В.Белкин открыл в своём доме школу, для крестьянских детей просуществовавшую до 1858 года.

В 1830–е годы в селе Милюково дьякон Е.Конокотин начал обучение детей прихожан грамоте и продолжал эту работу до открытия в селе в1866 году сельского училища.

В 1833 году, в селе Дугино Сычёвского уезда, в имении графа Панина было открыто училище. О его работе управляющий имением доносил: «Обучаются крепостные дворовые мальчики числом до 20 человек. Учение первоначально начинают от русских азбук и продолжают до выучки псалтыря и по выучке оных начинают писать с русских прописей и на том кончают учение. Уроки же им преподаёт дворовый человек села Дугино».

В 1838 году, в Ельнинском уезде, в сельце Алексееве открыта была помещиком, отставным подполковником  М.П. Гердличко, большим любителям музыки, первая в губернии музыкальная школа на 80 человек, в которую принимались мальчики в возрасте от10 до16 лет. 

Хор. 1894. Ярошенко Николай Александрович

В 1840 году в селе Алексино Дорогобужского уезда, где находилась писчебумажная  фабрика, её владелец И.И.Барышников открыл школу, в которой дети фабричных  рабочих учились азбуке, катехизису и умению писать. Избранный в 1820 г. почетным смотрителем Дорогобужского уездного училища Иван Иванович подарил училищу каменный двухэтажный дом, стоимостью более 16 тыс. рублей и пожертвовал дополнительно на развитие училища значительные суммы.

В 1845 году в селе Городок Дорогобужского уезда князь Голицын открыл сельское приходское училище в специально построенном им удобном и просторном здании. В это образовательное учреждение было принято 50 крестьянских мальчиков. Обучение их происходило с 1 октября и заканчивалось 1 апреля. До обеда детей учили читать, писать и началам арифметики, после обеда – ремёслам, необходимым в крестьянском быту (шить одежду и обувь, столярному и бочарному мастерству).

В эти же годы в селе Хотьково Сычёвского уезда княгиня М.А.Мещерская построила  для училища просторный деревянный дом на каменном фундаменте, в нём обучались более 70 крестьянских детей, имелось общежитие для учеников, живущих в дальних деревнях.

В селе Кикино Юхновского уезда (ныне Тёмкинский район) с 1847 по 1852 год священник И.Клитин обучал у себя на дому крестьянских детей, затем по его инициативе было открыто сельское училище.

В селе Желанья этого же уезда священник Волочков с 1850 года в своём доме содержал школу для крестьянских детей.

В селе Волочёк Дорогобужского уезда священники Карцев и Солнцев содержали за свой счёт сельскую школу, в которой обучались 30 мальчиков и девочек из окрестных деревень.

В 1850 году в селе Вешки Гжатского уезда при приходской церкви была открыта школа, для которой через 10 лет на средства прихожан было построено каменное здание.

По состоянию на 1857 год в Смоленской губернии уже значилось более 80 школ в помещичьих имениях, в которых работало 102 учителя и обучалось 1344 мальчика и 37 девочек, кроме того, земством было открыто 353 школы. В 1862 г. в Смоленской епархии числилось около 800 школ духовного ведомства, в которых обучалось до 13185 человек.

В развитии Смоленщины сельская школа всегда занимала особое положение, была чем-то большим, чем сугубо образовательное учреждение. Эта её особенность предопределялась историческими традициями народной школы, близостью к сельскохозяйственному производству и социальной жизни села, спецификой локальной, изолированной от большой жизни, сельской среды, зависимостью от производственной и социальной инфраструктуры села и, как следствие, той сверхзадачей, которую она всегда выполняла,  и будет выполнять в экономической, культурной, социальной жизни государства и сельского общества.

В её становлении активное участие приняли: православная церковь, просвещённые и состоятельные смоляне, земство, государственные структуры и крестьянские общества.

Развитием сельской школы занимались известные на Смоленщине и далеко за её пределами педагоги, жившие в разные исторические эпохи: Л.Ф. Людоговский, В.П. Вахтеров, С.А. Рачинский, Е.Н. Водово́зова, С.Т. Шацкий, В.Ф. Алёшин, А.Е. Кондратенков, В.Д. Новиков и многие другие.

Устный счёт. В народной школе А.С.Рачинского.

Николай Богданов – Бельский. 1895год.

Весомый вклад в становление и развитие образования на селе внесли известные в стране общественные деятели: И.Д.Якушкин – один из наиболее известных декабристов, политический деятель, педагог; С.Ф. Шарапов – русский экономист, военный, политический деятель, издатель и публицист; княгиня М.Н.Тенешева – русская дворянка, художник –эмальер, педагог, меценат и коллекционер; А.Н. Плещеев – русский писатель, поэт, переводчик, литературный и театральный критик и другие.

За два века своего существования сельская школа испытывала взлёты и падения, и сегодняшнее её состояние – болевая точка нашего Смоленского, впрочем, как и Российского образования. Финансируемая, в основном, из муниципальных бюджетов, она стала заложницей финансовых возможностей муниципальных образований. Сегодня очевидно: образование на селе находится в кризисе и нуждается в поддержке государства и всех его структур.

Сегодня очевидно, что изменилась структура, как сельского образования, так и сельского социума. Федеральные и региональные программы, нацеленные на поддержку социальной сферы в сельской местности, в большинстве своём не действуют. В сёлах закрываются жизненно важные объекты социальной инфраструктуры, функционирование которых в условиях рыночной экономики попросту нерентабельно: больницы, библиотеки, сельские клубы и т.п. В условиях кризисного состояния аграрного сектора, социальная функция сельской школы значительно возрастает, так как она остаётся основным резервом пополнения кадров для сельскохозяйственного производства и важным центром культурно–образовательной работы с населением.

Существенные изменения социальных и экономических условий жизни села, произошедшие в последние десятилетия, порождают множество проблем, однако период реформирования общего образования, на Смоленщине, за время действий закона Р.Ф. «Об образовании» (1992 – 2015гг) позволил накопить значительный опыт развития общеобразовательных учреждений находящихся в сельской местности, опыт, который нашел распространение не только у нас в области, но и во многих регионах России.

Сельская школа – тот образовательный институт, который более других нуждается сегодня в государственной поддержке и помощи.

Позитивные перспективы развития сельской школы, выработка и реализация стратегии её устойчивого развития могут иметь результат при ряде условий. Во–первых, такая стратегия должна быть выработана не только для федерального, но и для регионального (областного) и муниципального уровней. Во – вторых, для её осуществления потребуются значительные усилия государства и коммерческих структур, заинтересованных в развитии сельского хозяйства. В – третьих, необходимы серьёзные волевые усилия тех, кто будет её осуществлять.

Исходя из исторического опыта, необходимо осознать, что развитие сельской школы возможно лишь в контексте развития сельского хозяйства, культуры и социальной сферы села. Поэтому стратегию развития сельской школы необходимо соотнести со стратегией развития агропромышленного комплекса региона, государственной политикой в сфере сельского расселения. Сотрудничество органов образования с законодательной властью, межведомственное и межинституциональное сотрудничество, должно стать важной составляющей деятельности органов управления образованием.

Развитие российского общества на современном этапе характеризуется кардинальными изменениями в социально–экономической и общественно–политической жизни. Наиболее ярко это проявляется в аграрном секторе: введение многоукладности сельского хозяйства, появление фермерских хозяйств, распад государственных и кооперативных структур, смена стандартов и норм общественного управления, изменение комплекса социокультурных ориентиров – всё это привело социальную и производственную структуру села в кризисное состояние. В результате на селе возникли новые социальные проблемы: безработица, масштабная миграция населения, резкое снижение рождаемости.

Новые экономические, социальные и духовные реалии, сложившиеся сегодня в сельской местности, не могли не отразиться на образовательной сфере, призванной определять жизненные цели и ценности сельских жителей. С начала 90-х годов увеличивается разнообразие форм образовательных учреждений, происходят изменения финансово–экономических, организационных, управленческих структур сельской школы; возрастает разнообразие содержания образовательных программ. Однако всё это часто сопровождается стихийностью и бессистемностью осуществляемых нововведений, нарастает тенденция к сужению объёма и снижению качества базового компонента в школьном образовании, слепо копируются разные модели городских школ, растут диспропорции между разными элементами школьного образования.

Сельские школы, составляющие сегодня около 70% от числа всех общеобразовательных школ Смоленщины в которых обучается менее 30% учащихся, сталкиваются с рядом проблем социального, организационного и собственно педагогического характера, требующих как теоретического осмысления, так и практического решения.

Сельскую школу можно возродить только всем миром. Необходимо восстановить традиции общественно – научной, общественно – педагогической деятельности, сотрудничества города и села, участия творческой интеллигенции в помощи «глубинке». Нужно поддерживать предпринимателей, готовых служить Отечеству, помогая сельской школе. Важно не оставлять без общественного внимания также благие дела церкви и общественных организаций на пользу школе.

Только благодаря консолидации всех сил нам удастся дать детям, проживающим в сельской местности качественное образование гарантированное Российской конституцией.

Надеюсь, что у всех у нас, наконец – то проснётся осознание своей ответственности за будущее Смоленской деревни, её школы и детей.

Хочется верить, что, как записано в государственной программе развития образования до 2020 года: «сеть школ в сельской местности будет иметь сложную структуру, включающую базовые школы и филиалы, соединенные не только административно, но и системой дистанционного образования. Многие сельские школы станут интегрированными социально–культурными учреждениями, выполняющими не только функции образования, но и иные социальные функции (культуры и спорта, социального обслуживания и др.)».

Литература:

1.     Шперк Ф.Ф. Краткий исторический очерк народного образования в Смоленской губернии. / Ф.Ф. Шперк. Смоленск, 1899/.

2.     Смоленские епархиальные ведомости. 1903.

3.     Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. 50. Оп. 1. Д. 3.

  1. Сведения о церковно–приходских школах за 1881-1882 гг. Б.г., б.м. С. 2-3.
  2. Трофимовский Н.В. Историко–статистическое описание Смоленской епархии.
  3. Очерк народного образования Смоленской губернии // Прибавление к Смоленским епархиальным ведомостям за 1868 год. № 5-6. С. 145-230;
  4. Будаева О.Д. Грамотность крестьян и школьное дело в конце XIX века.
 
4-200-2017.jpg

Журнал Смоленск 2007 год

Журнал Смоленск 2006 год

Чтобы сообщить об ошибках в тексте на нашем сайте, нужно выделить текст и нажать SHIFT+ENTER

Похожие материалы

Комментарии

  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.10.2020 23:54
    В заброшенном состоянии находится могила Веры Анатольевны на Окопном кладбище. Родник, Институт искусств, Детская библиотека, Физакадемия хотят исправить ...
     
  • ВЕРА, ВЕРОЧКА

    21.06.2019 16:10
    Какое счастье, что я знал этого светлого человека! Встретились мы на занятиях "Родника" Юрия Пашкова. Посредством таких людей душа моя осталась в ...
     
  • ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ

    03.05.2019 01:25
    Ильющенкова Мария Антоновна после переезда в Смоленск была директором 31 школы, а не 34(как указано в вашей статье). Я являюсь ее внучкой, дочерью ...
     
  • Шишок

    09.12.2018 13:38
    В ноябре этого года,я посетила могилу М.К.Тенишевой,о на находится в идеальном состоянии,видим о А А.Ляпин (мое глубочайшее почтение),остав ил кладбищу ...
     
  • ОПЕРА

    11.10.2018 23:53
    Здравствуйте! Мой дедушка - Кукес Юрий Матвеевич, Народный артист РФ, разыскивает своего двоюродного брата Алексдрова Александра Марковича. Наткнулась ...
     
  • Бога за бороду схватили?

    19.05.2018 17:38
    Могу ли я стоять в стороне, когда честных добросовестных лейтенантов ДПС за добросовестное выполнение своих обязанностей (а это подтвердила служебная проверка ...

© 2021 Журнал Смоленск. Все права защищены.
Журнал Смоленск — независимое издание.